r
t
F
U
rA
lr
.--)
F
'rl(
tt/.
-l
Q
A A
V V
C0 Fi
FEi
U =
(F J| . rr C
A , E
r-"1 A
11 Y
F
AA
F
-
U
A ,
F
Y-]
U
=
I
FI
FI
i+i
ll
)!I
Z
a
a
o
rr)
:
F\
fi
$
c.l
(ti
z o
.ot o\
FL
rrl
,31
I
p " g
> E
F
o8.
Ff
t4
F
?
!
1r.
/\'
()
ts
FI
!l
F
x
cq
?
II
A'
Y
rF
rc)
()
r+
a
h
t
(\
tf
6l
q)
e
Q
q)
q)
tr \
,jfu
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с
Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной рабочей программы
воспитания. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный
предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты
взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества,
регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об
основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской
гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении
обществознания различных источников социальной информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социальноэкономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения,
осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и
утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
приверженности базовым ценностям нашего народа;
развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в
Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению
социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к
высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для
школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах,
нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных
ролей человека и гражданина;
владение умениями функционально грамотного человека (получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную
информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства);
создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет
136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение.
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного. Потребности человека (биологические,
социальные, духовные). Способности человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста.
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности.
Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося.
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях.
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые, личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка.
Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях.
Общество, в котором мы живём.
Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие.
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и
возможности экономики нашей страны.
Политическая жизнь общества. Россия – многонациональное государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный
Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди
современных государств.
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа.
Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества.
Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного сообщества и международных организаций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс
содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом федеральной рабочей программы
воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни
общества и знание основ российского права. Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения
является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания, при котором модуль (раздел)
«Основы российского права» замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе
нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии
собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на
решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах,
свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию
в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей
Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России,
государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого
предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности
через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний
и компетентностей, планировать своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и
простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее –
оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть гото вым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение
осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности, деятельности человека и её видах, образовании,
правах и обязанностях учащихся, общении и его правилах, особенностях взаимодействия человека с другими людьми;
характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейных традиций; характеризовать
основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер; особенности личностного становления и социальной позиции людей
с ограниченными возможностями здоровья; деятельность человека; образование и его значение для человека и общества;
приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в современных условиях; малых групп, положения человека в
группе; конфликтных ситуаций в малой группе и конструктивных разрешений конфликтов; проявлений лидерства, соперничества и
сотрудничества людей в группах;
классифицировать по разным признакам виды деятельности человека, потребности людей;
сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; свойства человека и животных; виды деятельности (игра, труд, учение);
устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах; целей, способов и результатов деятельности, целей и средств общения;
использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности общения как социального явления, познания человеком
мира и самого себя как вида деятельности, роли непрерывного образования, значения личного социального опыта при осуществлении
образовательной деятельности и общения в школе, семье, группе сверстников;
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё отношение к людям с ограниченными
возможностями здоровья, к различным способам выражения личной индивидуальности, к различным формам неформального общения
подростков;
решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося; отражающие особенности отношений в семье, со
сверстниками, старшими и младшими;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской
Федерации»; составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях подросткового возраста, о правах и обязанностях
учащегося из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о человеке и его социальном окружении из адаптиро ванных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными
возможностями здоровья; оценивать своё отношение к учёбе как важному виду деятельности;
приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с
представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту, активного участия в жизни школы и класса;
приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Общество, в котором мы живём
осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в обществе; процессах и явлениях в экономической жизни
общества; явлениях в политической жизни общества, о народах России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре и
духовной жизни; типах общества, глобальных проблемах;
характеризовать устройство общества, российское государство, высшие органы государственной власти в Российской Федерации,
традиционные российские духовно-нравственные ценности, особенности информационного общества;
приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической деятельности, глобальных проблем;
классифицировать социальные общности и группы;
сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе различных людей; различные формы хозяйствования;
устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и общества, деятельности основных участников экономики;
использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) влияния природы на общество и общества на природу сущно сти и
взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение
к проблемам взаимодействия человека и природы, сохранению духовных ценностей российского народа;
решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи, отражающие возможности юного гражданина внести свой вклад в решение
экологической проблемы);
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся отношений человека и природы, устройства общественной
жизни, основных сфер жизни общества;
извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая информацию о народах России;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; используя обществоведческие знания, формулировать выводы;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия духовным традициям общества;
использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности, направленной на охрану природы;
защиту прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), на соблюдение традиций общества, в котором мы живём;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе взаимопонимания между людьми разных культур; осознавать ценность культуры и традиций народов России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ6
КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Контрольные
работы
Всего
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Человек и его социальное окружение
1.1
Социальное становление человека
6
1
1.2
Деятельность человека. Учебная
деятельность школьника
4
0
1.3
Общение и его роль в жизни человека
2
0
1.4
Человек в малой группе
8
1
Итого по разделу
20
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Раздел 2. Общество, в котором мы живём
2.1
Общество — совместная жизнь
людей
2
0
2.2
Положение человека в обществе
1
0
2.3
Роль экономики в жизни общества.
Основные участники экономики
1
0
2.4
Политическая жизнь
2
0
2.5
Культурная жизнь
1
0
2.6
Развитие общества
3
0
Итого по разделу
10
Защита проектов, итоговое повторение
4
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ6
КЛАСС
№
Тема урока
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
дата
Практические
работы
1
Социальное становление человека
1
05.09.2023
2
3
Биологическое и социальное в человеке
Потребности и способности человека
1
1
12.09.2023
4
Индивид, индивидуальность, личность
1
26.09.2023
19.09.2023
5
Отношения между поколениями. Особенности подросткового
возраста
7
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые
потребности и социальнаяпозиция
Цели, мотивы и виды деятельности
8
6
1
1
03.10.2023
10.10.2023
1
1
17.10.2023
Познание как вид деятельности
1
24.10.2023
9
Право человека на образование
1
07.11.2023
10
Школьное образование. Права и обязанности учащегося
1
14.11.2023
11
Общение и его роль в жизни человека
1
21.11.2023
12
1
28.11.2023
1
05.12.2023
14
Особенности общения подростков. Общение в современных
условиях
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила.
Лидерство в группе
Межличностные отношения (деловые, личные)
15
16
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества
Семейные традиции. Семейный досуг
1
1
19.12.2023
26.12.2023
17
Свободное время подростка. Отношения с друзьями и
сверстниками
Конфликты в межличностных отношениях
Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек и его
социальное окружение"
Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек и его
социальное окружение"
Что такое общество. Связь общества и природы
1
09.01.2024
1
1
16.01.2024
23.01.2024
1
30.01.2024
1
1
06.02.2024
13.02.2024
1
20.02.2024
1
1
27.02.2024
05.03.2024
13
18
19
20
21
22
23
24
25
Устройство общественной жизни. Основные
сферы жизни общества и ихвзаимодействие
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе
Что такое экономика?
Политическая жизнь общества. Российская Федерация как
государство
1
1
12.12.2023
26
Наша страна в начале XXI века
27
28
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности
российского народа
Развитие общества
29
30
Развитие общества
Глобальные проблемы современности и возможности их решения
Защита проектов по теме "Духовные ценности российского
народа"
32
Защита проектов по теме "Глобальные проблемы современности"
33
Повторительно-обобщающий урок по теме "Общество, в котором
мы живем"
34
Итоговое повторение по теме "Общество и его сферы. Человек в
обществе"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
31
1
1
12.03.2024
19.03.2024
1
1
1
02.04.2024
09.04.2024
16.04.2024
1
23.04.2024
1
30.04.2024
07.05.2024
14.05.2024
21.05.2024
1
1
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Обществознание. 6 класс : учебник, 6 класс/ Боголюбов Л. Н., Рутковская Е. Л., Иванова Л. Ф. и другие, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
УМК по обществознанию
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
История РФ
РЭШ
ФИПИ
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования»