Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 84 п. Сеятель
Сальского района Ростовской области
РАССМОТРЕНО
методическим советом
протокол № 1
от 30.08.2024г
руководитель МО
РЕКОМЕНДОВАНО
к утверждению
педагогическим советом
протокол № 1
от 30.08.2024г
УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 177
от 0 2.09.2024г
Директор МБОУ СОШ
№ 84 п. Сеятель
_____ А.М. Чемерисова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» на 2024-2025уч год
Программу составила :учитель начальных классов
Ринейская Светлана Александровна
п Сеятель Северный 2024г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего общего образования, федеральных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных
требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Задачей педагога, реализующего программу, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине,
природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Программа направлена на:
− формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
− формирование интереса к познанию;
− формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам
других;
− выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
− создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
− развитие у школьников общекультурной компетентности;
− развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;
− осознание своего места в обществе;
− познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
− формирование готовности к личностному самоопределению.
1
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
− в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
− в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и
конкретизацию в программе воспитания;
− в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и
сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
1) соответствие датам календаря;
2) значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в текущем году.
Даты календаря можно объединить в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно (государственные и
профессиональные праздники, даты исторических событий). Например, «День народного единства», «День защитника
Отечества», «Новогодние семейные традиции разных народов России», «День учителя (советники по воспитанию)», «День
российской науки» и т. д.
2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например, «190-летие со дня рождения Д.
Менделеева. День российской науки», «215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий. 225
лет со дня рождения А. С. Пушкина».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с текущими датами календаря, но
являющиеся важными в воспитании
2
3
школьника. К примеру: «Мы вместе», «О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день психического здоровья,
профилактика буллинга)» и др.
Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации,
поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся
гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия
выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Основные ценности характеризуются
следующим образом.
1. Историческая память
– историческая память – обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;
– историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт,
традиции прошлых поколений;
– историческая память есть культура целого народа, которая складывается из объединения индивидульных переживаний, и
включает важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.
Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия. Например, тема «День народного
единства» рассматривается на известных исторических фактах – единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612
г.
2. Преемственность поколений
– каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции;
– семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в
предметах, фото, вещах, а также в гуманном отношении к старшим поколениям.
Например, тема: «О взаимоотношениях в семье (День матери)». Обсуждается проблема: каждое поколение связано с
предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания, языком общения. Каждый человек должен
4
8
воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших предков, людей далёких поколений: любовь к родной
земле, малой родине, Отечеству.
3. Патриотизм — любовь к Родине
– патриотизм (любовь к Родине) – самое главное качества гражданина;
– любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой родине;
– патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего
народа и народов России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии,
в соответствии с содержанием, раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах
человеческой жизни.
4. Доброта, добрые дела
− доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности;
− благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была распространена в России в прошлые века,
что стало сегодня примером для подражания.
Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России в прошлые времена и в настоящее время, тема
волонтерства.
5. Семья и семейные ценности
– семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми ценностями —
взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.;
– каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь другому: взять на себя его дела,
проявить внимание, оказать помощь друг другу;
– обучающийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех ее делах, помогать родителям;
– семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности представлены в традиционных
религиях России. 9
5
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на занятиях, посвященных темам:
«О взаимоотношениях в семье (День матери)», «Новогодние семейные традиции разных народов России» и др.
6. Культура России
– культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на протяжении его истории;
– российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всем мире;
– культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной
сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, культуре
взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и разносторонне представлены в
«Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии построены на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений
живописи и музыки: «По ту сторону экрана. 115 лет кино в России», «Цирк! Цирк! Цирк! (к Международному дню
цирка)».
7. Наука на службе Родины
– наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
– в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность;
– в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в процессе обсуждения тем: «190-лет со дня
рождения Д. Менделеева. День российской науки», «Я вижу Землю! Это так красиво».
Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не
означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и четкого
воспроизведения нового термина или понятия. Необходимо понимать, что на внеурочных занятиях как неучебных
формируются определенные ценности: высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года учащиеся
много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их
принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При анализе содержания занятия,
которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности
территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития
6
учащихся, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно
уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнение которых предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.
Содержание программы внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
С чего начинается Родина? Колыбельная песня мамы, первая игрушка, первая книга. Малая Родина: родная природа,
школа, друзья, культура и история родного края. Ответственность гражданина за судьбу своей Отчизны. Историческая
память народа и каждого человека. Связь (преемственность) поколений – основа развития общества и каждого человека.
Историческая память – это стремление поколения, живущего в настоящее время, принять и воспитывать в себе качества,
которые отражают нравственные ценности предыдущих поколений («Там, где Россия», «Что такое Родина? (региональный
и местный компонент)», «День народного единства», «Урок памяти»).
Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Любовь к родному краю, способность любоваться
природой, беречь её — часть любви к Отчизне. Преемственность поколений в готовности защищать родную землю.
Великая Отечественная война: герои, подвиги, самопожертвование. Непокоренный Ленинград: страницы истории блокады
города («Зоя. К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской», «Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения
Ленинграда от фашистской блокады», «День защитника Отечества. 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова», «Союзники
России», «Урок памяти»).
Конституция Российской Федерации — главный закон государства. Что такое права и обязанности гражданина. Права
ребёнка в России. Примеры выполнения обязанностей членами общества. Избирательная система в России (общее
представление) («Главный закон страны», «Избирательная система России (30 лет ЦИК)», «Налоговая грамотность»).
Любовь к родной природе, ее охрана и защита – проявление патриотических чувств. Россия от края и до края:
разнообразие природы, объекты природы, вошедшие в список мирового достояния ЮНЕСКО. Природа малой Родины.
Природные достопримечательности Поволжья, Севера, Сибири, Дальнего Востока. Крым – природная жемчужина.
Симферополь — столица 13
7
Республики Крым, «ворота Крыма» («Крым. Путь домой», «Я вижу Землю! Это так красиво», «Экологичное
потребление»).
Нравственные ценности российского общества. Трудовая деятельность россиян, созидательный труд на благо Отчизны.
Многообразие профессий, люди особых профессий (спецназ, МЧС, полиция, гражданская авиация) («День спецназа»,
««Первым делом самолеты». О гражданской авиации»).
Герои нашего времени. Профессии прошлого и профессии будущего — что будет нужно стране, когда я вырасту?
Профессии моих родителей, бабушек и дедушек. Профессиональные династии. Зачем нужно учиться всё время, пока
работаешь? («Труд крут!», «Как найти свое место в обществе», «Герои нашего времени»).
Гуманизм, доброта, волонтёрская деятельность — качество настоящего человека, способность оказать помощь,
поддержку, проявить заботу и милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела
граждан России в прошлые времена: благотворительность граждан; пожертвование как одна из заповедей в традиционных
религиях.
Деятельность добровольцев как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной
жизни. Качества людей, которых называют добровольцами: милосердие, гуманность, сопереживание.
Как младший школьник может проявить добрые чувства к другим людям? («Мы вместе», «О взаимоотношениях в
коллективе (Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга)»).
Детские общественные организации в России и их деятельность – мы вместе, и мы делаем добрые дела. Наша помощь
нужна тем, кто в ней нуждается: больным, старым, слабым («Будь готов! Ко дню детских общественных организаций»).
Всемирный фестиваль молодежи
Учебный коллектив. Правила взаимодействия в учебной деятельности. Взаимоответственность членов учебного
коллектива за успехи одноклассников, помощь, поддержка в коллективе – залог его благополучия и отсутствия
конфликтов. Противостояние отрицательным влияниям («Всемирный день психического здоровья, профилактика
буллинга)», «Россия – здоровая держава»). 14
8
Государственные праздники Российской Федерации:
− Новый год, — замечательный общенародный праздник. Традиции празднования Нового года в разных странах. История
возникновения новогоднего праздника в России. Рождество (7 января). История праздника Рождества Христова.
Рождественские традиции в России. История создания новогодних игрушек («Новогодние семейные традиции разных
народов России»).
− День российской науки (8 февраля). Наука и научные открытия в России. Значение научных открытий для прогресса
общества и развития человека. Преемственность поколений в научных достижениях. Выдающиеся ученые прошлых веков:
М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, К. Э. Циолковский. Научные открытия российских учёных, без которых невозможно
представить современный мир: телеграф, цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый парашют, наркоз, искусственное
сердце. Качества ученого: талант, вдохновение, упорство, увлеченность. Проявление интереса к научным знаниям и
деятельности российских ученых. Желание расширять свои знания, участвовать в школьной опытно-исследовательской
деятельности. Что такое виртуальный мир и кто его создаёт? «Плюсы» и «минусы» виртуального мира. Правила
безопасного пользования Интернет-ресурсами. («Россия: взгляд в будущее», «Технологический суверенитет/цифровая
экономика/новые профессии», «190 лет со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки»).
− День защитника Отечества (23 февраля). История рождения праздника. Защита Отечества — обязанность гражданина
Российской Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Армия в годы войны и мирное время: всегда есть
место подвигу. Качество российского воина: смелость, героизм, самопожертвование («День защитника Отечества. 280 лет
со дня рождения Ф. Ушакова»).
− Международный женский день (8 марта) — праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном
обществе — труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории России, прославившие свою Отчизну («О
взаимоотношениях в семье (День матери)»).
15
9
− День космонавтики (12 апреля). Страницы истории российской космонавтики. Первый искусственный спутник Земли;
Луноход-1; первый полёт человека в космос – Ю. А. Гагарин; первый выход в открытый космос — А. А. Леонов; самый
длительный полёт в космосе — Валерий Поляков. Гордость россиян за успехи страны в освоении космоса («Я вижу
Землю! Это так красиво»).
− Праздник Весны и Труда (1 мая). Истории праздника – 100 лет. Последний весенний месяц связан с разнообразными
работами в поле, в саду, в огороде. С давних времен люди желали друг другу хорошего урожая, удачного лета. Традиция
изменилась, когда женщины-работницы выступили на митинге с требованиями прекратить эксплуатировать детский труд
и повысить заработную плату женщинам («Труд крут!»).
− День Победы (9 мая). Великая победа советской армии в Великой Отечественной войне. Какое чувство вело советских
людей на борьбу за свободу своей Родины? Вклад в победу советских воинов, тыла, партизанского движения. Кто такие
фашисты? Почему они хотели сделать все народы своими рабами? Преступления нацистов: концлагерь как места
принудительной жестокой изоляции. Дети Освенцима. 11 апреля — день освобождения узников концлагерей. Связь
(преемственность) поколений: бессмертный полк — помним, любим, гордимся («День памяти»).
− День России (12 июня) – праздник всех, кто любит свою страну, заботиться о ее процветании. Этот праздник – символ
свободы, гражданского мира, согласия всех народов Российской Федерации. В это день каждый еще раз вспомнит о том,
что Россия – это мы, живущие в больших и малых городах, на берегах Северного Ледовитого океана и на склонах
Кавказских гор, в Поволжье и за Уралом…. В этот день мы еще раз убеждаемся, что все народы нашей страны – едины
(«Там, где Россия»).
− День знаний (1 сентября). Наша страна предоставляет любому ребёнку возможность с 6,5 лет учиться в школе. Знания —
ценность, которая необходима не только каждому человеку, но и всему обществу. Знания — основа успешного развития
человека и общества. Каждый должен стремиться к обогащению и расширению своих знаний («День Знаний»).
16
10
− День учителя (5 октября). Учитель — важнейшая в обществе профессия. Назначение учителя – социальное служение,
образование и воспитание подрастающего поколения. Учитель — советчик, помощник, участник познавательной
деятельности школьников. Оценка учительского труда. Страницы истории развития образования. Первые школы, первые
учителя-монахи. Влияние книгопечатания на развитие образования. И. Федоров. Великие педагоги прошлого. Учебники
К.Д. Ушинского для обучения грамоте детей. Яснополянская школа Л. Н. Толстого («День учителя (советники по
воспитанию)»).
− День народного единства (4 ноября). Этот праздник – проявление гордости и поклонения предшествующим поколениям,
которые не раз проявляли патриотические чувства, объединялись в те времена, когда Родина нуждалась в защите. Так
было в 1612 году, когда Минин и Пожарский собрали народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками. Так
было в 1941-1945 годах во время Великой Отечественной войны с фашистами. («День народного единства»).
Различные праздники, посвященные истории и культуре России:
Историческая память: Пётр и Феврония Муромские – символ любви и взаимопонимания в семейной жизни. Ценности
российской семьи: любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Семья – первый в жизни
ребенка коллектив. Традиции, обычаи, трудовая и досуговая деятельность; взаимоотношения в семьях разных народов РФ.
Поколения в семье. Семейное «древо». Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения,
внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них. Роль отца в семье, участие в хозяйственной деятельности, досуге семьи,
укреплении традиционных семейных ценностей. Понимание роли отца как родителя, участие в воспитании детей,
отцовское влияние на сына и/или дочь. Мать, мама — главные в жизни человека слова. Мать — хозяйка в доме,
хранительница семейного очага, воспитательница детей. С первых дней жизни рядом с ребёнком всё время присутствует
мама — человек, чьё сердце бьётся чаще и сильнее, чем у других людей («О взаимоотношениях в семье (День матери)»).
Культура России. Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты, художники, композиторы, артисты,
создатели игрушек. Примеры народных 17
11
промыслов. Искусство в жизни человека. Страницы истории становления искусства в России: от Древней Руси до
современности (скоморохи, первые театры опера и балета, драматические театры в России). Музыкальное,
изобразительное, театральное, цирковое искусства и его выдающиеся представители. К. С. Станиславский — великий
деятель театрального искусства: яркие страницы жизни и деятельности. Значение российской культуры для всего мира
(«По ту сторону экрана. 115 лет кино в России», «Цирк! Цирк! Цирк! (К Международному дню цирка)», «От «А» до «Я»,
450 лет «Азбуке» Ивана Федорова»).
Великая российская литература. Великие поэты России: А. С. Пушкин – создатель нового русского языка поэзии.
Памятные даты календаря: дни памяти российских писателей и поэтов прошлых веков. Николай Васильевич Гоголь –
русский писатель, внесший вклад в развитие отечественной литературы («215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя»,
«Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина»).
Планируемые результаты освоения программы внеурочных занятий
«Разговоры о важном»
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений школьниками следующих личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты
Гражданско-патриотического воспитание: осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота
своей страны.
Духовно-нравственное воспитание: понимание связи человека с окружающим миром; бережное отношение к среде
обитания; проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Признание индивидуальности каждого
человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных
на причинение физического и 18
12
морального вреда другим людям; выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений.
Эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного
(для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Проявление желания обогащать свои
знания, способность к поисково-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты
Универсальные учебные познавательные действия: для решения предложенных учебных задач использовать
интеллектуальные операции (сравнение, анализ, классификацию), оценивать ситуации нравственного и безнравственного
поведения, приводить примеры событий, фактов, демонстрирующих отношение человека к окружающему миру,
проявление нравственно-этических качеств. Работать с информацией, представленной в текстовом, иллюстративном,
графическом виде.
Универсальные учебные коммуникативные действия: проявлять активность в диалогах, дискуссиях, высказывать свое
мнение по поводу обсуждаемых проблем; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; создавать устные и
письменные высказывания, небольшие тексты (описание, рассуждение); проявлять желание готовить небольшие
публичные выступления. 19
13
Универсальные учебные регулятивные действия: признавать возможность существования разных точек зрения; корректно
и аргументированно высказывать свое мнение. Принимать участие в планировании действий и операций по решению
учебной задачи, оценивать свое участие в общей беседе (дискуссии, учебном диалоге).
Занятия «Разговоры о важном» позволяют осуществить решение задач по освоению предметных планируемых
результатов.
Многие темы «Разговоров о важном» строятся на использовании содержания учебных предметов. Это позволяет
совершенствовать функциональную грамотность младших школьников: развивать умения использовать полученные
знания в нестандартных ситуациях; отбирать, анализировать и оценивать информацию в соответствии с учебной задачей;
строить высказывания и тексты с учетом правил русского языка.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с учетом
специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык: первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли
русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя
общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений
о нормах современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности норм современного
русского литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества
для всестороннего развития личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров художественных
произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа и
интерпретации текста. 20
14
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой своего народа.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта работы с информацией,
представленной в графической и текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию
и делать выводы.
Окружающий мир: сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, Организации,
родному краю, России, ее истории и культуре, природе; сформированность чувства гордости за национальные свершения,
открытия, победы; первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о
многообразии объектов и явлений природы; о связи мира живой и неживой природы; сформированность основ
рационального поведения и обоснованного принятия решений; первоначальные представления о традициях и обычаях,
хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и
родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России; важнейших для
страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина
Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления,
выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание простейших причинноследственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края); приобретение
базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе,
безопасного использования электронных ресурсов организации и сети Интернет, получения информации из источников в
современной информационной среде; формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения
личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет и опыта соблюдения правил
безопасного поведения при использовании личных финансов; приобретение опыта 21
15
положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в
соответствии с экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного
развития, роли в этом личных усилий человека; формирование умений анализировать и давать нравственную оценку
поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении; построение суждений
оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и
условий духовно-нравственного развития личности; понимание ценности семьи, умение приводить примеры
положительного влияния религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей; овладение навыками общения с
людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных
норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей
на благо человека, общества; формирование умений объяснять значение слов "милосердие", "сострадание", "прощение",
"дружелюбие"; умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в
религиозной культуре, истории России, современной жизни; открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь;
осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства; знание общепринятых в российском обществе норм
морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных
правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных художественных материалов и
средств художественной выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать виды и жанры
изобразительного искусства; умение характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь позитивный образ будущего – значит понимать, к чему стремиться, и
осознавать, что это придаёт жизни определённость, наполняя её глубокими смыслами и ценностями. Будущее России – это
образ сильного и независимого государства, благополучие которого напрямую зависит от наших действий уже сегодня.
День знаний – это праздник, который напоминает нам о важности и ценности образования, которое является основой
позитивного образа будущего, ведь в условиях стремительных изменений в мире крайне важно учиться на протяжении
всей жизни, чтобы идти в ногу со временем.
16
Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС. Информационное телеграфное агентство России
(ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных служб страны. Агентство
неоднократно меняло названия, но всегда неизменными оставались его государственный статус и функции – быть
источником достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне важен навык критического
мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская компания, с большой историей,
обеспечивающая пассажирские и транспортные перевозки. Вклад РЖД в совершенствование экономики страны.
Железнодорожный транспорт – самый устойчивый и надёжный для пассажиров: всепогодный, безопасный и
круглогодичный. Развитие транспортной сферы России. Профессии, связанные с железнодорожным транспортом. 9
17
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности нашей страны, главной задачей которой
является производство продуктов питания. Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую миссию по
обеспечению всех россиян продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего населения
планеты. Сельское хозяйство - это отрасль, которая объединила в себе традиции нашего народа с современными
технологиями: роботами, информационными системами, цифровыми устройствами. Разноплановость и востребованность
сельскохозяйственных профессий, технологичность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги,
фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение учителя – социальное служение,
образование и воспитание подрастающего поколения. В разные исторические времена труд учителя уважаем, социально
значим, оказывает влияние на развитие образования членов общества. Учитель – советчик, помощник, участник
познавательной деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России. Знание истории страны, историческая
правда, сохранение исторической памяти – основа мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль
России в мировой истории – одна из стратегий информационной войны против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя, своих близких и свою страну. Активная
жизненная позиция, созидательный подход к жизни, умение принимать решения и осознавать их значение, жить в
соответствии с духовно-нравственными ценностями общества – основа взрослого человека. Проекты, в которых младший
школьник может проявлять свою ответственность и заботу о других.
Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для каждого гражданина страны. Крепкая семья – защита и
забота каждого члена семьи 10
18
о своих близких. Образ крепкой семьи в литературных произведениях. Преемственность поколений: семейные ценности и
традиции (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Особое отношение к старшему
поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство – качество, объединяющее все народы России.
Семейные традиции встречи гостей, кулинарные традиции народов России. Путешествие по России – это знакомство с
культурой, историей и традициями разных народов. Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой которого
являются поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная ответственность, вклад гражданина в
благополучие государства и общества. Ни одно государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны,
основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее страны, процветание России. Каким будет
мой личный вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего человека, способного оказывать помощь и
поддержку, проявлять милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан
России: благотворительность и пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме, хранительница семейного очага,
воспитательница детей. Материнство – это счастье и ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и
современной жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации. Как поздравить маму в её праздник – День
матери?11
19
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёров как социальное служение в
военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Милосердие и забота – качества волонтёров.
Направления волонтёрской деятельности: экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д. Зооволонтёрство –
возможность заботы и помощи животным.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные люди, которые любят свою Родину и
трудятся во благо Отчизны. Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья спасающего других:
смелость и отвага, самопожертвование и ответственность за судьбу других. Проявление уважения к героям, стремление
воспитывать у себя волевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО –
защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов от древних времён до наших дней.
Законодательная власть в России. Что такое права и обязанности гражданина? От инициативы людей до закона: как
появляется закон? Работа депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры).
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы России. Новый год – любимый
семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече
Нового года. Подарки и пожелания на Новый год. История создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый
год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе редакторам, журналистам, издателям,
корректорам, – всем, кто в той или иной степени связан с печатью. Российские традиции издательского дела, история
праздника. Издание печатных средств информации – коллективный труд людей многих профессий. Школьные средства
массовой информации. 12
20
День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции. История основания Московского
государственного университета имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы – это путь к овладению профессией,
возможность для творчества и самореализации. Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей,
обеспечивают прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в современном мире. БРИКС – символ
многополярности мира. Единство и многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам развивать
торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает
контакты с широким кругом союзников и партнёров. Значение российской культуры для всего мира.
Бизнес и технологическое предпринимательство. Что сегодня делается для успешного развития экономики России?
Учиться сегодня нужно так, чтобы суметь в дальнейшем повысить уровень своего образования, перестроиться на
использование новых цифровых технологий там, где их раньше никогда не было.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия. Искусственный интеллект – стратегическая отрасль
в России, оптимизирующая процессы и повышающая эффективность производства. Искусственный интеллект – помощник
человека. ИИ помогает только при условии, если сам человек обладает хорошими знаниями и критическим мышлением.
Правила безопасного использования цифровых ресурсов.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День защитника Отечества: исторические
традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской
Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого
русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм, самопожертвование. 13
21
Арктика – территория развития. Многообразие и красота природы России: представление о природных особенностях
Арктики. Зима в Арктике самая холодная, снежная и суровая. Животные Арктики. Российские исследователи Арктики.
Россия – мировой лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие Северного морского пути. Знакомство с
проектами развития Арктики.
Международный женский день. Международный женский день – праздник благодарности и любви к женщине. Женщина
в современном обществе – труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории России. Выдающиеся
женщины ХХ века, прославившие Россию.
Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в благополучие и здоровье нации, будущие поколения
страны. Здоровый образ жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни современного человека.
Условия развития массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека. История и традиции Артека. После
воссоединения Крыма и Севастополя с Россией Артек – это уникальный и современный комплекс из 9 лагерей,
работающих круглый год. Артек – пространство для творчества, саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского. Искусство – это способ
общения и диалога между поколениями и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с
рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с богатым
культурным наследием, страна великих композиторов, писателей, художников, признанных во всём мире. Произведения
П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и уникальная страна, каждый из её
регионов прекрасен и неповторим своими природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному 14
22
краю, способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о
процветании своей страны, уважает её историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как возникла наша Вселенная. Россия – лидер
в развитии космической отрасли. Полёты в космос – это результат огромного труда большого коллектива учёных, рабочих,
космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины в освоении космического пространства. В условиях
невесомости космонавты проводят сложные научные эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в
освоении новых материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого человека. Как мечта летать изменила
жизнь человека. Легендарная история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и
лётчиков-испытателей первых российских самолётов. Мировые рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение.
Профессии, связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной политики страны. Современные
поликлиники и больницы. Достижения российской медицины. Технологии будущего в области медицины. Профессия
врача играет ключевую роль в поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия,
это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения обществу.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и развития общества. Человек должен иметь знания и
умения, быть терпеливым и настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их
преодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что будет нужно
стране, когда я вырасту? 15
23
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная дата, память о которой передаётся от
поколения к поколению. Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Важно помнить нашу историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы
героического прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские общественные организации разных
поколений объединяли и объединяют активных, целеустремлённых ребят. Участники детских общественных организаций
находят друзей, вместе делают полезные дела и ощущают себя частью большого коллектива. Знакомство с проектами
«Орлята России» и Движение Первых.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные ориентиры для человека и общества.
Духовно-нравственные ценности России, объединяющие всех граждан страны.
30
требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения обществу. Волонтёры-медики. Преемственность
поколений и профессия человека: семейные династии врачей России.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и развития общества. Человек должен иметь знания и
умения, быть терпеливым и настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их
преодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что будет нужно
стране, когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная дата, память о которой передаётся от
поколения к поколению. Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Важно помнить нашу историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы
героического прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские общественные организации разных
поколений объединяли и объединяют активных, целеустремлённых ребят. Участники детских общественных организаций
находят друзей, вместе делают полезные дела и ощущают себя частью большого коллектива. Участие в общественном
движении детей и молодежи, знакомство с различными проектами.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные ориентиры для человека и общества.
Духовно-нравственные ценности России, объединяющие всех граждан страны. 31
24
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке
как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания,
уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил
здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью. 32
25
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные
интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: сравнивать объекты, устанавливать
основания для сравнения, устанавливать аналогии; определять существенный признак для классификации,
классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных
и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для
решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные
связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; определять
разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим
работником вопросов; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие
процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выбирать источник получения информации,
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного
педагогическим 33
26
работником способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в
сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: воспринимать и формулировать суждения,
выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к
собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования разных точек
зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с
поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить
небольшие публичные выступления, подбирать иллюстративный материал к тексту выступления; принимать цель
совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: планировать действия по решению учебной
задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины
успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение
содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном». 34
27
Русский язык: формирование первоначального представления о многообразии языков и культур на территории Российской
Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного
средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание
роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как
показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества
для всестороннего развития личности человека; формирование первоначального представления о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными умениями
анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой России.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта работы с информацией,
представленной в графической и текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию
и делать выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, родному краю,
России, её истории и культуре, природе; формирование чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
формирование первоначальных представлений о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о
многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы; формирование 35
28
основ рационального поведения и обоснованного принятия решений; формирование первоначальных представлений о
традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях
столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России,
важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России, основных правах и обязанностях
гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные
объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание
простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного
края); приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о
природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов образовательной организации и сети Интернет,
получения информации из источников в современной информационной среде; формирование навыков здорового и
безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний
о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет, и
опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов; приобретение опыта
положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в
соответствии с экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного
развития, роли в этом личных усилий человека; развитие умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам,
отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении; построение суждений оценочного
характера, раскрывающих значение нравственности, веры как 36
29
регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности; понимание ценности
семьи; овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания, осознание, что оскорбление представителей
другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни,
человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять значение
слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие», находить образы, приводить примеры проявления любви
к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России, современной жизни, открытость к
сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства, знание
общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на российских
традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных материалов и средств
художественной выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать виды и жанры изобразительного
искусства; умение характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий, значении труда в жизни человека и общества,
многообразии предметов материальной культуры.
Физическая культура: формирование общих представлений о физической культуре и спорте, физической активности
человека, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях;
развитие умения взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила
честной игры.
30
31
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(1–2и3–4классы)
№
п/п
1
Темы занятий
Образ будущего.
Ко Дню знаний
Количество
часов
1
Виды
Основное содержание
деятельности
Электронные ресурсы
обучающихся
Иметь позитивный образ
Познавательная
будущего – значит понимать, к чему
беседа, просмотр
стремиться, и осознавать, что это
видеофрагментов,
придаёт жизни определённость,
выполнение
наполняя её глубокими смыслами
интерактивных
и ценностями. Будущее России –это
заданий, работа
образ сильного и независимого
стекстовым
государства, благополучие которого
и иллюстративным
напрямую зависит от наших
материалом
https://razgovor.edsoo.ru
действий уже сегодня.
День знаний – это праздник,
который напоминает нам
О важности и ценности
образования, которое является
основой позитивного образа
32
будущего, ведь в условиях
стремительных изменений в мире
крайне важно учиться
на протяжении всей жизни, чтобы
идти в ногу со временем.
Формирующиеся ценности:
патриотизм,созидательный труд
2
Век информации.
Информационное телеграфное
Познавательная
120 лет
агентство России (ИТАР-ТАСС)–
беседа, просмотр
Информационному
это крупнейшее мировое агентство,
видеофрагментов,
агентству России
одна из самых цитируемых
выполнение
ТАСС
новостных служб страны.
интерактивных
Агентство неоднократно меняло
заданий, работа
названия, но всегда неизменными
стекстовым
оставались его государственный
и иллюстративным
статус и функции – быть
материалом
1
https://razgovor.edsoo.ru
источником достоверной
информации о России для всего
мира.
В век информации крайне важен
навык критического мышления.
Необходимо уметь анализировать
И оценивать информацию,
33
Распознавать фейки
и не распространять их.
Формирующиеся ценности:
историческая память и
преемственность поколений
3
Дорогами России
1
«Российские железные дороги» –
Познавательная
крупнейшая российская
беседа, просмотр
компания,с большой историей,
видеофрагментов,
обеспечивающая пассажирские
выполнение
и транспортные перевозки.
интерактивных
Вклад РЖД в совершенствование
заданий, работа
экономики страны.
стекстовым
Железнодорожный транспорт –
и иллюстративным
самый устойчивый и надёжный
материалом
https://razgovor.edsoo.ru
для пассажиров: всепогодный,
безопасный и круглогодичный.
Развитиетранспортной сферы
России. Профессии, связанные
с железнодорожным транспортом.
Формирующиеся ценности:
коллективизм, патриотизм,
единствонародовРоссии
34
4
Путь зерна
1
Российское
сельское Познавательная
https://razgovor.edsoo.ru
хозяйство – ключевая отрасль беседа, просмотр
промышленности нашей страны,
видеофрагментов,
выполнение
главной
задачей
которой интерактивных
является производство продуктов заданий, работа
питания.
Агропромышленный С текстовым
комплекс
России
выполняет
важнейшую
миссию
обеспечению
всех
материалом
россиян
продовольствием,
а
мощности
его
позволяют
обеспечивать
всего
по
и иллюстративным
пшеницей
населения
треть
планеты.
Сельское хозяйство-это отрасль,
которая
объединила
в
нашего
народа
традиции
современными
роботами,
системами,
себе
с
технологиями:
информационными
цифровыми
35
устройствами.
36
Разноплановость
и
востребованность
сельскохозяйственных
профессий, технологичность и
экономическая
привлекательность
(агрохолдинги,
отрасли
фермерские
хозяйства и т. п.).
Формирующиеся
ценности:
созидательныйтруд
5
День учителя
1
Учитель–одна из важнейших
Познавательная
в обществе профессий. Назначение
беседа, просмотр
учителя – социальное служение,
видеофрагментов,
образование и воспитание
выполнение
подрастающего поколения.
интерактивных
В разные исторические времена
заданий, работа
труд учителя уважаем, социально
С текстовым
значим, оказывает влияние
и иллюстративным
на развитие образования членов
материалом
https://razgovor.edsoo.ru
общества. Учитель – советчик,
помощник,участник
37
познавательной деятельности
школьников.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, гражданственность
6
Легенды о России
1
Любовь к Родине, патриотизм–
Познавательная
качества гражданина России.
беседа, просмотр
Знание истории страны,
видеофрагментов,
историческая правда, сохранение
выполнение
исторической памяти – основа
интерактивных
мировоззренческого суверенитета
заданий, работа
страны.
стекстовым
Попытки исказить роль России
и иллюстративным
в мировой истории – одна
материалом
https://razgovor.edsoo.ru
из стратегий информационной
войны против нашей страны.
Формирующиеся ценности:
патриотизм
7
Что значит быть
взрослым?
1
Быть взрослым–это нести
Познавательная
Ответственность за себя, своих
беседа, просмотр
близких и свою страну.
видеофрагментов,
https://razgovor.edsoo.ru
выполнение
38
Активная жизненная позиция,
интерактивных
созидательный подход к жизни,
заданий, работа
умение принимать решения
с текстовым
И осознавать их значение,
и иллюстративным
жить в соответствии с духовно-
материалом
нравственными ценностями
общества – основа взрослого
человека.
Проекты, в которых младший
школьник может проявлять свою
ответственность и заботу о других.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы
8
Как создать крепкую
семью. День отца
1
Семья как ценность для каждого
Познавательная
гражданина страны. Крепкая
беседа, просмотр
семья – защита и забота каждого
видеофрагментов,
члена семьи о своих близких. Образ
выполнение
крепкой семьи в литературных
интерактивных
произведениях.
заданий, работа
Преемственность поколений:
стекстовым
семейные ценности и традиции
и иллюстративным
(любовь, взаимопонимание, участие
материалом
https://razgovor.edsoo.ru
39
в семейном хозяйстве, воспитании
детей).
Особое отношение к старшему
поколению, проявление
действенного уважения, внимания
к бабушкам и дедушкам, забота
о них.
Формирующиеся ценности:
крепкая семья
9
Гостеприимная
Гостеприимство – качество,
Познавательная
Россия. Ко Дню
объединяющее все народы России.
беседа, просмотр
народного единства
Семейные традиции встречи гостей,
видеофрагментов,
кулинарные традиции народов
выполнение
России.
интерактивных
Путешествие по России – это
заданий, работа
знакомство с культурой, историей
С текстовым
и традициями разных народов.
и иллюстративным
Гастрономический туризм – это вид
материалом
1
https://razgovor.edsoo.ru
путешествий, основой которого
являются поездки туристов по
странесцельюзнакомства
40
с особенностями местной кухни
и кулинарных традиций.
Формирующиеся ценности:
единство народов России, крепкая
семья
10
Твой вклад в общее
дело
1
Уплата налогов – это коллективная
Познавательная
и личная ответственность, вклад
беседа, просмотр
гражданина в благополучие
видеофрагментов,
государства и общества.
выполнение
Ни одно государство не может
интерактивных
обойтись без налогов, это основа
заданий, работа
бюджета страны, основной
стекстовым
источник дохода.
и иллюстративным
Своим небольшим вкладом мы
материалом
https://razgovor.edsoo.ru
создаём будущее страны,
процветаниеРоссии.Какимбудет
мой личный вклад в общее дело?
Формирующиеся ценности:
гражданственность,
взаимопомощь и взаимоуважение,
единство народов России
41
11
С заботой к себе
1
и окружающим
Доброта и забота – качества
Познавательная
настоящего человека, способного
беседа, просмотр
оказывать помощь и поддержку,
видеофрагментов,
проявлять милосердие.
выполнение
Доброе дело: кому оно необходимо
интерактивных
и для кого предназначено.
заданий, работа
Добрые дела граждан России:
С текстовым
благотворительность
и иллюстративным
И пожертвование как проявление
добрых чувств и заботы
материалом
https://razgovor.edsoo.ru
об окружающих.
Формирующиеся ценности: жизнь,
взаимопомощь, взаимоуважение,
коллективизм
12
День матери
1
Мать, мама – главные в жизни
Познавательная
человека слова. Мать – хозяйка
беседа, просмотр
в доме, хранительница семейного
видеофрагментов,
очага, воспитательница детей.
выполнение
Материнство–этосчастье
интерактивных
и ответственность. Многодетные
заданий, работа
матери: примеры из истории
стекстовым
исовременнойжизни.
ииллюстративным
https://razgovor.edsoo.ru
42
«Мать-героиня» – высшее звание
материалом
Российской Федерации.
Как поздравить маму в её
праздник – День матери?
Формирующиеся ценности: крепкая
семья
13
Миссия-милосердие
(ко Дню волонтёра)
1
Кто такой волонтёр? Деятельность
Познавательная
волонтёров как социальное
беседа, просмотр
служение в военное и мирное
видеофрагментов,
время: примеры из истории
выполнение
и современной жизни.
интерактивных
Милосердие и забота – качества
заданий, работа
волонтёров.
стекстовым
Направления волонтёрской
и иллюстративным
деятельности: экологическое,
материалом
https://razgovor.edsoo.ru
социальное, медицинское,
цифровое и т. д.
Зооволонтёрство – возможность
заботы и помощи животным.
Формирующиесяценности:
милосердие, взаимопомощь и
взаимоуважение
43
14
День Героев
1
Отечества
Герои Отечества–это
Познавательная
самоотверженные и мужественные
беседа, просмотр
люди, которые любят свою Родину
видеофрагментов,
и трудятся во благо Отчизны.
выполнение
Качества героя – человека, ценою
интерактивных
собственной жизни и здоровья
заданий, работа
спасающего других: смелость
стекстовым
И отвага,самопожертвование
и ответственность за судьбу других.
и иллюстративным
https://razgovor.edsoo.ru
материалом
Проявление уважения к героям,
стремление воспитыватьу себя
волевые качества: смелость,
решительность, стремление прийти
на помощь.
Участники СВО – защитники
будущего нашей страны.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству
и ответственностьза его судьбу
15
Как пишут законы?
1
Для чего нужны законы? Как
Познавательная
менялся свод российских законов
беседа, просмотр
https://razgovor.edsoo.ru
видеофрагментов,
44
от древних времён до наших
выполнение
дней.
интерактивных
Законодательная власть в России.
заданий, работа
Что такое права и обязанности
с текстовым
гражданина?
и иллюстративным
От инициативылюдей до закона:
материалом
как появляется закон? Работа
депутатов: от проблемы –
крешению(позитивныепримеры).
Формирующиеся ценности: жизнь
и достоинство
16
Одна страна –
одни традиции
1
Новогодние традиции,
Познавательная
объединяющие все народы
беседа, просмотр
России.
видеофрагментов,
Новый год – любимый семейный
выполнение
праздник. История возникновения
интерактивных
новогоднего праздника в России.
заданий, работа
Участие детей в подготовке
стекстовым
и встрече Нового года. Подарки
и иллюстративным
и пожелания на Новый год.
материалом
https://razgovor.edsoo.ru
История создани новогодних
игрушек.
45
О чём люди мечтают в Новый год.
Формирующиеся
ценности:крепкая семья, единство
народов России
17
День российской
1
печати
Праздник посвящён работникам
Познавательная
печати, в том числе редакторам,
беседа, просмотр
журналистам, издателям,
видеофрагментов,
корректорам, – всем, кто в той
выполнение
https://razgovor.edsoo.ru
или иной степени связан с печатью. интерактивных
Российские традиции издательского заданий, работа
дела, история праздника.
стекстовым
Издание печатных средств
и иллюстративным
информации – коллективныйтруд
материалом
людей многих профессий.
Школьныесредства массовой
информации.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственныеидеалы, гуманизм
18
День студента
1
День российского студенчества:
Познавательная
история праздника и его традиции.
беседа, просмотр
История основания Московского
видеофрагментов,
https://razgovor.edsoo.ru
46
государственного университета
выполнение
имени М.В. Ломоносова.
интерактивных
Студенческие годы – это путь
заданий, работа
к овладению профессией,
с текстовым
возможность для творчества и
и иллюстративным
самореализации.
материалом
Наука: научные открытия
позволяют улучшать жизнь людей,
обеспечивают прогресс общества.
Науку делают талантливые,
творческие, увлечённые люди.
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству и
ответственность за его судьбу,
коллективизм
19
БРИКС(тема
Роль нашей страны в современном
Познавательная
о международных
мире. БРИКС– символ много
беседа, просмотр
отношениях)
полярности мира.Единствои
видеофрагментов,
многообразие стран БРИКС.
выполнение
Взаимная поддержка помогает
интерактивных
государствам развивать торговлю
заданий, работа
И экономику,обмениваться
С текстовым
1
https://razgovor.edsoo.ru
47
знаниями и опытом в различных
и иллюстративным
сферах жизни общества. Россия
материалом
успешно развивает контакты
с широким кругом союзников
и партнёров.
Значение российской культуры
для всего мира.
Формирующиеся ценности:
многонациональное единство
20
Бизнес
Что сегодн я делается
Познавательная
и технологическое
для успешного развития экономики
беседа, просмотр
предпринимательство
России?
видеофрагментов,
Учиться сегодня нужно так, чтобы
выполнение
суметь в дальнейшем повысить
интерактивных
уровень своего образования,
заданий, работа
перестроиться на использование
стекстовым
новых цифровых технологий там,
и иллюстративным
где их раньше никогда не было.
материалом
1
https://razgovor.edsoo.ru
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд
48
21
Искусственный
Искусственный интеллект –
Познавательная
интеллект и человек.
стратегическая отрасль в России,
беседа, просмотр
Стратегия
оптимизирующая процессы
видеофрагментов,
взаимодействия
и повышающая эффективность
выполнение
производства.
интерактивных
Искусственный интеллект –
заданий, работа
помощник человека. ИИ помогает
стекстовым
только при условии, если сам
и иллюстративным
человек обладает хорошими
материалом
1
https://razgovor.edsoo.ru
знаниями и критическим
мышлением.
Правила безопасного
использования цифровых ресурсов.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, высокие
нравственные идеалы
22
Что значит служить
День защитника Отечества:
Познавательная
Отечеству? 280 лет
исторические традиции. Профессия
беседа, просмотр
со дня рождения
военного: кто её выбирает сегодня.
видеофрагментов,
Ф.Ушакова
Защита Отечества – обязанность
выполнение
гражданина Российской Федерации,
интерактивных
1
https://razgovor.edsoo.ru
заданий,работа
49
проявление любви к родной земле,
стекстовым
Родине. Честь и воинский долг.
и иллюстративным
280-летиесоднярождения
материалом
великого русского флотоводца
Ф.Ф. Ушакова. Качества
российского воина: смелость,
героизм, самопожертвование.
Формирующиеся ценности:
патриотизм,служение Отечеству
и ответственность за его судьбу
23
Арктика– территория
развития
1
Многообразие и красота природы
Познавательная
России: представление
беседа, просмотр
о природных особенностях
видеофрагментов,
Арктики.Зима в Арктике самая
выполнение
холодная, снежная и суровая.
интерактивных
Животные Арктики.
заданий, работа
Российские исследователи
С текстовым
Арктики.
и иллюстративным
Россия – мировой лидер атомной
материалом
https://razgovor.edsoo.ru
отрасли. Атомный ледокольный
флот, развитие Северного морского
пути.
50
Знакомство с проектами развития
Арктики.
Формирующиеся ценности:
патриотизм
24
Международный
1
женский день
Международный женский день –
Познавательная
праздник благодарности и любви
беседа, просмотр
женщине.
видеофрагментов,
Женщина в современном
выполнение
обществе – труженица, мать,
интерактивных
воспитатель детей. Великие
заданий, работа
женщины в истории России.
С текстовым
Выдающиеся женщины ХХ века,
и иллюстративным
прославившие Россию.
материалом
https://razgovor.edsoo.ru
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным, крепкая семья
25
Массовый спорт
в России
1
Развитие массового спорта – вклад
Познавательная
в благополучие и здоровье нации,
беседа, просмотр
будущие поколения страны.
видеофрагментов,
Здоровый образ жизни,забота
выполнение
О собственном здоровье,спорт как
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
51
важнейшая часть жизни
заданий, работа
современного человека. Условия
с текстовым
развития массового спорта в
и иллюстративным
России.
материалом
Формирующиеся ценности:жизнь
26
День воссоединения
История и традиции Артека. После
Познавательная
Крыма и Севастополя
воссоединения Крыма
беседа, просмотр
с Россией. 100-летие
И Севастополя с Россией Артек–это
видеофрагментов,
Артека
уникальный и современный
выполнение
комплекс из 9 лагерей, работающих
интерактивных
круглый год. Артек – пространство
заданий, работа
для творчества, саморазвития
стекстовым
и самореализации.
и иллюстративным
Формирующиеся ценности:
материалом
1
https://razgovor.edsoo.ru
историческая память и
преемственность поколений
27
Служение
Искусство – это способ общения
Познавательная
творчеством. Зачем
и диалога между поколениями
беседа, просмотр
людям искусство?
И народами.Роль музыки в жизни
видеофрагментов,
185 лет со дня
человека: музыка сопровождает
выполнение
человека с рождения до конца
интерактивных
1
https://razgovor.edsoo.ru
52
рождения
жизни. Способность слушать,
заданий, работа
П.И.Чайковского
воспринимать и понимать музыку.
с текстовым
Россия – страна с богатым
и иллюстративным
культурным наследием, страна
материалом
великих композиторов, писателей,
художников, признанны во всём мире.
Произведения
П. И. Чайковского, служение своей
стране творчеством.
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным
28
Россия – великая и уникальная
Познавательная
(региональный
страна, каждый из её регионов
беседа, просмотр
и местный
прекрасен и неповторим своими
видеофрагментов,
компонент)
природными, экономическими
выполнение
и другими ресурсами.
интерактивных
Любовь к родному краю,
заданий, работа
способность любоваться природой
С текстовым
и беречь её – часть любви
и иллюстративным
к Отчизне.Патриот честно
материалом
Моя малая Родина
1
https://razgovor.edsoo.ru
трудится,заботится о процветании
53
своей страны, уважает её историю
и культуру.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, приоритет духовного
над материальным
29
Герои космической
отрасли
1
Исследования космоса помогают
Познавательная
нам понять, как возникла наша
беседа, просмотр
Вселенная. Россия – лидер
видеофрагментов,
в развитии космической отрасли.
выполнение
Полёты в космос – это результат
интерактивных
огромного труда большого
заданий, работа
коллектива учёных, рабочих,
С текстовым
космонавтов, которые обеспечили
и иллюстративным
первенство нашей Родины
материалом
https://razgovor.edsoo.ru
в освоении космического
пространства.
В условиях невесомости
космонавты проводят сложные
научные эксперименты,что
позволяет российской науке
Продвигаться в освоении новых
54
материалов и создании новых
технологий.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству
30
Гражданская авиация
1
России
Значение авиации для жизни
Познавательная
общества человека.Как мечта
беседа, просмотр
летать изменила жизнь человека.
видеофрагментов,
Легендарная история развития
выполнение
российской гражданской авиации.
интерактивных
Героизм конструкторов, инженеров
заданий, работа
и лётчиков-испытателей первых
стекстовым
российских самолётов.
и иллюстративным
Мировые рекорды российских
материалом
https://razgovor.edsoo.ru
лётчиков. Современное
авиастроение. Профессии,
связанные с авиацией.
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству
31
Медицина России
1
Охрана здоровья граждан России–
Познавательная
Приоритет государственной
беседа,просмотр
https://razgovor.edsoo.ru
55
Политики страны. Современные
видеофрагментов,
поликлиники и больницы.
выполнение
Достижения российской медицины.
интерактивных
Технологии будущего в области
заданий, работа
медицины.
с текстовым
Профессия врача играет ключевую
и иллюстративным
роль в поддержании и улучшении
материалом
здоровья людей и их уровня жизни.
Врач – не просто профессия,
это настоящее призвание,
требующее не только знаний,
но и человеческого сочувствия,
служения обществу.
Формирующиеся ценности:
историческая память и
преемственность поколений,
милосердие
32
Что такое успех?
(ко Дню труда)
1
Труд – основа жизни человека
Познавательная
и развития общества.
беседа, просмотр
Человек должен иметь знания
видеофрагментов,
и умения, быть терпеливым
выполнение
И настойчивым, не бояться
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
56
трудностей (труд и трудно –
заданий, работа
однокоренные слова), находить
с текстовым
пути их преодоления.
и иллюстративным
Чтобы добиться долгосрочного
материалом
успеха, нужно много трудиться.
Профессии будущего – что будет
нужно стране, когда я вырасту?
Формирующиеся ценности:
созидательный труд
33
80-летие Победы
День Победы – священная дата,
Познавательная
в Великой
память о которой передаётся
беседа, просмотр
Отечественно войне
От поколения к поколению.
видеофрагментов,
Историческая память: память
выполнение
о подвиге нашего народа в годы
интерактивных
Великой Отечественной войны.
заданий, работа
Важно помнить нашу историю и
С текстовым
чтить память всех людей,
и иллюстративным
перенёсших тяготы войны.
материалом
1
https://razgovor.edsoo.ru
Бессмертныйполк.Страницы
героического прошлого, которые
нельзя забывать.
57
Формирующиеся ценности:
единство народов России,
историческая память и
преемственность поколений
34
Жизнь в Движении
1
19 мая – День детских
Познавательная
общественных организаций.
беседа, просмотр
Детские общественные
видеофрагментов,
организации разных поколений
выполнение
объединяли и объединяют
интерактивных
активных, целеустремлённых
заданий, работа
ребят. Участники детских
С текстовым
общественных организаций находят
и иллюстративным
друзей, вместе делают полезные
материалом
https://razgovor.edsoo.ru
дела и ощущают себя частью
большого коллектива.
Знакомство с проектами«Орлята
России» и Движение Первых.
Формирующиеся ценности:
дружба, коллективизм
35
Ценности,которые
Нас объединяют
1
Ценности–это важнейшие
Познавательная
Нравственны ориентиры
беседа,просмотр
https://razgovor.edsoo.ru
58
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
для человека и общества.
видеофрагментов,
Духовно-нравственные ценности
выполнение
России, объединяющие всех
интерактивных
граждан страны.
заданий, работа
Формирующиеся ценности:
с текстовым
традиционные российские духовно-
и иллюстративным
нравственные ценности
материалом
35
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
59
60