РП Друзья светофора 3 класс 2024

СОДЕРЖАНИЕ
I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ ................................3
1.1.

Пояснительная записка (основные характеристики программы) ...........................3

1.2.

Цель и задачи программы ...................................................................................................4

1.3.

Содержание программы .......................................................................................................5

Учебный план ............................................................................. Error! Bookmark not defined.
Содержание учебного плана .....................................................................................................68
1.4.

Планируемые результаты..................................................................................................98

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ..................109
2.1.

Календарный учебный график ......................................................................................109

2.2.

Условия реализации программы ...................................................................................110

2.3. Методическое обеспечение

11

2.4.

Формы аттестации .............................................................................................................121

2.5.

Диагностический инструментарий (оценочные материалы) .................................121

2.6.

Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы 121

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: .............................................................................................................154
ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................................................................................................. 1615
Приложение ..................................................................................Error! Bookmark not defined.15

2

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы)
Нормативно-правовая база - рабочая программа социально-педагогического направления
разработана на основе:
1. Конституция
Российской
Федерации
(принята
всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
4.
Федеральный
закон
от
13.07.2020
№
189-ФЗ
«О
государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в
социальной
сфере».
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный протоколом заседания
проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 № 3.
6.
Приоритетный
проект
«Доступное
дополнительное
образование
для детей», утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской
Федерации
от
30.11.2016
№
11.
7.
Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации
от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года».
8. Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации
от 31.03.2022 № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
10.
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
и
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных
программ».
11.
Приказ
Министерства
труда
и
социального
развития
Российской
Федерации
от
22.09.2021
№
652н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного
образования
детей
и
взрослых».
12.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам».
13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 № АК 2563/05 «О методических рекомендациях» направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации
образовательных
программ»).
14.
Письмо
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
15. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № ВК 641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями
по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей).
16.
Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
30.12.2022
№
АБ-3924/06
«Создание
современного
инклюзивного
3

образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
детей-инвалидов
на
базе
образовательных
организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».
17.
Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
29.09.2023
№
АБ-3935/06
«О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
формированию
механизмов
обновления
содержания,
методов
и
технологий
обучения
в
системе
дополнительного
образования
детей,
направленных
на
повышение
качества
дополнительного
образования
детей,
в
том
числе
включение
компонентов,
обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для
вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования, для реализации приоритетных направлений научно- технологического и культурного
развития
страны»).
18.
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от
28.09.2020
№
28
«Об
утверждении
санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения,
отдыха
и
оздоровления
детей
и
молодежи».
19.
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от
28.01.2021
№
2
«Об
утверждении
санитарных
правил
и
норм
СанПиН
1.2.368521
«Гигиенические нормативы
и
требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
20. - авторской программы факультатива «Безопасная дорога детства» для внеурочной
деятельности младших школьников (1-4 классы)/ (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4
классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2015. – 192 с. – (Начальная школа XXI
века).
1.2. Цель и задачи программы
Цель - формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит
развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения,
культуры поведения на дорогах и улицах.
Задачи:
развивающие (личностные) — актуализация знаний и умений, мотивированность всех
предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;
— воспитательные (метапредметные):
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностейв
реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
образовательные (предметные):

— выделять

различные
дорожные
знаки,
узнавать
их
и
соотносить
сособенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к
установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных
ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир,
сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
4

1.3.

Содержание программы
Учебный план
«Друзья светофора»

№
п/п

Название
раздела, темы

Количество часов
Теория Практ Всего
ика

Форма
контроля,
аттестации

1
1
1

беседа
беседа

1.6

Будем осторожными.
Будем осторожными.
Что
такое
дорожно-транспортное
происшествие(ДТП)?
Что
такое
дорожно-транспортное
происшествие(ДТП)?
Ролевая
игра
«Причины ДТП». Словесная игра «Закончи
предложение»
Виды транспорта. Рассказ учителя о
спецтранспорте
(с
иллюстративным
материалом); рассказы детей от первого лица
об одной из профессий на транспорте.
Виды транспорта

1.7

Какие бывают дороги

1

1

2

1.8
1.9
1.10

Какие бывают дороги
Дорожное движение
Дорожное движение

1

1

2

1.11
1.12

Перекрёсток и автомагистраль.

1

1

2

1.13
1.14
1.15
1.16
1.17
1.18

Дорожные знаки.

1

1

2

Регулировщик.

1

1

2

Правила для пешеходов.

1

1

2

2.
2.1
2.2
2.3

Раздел 2 / Модуль 2. Ты – пассажир.
Тема: Населённый пункт.

1

1

2

тест

Тема «Движение на загородной Дороге».

1

1

2

Составлени

1. Раздел 1 / Модуль 1 .Ты — пешеход
1.1
1.2
1.3
1.4

1.5

5

1
1
1

2
2
2

Ролевые
игры

1

1

2

Ролевые и
дидактическ
ие игры
Составление
памятки и
ролевые
игры

Игры
(ролевые)
Сюжетная,
дидактическая, ролевая
игра.
мероприяти
е
Практическ
ие занятия
Соревнован
ия, тесты.

2.4
2.5
2.6.

Внимание! Железнодорожный переезд!
Движение в трудных условиях.

2.7
2.8

2.9
Жилая зона.
2.10
2.11 Мы ориентируемся на местности.
2.12
2.13 Труд водителя.
2.14
2.15 Проверим себя.
2.16
Итого:

1

1

2

1

1

2

2

2

2

2

е памятки
Обсуждени
е ситуаций.
Рисунки.
Опрос
и
составлени
е памятки
Ролевые
игры
экскурсия

2

2

беседа

2

2

тест

17

17

34

Содержание учебного плана
Программа «Друзья светофора» реализуется в рамках программы социального развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Согласно учебному плану
МБОУ СОШ № 84 на 2024-2025 уч. г. всего на изучение курса «Друзья светофора» в начальной
школе выделяется 34 часа в первый год и 34 часа во второй год обучения. Занятия могут
проводиться в актовом зале или классе.
«Друзья светофора»
№
п/п

Название
раздела, темы

Количество часов
Теория Практ Всего
ика

Форма
контроля,
аттестации

1. Раздел 1 / Модуль 1 .Ты — пешеход
1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1
Будем осторожными.
Беседа «Что такое опасность» (с
использованием иллюстративного материала).
Чтение и обсуждение стихотворения С.
Маршака
«Вот
какой
рассеянный».
Коллективное составление памятки «Намотай
себе на ус»: о чём должен помнить любой
участник дорожного движения?
Что
такое
дорожно-транспортное 1
происшествие(ДТП)? Рассказ учителя «Что
такое
ДТП»
(с
использованием
иллюстративного материала)
Что
такое
дорожно-транспортное
происшествие(ДТП)?
Ролевая
игра
«Причины ДТП». Словесная игра «Закончи
предложение»
Виды транспорта. Рассказ учителя о 1
спецтранспорте
(с
иллюстративным
материалом); рассказы детей от первого лица
об одной из профессий на транспорте.
6

1

2

1

2

беседа

Ролевые
игры

1

2

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10

1.11
1.12

1.13

1.14

1.15
1.16

Виды транспорта
Рисование транспортного средства и рассказ о
нём. Дидактическая игра на классификацию
«Кто быстрее». Ролевая игра «Я работаю …»
Какие бывают дороги
Просмотр
и
обсуждение
видеофильма
(иллюстративного
материала)
«Дороги
бывают разные»
Какие бывают дороги
Рисование дороги, игра с рисунками
«Узнай, какую дорогу я нарисовал».
Коллективное составление памятки
«Намотай себе на ус» (правила поведения на
дорогах в городе и за городом)
Словесная игра «Угадай по описанию».
Дорожное движение
Просмотр видеофильма (иллюстрации) и
беседа «В какую сторону едет транспорт?
Дорожное движение
Упражнения на сравнение рисунков: улица в
часы пик и при спокойном движении; улица с
односторонним и двусторонним движением;
просёлочная дорога и шоссе и др. Словесная
игра «Кто я?» (работа в группах). Каждая
группа составляет рассказ от имени участника
дорожного движения (водителя, пассажира
пешехода), а также объектов дорожного
движения (транспорт, светофор, дорожная
разметка и пр.).
Перекрёсток и автомагистраль.
Сюжетная игра-конструирование «Строим
перекрёсток» (коллективная работа за общим
столом).
Дидактическая
игра
«Найдём
ошибки».
Дорожные знаки.
Игра «Выставка дорожных знаков» (упражнение на определение дорожного знака и его
характеристику).
Ученик-экскурсовод
выбирает любой знак и рассказывает о нём
всё, что знает. Учащиеся (экскурсанты)
дополняют, исправляют, задают вопросы,
оценивают ответ.
Классификация знаков дорожного движения
по принадлежности к виду (запрещающие,
предупреждающие и др.). Подвижные игры
«Знакомый цвет», «Команды светофора».
Регулировщик.
Упражнение «Сигналы регулировщика». Дети
«читают» рисунок-схему «сигналы
регулировщика», повторяют движения и
объясняют, что они обозначают. Создание
7

Ролевые и
дидактическ
ие игры
1

1

2

1

1

2

Составление
памятки и
ролевые
игры

Игры (ролевые)

1

1

2

Сюжетная,
дидактическая, ролевая
игра.

1

1

2

мероприяти
е

1

1

2

Практическ
ие занятия

1.17

1.18

2.
2.1
2.2
2.3
2.4

2.5
2.6.

2.7
2.8

пособия «Сигналы регулировщика».
Правила для пешеходов.
1
Составление памятки для пешехода и
велосипедиста (работа в группах)
«Правила знаем – бед избегаем!». Ролевая игра
«Узнаём знаки». Роли: сотрудник ГИБДД,
пешеход,
водитель.
Игра
«Рассказ
регулировщика».
Игра-соревнование «Выполняем заданиятесты». Учитель готовит графические и
словесные задания на знание ПДД: поиск
ошибки,
завершение ответа, выбор ответа из
нескольких
предложенных.
Оценка
выполненных тестовых заданий.
Раздел 2 / Модуль 2. Ты – пассажир.
Тема: Населённый пункт. Знание дорожных
знаков, обозначающих населённый пункт.
Дидактическая игра «Спрашиваем - отвечай».
Тема «Движение на загородной Дороге».
Составление памятки для пешехода и
велосипедиста, двигающихся по загородному
шоссе.
Внимание! Железнодорожный переезд!
Обсуждение ситуаций: «Дежурный по
переезду помахал детям жезлом. Почему?»,
«Велосипедист проехал переезд при
закрытом шлагбауме. Что сказал ему
дежурный по переезду?»,
«Мальчики с корзинками грибов перебегали
железнодорожное
полотно, когда поезд был уже виден» и др.
Работа с пословицей «Поспешишь - людей
насмешишь» в соответствии с обсуждаемыми
ситуациями.
Рисование дорожных знаков, регулирующих
движение на железнодорожном переезде.
Движение в трудных условиях.
Просмотр рисунков (фото, видеофильмов) с
разными явлениями природы (ливень, гроза,
туман, гололёд, снегопад, сильный ветер и др.)
и оценивание особенностей движения в этих
условиях. Беседа по вопросам: почему
затрудняется вождение автомобиля в плохую
погоду? Какими становятся тротуары и шоссе,
когда идёт сильный снег или дождь?
Изменяется ли видимость на дорогах во время
тумана? Составление памятки «Внимание!
Плохая погода!»
8

1

2

Соревнован
ия, тесты.

1

1

2

тест

1

1

2

Составлени
е памятки

1

1

2

Обсуждени
е ситуаций.
Рисунки.

1

1

2

Опрос
и
составлени
е памятки

Жилая зона.
Ролевая игра «Беседа с сотрудником
ГИБДД». Рисование знаков «жилая зона»,
«конец жилой зоны».
2.11 Мы ориентируемся на местности.
.
Экскурсия по населённому пункту. Оценка
2.12 объектов, находящихся на чётной (нечётной)
стороне улицы. Оценка интенсивности
движения, знаков дорожного движения.
Создание плана микрорайона с учётом
дорожной обстановки.
2.13 Труд водителя.
2
2.14 Рассказы детей на тему «Моя профессия –
водитель». Анализ и
обсуждение ситуаций, которые могут быть
опасными на дороге.
2.15 Проверим себя.
2
2.16 Ответы на вопросы, проведение
беседы по изученному материалу.
Итого:
17
2.9
2.10

2

2

Ролевые
игры

2

2

экскурсия

2

беседа

2

тест

17

34

1.4. Планируемые результаты
Личностные:
— актуализация знаний и умений,
- мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных
потребностей ребенка данного возраста;
Метапредметные:
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной
обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Предметные:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать
их
и
соотносить с
особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к
установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир,
сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

9

II.

№ Дата
п/п

1-2

03.09
10.09

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Тема занятия

2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график
«Друзья светофора»
на 2024-2025 уч год
КолВремя
Форма
Место
во
проведения
занятия
проведечасов
занятия
ния

Будем осторожными

2

беседа

класс
класс

транспортное
происшествие(ДТП)?

2

беседа,
роле-вые
игры

2

беседа,
игры ролевые
Беседа,
роле-вые
игры
беседа,
игры ролевые

класс

Виды транспорта

Что такое дорожно17.09
3-4
24.09
5-6

01.10
08.10

15.10
7-8
22.10

Какие бывают дороги

2

910

Дорожное движение

2

12.11
19.11
26.11

1103.12
12

Перекрёсток и
автомагистраль

2

беседа,
роле-вые
игры
беседа,
роле-вые
игры

10.12
1317.12
14

Дорожные знаки

2

24.12
1514.01
16

Регулировщик

2

беседа,
роле-вые
игры
Составление
памятки,
игры
Тест,
дидактическая игра

21.01
1728.01
18

Правила для
пешеходов

2

19- 04.02.
20 11.02.

Населённый пункт

2

18.02
2125.02
22

Движение на
загородной

беседа

2

дороге

10

Форма
контроля

Беседа

Беседа ,тест

Беседа, тест
класс
Беседа, тест
класс
Беседа -тест
класс
Беседа -тест
класс
Беседа- тест
класс
Беседа -тест
класс
Беседа- тест
класс
тест
Класс,
спортивная
площад-ка

Беседа -тест

04.03.
2324 11.03.
18.03
2508.04.
26
15.04.
2728 22.04.
29.04.

2

Беседа и
разыгрывание
ситуаций

2

Беседа,сюжетные
игры

2

Ролевые
игры

Внимание!
Железнодорож-ный
переезд!
Движение в трудных
условиях

класс

Беседа
,разыгрывание ситуации

класс
Беседа -тест
класс

Жилая зона

2930 06.05.

Мы ориентируемся на
местности

13.05.
3132 20.05.
3334

2

экскурсия

Труд водителя

2

Экскурсия,
игры

Проверим себя

2

Беседа- тест
Спортивная
площадка
класс
Беседа тест
класс

2.2.

Беседа- тест

мероприятие

Условия реализации программы

a. Материально-техническое оснащение … Н. А. Извекова, Правила дорожного
движения 1-4 класс, газета «Добрая дорога детства»
b. Методическое обеспечение:
 Дорожные знаки
 Контрольные карточки по правилам безопасного поведения пешеходов
 Компьютер, компьютерные программы по ПДД
 Мультимедийный проектор, экран
 Компакт диски по ПДД
 Компакт диски по основам медицинских знаний
1. Сборник сценариев по основам безопасности и жизнедеятельности. Начальная школа:
[практ. пособие] / Е. М. Миткалева- М.: Айрис-пресс,2011- 96с.: ил.- (Методика). ISNB 5-81121640-8
2. Н. А. Извекова, Правила дорожного движения 1-4 класс,
3. Классные часы по правилам дорожного движения. 1-4 класс / Под ред. Е. А. Романовой, А.
Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера. 2012.- 64 с. ISBN 589144-499-2
4. Смушкевич Е. С., Якупов А. М. Мы идем по улице (сборник материалов и методических
рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 3 классе) ISBN 5-7114-0074-6
5.
Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 -4 классы/
Ковалько В. И.- М.: ВАКО,2011.
6.С.И.Семенов, Дорожные знаки 1-4 класс, «Эльбрус» 2011г.
Кадровое обеспечение - руководитель кружка Ивлева С. Г.
11

2.3.

Методическое обеспечение

— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);
— мероприятия (спектакли, агитбригады, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
При реализации общеобразовательной программы используются различные методы и приемы,
направленные на развитие индивидуальных способностей и расширение общего кругозора
обучающихся в области творчества и освоения учебного материала каждого этапа обучения:
- учебные занятия в группах и индивидуально;
- совместный просмотр презентаций, видеоматериалов их обсуждение с анализом увиденного ;
- создание методического и дидактического материалов;
- создание видеоматериала о выступлении;
- посещение концертов и спектаклей;
- участие в конкурсах.
Организация занятий осуществляется по принципу освоения учебного материала от простого к
сложному, постепенного углубления знаний, усложняя задания и упражнения по модулям, но в
соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся.
Формы воспитания и обучения в образовательном процессе модулей теснейшим образом
сплетаются в единый комплекс, способствующий эстетическому и творческому развитию
учащихся. Учебные темы включают в себя теоретическую и практическую части. Темы занятий
переплетаются и дополняют друг друга из разных разделов на протяжении всего учебного года. С
первого года обучения по программе вводятся выступления детей. Важнейшим конечным
результатом является эстетическое воспитание и формирование общей культуры личности.
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем,
они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется
предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные,
индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.)
2.4.
Формы аттестации
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть
организованы следующие мероприятия:
•
выставки творческих работ учащихся;
•
мини – конференции по защите исследовательских проектов;
•
практические занятия
•
создание социальных проектов.
2.5.

Диагностический инструментарий (оценочные материалы):

Дневник наблюдений, игровые методики, включение обучающихся в различные виды
деятельности, индивидуальные беседы, тестирование, конкурсы, викторины, игры

2.6.

Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы

Цель воспитательного процесса
- развитие личности школьника, его творческих способностей;
-воспитание
нравственных
и
эстетических
чувств,
эмоционально-ценностного
позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;
-формирование системы работы по приобретению опыта коллективной творческой
деятельности, опыта организации праздников
12

Задачи воспитательного процесса
--формировать у учащихся умения ориентироваться в новой социальной среде
- учить умению общаться и сотрудничать
-развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности
-воспитывать духовно–нравственную личность
Планируемые результаты:
- приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел, жизненного
самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути посредствам реальный практический
опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе, в то числе:
• опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
• трудовой опыт при реализации проектов, направленных на улучшение школьной жизни;
• опыт управления образовательной организацией, планирования, принятия решений и
достижения личных и коллективных целей в рамках ключевых компетенций самоуправления;
• опыт дел, направленных на пользу своей школе, своему родному поселку, стране в целом,
опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
• опыт природоохранных дел;
• опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций;
• опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,
опыт проектной деятельности;
• опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
• опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
• опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский
опыт;
• опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Приоритетные направления воспитания – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ.
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и содержание
деятельности, методы воспитательного взаимодействия:
Инвариантные модули
1. «Классное руководство»
2. «Школьный урок»
3. «Курсы внеурочной деятельности»
4. «Самоуправление»
5. «Работа с родителями»
6. «Профориентация»
Вариативные модули
1. «Ключевые общешкольные дела»
2. «Организация предметно-эстетической среды»
3. «Каникулярный досуг»
4. «Экскурсии,экспедиции,походы.»
5. «Детские общественные объединения»
Структура инвариантного модуля включает:
- Направления содержательной работы.
- Формы организации детской деятельности.
- Виды мероприятий и событий.
Структура вариативного модуля представлена через личностно-значимое содержание
развития младших школьников и виды деятельности:
- Содержание деятельности
- Виды мероприятий и событий
13

Календарный план воспитательной работы
№
Название
Цель
Краткое
Форма
Сроки
Ответственн
п/п мероприятия,
содержание проведения проведения
ые
события
1. Оформление Воспиты-вать желание
творческая
сентябрь
Классный
стенда «Наша проявлять творчес-кую
руководитель
классная инициа-тиву,ува-жение
(руководител
жизнь»
к товари-щам,
ь кружка)
правилам общения в
коллек-тиве.
2.
Выставка
Воспиты-вать у детей
творческая
октябрь Руководитель
композиций из
любовь к родной
кружка
природных
природе, чувство
материалов прекрасного, развивать
«Лесная
творчекие
школа»
способности.
3. Украшение Сохране-ние традиций
творческая
декабрь Руководитель
классного
празднования Нового
кружка
кабинета и
года, организа-ция
рекреации
творчес-кого и
школы к
содержа-тельного
новому году
досуга детей.
4.
ФотоСпособст-вовать
творческая
февраль Руководитель
выставка
нравственно-патриотикружка
«Мой папа – ческому воспита-нию
Защитник
учащихся.
Отечества»
5. Час общения Воспиты-вать у ребят
Познаватель
апрель
Руководитель
«День Земли».
бережное и
-ная,
кружка
Викторина ответственное отношетворческая
«Птицы
ние к природе, Родине
нашего края»
6.
Урок
Воспитывать
творческая
май
Руководитель
мужества
патриотические
кружка
«Памяти
чувства к своей
павших будьте
Родине.
достойны!»
7. Однодневный Воспитывать желание
Познаваиюнь
Руководитель
поход по
проявлять творческую
тельнокружка
экологической
инициативу,
игровая
тропе (в
формировать у детей
школьный
понятие «Право на
сад)
отдых», прививать
любовь к своей Родине,
к природе родного
края.

14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
• Бармин А.В., Гальцова Е.А. Изучаем правила дорожного движения. 1 -4 классы.- Волгоград:,
Учитель, 2011;
• Воронова Е.А. «Красный. Жёлтый. Зелёный. ПДД во внеклассной работе». Ростов н.
/Д: Феникс, 2006. Извекова Н.А.
• Ковалько В.И. «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу», Москва
«Вако» 2006 год;
• «Правила дорожного движения для начальных классов». Москва «Просвещение», 2007
• Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования/
Министерство образования и науки РФ- М.: Просвещение, 2010.
 Агапова, И.А. Веселые праздники в школе и дома [Текст] / И.А. Агапова. - Москва: Лада,
2010. – 256 с.
 Агапова, И.А. Игры и задания по чудо-воспитанию[Текст] / И.А. Агапова. - Москва: Лада,
2010. – 224 с.
 Арсенина, Е.Н Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе [Текст] /
Е.Н. Арсенина. - Москва: Глобус, 2008. – 222 с
 Управителева, Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе
[Текст] / Л.В. Управителева- Ярославль: Академия развития, 2009. – 192 с.
 Яровая, Л.Н. Внеклассные мероприятия [Текст] / Л.Н. Яровая. - Москва: Вако, 2004. - 176 с
Детская литература:
1. С. Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист», «Улица шумит», «Дядя Стёпа – милиционер»,
«Моя улица»;
2. Н. Носов «Автомобиль», «Кирюша попадает в переплёт», «Милиционер»;
3. Д. Денисова «Как перейти улицу»;
4. Шорыгина «Светофор»;
5. С. Маршак «Скверная история»;
6. Я. Пишумова «Посмотрите - постовой», «Говорящая машина»;
7. В. Кожевникова «Светофор».
8. Н. Кончаловская «Самокат»;
9. В.Семернин «Запрещается - разрешается».
Интернет-ресурсы
Фильм о правилах поведения в автобусе. Smehariki_Azbuka_bezopasnosti_V_avtobuse-lovi.tv.mp4
Занятия по ПДД для начальной школы. http://www.propaganda-bdd.ru
Фестиваль педагогических идей от 1сентября. http://festival.1september.ru
Презентации по ПДД. laricabeloshevi.ucoz.ru

15

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
Тема 2
Проверим себя (мероприятие)
Зачем нужны правила дорожного движения
Цели и задачи:
- формировать навыки поведения на дороге, расширить знания учащихся по безопасности
движения, способствовать формированию у детей стереотипа безопасного поведения на дороге,
умение предвидеть опасность.
- воспитывать интерес и уважение к общему закону дорог.
- развивать внимание, активность, дисциплинированность, ответственность.
Оборудование: Компьютерная презентация PowerPoint, плакаты
Ход занятия
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех Вас сегодня видеть. Давайте встанем в круг и подарим
друг другу своё хорошее настроение. А вам свои улыбки дарят сегодня ещё и солнышко, и осенняя
тучка, и осенний листочек. Выберите каждый свою улыбку!
- Мне кажется, что вы все любите общаться, умеете говорить друг с другом, и не повторяться.
2. Постановка целей и задач:
- А сейчас мы с вами будем называть слова, которые придут к вам в голову, в связи с названным
мною словом: ДОРОГА – … , автомобиль, … , инспектор, пешеход - …, велосипед - …, светофор ….
- Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем занятии? Что объединяет все эти слова?
- Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о Правилах дорожного движения!
Правил на свете дорожных немало
Все бы их выучить вам не мешало!
Но основные из правил движения
Знать как таблицу должны умножения!
- А помогут нам изучить правила дорожного движения герои вашего любимого анимационного
фильма «Тачки».
3. Работа по новой теме. Актуализация знаний учащихся.
- Они приглашают нас в гости, в свой город. Поедем?
- Конечно. Это ведь так интересно. Отправляемся в путь. А на чем? Отгадаем загадку.
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. Что это?
- Верно, автобус. И едем мы на … . Расскажите ребята, как мы садимся в автобус.
- Осторожно, не толкая друг друга проходим в транспорт и занимаем свое место. Не спешим, ведь
водитель ждёт всех.
- Все сели. Далее …
- Необходимо пристегнуться ремнем безопасности.
- Как вести себя в дороге.
- Правильно. Не мешай другим пассажирам. Не отвлекай внимание водителя.
16

- А песню можно петь. Тогда, чтобы дорога не казалась нам долгой, исполним песню «Мы едем,
едем, едем…».
Учащиеся исполняют песню «Мы едем, едем, едем»
- Пока наш автобус едет. Попробуем сравнить город и деревня. Работаем в группах. Первая группа
назовет нам общие черты города и деревни. А вторая группа расскажет, чем отличается город от
села.
Ребята работают в группах 5 минут. Выступление групп.
Город
Село
Это населенные пункты.
Люди здесь ходят пешком и ездят на транспорте.
- 2 группа.
Город
Крупный населенный пункт.
Много разных видов транспорта. Имеется
транспорт общественного пользования (автобус,
трамвай, троллейбус).
Оживленное движение на дорогах.
В основном многоэтажные дома.
Уголки природы создал сам человек (парк,
сквер, пруд).

Село
Маленький населенный пункт.
Немного транспорта.

Нет оживленного движения на дорогах.
В основном одноэтажные дома.
Расположено рядом с живописными местами
природы (река, лес, озеро).

- Молодцы, ребята, вот мы и добрались до города тачек. И нас приглашают на переулок «Будь
осторожен!». Посмотрим, небольшой мультфильм.
Просмотр мультфильма «Тачки 2. Безопасность дорожного движения».
4. Сообщение новых знаний.
- Ребята, как вы думаете, чему учил мэтр маленького Мишу?
- Совершенно верно. В любой ситуации надо соблюдать правила дорожного движения быть на
дорогах внимательным.
- А сейчас мы узнаем, кто внимательно смотрел мультфильм. Скажите, какие правила дорожного
движения просил соблюдать мэтр маленького Мишу?
Ответы детей.
5. Физкультминутка.
- Ну, что устали, тогда отправляемся на площадь “Танцевальную”. Танцевальная игра “Если
правила ты знаешь”:
Если правила ты знаешь, делай так.
Если правила ты знаешь, делай так.
Если правила ты знаешь, и всегда их выполняешь,
никогда не нарушаешь, делай так!
6. Закрепление.
- Как вы думаете, а что такое правила дорожного движения?
- ПДД – закон для организации безопасного движения. Вперед на проспект «Театральный».
- Расскажите, какие правила дорожного движения вы знаете.
1 ученик:
2 ученик:
Бурлит в движении мостовая:
Объяснить можно запросто,
17

Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны Держитесь правой стороны.
3 ученик:
Где улицу надо тебе перейти
О правиле помни простом:
С вниманием налево сперва погляди,
Направо взгляни потом.
5 ученик:
Не висни на машине лучше –
Грозит тебе несчастный случай.
Напомни ротозею строго: Стоп! Здесь
проезжая дорога!
Кто так на улице резвиться,
Потом окажется в больнице.
7 ученик:
Когда транспорт на дороге
У обочины стоит
Он обычно закрывает
пешеходам общий вид.
Грузовик или автобус
Обходить опасно.
Это каждый пешеход должен знать
прекрасно
9 ученик:
Выходя на улицу,
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное – внимание.

Будь ты юн или стар:
Мостовая - для транспорта,
Для тебя – тротуар!
4 ученик:
На проезжей части, дети,
не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.
6 ученик:
На дороге – все молчок!
Рот закрыли на замок!
На дороге – это ясно:
Разговаривать опасно!

8 ученик:
На проезжей части не катайтесь, дети,
Ни на самокате,
Ни на велосипеде.
Мчатся по дороге
Быстрые машины,
Там вы попадете
Прямо им под шины.

10 ученик:
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно
Её переходи!
Нельзя ходить зевая!
Нельзя считать ворон!
- Как вы считаете, а зачем так важно соблюдать правила дорожного движения?
- Соблюдение правил дорожного движения – гарантия безопасности на дороге.
- Кто отвечает за соблюдение правил и дисциплину на дороге?
- Верно. Это инспектор ГИБДД.
7. Разбор ситуаций по картинкам.
- Ребята, наши друзья приглашают нас на дорогу. Мы будем с вами в качестве инспекторов ГИБДД.
Попробуем разобрать ситуации.
Ребята рассматривают картинки и анализируют, правильно ли поступили дети.
8. Игра на внимание.
- А теперь давайте поторопимся на бульвар “ВНИМАНИЯ”. Сейчас я проверю, какие вы
внимательные пешеходы. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете “да” или “нет”. Потренируемся?
Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет.)
Итак, что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да.)
Что хотите - говорите, каждый раз, идя, домой, играем мы на мостовой? (Нет.)
18

Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет.)
Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да.)
Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет.) Что хотите говорите, на дороге очень весело играть, мяч в ворота забивать? (Нет.)
9. Итоги.
- Итак, что нужно знать и соблюдать, чтобы движение по улицам и дорогам будет безопасным?
- Какие ПДД мы смогли узнать благодаря нашим друзьям?
- Что вам особенно понравилось? За что бы вы сказали “спасибо” нашим друзьям сегодня?
- Наши тачки дарят нам на память песню о правилах дорожного движения. Послушаем ее и будем
стараться быть дисциплинированными пешеходами.
Просмотр видеоролика «Правила дорожного движения».
10. Рефлексия.
Учитель предлагает детям взять из коробки по одной картинке и подарить ее тому, кому они
захотят, но обязательно со словами: “Я дарю тебе …, потому что ты …(сказать о том, что
тебе понравилось в этом человеке на занятии).

Тем детям, которым никто не подарит, это нужно сделать учителю, который обязательно
отметит лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.
- А ещё я хочу вам пожелать здоровья, чтобы вы в любую погоду, в разное время суток, во все
времена года соблюдали ПДД и не подвергали свою жизнь и жизнь окружающих людей опасности.
- Спасибо за урок, мне было приятно работать с вами.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Рабочие программы

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».