Пояснительная записка
Данная Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 3 класса составлена с
использованием нормативно-правовой базы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №
273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 08.04 2015 г. № 1/15).
3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования,
утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312.
4. ФПУ, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 28.12.2018
№345.
Приказ Минпросвещения России от 08.05.2019г № 233 «О внесении изменений в
федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования
5. Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (с
изменениями и дополнениями).
6. Примерная программа основного начального образования по окружающему миру
(утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312), авторская программа
А.А. Плешакова, Новицкая М.Ю.» Окружающий мир» Учебник. 3 класс. В 2 ч. – М.:
«Просвещение», 2021 г.;
7. Основная образовательная программа общего образования МБОУ СОШ № 84 п.
Сеятель;
8.Учебный план МБОУ СОШ № 84 п. Сеятель на 2024-2025 учебный год
9.Календарный учебный график МБОУ СОШ № 84 п. Сеятель на 2024-2025 учебный год.
10.Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, внеурочной
деятельности МБОУ СОШ № 84 п. Сеятель.
Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа «Окружающий мир» в 3
классе составлена из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год (34недели). В соответствии с
учебным планом и расписанием МБОУСОШ №84 п. Сеятель на 2024-2025уч.год, а также
государственными праздниками, данная программа рассчитана на 65 часов
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область
«Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной
рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного
изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования
составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы
воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам
обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение
следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на
основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду
обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственноэтических понятий, представленных в содержании программы по окружающему
миру;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной
практике,
связанной
как
с
поисково-исследовательской
деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим
использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной,
художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской
Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству,
определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской
Федерации;
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в
социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе,
ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих
ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество»,
«Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех
указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе
следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его
самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе,
составляет 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и
связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина –
Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края.
Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого
кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы
семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к
людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их
профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых
они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль,
сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические
работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха.
Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния
воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной
жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве
человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые
родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и
хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов.
Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания
растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и
краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери).
Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни
животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края,
их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе:
растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян
растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного
края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в
природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы
органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная,
органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела
человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические
паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности
окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри
двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых,
тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого
дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на
вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки
безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование
в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила
коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого
доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение
животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе
результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах)
делать выводы;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и
условиями жизни животного;
определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные
признаки и отношения между объектами и явлениями;
моделировать цепи питания в природном сообществе;
различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить
историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствует формированию умений:
понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и
интересную информацию о природе нашей планеты;
находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить
на карте нашу страну, столицу, свой регион;
читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными
объектами;
находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах,
таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети
Интернет (в условиях контролируемого входа);
соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой
характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный
бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель
Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки
дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения
объектов природы;
приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств
природы;
называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого
организма;
описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в
пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия
(при небольшой помощи учителя);
устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать
свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинённого;
оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на
советы и замечания в свой адрес;
выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека
иметь собственное суждение, мнение;
самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание
особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,
уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей
среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих
ей вред.
Ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
проявление
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе
с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся
действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать
связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие;
изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или
сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе
(живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме
(лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его
результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть
– целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном
виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему,
таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью
учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей
правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных
объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст,
рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по
решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью
учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для
здоровья и жизни.
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала
по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не
допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия
взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб,
флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего
региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего
народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме;
приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой
историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства;
проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с
природными объектами с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения
опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить
простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой
природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления
природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для
поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для
объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о
природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями
(презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного,
водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к
двигательной активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в
мессенджерах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Наименовани Количество часов
№
е разделов и
п/
Всег
Контрольны
тем
п
о
е работы
программы
Раздел 1. Человек и общество
Наша родина 1.1
Российская
15
Федерация
Семья коллектив
1.2
близких.
3
Родных
людей.
1.3
Страны и
народы мира.
Практически
е работы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116
e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116
e4
4
Итого по разделу
22
Раздел 2. Человек и природа
Методы
изучения
природы.
2.1
Разнообразие
11
веществ в
окружающем
мире.
Бактерии,
2.2
грибы и их
2
разнообразие
2.3
Разнообразие
растений
7
2.4
Разнообразие
8
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116
e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116
e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116
e4
Библиотека ЦОК
животных
Природные
сообщества
2.5
https://m.edsoo.ru/7f4116
e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116
e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116
e4
3
Человек часть
7
1
природы
Итого по разделу
35
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
2.6
Здоровый
образ жизни
3.1
Правила
безопасного
поведения
3.2
пассажира.
Безопасность
в сети
Интернет
Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116
e4
2
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116
e4
1
7
68
4
2
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/
п
1.
Количество часов
Тема урока
Что такое
общество?
Наша Родина Российская
Федерация
2.
Государственная
символика РФ.
Уважение к
Всег
о
Контрольн
ые работы
Практичес
кие работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
330e
https://m.edsoo.ru/f841
254e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
23aa
государственным
символам России
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Родной край – малая
родина
Уникальные
памятники
культуры России:
Красная площадь,
Кремль
Уникальные
памятники
культуры России:
исторический центр
Санкт-Петербурга
Уникальные
памятники
культуры России:
Кижи, памятники
Великого Новгорода
Достопримечательн
ости родного края:
памятники природы
и культуры региона
Города Золотого
кольца России.
Кремлевские
города: Ростов
Великий,
ПереславльЗалесский
Города Золотого
кольца России.
Кремлевские
города: Суздаль,
Сергиев Посад,
Ярославль
Трудолюбие как
общественно
значимая ценность в
культуре народов
России. Традиции
воспитания
трудолюбия у детей
разных народов
нашей страны
Труд жителей
региона.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
2d5a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
40ba
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
427c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
34bc
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
380e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
3e30
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
367e
1
1
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Профессии,
связанные с трудом
на производстве, в
сельском хозяйстве
Труд жителей
региона.
Профессии,
связанные с трудом
в учреждениях
образования и
культуры
Культура, традиции
народов России.
Уважение к
культуре,
традициям, истории
разных народов и
своего народа
Нужны ли обществу
правила поведения?
Правила поведения
в социуме
Проверочная
работа по теме
"Наша Родина Российская
Федерация"
Семья – первый и
главный коллектив
в жизни человека
Повседневные
заботы семьи
Совместный труд.
Семейный бюджет,
доходы и расходы
семьи
Памятники природы
и культуры стран
Европы (по выбору)
Памятники природы
и культуры
Белоруссии (по
выбору)
Памятники природы
и культуры стран
Азии (по выбору)
Памятники природы
и культуры Китая
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
3c3c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
213e
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
2ef4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
314c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
481c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
4650
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
49d4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
(по выбору)
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Семья: традиции,
праздники
Методы изучения
природы:
наблюдения,
сравнения,
измерения, опыты и
эксперименты.
Материки и океаны,
части света:
картины природы
Разнообразие
веществ в природе.
Примеры веществ
(соль, сахар, вода,
природный газ):
узнавание,
называние, краткая
характеристика
Твердые вещества,
жидкости, газы.
Определение
свойств твердых
веществ, жидкостей
и газов
Вода как вещество.
Определение
свойств воды в ходе
практической
работы
Распространение
воды в природе:
водоемы, реки.
Круговорот воды в
природе
Значение воды для
жизни живых
организмов и
хозяйственной
деятельности
людей. Охрана воды
Воздух как смесь
газов. Значение
воздуха для жизни
флоры, фауны,
человека. Охрана
4b6e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
12c0
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
c162
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
c392
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
c9c8
https://m.edsoo.ru/f840
c7ca
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
cce8
https://m.edsoo.ru/f840
cb62
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
ce78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
d03a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
d328
воздуха
Горная порода как
соединение разных
30.
минералов.
Примеры минералов
Полезные
ископаемые –
31.
богатство земных
недр
Полезные
ископаемые родного
края:
характеристика,
32.
использование в
хозяйственной
деятельности
региона
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
d846
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
2706
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
2896
33. Почва, её состав
1
Бактерии –
мельчайшие
34.
одноклеточные
живые существа
1
Разнообразие
грибов: узнавание,
35.
называние,
описание
1
Разнообразие
растений:
зависимость
36.
внешнего вида от
условий и места
обитания
Растения родного
края: названия и
37. краткая
характеристика (на
основе наблюдения)
Растения,
используемые
38. людьми в
хозяйственной
деятельности
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
dd78
https://m.edsoo.ru/f840
dbde
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
f9fc
https://m.edsoo.ru/f840
df26
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
f240
https://m.edsoo.ru/f840
e0de
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
e282
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
e41c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
e6a6
Растение как живой
39.
организм
Как растения
размножаются?
Развитие растения
от семени до
семени (по
41.
результатам
практических
работ)
Условия роста и
развития растения
42.
(по результатам
наблюдений)
40.
43.
Жизнь животных в
разные времена года
Животные родного
края: узнавание,
44.
называние, краткая
характеристика
Бережное
отношение к
животным –
45. нравственная
ценность людей.
Охрана животного
мира в России
46.
Как животные
питаются?
Особенности
дыхания животных
разных классов
47.
(звери –легкие;
рыбы - жабры;
насекомые – трахеи)
Размножение и
48. развитие рыб, птиц,
земноводных
Условия,
необходимые для
жизни животных:
49. воздух, вода, тепло,
пища (среда
обитания) –
обобщение на
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
fde4
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
2a1c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
e85e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
ea16
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
ebe2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
ed90
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
ef2a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840
f0b0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
2b98
основе результатов
наблюдений и
работы с
информацией
Проверочная
работа по теме
50. "Многообразие
растений и
животных"
Естественные
природные
51.
сообщества: лес,
луг, водоем, степь
Искусственные
природные
сообщества,
52.
созданные
человеком - пруд,
поле, парк, огород
Природные
сообщества родного
53. края – два-три
примера на основе
наблюдения
Общее
представление о
строении организма
человека.
54.
Температура тела,
частота пульса как
показатели здоровья
человека
Опорнодвигательная
55.
система и ее роль в
жизни человека
Дыхательная
56. система и ее роль в
жизни человека
Пищеварительная
57. система и ее роль в
жизни человека
Кровеносная и
нервная система и
58.
ее роль в жизни
человека
59.Органы чувств их
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
030c
https://m.edsoo.ru/f840
ff74
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
0122
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
04ba
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
0654
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
16c6
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
0aa0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
0dd4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
1108
1
Библиотека ЦОК
роль в жизни
человека
Проверочная работа
по теме "Человек 60.часть природы.
Строение тела
человека"
Роль двигательной
активности:
61. утренней
гимнастики,
динамических пауз
Профилактика
заболеваний. Роль
62. закаливания для
здоровья растущего
организма
Соблюдение правил
перемещения
внутри двора и
63.
пересечения
дворовой проезжей
части
Знаки безопасности
64. во дворе жилого
дома
Безопасное
поведение
пассажира
65.
железнодорожного
транспорта. Знаки
безопасности
Безопасное
поведение
66.
пассажира авиа и
водного транспорта
Безопасная
67. информационная
среда
Проверочная
работа по итогам
68.
обучения в 3
классе
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
https://m.edsoo.ru/f841
146e
https://m.edsoo.ru/f841
0f78
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
0c3a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
18a6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
1a5e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
0910
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
1c0c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
1dd8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841
1f90
1
1
68
4
2
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
Тема урока
1.
Количество часов
Дата
изучен
ия
Виды,
формы
контроля
все
го
контрольн
ыеработы
практическ
иеработы
Природа. Разнообразие
природы. Значение
природы для людей.
1
0
1
03.09
Устный
опрос;
2.
Человек.
1
0
1
06.09
Письменн
ый
контроль;
3.
Общество. Проект
«Богатства,
отданныелюдям».
1
0
1
10.09
Практическ
аяработа;
4.
Российская Федерация
1
0
1
13.09
Практическ
аяработа;
5.
О чем расскажет план
1
0
1
17.09
Зачет;
6.
Что такое экология.
Проверим себя и
оценим свои
достижения.
1
0
1
20.09
Тестирование;
7.
Звездное небоВеликаякнига
природы
1
0
1
24.09
Практическ
аяработа;
8.
Тела, вещества, частицы.
1
0
1
27.09
Практическ
аяработа;
9.
Разнообразие веществ.
1
0
1
01.10
Тестирование;
10.
Воздух и его охрана.
1
0
1
04.10
Практическ
аяработа;
11.
Вода.
1
0
1
08.10
Практическ
аяработа;
12.
Превращения и
круговоротводы в
природе.
1
0
1
11.10
Зачет;
13.
Берегите воду!
1
0
1
15.10
Практическ
аяработа;
14.
Что такое почва?
1
0
1
18.10
Практическ
аяработа;
22.10
15.
Разнообразие
растений. Растения
Бурятии Экскурсия
16.
Солнце, растения и
мы свами
1
0
1
25.10
Практическ
аяработа;
17.
Размножение и
развитиерастений
1
0
1
08.11
Практическ
аяработа;
18.
Охрана растений.
Краснаякнига Бурятии
1
0
1
12.11
Контрольн
аяработа;
" Растения";
19.
Разнообразие
животных. Тест
1
0
1
15.11
Тестирование;
20.
Кто что ест?
1
0
1
19.11
Зачет;
21.
Наши проекты
«Разнообразие природы
родного края».
ЗаповедникиБурятии
1
0
1
22.11
Практическ
аяработа;
22.
Размножение и
развитиеживотных
1
0
1
26.11
Практическ
аяработа;
23.
Охрана животных
1
0
1
29.11
Письменн
ый
контроль;
24.
В царстве грибов
1
0
1
03.12
Практическ
аяработа;
25.
Великий круговорот
жизни
1
0
1
06.12
Практическ
аяработа;
26.
Обобщение знаний по
теме
«Эта удивительная
природа».
Проверочнаяработа.
1
1
0
10.12
Контрольн
аяработа;
27.
Организм человека.
1
0
1
13.12
Практическ
аяработа;
28.
Органы чувств.
1
0
1
17.12
Практическ
аяработа;
29.
Надёжная защита
организма
1
0
1
20.12
Устный
опрос;
30.
Опора тела и движение.
1
0
1
24.12
Практическ
аяработа;
1
0
1
Практическ
аяработа;
31.
Наше питание
1
0
1
27.12
Практическ
аяработа;
32.
Дыхание и
кровообраще
ние.
1
0
1
10.01.
Тестирование;
33.
Здоровый образ
жизни. Умей
предупреждать
болезни.
Исследование
1
0
1
14.01.
Практическ
аяработа;
34.
Безопасность в
Интернете
(ориентировка в
признаках
мошенничества в сети;
защита персональной
информации) в
условиях
контролируемого
доступа в Интернет
1
0
1
17.01.
Проектн
ая
работа;
35.
Проверочная работа по
теме «Мы и наше
здоровье»
1
1
0
21.01.
Контрольн
аяработа;
" Мы и
наше
здоровье".
;
36.
Огонь, вода и газ
1
0
1
24.01.
Практическ
аяработа;
37.
Чтобы путь
был
счастливым
1
0
1
28.01.
Практическ
аяработа;
38.
Дорожные знаки. Игра
1
0
1
31.01.
Устный
опрос;
39.
Кто нас защищает
1
0
1
04.02.
Практическ
аяработа;
40.
Опасные места
1
0
1
07.02.
Практическ
аяработа;
41.
Природа и
наша
безопасност
1
0
1
11.02.
Практическ
аяработа;
ь
42.
Экологическая
безопасность.
Исследование
1
0
1
14.02.
Зачет;
43.
Обобщение знаний по
теме
«Наша
безопасность».
Проверочная
работа.
1
1
0
18.02.
Контрольн
аяработа;
"Наша
безопасность"
;
44.
Для чего
нужна
экономика?
1
0
1
21.02.
Письменн
ый
контроль;
45.
Природные
богатства и труд
людей – основа
экономики
1
0
1
25.02.
Практическ
аяработа;
46.
Полезные
ископаемые.
Полезные
ископаемые Бурятии.
Исследование
1
1
0
28.02.
Контрольн
ая работа;
"Полезные
ископаемы
е";
47.
Растениеводство.
Растениеводство
Бурятии
1
0
1
04.03.
Практическ
аяработа;
48.
Животноводство.
Животноводство
Бурятии
1
0
1
07.03.
Практическ
аяработа;
49.
Какая бывает
промышленность?
Промышленность
Бурятии
1
0
1
11.03.
Практическ
аяработа;
50.
«Экономика родного края»
1
0
1
14.03.
Письменн
ый
контроль;
51.
Что такое деньги? Тест
1
0
1
18.03.
Тестирование;
52.
Государственн
ыйбюджет.
1
0
1
21.03.
Практическ
аяработа;
53.
Семейный бюджет
1
0
1
04.04.
Письменн
ый
контроль;
54.
Экономика и экология.
1
0
1
08.04.
Практическ
аяработа;
55.
Обобщение знаний по
теме
«Чему учит
экономика».
Проверочная работа.
1
1
0
11.04.
Контрольн
аяработа;
"Чему
учит
экономика
";
56.
Золотое кольцо России.
1
0
1
15.04.
Практическ
аяработа;
57.
« Музей
путешествий»проект
1
0
1
58.
Наши ближайшие соседи
1
0
1
59.
На севере Европы.
1
0
1
25.04
Практическ
аяработа;
60.
Норвегия.
Швеция.
Финляндия.
Дания. Исландия.
1
0
1
29.04.
Практическ
аяработа;
61.
В центре Европы
1
0
1
06.05.
Практическ
аяработа;
62.
Путешествие по Франции
иВеликобритании.
1
0
1
13.05.
Практическ
аяработа;
63.
На юге Европы.
1
0
1
16.05.
Практическ
аяработа;
64.
По знаменитым
местаммира.
1
0
1
20.05.
Практическ
аяработа;
65.
Проверим и оценим
своидостижения
1
1
0
23.05.
Контрольная
работа;
"Путешестви
е";
66.
Презентация проекта
«Музей путешествий.
1
0
1
18.04.
22.04.
Зачет;
Практическ
аяработа;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Зачет;
67.
Контрольная работа.
1
1
0
Контрольн
аяработа;
"Годовая";
68.
Итоговое занятие. Игра.
1
0
1
Устный
опрос;
68
7
61
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВПО ПРОГРАММЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3класса начальной школы. В двух
частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2021
2. Рабочие тетради: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Экзамен, 2021.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки к УМК А. А. Плешакова. Пособие для учителя. ФГОСБеседы о
степи и лесостепи. Методическое пособие
Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс Автор(ы): Плешаков А. А., Белянкова Н. М., Соловьева
А. Е.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru
https://infourok.ru/urok-okruzhayushego-mira-3-klass-shkola-rossii-4452550.html