Отдел образования Администрации Сальского района
Ростовской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 84 п. Сеятель
Сальского района Ростовской области
СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического совета
Протокол от 29.09. 2024 г.
№___1____
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №84
____________Чемерисова А.М
Приказ от 02 09. 2024 г.
№___177_
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Юный друг полиции»
Уровень программы: базовый
Вид программы: типовая
Тип программы: разноуровневая
Возраст детей: от 12 до 17 лет
Срок реализации: 1 года.
1 год обучения: 34 ч;
Разработчик: Учитель физики Гавриков Д.А
п.Сеятель
2024 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ....................................................................... 3
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ......................... 6
2.2 Календарный учебный график ....................................................................... 8
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ........................................................................ 8
3.1 Условия реализации программы .................................................................... 8
3.2 Формы контроля и аттестации ....................................................................... 9
3.3
Планируемые результаты ............................................................................ 9
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .............................................................. 10
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................ 12
VII.ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................... 13
Приложение 1 . .................................................................................................... 13
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации в
качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система
образования призвана обеспечить … воспитание патриотов России, граждан
правового, демократического, социального государства, уважающих права и
свободы личности и обладающих высокой нравственностью …».
«Защита Отечества, - говорится в Конституции РФ, - есть священный долг
и обязанность каждого гражданина России». Вот почему патриотическое
воспитание является одним из приоритетных в формировании у молодежи
патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга,
важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Актуальность данной программы состоит в том, что в современном обществе
человек должен иметь необходимый набор правовых знаний, что позволит ему
формировать для себя наиболее безопасные стратеги поведения, грамотно вести
себя в деловом общении.
Актуальность создания такого объединения – одна из форм военнопатриотического
воспитания
и
профилактики
правонарушений
несовершеннолетних, потому что правовое образование и воспитание призваны
развивать чувство ответственности будущих граждан, умение решать
жизненные проблемы, с которыми ребята столкнуться после окончания школы.
Если дети будут знать свои права и обязанности, то они будут уважать права и
обязанности других людей.
Воспитание уважения к правам человека, основным свободам определено
в Законе Российской Федерации "Об образовании", определено в числе
основных принципов государственной политики в области образования.
Концепция модернизации российского образования важнейшими задачами
воспитания
называет
формирование
у
школьников
гражданской
ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,
инициативности, самостоятельности, толерантности.
Новизна данной программы состоит в том, что в ходе ее реализации
формируются не только теоретические правовые и медицинские знания, но
проводятся и совместные с сотрудниками ОВД рейды, практика по оказанию
медицинской помощи. Отдельный раздел программы посвящен
пропагандистской и организационно-массовой работе.
Цель объединения: на славных традициях милиции воспитывать у ребят
мужество, принципиальность, нетерпимое отношение различного рода
нарушениям общественного порядка. Это не игра в полицию, а серьезная
работа, которая, безусловно, дисциплинирует ребят, приобщает их к
общественно-полезному труду, приучает влиять на своих сверстников, которые
ведут себя неправильно, допускают правонарушения.
3
Цель программы - всестороннее развитие личности школьников в сфере
правового законодательства.
Цели и задачи обучения:
Обучающие (формирование знаний правового законодательства;
умение применять и разъяснять законы РФ; приобретение навыков стрельбы, оказания доврачебной помощи, приемов самообороны);
Развивающие (развитие личностных качеств: активность,
самостоятельность, ответственность за других, умение общаться,
смелость, принципиальность, решительность, справедливость,
дисциплинированность, развитие всесторонней и гармоничной
личности);
Воспитательные (чувство коллективизма, гуманизма, уважение и
любви к людям, уважительное отношение к правоохранительным
органам, патриотизма и любви к родному краю);
Цели:
оказание помощи инспектору по делам несовершеннолетних в
поддержании общественного порядка в школе;
профилактика безопасности и правонарушений среди учащихся;
правовое воспитание подростков;
подготовка желающих к работе в правоохранительных органах.
Задачи:
Воспитание несовершеннолетних в духе непримиримости к любым
отклонениям от общепринятых норм и правил поведения.
Проведение разъяснительной работы об ответственности за совершение
противоправных действий среди сверстников.
Поддержание
общественного
порядка
и
предупреждение
правонарушений среди несовершеннолетних в школе и на прилегающей
территории.
Дать учащимся необходимый минимум знаний по основам безопасности
жизнедеятельности, научить их умело действовать в различных
экстремальных жизненных ситуациях.
Участие в организации воспитательной работы учащимися сверстниками,
требующими повышенного педагогического внимания.
Дежурство во время проведения массовых мероприятий в школе
Воспитание чувства честности, справедливости, принципиальности,
требовательности к себе и окружающим
Борьба с наркоманией и употреблением спиртных напитков среди
несовершеннолетних
Разрешение конфликтов среди школьников
Работа с детьми, пропускающими занятия без уважительных причин
4
Характеристика программы:
Программа социально-гуманитарной направленности .
Тип программы: разноуровневая;
Вид: типовая;
Уровень освоения: базовый;
Объем и срок освоения программы:
Срок освоения программы 1 года.
Объем освоения программы:
1 год обучения –1 часа в неделю, 34 часа в год;.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 учебному часу;
Занятие длиться 45 минут.
Тип занятий: комбинированный.
Форма обучения: очная.
Адресат программы: дети в возрасте от 12 до 17 лет.
Наполняемость группы: 15 человек.
5
II.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Учебный план
Количество
академических часов
Разделы (модули)
I. Конвенция. Права ребенка
1.1
Нужны ли ребенку права?
1.2
Конвенция о правах ребенка
1.3
Личные права ребенка
1.4
Право ребенка на жизнь и
развитие.
1.5
Право ребенка в семье
1.6
Право на воспитание в семье.
1.7
Право ребенка на частную
жизнь.
1.8
Право ребенка на образование
Специальные права ребенка
Нарушение и защита прав
ребенка.
1.11 Права и обязанности на работе.
II. Уголовный кодекс РФ.
2.1
Ответственность
несовершеннолетних.
2.2
Административная
ответственность.
2.3
Уголовная ответственность.
2.4
Дисциплинарная и
материальная ответственность.
2.5
Гражданско –
правовая ответственность.
2.6
Знакомство со статьями УК.
1.9
1.10
III. Конституция. Законы РФ.
3.1
Изучение нормативных
документов
3.2
Знакомство с нормативно правовыми актами
3.3
Отрабатывание навыков
6
всего
теория практика
1
1
1
1
1
1
1
1
-
1
1
1
1
1
1
-
1
1
-
1
1
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
-
1
Формы
промежуточ
ной
(итоговой)
аттестации
опрос
тестировани
е
Опрос
Тестировани
е
взаимодействия.
3.4
Основы полицейской службы
1
1
3.5
Строевая подготовка.
1
1
3.6
Великие русские полководцы.
1
1
3.7
Викторина «Русское оружие».
1
1
3.8
Подростковые
1
1
антиобщественные
группировки
IV.Основы безопасного поведения и оказанию первой медицинской помощи
4.1
Основные средства
1
1
пожаротушения.
4.2
Первая помощь. Наложение
1
1
повязок.
4.3
Первая помощь при переломах. 1
1
4.4
Экологические преступления.
1
1
4.5
Строевая подготовка.
2
2
4.6
Сборка- разборка АК
3
3
Содержание учебного плана
Раздел I. Конвенция. Права ребенка –11 ч.
Теория (11ч): Нужны ли ребенку права? Конвенция о правах ребенка. Личные
права ребенка. Право ребенка на жизнь и развитие. Право ребенка в семье.
Право на воспитание в семье. Право ребенка на частную жизнь. Право ребенка
на образование. Специальные права ребенка. Права и обязанности уч-ся в ОУ.
Нарушение и защита прав ребенка. Права и обязанности на работе. Твои права
и ты.
Раздел II. Уголовный кодекс (УК) – 6 ч.
Теория (6 ч): Ответственность несовершеннолетних. Административная
ответственность. Уголовная ответственность. Дисциплинарная и материальная
ответственность. Гражданско-правовая ответственность. Знакомство со
статьями УК.
Практические занятия :Участие в районном слете ЮДП
Рейд по обеспечению правопорядка (дежурство по школе во время учебных
перемен).
Беседа с участковым инспектором.
Раздел III. Конституция. Законы РФ (8ч)
Теория (6ч): Изучение нормативных документов. Знакомство с нормативно –
правовыми актами. Отрабатывание навыков взаимодействия. Основы
полицейской службы.
7
Практические занятия (2ч): . Изучение приемов самообороны. Участие в
школьной игре «Зарница». День школьного инспектора: изучение нормативных
документов. Соревнования по стрельбе
Раздел IV.Основы безопасного поведения и оказанию первой медицинской
помощи(9ч)
Теория (1ч).Основы безопасного поведения. Соблюдение правил поведения в
школе и общественных местах. Правила оказания первой медицинской
помощи. Правила обращения с анонимными предметами.
Основные средства пожаротушения. Правила оказания первой медицинской
помощи.
Практика (8ч).Строевая подготовка. Построение и перестроение. Продолжение
тренировок в строевых упражнениях.
2.2 Календарный учебный график
Оформленный календарный учебный план программы представлен в
Приложении № 1
III.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
1. Для проведения информационно-пропагандистской работы:
- Компьютер с доступом в Интернет;
- Интерактивная доска;
- Цифровой фотоаппарат и видеокамера;
- Программы для обработки фотографий и видеомонтажа;
- Звуковое оборудование (музыкальная аппаратура, колонки);
- Атрибутика для проведения профилактических акций по безопасности
дорожного движения (световозвращающие жилеты, макеты плакатов,
ролл-апы, другое).
2. Для презентации отряда ЮИД, выступления на конкурсах:
- Форма юного инспектора движения (парадная и повседневная,
выполненные в едином стиле в соответствии с брендбуком, размещенными
на сайте юидроссии.рф);
- Атрибутика (баннеры, ролл-апы, модели дорожных знаков, модели
автомобилей, сюжетно-ролевая атрибутика для мероприятий и т.п.).
3. Для изучения основ Правил дорожного движения и правил
безопасного поведения на дорогах:
8
- Экранно-звуковые средства обучения;
- Виды световозвращающих элементов;
- Учебные стенды и тематические магниты (модели автомобилей,
человеческих фигурок, дорожных знаков).
4. Для занятий по оказанию первой помощи:
- Учебные тренажеры-манекены (типа «Гоша», «Роман» - для отработки
навыков первой помощи, иммобилизации и транспортировки, «Максим»для отработки комплекса сердечно-легочной реанимации);
- Комплекты шин для наложения фиксирующих повязок;
- Автомобильные аптечки.
Кадровое обеспечение:
Гавриков Дмитрий Анатольевич – Учитель физики
3.2 Формы контроля и аттестации
Текущий, рубежный и итоговый контроль осуществляется в
следующих формах:
Самостоятельная работа с последующей проверкой, тестирование,
Практические занятия по оказанию первой доврачебной помощи
пострадавшим:
Выполнение индивидуальных творческих заданий;
проведение праздников, встреч, соревнований, конкурсов, рейдов, игр,
экскурсий и т.д.
3.3 Планируемые результаты
Личностные:
· принятие образа «законопослушный гражданин, патриот»;
· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;
· уважительное отношение к окружающим;
· осознание ответственности человека за общее благополучие;
· этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость;
· положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по
программе «Юный друг полиции»;
· способность к самооценке;
· начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
· навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
· умение ставить и формулировать проблемы;
· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме,
в том числе творческого характера;
· установление причинно-следственных связей;
9
Регулятивные:
· использование речи для регуляции своего действия;
· адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и
других людей по исправлению допущенных ошибок;
· умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно
усвоить;
· умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и
результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети научатся:
· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
· ставить вопросы;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться и приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
IV.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Деятельность кружка «ЮИД» строится по методике коллективной
творческой деятельности (КТД).
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
- в обучении - практический (практическая работа в библиотеках,
практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение
велосипеда); наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков,
таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущийинструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой ( чтение, изучение,
составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение).
- в воспитании – (по Г. И. Щукиной) – методы формирования сознания
личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ,
дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и
формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация,
приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности
(соревнования, поощрения).
В практической работе по реализации программы можно использовать
следующие формы деятельности:
1. Викторина «Олимпиада автоэрудитов (по истории ПДД).
2. Создание ситуации выбора ( разбор дорожно-транспортных
происшествий).
10
3. Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю,
стихов по ПДД, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами)
4. Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию
первой медицинской помощи пострадавшему в ДТП).
5. Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой,
работа в группах).
6. Викторины, конкурсы, кроссворды.
7. Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам ДД).
8. Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге
в группе, в своих классах.
Методические:
- билеты по ПДД, страхованию, медицине.
- рисунки ребят с конкурсов по ПДД.
- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин,
театрализованных представлений
- программа по изучению правил дорожного движения в школе 1-9 кл.
- методические рекомендации по организации профилактики детского
дорожно-транспортного травматизма.
- методические пособия для изучения ПДД по программе в классах.
- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных
классах
- видео игра «Не игра» по ПДД.
Подведение итогов осуществляется путем конкурсных встреч, проводимых по
специальному плану на основе положения о Российском смотре «Безопасное
колесо». Критериями выполнения программы служат: активность участия детей
в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление
творчества, самостоятельности.
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Планируемые результаты освоения программы.
Обучение по программе предусматривает различные виды контроля
результатов обучения:
1. Текущий, который осуществляется на каждом занятии педагогом.
2. Промежуточный, где происходит качественная оценка деятельности
воспитанников. (декабрь, май).
В конце первого полугодия и в конце учебного года проводится
аттестация обучающихся, проверка уровня знаний по трѐм уровням освоения
программы:
«В» - высокий, освоение программы более 80%;
«С» - средний, освоение программы более 50%;
11
«Н» - низкий, освоение программы менее 50%.
Оценивание по балльной системе:
Высокий результат - выполняет самостоятельно.
Средний результат - выполняет с помощью взрослого.
Низкий результат - не выполняет
VI.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция РФ.
Правила дорожного движения РФ.
Семейный кодекс РФ.
Уголовный кодекс РФ.
Федеральный закон «О гражданской обороне».
Закон «Об образовании».
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения».
Федеральный закон «О пожарной безопасности».
Федеральный закон «О противодействии терроризму».
Федеральный закон «О противодействии экстремизму».
Список литературы для детей
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948г.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах от 16.12. 1966 г.
Конвенция о правах ребенка (Нью – Йорк, 20.11. 1989г.)
Человек. Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа,
1995. – 336 с.: ил.
Правовое воспитание учащихся: (Из опыта работы) / Сост. Г.П. Давыдов,
А.Ф. Никитин, В.М. Обухов. – М.: Просвещение, 1979. - 159 с.
Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 20 век. – М.:
ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 554с., ил.
Использование ресурсов интернета.
12
VII. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 .
Таблица 1_
Календарный учебный график
№
п/п
Дат
а
Тема занятия
Колво
часов
Время
провед
ения
заняти
я
Форма
занятия
Место
проведения
Форма
контроля
Вводное занятие (введение в программу). Техника безопасности ( 1 часа)
I. Конвенция. Права ребенка
15.001
Нужны ли
1
беседа
Кабинет
16.00
ребенку права?
физики
15.002
Конвенция о
беседа
Кабинет
16.00
правах ребенка
1
физики
Личные права
ребенка.
4
Право ребенка
на жизнь и
развитие.
5
Право ребенка в
семье
6
Право на
воспитание в
семье.
7
Право ребенка
на частную
жизнь.
8
Право ребенка
на образование
9
Специальные
права ребенка
10
Нарушение и
защита прав
ребенка.
11
Права и
обязанности на
работе.
II. Уголовный кодекс РФ.
3
1
15.0016.00
беседа
1
15.0016.00
беседа
1
15.0016.00
беседа
1
15.0016.00
беседа
1
15.0016.00
Учебное
занятие
Кабинет
физики
1
15.0016.00
Беседа
1
15.0016.00
Беседа
1
15.0016.00
Беседа
Кабинет
физики
Кабинет
физики
Кабинет
физики
1
15.0016.00
Беседа
13
Кабинет
физики
Кабинет
физики
Кабинет
физики
Кабинет
физики
Кабинет
физики
Ответственност
ь несовершеннолетних.
13
Административная
ответственность
.
14
Уголовная
ответственность
.
15
Дисциплинарная и
материальная
ответственность
.
16
Гражданско –
правовая ответс
твенность
17
Знакомство со
статьями УК.
III. Конституция. Законы РФ.
18
Изучение
нормативных
документов
19
Знакомство с
нормативно правовыми
актами.
20
Отрабатывание
навыков
взаимодействия.
21
Основы
полицейской
службы
22
Строевая
подготовка.
12
23
24
25
Великие
русские
полководцы.
Викторина
«Русское
оружие».
Подростковые
1
15.0016.00
Беседа
Кабинет
физики
1
15.0016.00
Беседа
Кабинет
физики
1
15.0016.00
Беседа
Кабинет
физики
1
15.0016.00
Беседа
Кабинет
физики
1
15.0016.00
Беседа
Кабинет
физики
1
15.0016.00
Беседа
Кабинет
физики
1
15.0016.00
Беседа
Кабинет
физики
1
15.0016.00
Беседа
Кабинет
физики
1
15.0016.00
Беседа
Кабинет
физики
1
15.0016.00
Беседа
Кабинет
физики
1
15.0016.00
Школьны
й двор
1
15.0016.00
Практическое
занятие
Беседа
1
15.0016.00
Беседа
Кабинет
физики
1
15.00-
Беседа
Кабинет
14
Кабинет
физики
16.00
антиобщественн
физики
ые группировки
IV.Основы безопасного поведения и оказанию первой медицинской помощи
15.0026
Основные
1
Практичес- Кабинет
16.00
средства
кое
физики
пожаротушения.
занятие
15.0027
Первая помощь.
1
Практичес- Кабинет
16.00
Наложение
кое
физики
повязок.
занятие
15.0028
Первая помощь
1
Практичес- Кабинет
16.00
при переломах..
кое
физики
занятие
15.0029
Экологические
1
беседа
Кабинет
16.00
преступления.
физики
15.0030
Строевая
1
Практичес- Школьны
16.00
подготовка.
кое
й двор
занятие
15.0031
Сборка1
Практичес- Школьны
16.00
разборка АК
кое
й двор
занятие
15.0032
Сборка1
Практичес- Школьны
16.00
разборка АК
кое
й двор
занятие
15.0033
Сборка1
Практичес- Школьны
16.00
разборка АК
кое
й двор
занятие
15.0034
Строевая
1
Практичес- Школьны
16.00
подготовка.
кое
й двор
занятие
15