РП литературное чтение 2кл

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 2 класса составлена на основе Требований к
результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной
программе воспитания.
Федеральная основная общеобразовательная программа, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 18 мая 2023 г. № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»
•
•
•
•
•

Примерная программа основного начального образования по литературному чтению(утверждена приказом Минобразования
России от 09.03.04. № 1312), авторская программа для УМК «Школа России» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В.
Головановой«Литературное чтение. 1 – 4 классы».
Основная образовательная программа начального общего образования
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 84 п. Сеятель
Учебный план МБОУ СОШ № 84 п. Сеятель на 2024-2025 учебный год
Календарный учебный график МБОУ СОШ № 84 п. Сеятель на 2024-2025 учебный год.
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 84 п. Сеятель.
Место учебного предмета « Литературное чтение» в учебном плане

Курс рассчитан на 136 часов (4часа в неделю). В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУСОШ №84 п. Сеятель на
2024 - 2025уч.год, а также государственными праздниками, данная программа рассчитана на 136 часов
.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению для 2-класса составлена на основе требований к результатам освоения программы начального
общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с
достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и
дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовнонравственного развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков
смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого
направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение
преемственности в изучении систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

•
•
•
•
•
•

Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной
жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и
универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования,
а также будут востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:
формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и
произведений устного народного творчества;
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности
человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных
литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам;
овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование
информации для решения учебных задач.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Самое великое чудо на свете.
Круг чтения: История книги. История создания бумаги .Библиотеки. Значение книги в жизни человека.

Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров фольклора (потешки, считалки, пословицы, скороговорки,
небылицы, загадки по выбору). Шуточные фольклорные произведения – скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи.
Игра со словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц. Ритм и счёт – основные средства выразительности и построения
считалки. Народные песни, их особенности. Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок. Сказка – выражение народной
мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Особенности сказок
о животных: сказки народов России. Бытовая сказка: герои, место действия, особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о
волшебной сказке (общее представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные произведения народов
России: отражение в сказках народного быта и культуры.
Произведения для чтения: потешки, считалки, пословицы, скороговорки, загадки, народные песни, русская народная сказка «Каша из
топора», русская народная сказка «У страха глаза велики», русская народная сказка «Зимовье зверей», русская народная сказка «Лиса и
тетерев», русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко», сказки народов России (1-2 произведения) и другие.
Люблю природу русскую. Осень.Зима.Весна.
Тема природы в разные времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы (по выбору, не менее пяти авторов).
Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времён года). Средства выразительности при описании природы: сравнение и
эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение
темы «Времена года» в картинах художников (на примере пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и др.) и
музыкальных произведениях (например, произведения П. И. Чайковского, А. Вивальди и др.).
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Вот север, тучи нагоняя…», А.А. Плещеев «Осень», А.К.
Толстой «Осень. Обсыпается наш сад…», М.М. Пришвин «Осеннее утро», Г.А. Скребицкий «Четыре художника», Ф.И. Тютчев «Чародейкою
Зимою», «Зима недаром злится», И.С. Соколов-Микитов «Зима в лесу», С.А. Есенин «Поёт зима – аукает…», И.З. Суриков «Лето» и другие.
Русские писатели
Круг чтения: В.А. Жуковский, А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный», «Сказка о рыбаке и рыбке», И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»,
«Стрекоза и Муравей»,Л.Н Толстой « Котёнок», «Филипок». Описание животных в художественном и научно-познавательном тексте.
Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота). Особенности басни как жанра литературы,

прозаические и стихотворные басни (на примере произведений И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок
(поучение).
О братях наших меньших
Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не
менее пяти авторов). Дружба людей и животных – тема литературы (произведения Е. И. Чарушина, В. В. Бианки, С. В. Михалкова, Б. С.
Житкова, М. М. Пришвина и др.). Отражение образов животных в фольклоре (русские народные песни, загадки, сказки). Герои стихотворных
и прозаических произведений о животных. Описание животных в художественном и научно-познавательном тексте.
Произведения для чтения: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», Л.Н. Толстой «Лев и мышь», М.М. Пришвин «Ребята и утята», Б.С.
Житков «Храбрый утёнок», В.Д. Берестов «Кошкин щенок», В.В. Бианки «Музыкант», Е.И. Чарушин «Страшный рассказ», С.В. Михалков
«Мой щенок» и другие (по выбору).
Писатели детям
Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении (расширение круга чтения: не менее четырёх произведений Н.Н. Носова,
В.А. Осеевой, В.Ю. Драгунского, В.В. Лунина и др.). Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение,
уважение, помощь друг другу. Главная мысль произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика
(портрет), оценка поступков.
Я и мои друзья
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Филиппок», Е.А. Пермяк «Две пословицы», Ю.И. Ермолаев «Два пирожных», В.А. Осеева
«Синие листья», Н.Н. Носов «На горке», «Заплатка», А.Л. Барто «Катя», В.В. Лунин «Я и Вовка», В.Ю. Драгунский «Тайное становится
явным» и другие (по выбору).
Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка (не менее двух произведений): зарубежные писателисказочники (Ш. Перро, Х.-К. Андерсен и др.). Характеристика авторской сказки: герои, особенности построения и языка. Сходство тем и
сюжетов сказок разных народов. Составление плана художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их
значение в раскрытии содержания произведения.
Произведения для чтения: Ш. Перро «Кот в сапогах», Х.-К. Андерсен «Огниво» и другие
Библиографическая культура(работа с детской книгой и справочной литературой). Книга как источник необходимых знаний.
Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические
картотеки библиотеки. Книга учебная, художественная, справочная.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературного чтения во 2-классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты

•
•

•

•

•
•
•
•

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и
воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на
процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к
общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных
представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и
культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения,
любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального
статуса, вероисповедания;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений,
разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной
деятельности;

•
•

приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной
литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
• осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
• бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
• неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
• ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания
словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
• овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
• потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности исамостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы,
творчества писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» во 2-классе у обучающихся будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
• сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для
сравнения произведений, устанавливать аналогии;
• объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
• определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
• находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий
(сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
• выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

• устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
• определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
• формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
• сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
• проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации,
сравнения, исследования);
• прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
• выбирать источник получения информации;
• согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
• распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
• соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
• анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
• самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения во 2-классе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
• проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
• признавать возможность существования разных точек зрения;
• корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
• создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
• готовить небольшие публичные выступления;
• подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения во 2-классе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

самоорганизация:
• планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
• выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
• устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
• корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
• формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
• проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• ответственно выполнять свою часть работы;
• оценивать свой вклад в общий результат;
• выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают
специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных
ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
• объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к
чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное,
просмотровое выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта,
культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
• читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и
стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
• читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной
природе в разные времена года;
• различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

• понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию
произведения;
• различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки,
сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни);
• владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность
событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);
• описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев
произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по
предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;
• объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в
прямом и переносном значении;
• осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения,
сравнение, эпитет);
• участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать
устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
• пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица;
• читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
• составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);
• сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;
• ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;
• выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
• использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

http://www.edu.ru
1

Самое великое чудо на свете.

4

2

Фольклор (устное народное творчество)

15

http://www.edu.ru
2
http://www.edu.ru
3

Люблю природу русскую (осень)

10

4

Русские писатели

13

http://www.edu.ru
1
http://www.edu.ru
5

О братьях наших меньших

17

6

Люблю природу русскую (зима)

8

http://www.edu.ru

http://www.edu.ru
7

Писатели детям

14
http://www.edu.ru

8

Я и мои друзья

8

1

9

Люблю природу русскую(весна и лето)

10

1

10

И в шутку и в серьёз

16

http://www.edu.ru

http://www.edu.ru

11

12

Зарубежная литература
Библиографическая культура (работа с
детской книгой и справочной
литературой)

http://www.edu.ru
12

http://www.edu.ru
3

Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

1
136

7

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Кол -во
часов

Дата
Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

1

Самое великое чудо на свете

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

2

Произведения малых жанров фольклора

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

3

Пословицы как жанр фольклора

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

4

Характеристика особенностей народны х
песен

1

5

Шуточные фольклорные произведения: игра
со словом. Небылица как «перевёртыш
событий». Потешки и прибаутки

1

6

Ритм и счёт – основа построения считалок

1

7

Анализ особенностей скороговорок, их роль
в речи

1

8

Загадка как жанр фольклора, тематические
группы загадок

1

9

Произведения устного народного творчества
На примере русской народной сказки
«Петушок и бобовое зёрнышко»

10

Особенности сказок разного вида (о
животных, бытовые, волшебные). «У страха
глаза велики»

11

Особенности сказок о животных. На
примере русской народной сказки «Лиса и
Тетерев»

1

12

Бытовые сказки: особенности построения и

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

язык. Диалоги героев в русской народной
сказке «Каша из топора»
13

Сказка – выражение народной мудрости,
нравственная идея фольклорных сказок на
примере сказки "Лиса и журавль"

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

14

Общее представление о волшебной сказке:
присказки, повторы. Русская народная
сказка « Гуси-лебеди »

1

15

Характеристика героя волшебной сказки,
постоянные эпитеты. На примере русской
народной сказки "Гуси-лебеди"

1

16

Фольклорные произведения народов России:
отражение в сказках народного быта и
культуры

1

17

Тематическая проверочная работа по итогам
раздела «Фольклор»

1

18

Люблю природу .ОСЕНЬРабота с детскими
книгами: «Произведения писателей о
родной природе» Эстетическое восприятие
явлений осенней природы

19

Создание осеннего пейзажа: краски и звуки.
Произведения художников и композиторов
по выбору

1

20

Восприятие пейзажной лирики. Слушание
стихотворений об осени

1

21

Сравнение стихотворений об осени. На
примере произведений Ф. И. Тютчева "Есть
в осени первоначальной…", К.Д. Бальмонта
"Осень"

1

22

Наблюдение за художественными
особенностями текста: настроение, средства

1

1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

выразительности на примере текстов А.Н.
Плещеева "Осень наступила...", А.А. Фета
"Ласточки пропали…"
23

Восприятие осени в произведении
М.М.Пришвина «Осеннее утро» и других на
выбор

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

24

Осень в произведениях А.С. Пушкина «Уж
небо осенью дышало…», Г.А. Скребицкого
«Четыре художника»

25

Сравнение стихотворений об осенних
листьях разных поэтов. А. Толстой "Осень.
Обсыпается весь наш бедный сад…" и
произведения других поэтов

1

26

Тематическая проверочная работа по итогам
раздела «Звуки и краски осенней природы»

1

27

Составление устных рассказов «Природа
осенью» по изученным текстам. Сравнение
художественного и научно-познавательного
текстов «Хитрые грибы»

28

Работа с текстом произведения С.В.
Михалкова «Быль для детей»: осознание
темы Великой Отечественной войны

1

29

Русские писатели.В мире
книг.Разноцветные страницы

1

30

Создание пейзажа в произведениях
писателей. В.А. Жуковский "Летний вечер"

1

31

Волшебный мир сказок. «У лукоморья дуб
зелёный…» А.С. Пушкин

1

32

Поучительный смысл «Сказки о рыбаке и
рыбке» А.С. Пушкина.
Характеристикагероев

1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1

33

Сравнение сказки А.С. Пушкина «Сказка о
рыбаке и рыбке» с фольклорными
(народными) сказками

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

34

Работа с фольклорной (народной) и
литературной (авторской) сказкой:
составление плана произведения, выделение
особенностей языка. Художественные
особенности авторской сказки. "Сказка о
рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

35

Иллюстрации, их назначение в раскрытии
содержания произведения. Иллюстрации к
сказках А.С. Пушкина, созданные разными
художниками

1

36

Сравнение прозаической и стихотворной
басен И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» и

1

37

Басня И,А.Крылова «Стрекоза»

1

38

Особенности басни как жанра литературы.
Мораль басни как нравственный урок
(поучение)

39

Представление темы «Отношение человека
к животным» в произведениях писателей.
Л.Н. Толстого для детей. "Котёнок"

40

Тема семьи в творчестве писателей. На
примере произведения Л.Н. Толстого
"Правда всего дороже"

41

Характеристика главного героя рассказа.
Главная мысль произведения (идея). Л. Н.
Толстой "Филиппок"

1

42

Характеристика главного героя рассказа.
Главная мысль произведения (идея). Л. Н.

1

1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Толстой "Филиппок"Проверим себя
43

Работа с детскими книгами на тему: «О
братьях наших меньших»: составление
аннотации

44

Образы героев стихотворных и
прозаических произведений о животных.
Какими бывают собаки? И. М. Пивоварова
"Жила-была собака…". Сравнение героев
стихотворения, небылицы и сказки

45

Отражение темы "Дружба животных" в
стихотворении В.Д. Берестова «Кошкин
щенок» и других на выбор

46

Отражение нравственно-этических понятий
(защита и забота о животных) на примере
рассказа М.М. Пришвина «Ребята и утята»

47

Соотнесение заголовка и главной мысли
рассказа Е.И. Чарушина «Страшный
рассказ»

48

Сравнение описания героев-животных в
фольклорных (народных) и литературных
произведениях. На примере произведений
К.Д.Ушинского и других на выбор. В. В.
Бианки "Музыкант".

49

Сравнение описания героев-животных в
фольклорных (народных) и литературных
произведениях. На примере произведений
К.Д.Ушинского и других на выбор. В. В.
Бианки "Музыкант".

50

Сравнение описания животных в
художественном и научно-познавательном
тексте

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1

51

Тематическая проверочная работа по итогам
раздела «О братьях наших меньших»

52

Оценка поступков и поведения героя
произведения Б.С. Житкова «Храбрый
утёнок»

53

Знакомство с художникамииллюстраторами, анималистами Е.И.
Чарушиным, В.В. Бианки

54

Отражение образов животных в устном
народном творчестве (фольклоре).
Напримерерусскойнароднойпесни
«Коровушка»

55

Характеристика героев-животных в
фольклорных (народных) сказках. Чукотска
народная сказка «Хвост» и другие на выбор

56

Особенности сказок о животных. На
примере русской народной сказки «Зимовье
зверей» и других на выбор

1

57

Фольклорные произведения народов России.
Произведения по выбору

1

58

Сравнение описания героев-животных в
фольклорных (народных) и литературных
произведениях. На примере произведений
К.Д.Ушинского и других на выбор. В. В.
Бианки "Музыкант".

59

Сравнение описания животных в
художественном и научно-познавательном
тексте»Бурый медведь»

60

Тематическая проверочная работа по итогам
раздела «О братьях наших меньших»
Е.Благинина» «Мороз»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1

61

Люблю природу русскую
ЗИМА.Восприятие пейзажной лирики.
Слушание стихотворений о зиме

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

62

Средства художественной выразительности:
сравнение. Произведения по выбору,
например, И. А. Бунин "Первый снег" и
другие

63

Наблюдение за художественными
особенностями текста: настроение, средства
выразительности на примере текста Ф.И.
Тютчева ""Чародейкою Зимою…"

64

Сравнение образа зимы в произведениях
А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» и
С.А.Есенина «Поёт зима – аукает»

65

Средства художественной выразительности:
эпитет. Произведения по выбору, например,
отрывки из романа «Евгений Онегин» А.С.
Пушкина

66

Составление плана сказки: части текста, их
главные темы. На примере русской
народной сказки "Два мороза"

67

Составление плана сказки: части текста, их
главные темы. На примере русской
народной сказки "Два мороза"

68

Наблюдение за описанием в
художественном тексте. Произведения по
выбору, например, С. В. Михалков
"Новогодняя быль"

1

69

Тематическая проверочная работа по итогам
раздела «Звуки и краски зимней природы»

1

1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

70

Писатели детям В мире книг.Разноцветные
стран ицы.

1

71

Выявление художественных приёмов. К.И.
Чуковский « Путаница». «Радость»

1

72

Выявление художественных приёмов. К.И.
Чуковский « Путаница». «Радость»

1

73

Выявление последовательности событий.
Составление вопросного плана. К.И.
Чуковский "Федориногоре"

74

Выявление последовательности событий.
Составление вопросного плана. К.И.
Чуковский "Федориногоре"

1

75

Чтение по ролям (инсценировка) сказки К.И.
Чуковский "Федорино горе"

1

76

Осознание понятий друг, дружба на примере
произведений о животных. Произведения по
выбору, например, С.В. Михалков "Мой
щенок", « Сила воли»

77

Средства художественной выразительности
в стихотворениях о весне.
Произведенияповыбору, например, А.Л.
Барто "Верёвочка"

1

78

Характеры героев в стихах « Мы не
заметили жука», «Шла вчера я по садовой»

1

79

Произведения о детях. На примере
рассказов Н. Н. Носова "Затейники"

1

80

Оцениваем поступки героев. На примере
рассказов Н. Н. Носова "Затейники"

1

81

Характеристика героя, его портрет.
Произведения о детях на выбор, например,

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Н. Н. Носов "Живая шляпа"
82

Характеристика героя, его портрет.
Произведения о детях на выбор, например,
Н. Н. Носов "Живая шляпа"

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

83

Отражение в произведениях нравственноэтических понятий: дружба, терпение,
уважение, помощь друг другу. В. А. Осеева
"Синие листья"

1

84

Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова
«На горке» и «Заплатка». Оценка поступков
героя рассказа

1

85

Отражение темы дружбы в рассказах о
детях. Выставка книг: произведения о детях.
Я и мои друзья

86

Отражение понятия взаимопомощь в
произведениях
. Ю. И. Ермолаев "Два пирожных"

87

Главный герой: общее представление.
Характеристика героя, его портрет. На
примере рассказа В. А. Осеева "Волшебное
слово"

88

Главный герой: общее представление.
Характеристика героя, его портрет. На
примере рассказа В. А. Осеева "Волшебное
слово"

89

Выделение главной мысли (идеи): уважение
и внимание к старшему поколению.
Произведения по выбору, например, В.А.
Осеева "Хорошее"

1

90

Оценка поступков героя. В. В. Лунин "Я и
Вовка"

1

1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

91

Оценка взаимооотношений взрослых и
детей на примере рассказа В. А. Осеевой
"Почему"

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

92

Анализ заголовка и соотнесение его с
главной мыслью произведения: В.А. Осеева
"Почему"

1

93

Тематическая проверочная работа по итогам
раздела «О детях и дружбе»

1

94

ВЕСНАСтаринные народные весенние
праздники и обряды. Заклички, веснянки

1

95

Народная наблюдательность, выраженная в
малых жанрах устного народного
творчества (фольклоре) Люблю
природу.Весна

1

96

Восприятие пейзажной лирики. Слушание
стихотворений о весне и лете

1

97

Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева
«Зима недаром злится...»: выделение
средств художественной выразительности.
Устное сочинение "Я рад весне"

98

Красота весенней природы, отражённая в
лирических произведениях. Произведения
по выбору, например, Ф. И. Тютчев
"Весенние воды"

1

99

Восприятие пейзажной лирики. Слушание
стихотворений о весне и лете

1

100

Восприятие произведений о маме:
проявление любви и радости общения.
Произведенияповыбору, например, А. Н.
Плещеев "В бурю"

1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1

101

Составление устного рассказа «Краски и
звуки весеннего леса» по изученным
текстам

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1

102

Как хорошо уметь читать.Э Мошковская

1

103

Отражение темы День Победы в
произведении С. А. Васильева "Белая
берёза"

1

104

Тематическая проверочная работа по итогам
раздела «Звуки и краски весенней природы»

1

105

И в шутку и в серьёз

1

106

Шутливое искажение действительности. На
примере произведения А. И. Введенского
"Учёный Петя". Д. И. Хармса "Врун"

107

Шутливое искажение действительности. На
примере произведения А. И. Введенского
"Учёный Петя". Д. И. Хармса "Врун"

1

108

Стихи И Токмаковой

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

109

Стихи Б Заходера

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

110

Стихи А.Барто и Э.Успенского Средства
создания комического в произведении. На
примере произведения Э. Н. Успенского
"Над нашей квартирой"

111

Герои литературной (авторской) сказки. На
примере произведения Э. Н. Успенского
"Чебурашка"

112

Герои литературной (авторской) сказки. На
примере произведения Э. Н. Успенского
"Чебурашка"

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1

113

Выделение главной мысли (идеи) рассказа
В.Ю.Драгунского «Тайное становится
явным»

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1

114

Г Остер « Будем Знакомы»

1

115

Резервный урок. Шутливое искажение
действительности. На примере
произведения А. И. Введенского "Учёный
Петя". Д. И. Хармса "Врун"

116

Резервный урок. Средства создания
комического в произведении. На примере
произведения Э. Н. Успенского "Над нашей
квартирой"

117

Герои литературной (авторской) сказки. На
примере произведения Э. Н. Успенского
"Чебурашка"

118

Герои литературной (авторской) сказки. На
примере произведения Э. Н. Успенского
"Чебурашка"

119

Выделение главной мысли (идеи) рассказа
В.Ю.Драгунского «Тайное становится
явным»

120

Выделение главной мысли (идеи) рассказа
В.Ю.Драгунского «Тайное становится
явным»

1

121

Как хорошо уметь читать.Проверим себя

1

122

Работа с детскими книгами на тему:
«Зарубежные сказочники»: соотнесение
иллюстраций с содержанием сказок

1

123

Фантазёры и мечтатели – герои

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

произведений. Произведения по выбору,
например, английские народные песенки
124

Особенности построения волшебной сказки
Ш.Перро «Кот в сапогах»

1

125

Характеристика героев сказки Ш.Перро
«Кот в сапогах»

1

126

Ш Перро «Красная Шапочка»

1

127

Х.-К. Андерсен - известный писательсказочник. Знакомство с его
произведениями. Сказка "Огниво"

128

Х.-К. Андерсен - известный писательсказочник. Знакомство с его
произведениями. Сказка "Огниво"

1

129

Поговорим о самом главном.Сюзон и
мотылёк.Знают мамы,знают дети.

1

130

Тематическая проверочная работа по итогам
раздела «Зарубежные писатели-сказочники»

1

131

Резервный урок. Проверочная работа по
итогам изученного во 2 классе

1

132

Резервный урок. Проверочная работа по
итогам изученного во 2 классе

1

133

Книга как источник необходимых знаний

1

134

. Ориентировка в книге: обложка,
содержание, аннотация, иллюстрация

1

135

Ориентировка в книге: обложка,
содержание, аннотация, иллюстрация

1

136

Резервный урок. Выбор книг на основе
рекомендательного списка: летнее чтение

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литературное чтение (в 2 частях), 2 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»2024г

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская), М.: Просвещение,
2024 г.
2. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.2/ (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская), М.: Просвещение,
2024 г.
3. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс. / М.: Просвещение, 2021 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://m.edsoo.ru/8bc47e88
https://urok.1sept.ru/ http://school-collection.edu.ru/
https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Рабочие программы

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».