УП по ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)1-4 классы 2023-2024 уч.г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 84 п. Сеятель
«Рассмотрен»
на заседании
педагогического совета
МБОУ СОШ № 84 п. Сеятель
От 30.08.2023г. №1

«Утвержден»
Приказ
МБОУ СОШ № 84 п. Сеятель
от 01.089.2023 № 145

Учебный план
для обучающихся с легкой умственной отсталость
(интеллектуальными нарушениями)
1- 4 классов (1 вариант) на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану
для обучающихся с легкой умственной отсталость
(интеллектуальными нарушениями)
1- 4 классов (1 вариант) на 2023-2024 учебный год
Учебный план учреждения разработан на основании нормативных
документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря
2014 года № 1599;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022
№
1026
"Об
утверждении
федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)";
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022
№ 1023 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья"
- Приказа Министерства просвещения России от 22.03.2021 N 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»
В данной пояснительной записке рассматривается (Вариант 1)
Учебный план МБОУ СОШ № 84 п. Сеятель для обучающихся 1-4 классов в
условиях реализации ФГОС О УО (ИН), реализующих АООП для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) фиксирует общий
объем нагрузки, максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Для 1 класса (I вариант) - 21 час, объѐм максимальной допустимой нагрузки в
течение дня не превышает 4 уроков и один день в неделю – 5 уроков за счѐт урока
физической культуры.

Для 2 класса (I вариант)– 23 часа, объѐм максимальной допустимой нагрузки в
течение недели составляет не более пяти уроков: 3 дня по 5 уроков, 2 дня по 4 урока.
Для 3-х классов (I вариант)– 23 часа, объѐм максимальной допустимой нагрузки
в течение недели составляет не более пяти уроков: 3 дня по 5 уроков, 2 дня по 4
урока.
Для 4-х классов (I вариант)– 23 часа, объѐм максимальной допустимой нагрузки
в течение недели составляет не более пяти уроков: 3 дня по 5 уроков, 2 дня по 4
урока.
Продолжительность учебной нагрузки (урока) не превышает 40 минут.
Продолжительность учебного года в 13-м классе составляет 34 учебные недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Пятидневная рабочая неделя
устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение
проходит в одну смену.
Учебный план рассчитан на пятидневную учебную неделю. Структура учебного
плана включает:
1. Обязательную часть;
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений;
3. Коррекционно – развивающую область;
4. Внеурочную деятельность.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей:
Язык и речевая практика (русский язык, чтение, речевая практика)
Математика (математика)
Естествознание (мир природы и человека)
Искусство (музыка, рисование (изобразительное искусство)
Физическая культура (адаптивная физическая культура)
Технология (ручной труд)
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных
предметов, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре АООП,
приведены в Адаптированной основной общеобразовательной программе, рабочей
адаптированной образовательной программе по предмету
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных

предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко
выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете
особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с
целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в
структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область
Учебные предметы обязательной части в учебном плане представлены в
полном объеме с соблюдением недельной часовой нагрузки по каждому предмету:
Предметная область Язык и речевая практика представлена предметами в 14 классах «Русский язык», «Чтение», «Речевая практика»,
Изучение образовательной области направлено на решение следующих задач:
— Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности
и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение,
словосочетание);
— Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие
коммуникативноречевых навыков;
— Овладение различными доступными средствами устной и письменной

коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
—
Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
— Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов
доступных для понимания по структуре и содержанию;
—
Развитие навыков устной коммуникации;
— Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Русский язык изучается: в 1-4 классах в объеме 3 часов в неделю.
Изучение русского языка направлено на формирование первоначальных навыков
чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных
представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике
получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения
практико-ориентированных задач.
Чтение изучается в объеме: 1 класс - 3 часа в неделю, 2-4 классы - 4 часа в
неделю. Учебный предмет направлен на осознание значения чтения для решения
социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства
прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и
правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения,
осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов.
Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных
произведений.
Речевая практика в 1-4 классах изучается в объеме 2 часов в неделю и
направлена на расширение представлений об окружающей действительности.
Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие
навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их
применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной
выразительности, овладение нормами речевого этикета.
Предметная область «Математика» представлена предметом «Математика».
Математика изучается в 1 классе в объеме 3 часа в неделю, во 2-4 классах в объеме 4
часов в неделю, Основной целью обучения математике является подготовка
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к
жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-

трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением
арифметических задач и другими).
Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных
видах практической деятельности).
Развитие способности использовать некоторые математические знания в
жизни. Формирование начальных представлений о компьютерной грамотности.
Предметная область «Естествознание» представлена предметами в 1-4
классах «Мир природы и человека», который изучается в 1 классе в объеме 2 часа в
неделю, во 2-4 классах в объеме 1 часа в неделю, Основная цель предмета
«Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных
знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей,
существующих между миром природы и человека.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся
умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинноследственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Предметная область «Искусство» представлена предметами «музыка» и
«рисование (изобразительное искусство)».
Музыка изучается в объеме: 1 класс - 2 часа в неделю, 2-4 классы - 1 час в
неделю. «Музыка» — учебный предмет, предназначенный для формирования у
учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства,
развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Цель — приобщение к музыкальной культуре учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части
духовной культуры.
Рисование (изобразительное искусство) в 1-4 х классах изучается в объѐме 1
часа в неделю, Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем
развитии личности учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения
умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных
знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии
зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его
положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке,
аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими
навыками в повседневной жизни.
Коррекция недостатков психического и физического развития учащихся на
уроках изобразительного искусства заключается в коррекции познавательной
деятельности, ручной моторики, улучшения зрительно-двигательной координации,
развитии
аналитических
способностей,
зрительной
памяти,
внимания,
наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

Предметная область «Физическая культура» представлена предметом
адаптивная физическая культура, который изучается с 1 по 4 класс в объеме 3 часов
в неделю,
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем
развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, в воспитании
интереса к физической культуре и спорту, в формировании и совершенствовании
основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других.
Предметная область «Технология» представлена предметами «Ручной труд»,
который изучается в объѐме: 1 класс - 2 часа в неделю, 2-4 классы - 1 час в неделю и
предметом Основная цель изучения предмета «Ручной труд» заключается во
всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования
трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в
старших классах. Его изучение способствует развитию
созидательных
возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации
успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их
возрастных особенностей, которая предусматривает коррекцию познавательной
деятельности учащихся, ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной
координации, развитие аналитико-синтетической деятельности.
Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем
развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета способствует получению обучающимися
первоначальной
профильной
трудовой
подготовки,
предусматривающей
формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений
и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и
профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и
состояния здоровья.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Во втором, третьем, четвертом классах отведенные 3 часа в соответствии с
психофизическими особенностями учащихся, их особыми образовательными
потребностями, учитывая мнение родителей (законных представителей) отводятся
на следующие учебные предметы: 1 час на русский язык, 1 час на мир природы и
человека, 1 час рисование (изобразительное искусство),
Коррекционно-развивающая
область
представлена
коррекционными
занятиями, которые включают логопедические, психокоррекционные занятия и
занятия ритмикой.
Логопедические занятия проводятся в 1-4 классах объеме в 3 часа в неделю.
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии
всех
сторон
речи
(фонетико-фонематической,
лексико-грамматической,
синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.
Психокоррекционные занятия проводятся в объеме 2х часов в неделю
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм

взаимодействия с учащимися, направленными на преодоление или ослабление
проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного
поведения.
Предмет Ритмика изучается в 1-4 классах в объѐме 1 часа в неделю.
Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности
ребенка в процессе восприятия музыки.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной,
эмоциональноволевой, познавательной сфер, которая достигается средствами
музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и
речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья,
формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Учебные предметы

Количество часов в неделю
в классах
II
III
IV
I

Всего

Предметные области

1

Годовой учебный план для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов
МБОУ СОШ № 84 п. Сеятель
(Вариант 1) 2023-2024 учебный год

Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

2. Математика
3. Естество- знание
4. Искусство

1.1.Русский язык
1.2.Чтение

99

102

102

102

405

99

136

136

136

507

1.3.Речевая практика
2.1.Математика
3.1. Мир природы и
человека
4.1. Музыка
4.2. Рисование
(изобразительное
искусство)

66

68

68

68

270

99

136

136

136

507

66

34

34

34

168

66

34

34

34

168

33

34

34

34

135

5.1. Адаптивная
физическая культура
6.1. Ручной труд

99

102

102

102

405

66

34

34

34

168

693

680

680

680

2733

-

102

102

102

306

-

34

34

34

102

34

34

34

102

34

34

34

102

693

782

782

782

3039

198
33

204
34

204
34

204
34

810
135

5. Физическая культура
6. Технологии
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
- русский язык
- мир природы и человека
- рисование (изобразительное искусство)

Максимально допустимая недельная
нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно - развивающая область
Ритмика

Логопедические занятия
Психокоррекционные занятия
Внеурочная деятельность

99
66
132

102
68
136

102
68
136

102
68
136

405
270
540

Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Естествознание
4. Искусство

5. Физическая культура

Количество часов в неделю в
классах
I
II
III
IV

Всего

Предметные области

1

Недельный учебный план для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов
МБОУ СОШ № 84 п. Сеятель
(Вариант 1) 2023-2024 учебный год

1.1.Русский язык
1.2.Чтение

3
3

3
4

3
4

3
4

12
15

1.3.Речевая практика
2.1.Математика
3.1. Мир природы и
человека
4.1. Музыка
4.2. Рисование
(изобразительное
искусство)

2

2

2

2

8

3

4

4

4

15

2

1

1

1

5

2

1

1

1

5

1

1

1

1

4

5.1. Адаптивная
физическая культура
6.1. Ручной труд

3

3

3

3

12

2
21

1
20

1
20

1
20

5
81

-

3

3

3

9

-

1
1
1

1
1
1

1
1
1

3
3
3

21

23

23

23

90

6

6

6

6

24

1

1

1

1

4

3

3

3

3

12

2

2

2

2

8

4

4

4

4

16

6. Технологии
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
- русский язык
- мир природы и человека
- рисование (изобразительное искусство)
Максимально
допустимая
недельная
нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно - развивающая область
Ритмика
Логопедические занятия
Развитие психомоторики
процессов
Внеурочная деятельность

и

сенсорных

Формы аттестации.
В соответствии с требованием Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и
предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями,
необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных
отношений обучающихся в различных средах.
Результаты оценки личностных достижений проводится раз в полугодие и за-

носятся педагогами в карту индивидуальных достижений обучающегося, с учетом
мнения родителей (законных представителей). Карты включаются в состав
индивидуальных психолого-педагогических дневников наблюдений за развитием
обучающихся.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода
экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на
основе мнений группы специалистов (экспертов)
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для каждой образовательной области. Задания
разрабатываются дифференцированно с учетом особых образовательных
потребностей ребенка. Вариативность заданий заключается в варьировании
сложности и объема материала, способа предъявления, объема помощи при
выполнении задания.
Основой оценки служит анализ качества выполнения заданий.
Оценка достижения возможных предметных результатов освоения АООП
производится учителем, по каждой предметной области и заносится в карту
индивидуальных достижений обучающегося «Предметные результаты освоения
АООП». Оценка достижений предметных результатов производится 1 раз в
полугодие. В конце учебного года проводится мониторинг образовательных
достижений обучающихся
Обучающиеся, по итогам учебного года, при успешном освоении
адаптированной основной общеобразовательной программы переводятся в
следующий класс по решению педагогического совета.
Формы промежуточной аттестации представлены в таблице
Учебные предметы
Учѐт текущих достижений Защита проекта
Русский язык

+

Чтение
Математика
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное
искусство
Физическая культура
Технология
Курсы по выбору

+
+
+
+
+
+
+
+


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Рабочие программы

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».