ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 84 п. СЕЯТЕЛЬ
на 2023 – 2024учебный год
по основной общеобразовательной программе,
адаптированной для обучающихся с ЛУО (вариант 1)
Приложение № 3
К ООП ООО
МБОУ СОШ № 84 п. Сеятель
на 2023– 2024учебный год
(приказ от 31.09.2023 № 145)
2023 год
п. Сеятель Северный
Пояснительная записка
Учебный план содержит инвариантную часть, в которую
включены
образовательные области и соответствующие им учебные предметы, наиболее важные
для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с умственной
отсталостью. В этой части особое внимание уделяется развитию связной устной и
письменной речи, усвоению элементарных основ математики, предметов из
естествоведческого и обществоведческого циклов. Каждая образовательная область
учебного плана реализуется системой учебных предметов, неразрывных по своему
содержанию с учетом принципа преемственности начального и основного общего
образования.
Инвариантная часть учебного плана представлена следующими учебными
предметами:
- «Письмо и развитие речи» 9 класс по сетке часов.
В 9 классе развивается устная и письменная речь, формируются практически
значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному
языку. Курс направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с
целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
-«Чтение и развитие речи» в 9 классе, по сетке часов.
На уроках чтения и развития в 9 классе продолжается формирование у обучающихся
техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания
читаемого материала.
- «Математика» 9 класс, по сетке часов.
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит
обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению
доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением — коррекцией и
развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также
воспитанием
трудолюбия,
самостоятельности,
терпеливости,
настойчивости,
любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять
контроль и самоконтроль.
Обучение математике готовить обучающихся к овладению профессиональнотрудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в
нестандартных ситуациях.
-«Биология» 9 класс (2 часа)
-«География» 9 класс (2 часа)
Подготовка обучающихся к дальнейшему усвоению знаний по естествознанию и
географии в 9 классе.
В процессе изучения окружающего мира, природы у обучающихся формируются и
систематизируются представления о: живой и неживой природе; сезонных изменениях в
ней; жизни растений и животных; строении организма человека и т.д.
Обучающиеся учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать,
устанавливать несложные причинно-следственные связи и взаимозависимость природных
явлений. Эта деятельность обучающихся играет важную роль в работе по коррекции
недостатков умственного и психофизического развития, их познавательных интересов.
Знания о природе помогают им видеть прекрасное в ней, воспитывают отношение к
ней, стремление беречь и охранять природу.
Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков интеллектуального
развития обучающихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо
развивать у обучающихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать
простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов
между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой,
влияние на нее.
География как учебный предмет имеет большое значение для всестороннего развития
обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны
и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть
природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи.
Основные задачи современного школьного курса географии — дать элементарные, но
научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России
и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в
природе.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального,
эстетического и экологического воспитания обучающихся, помогает знакомить их с
миром профессий, распространенных в своем регионе.
-«История» 9 класс (2 часа)
-«Обществознание» 9 класс (1 час)
- «Социально – бытовая ориентировка» 9 класс (2часа)
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный
предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и
умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением
интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Представляется, что в курсе «Истории России» для детей с нарушениями интеллекта
целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной
истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого
события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой
подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их
последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое
понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть
использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического
развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
В школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание обществоведческого
курса должно носить характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики.
Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее
внимание практико-ориентированной составляющей содержания. При этом стоит
подчеркнуть, что, несмотря на то, что содержание курса носит элементарный характер,
оно все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям
обществоведческих знаний.
Курс призван способствовать, возможно большей самореализации личностного
потенциала детей с нарушениями интеллекта. Цель данного курса — создание условий
для социальной адаптации обучающихся путем повышения их правовой и
этическойграмотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное
общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться
своими правами.
Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку
обучающихся 9 класса к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний
и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного
общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны
формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в
окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться
услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи,
способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков
общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.
- «Физическая культура»: 9 класс – 2 часа
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной
связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением. Система
физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями,
должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных
способностей ребенка.
Программа физического воспитания учащихся 9 класса является продолжением
программы подготовительных — 4 классов, формируя у учащихся целостное
представление о физической культуре, способность включиться в производительный
труд.
- «Трудовое обучение»:
9 класс- 14ч.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков
познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной
ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики
рук.
Трудовое обучение имеет общетехнический характер, является пропедевтическим
периодом для формирования ключевых компетенций, необходимых для дальнейшей
профессиональной деятельности. В данный период определяются индивидуальные
профессиональные возможности обучающихся в овладении тем или иным видом
профессионального труда.
В 9 классе знания и умения оцениваются по 5-балльной системе по всем учебным
предметам учебного плана. Отметки ставятся за устные ответы в классные журналы
учителями - предметниками, а также по результатам четвертных и итоговых
контрольных работ по письменным предметам, по результатам административных
срезов знаний в течение года. В журнале также выставляются оценки за четверть, за год.
Обязательный объѐм нагрузки соответствует СанПиН .
Максимальный объем обязательного домашнего задания соответствует санитарноэпидемиологическим правилам и нормативам. Домашние задания даются обучающимся
с учетом возможности их выполнения. С целью профилактики утомления, нарушения
осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки, гимнастика для
глаз.
Предельно допустимая нагрузка на каждого ученика и общий объем учебного плана
соответствуют количеству часов базисного учебного плана.
Контроль за соблюдением максимальной нагрузки на обучающихся, выполнение
охранительного режима учебного труда и отдыха осуществляют:
классные руководители;
учителя-предметники;
специалисты службы сопровождения образовательного процесса;
медицинский работник.
По окончании IX классов обучающиеся проходят итоговую аттестацию по трудовому
обучению и получают документ установленного образца об окончании учреждения.
Учебный план
коррекционных классов для детей с ограниченными возможностями здоровья
VIII вида МБОУ СОШ на 2023-2024 учебный год 9 класс
Учебные предметы
Количество часов
(по классам)
1.Общеобразовательные области
Чтение и развитие речи
Письмо и развитие речи
Математика
Природоведение
Биология
География
История Отечества
Обществознание
Изобразительное искусство
Музыка и пение
Физическая культура
3
4
4
2
2
2
1
2
2.Трудовая подготовка
Трудовое обучение
14
Трудовая практика (в днях)
20
3.Коррекционная подготовка
Социально-бытовая ориентировка
2
4.Школьный компонент
Итого: обязательная нагрузка
36