СОДЕРЖАНИЕ
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ ................................3
1.1.
Пояснительная записка (основные характеристики программы) ...........................3
1.2.
Цель и задачи программы ...................................................................................................4
1.3.
Содержание программы .......................................................................................................5
Учебный план ............................................................................. Error! Bookmark not defined.
Содержание учебного плана .....................................................................................................68
1.4.
Планируемые результаты..................................................................................................98
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ..................109
2.1.
Календарный учебный график ......................................................................................109
2.2.
Условия реализации программы ...................................................................................110
2.3. Методическое обеспечение
11
2.4.
Формы аттестации .............................................................................................................121
2.5.
Диагностический инструментарий (оценочные материалы) .................................121
2.6.
Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы 121
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: .............................................................................................................154
ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................................................................................................. 1615
Приложение ..................................................................................Error! Bookmark not defined.15
2
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы)
Нормативно-правовая база - рабочая программа социально-педагогического направления
разработана на основе:
1. Конституция
Российской
Федерации
(принята
всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
4.
Федеральный
закон
от
13.07.2020
№
189-ФЗ
«О
государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в
социальной
сфере».
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный протоколом заседания
проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 № 3.
6.
Приоритетный
проект
«Доступное
дополнительное
образование
для детей», утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской
Федерации
от
30.11.2016
№
11.
7.
Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации
от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года».
8. Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации
от 31.03.2022 № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
10.
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
и
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных
программ».
11.
Приказ
Министерства
труда
и
социального
развития
Российской
Федерации
от
22.09.2021
№
652н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного
образования
детей
и
взрослых».
12.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам».
13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 № АК 2563/05 «О методических рекомендациях» направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации
образовательных
программ»).
14.
Письмо
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
15. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № ВК 641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями
по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей).
16.
Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
30.12.2022
№
АБ-3924/06
«Создание
современного
инклюзивного
3
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
детей-инвалидов
на
базе
образовательных
организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».
17.
Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
29.09.2023
№
АБ-3935/06
«О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
формированию
механизмов
обновления
содержания,
методов
и
технологий
обучения
в
системе
дополнительного
образования
детей,
направленных
на
повышение
качества
дополнительного
образования
детей,
в
том
числе
включение
компонентов,
обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для
вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования, для реализации приоритетных направлений научно- технологического и культурного
развития
страны»).
18.
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от
28.09.2020
№
28
«Об
утверждении
санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения,
отдыха
и
оздоровления
детей
и
молодежи».
19.
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от
28.01.2021
№
2
«Об
утверждении
санитарных
правил
и
норм
СанПиН
1.2.368521
«Гигиенические нормативы
и
требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
20. - авторской программы факультатива «Безопасная дорога детства» для внеурочной
деятельности младших школьников (1-4 классы)/ (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4
классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2015. – 192 с. – (Начальная школа XXI
века).
1.2. Цель и задачи программы
Цель - формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит
развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения,
культуры поведения на дорогах и улицах.
Задачи:
развивающие (личностные) — актуализация знаний и умений, мотивированность всех
предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;
— воспитательные (метапредметные):
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностейв
реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
образовательные (предметные):
— выделять
различные
дорожные
знаки,
узнавать
их
и
соотносить
сособенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к
установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных
ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир,
сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
4
1.3.
Содержание программы
Учебный план
«Друзья светофора»
№
п/п
Название
раздела, темы
Количество часов
Теория Практ Всего
ика
Форма
контроля,
аттестации
1
1
1
беседа
беседа
1.6
Будем осторожными.
Будем осторожными.
Что
такое
дорожно-транспортное
происшествие(ДТП)?
Что
такое
дорожно-транспортное
происшествие(ДТП)?
Ролевая
игра
«Причины ДТП». Словесная игра «Закончи
предложение»
Виды транспорта. Рассказ учителя о
спецтранспорте
(с
иллюстративным
материалом); рассказы детей от первого лица
об одной из профессий на транспорте.
Виды транспорта
1.7
Какие бывают дороги
1
1
2
1.8
1.9
1.10
Какие бывают дороги
Дорожное движение
Дорожное движение
1
1
2
1.11
1.12
Перекрёсток и автомагистраль.
1
1
2
1.13
1.14
1.15
1.16
1.17
1.18
Дорожные знаки.
1
1
2
Регулировщик.
1
1
2
Правила для пешеходов.
1
1
2
2.
2.1
2.2
2.3
Раздел 2 / Модуль 2. Ты – пассажир.
Тема: Населённый пункт.
1
1
2
тест
Тема «Движение на загородной Дороге».
1
1
2
Составлени
1. Раздел 1 / Модуль 1 .Ты — пешеход
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
5
1
1
1
2
2
2
Ролевые
игры
1
1
2
Ролевые и
дидактическ
ие игры
Составление
памятки и
ролевые
игры
Игры
(ролевые)
Сюжетная,
дидактическая, ролевая
игра.
мероприяти
е
Практическ
ие занятия
Соревнован
ия, тесты.
2.4
2.5
2.6.
Внимание! Железнодорожный переезд!
Движение в трудных условиях.
2.7
2.8
2.9
Жилая зона.
2.10
2.11 Мы ориентируемся на местности.
2.12
2.13 Труд водителя.
2.14
2.15 Проверим себя.
2.16
Итого:
1
1
2
1
1
2
2
2
2
2
е памятки
Обсуждени
е ситуаций.
Рисунки.
Опрос
и
составлени
е памятки
Ролевые
игры
экскурсия
2
2
беседа
2
2
тест
17
17
34
Содержание учебного плана
Программа «Друзья светофора» реализуется в рамках программы социального развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Согласно учебному плану
МБОУ СОШ № 84 на 2024-2025 уч. г. всего на изучение курса «Друзья светофора» в начальной
школе выделяется 34 часа в первый год и 34 часа во второй год обучения. Занятия могут
проводиться в актовом зале или классе.
«Друзья светофора»
№
п/п
Название
раздела, темы
Количество часов
Теория Практ Всего
ика
Форма
контроля,
аттестации
1. Раздел 1 / Модуль 1 .Ты — пешеход
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1
Будем осторожными.
Беседа «Что такое опасность» (с
использованием иллюстративного материала).
Чтение и обсуждение стихотворения С.
Маршака
«Вот
какой
рассеянный».
Коллективное составление памятки «Намотай
себе на ус»: о чём должен помнить любой
участник дорожного движения?
Что
такое
дорожно-транспортное 1
происшествие(ДТП)? Рассказ учителя «Что
такое
ДТП»
(с
использованием
иллюстративного материала)
Что
такое
дорожно-транспортное
происшествие(ДТП)?
Ролевая
игра
«Причины ДТП». Словесная игра «Закончи
предложение»
Виды транспорта. Рассказ учителя о 1
спецтранспорте
(с
иллюстративным
материалом); рассказы детей от первого лица
об одной из профессий на транспорте.
6
1
2
1
2
беседа
Ролевые
игры
1
2
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
Виды транспорта
Рисование транспортного средства и рассказ о
нём. Дидактическая игра на классификацию
«Кто быстрее». Ролевая игра «Я работаю …»
Какие бывают дороги
Просмотр
и
обсуждение
видеофильма
(иллюстративного
материала)
«Дороги
бывают разные»
Какие бывают дороги
Рисование дороги, игра с рисунками
«Узнай, какую дорогу я нарисовал».
Коллективное составление памятки
«Намотай себе на ус» (правила поведения на
дорогах в городе и за городом)
Словесная игра «Угадай по описанию».
Дорожное движение
Просмотр видеофильма (иллюстрации) и
беседа «В какую сторону едет транспорт?
Дорожное движение
Упражнения на сравнение рисунков: улица в
часы пик и при спокойном движении; улица с
односторонним и двусторонним движением;
просёлочная дорога и шоссе и др. Словесная
игра «Кто я?» (работа в группах). Каждая
группа составляет рассказ от имени участника
дорожного движения (водителя, пассажира
пешехода), а также объектов дорожного
движения (транспорт, светофор, дорожная
разметка и пр.).
Перекрёсток и автомагистраль.
Сюжетная игра-конструирование «Строим
перекрёсток» (коллективная работа за общим
столом).
Дидактическая
игра
«Найдём
ошибки».
Дорожные знаки.
Игра «Выставка дорожных знаков» (упражнение на определение дорожного знака и его
характеристику).
Ученик-экскурсовод
выбирает любой знак и рассказывает о нём
всё, что знает. Учащиеся (экскурсанты)
дополняют, исправляют, задают вопросы,
оценивают ответ.
Классификация знаков дорожного движения
по принадлежности к виду (запрещающие,
предупреждающие и др.). Подвижные игры
«Знакомый цвет», «Команды светофора».
Регулировщик.
Упражнение «Сигналы регулировщика». Дети
«читают» рисунок-схему «сигналы
регулировщика», повторяют движения и
объясняют, что они обозначают. Создание
7
Ролевые и
дидактическ
ие игры
1
1
2
1
1
2
Составление
памятки и
ролевые
игры
Игры (ролевые)
1
1
2
Сюжетная,
дидактическая, ролевая
игра.
1
1
2
мероприяти
е
1
1
2
Практическ
ие занятия
1.17
1.18
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6.
2.7
2.8
пособия «Сигналы регулировщика».
Правила для пешеходов.
1
Составление памятки для пешехода и
велосипедиста (работа в группах)
«Правила знаем – бед избегаем!». Ролевая игра
«Узнаём знаки». Роли: сотрудник ГИБДД,
пешеход,
водитель.
Игра
«Рассказ
регулировщика».
Игра-соревнование «Выполняем заданиятесты». Учитель готовит графические и
словесные задания на знание ПДД: поиск
ошибки,
завершение ответа, выбор ответа из
нескольких
предложенных.
Оценка
выполненных тестовых заданий.
Раздел 2 / Модуль 2. Ты – пассажир.
Тема: Населённый пункт. Знание дорожных
знаков, обозначающих населённый пункт.
Дидактическая игра «Спрашиваем - отвечай».
Тема «Движение на загородной Дороге».
Составление памятки для пешехода и
велосипедиста, двигающихся по загородному
шоссе.
Внимание! Железнодорожный переезд!
Обсуждение ситуаций: «Дежурный по
переезду помахал детям жезлом. Почему?»,
«Велосипедист проехал переезд при
закрытом шлагбауме. Что сказал ему
дежурный по переезду?»,
«Мальчики с корзинками грибов перебегали
железнодорожное
полотно, когда поезд был уже виден» и др.
Работа с пословицей «Поспешишь - людей
насмешишь» в соответствии с обсуждаемыми
ситуациями.
Рисование дорожных знаков, регулирующих
движение на железнодорожном переезде.
Движение в трудных условиях.
Просмотр рисунков (фото, видеофильмов) с
разными явлениями природы (ливень, гроза,
туман, гололёд, снегопад, сильный ветер и др.)
и оценивание особенностей движения в этих
условиях. Беседа по вопросам: почему
затрудняется вождение автомобиля в плохую
погоду? Какими становятся тротуары и шоссе,
когда идёт сильный снег или дождь?
Изменяется ли видимость на дорогах во время
тумана? Составление памятки «Внимание!
Плохая погода!»
8
1
2
Соревнован
ия, тесты.
1
1
2
тест
1
1
2
Составлени
е памятки
1
1
2
Обсуждени
е ситуаций.
Рисунки.
1
1
2
Опрос
и
составлени
е памятки
Жилая зона.
Ролевая игра «Беседа с сотрудником
ГИБДД». Рисование знаков «жилая зона»,
«конец жилой зоны».
2.11 Мы ориентируемся на местности.
.
Экскурсия по населённому пункту. Оценка
2.12 объектов, находящихся на чётной (нечётной)
стороне улицы. Оценка интенсивности
движения, знаков дорожного движения.
Создание плана микрорайона с учётом
дорожной обстановки.
2.13 Труд водителя.
2
2.14 Рассказы детей на тему «Моя профессия –
водитель». Анализ и
обсуждение ситуаций, которые могут быть
опасными на дороге.
2.15 Проверим себя.
2
2.16 Ответы на вопросы, проведение
беседы по изученному материалу.
Итого:
17
2.9
2.10
2
2
Ролевые
игры
2
2
экскурсия
2
беседа
2
тест
17
34
1.4. Планируемые результаты
Личностные:
— актуализация знаний и умений,
- мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных
потребностей ребенка данного возраста;
Метапредметные:
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной
обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Предметные:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать
их
и
соотносить с
особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к
установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир,
сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
9
II.
№ Дата
п/п
1-2
03.09
10.09
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Тема занятия
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график
«Друзья светофора»
на 2024-2025 уч год
КолВремя
Форма
Место
во
проведения
занятия
проведечасов
занятия
ния
Будем осторожными
2
беседа
класс
класс
транспортное
происшествие(ДТП)?
2
беседа,
роле-вые
игры
2
беседа,
игры ролевые
Беседа,
роле-вые
игры
беседа,
игры ролевые
класс
Виды транспорта
Что такое дорожно17.09
3-4
24.09
5-6
01.10
08.10
15.10
7-8
22.10
Какие бывают дороги
2
910
Дорожное движение
2
12.11
19.11
26.11
1103.12
12
Перекрёсток и
автомагистраль
2
беседа,
роле-вые
игры
беседа,
роле-вые
игры
10.12
1317.12
14
Дорожные знаки
2
24.12
1514.01
16
Регулировщик
2
беседа,
роле-вые
игры
Составление
памятки,
игры
Тест,
дидактическая игра
21.01
1728.01
18
Правила для
пешеходов
2
19- 04.02.
20 11.02.
Населённый пункт
2
18.02
2125.02
22
Движение на
загородной
беседа
2
дороге
10
Форма
контроля
Беседа
Беседа ,тест
Беседа, тест
класс
Беседа, тест
класс
Беседа -тест
класс
Беседа -тест
класс
Беседа- тест
класс
Беседа -тест
класс
Беседа- тест
класс
тест
Класс,
спортивная
площад-ка
Беседа -тест
04.03.
2324 11.03.
18.03
2508.04.
26
15.04.
2728 22.04.
29.04.
2
Беседа и
разыгрывание
ситуаций
2
Беседа,сюжетные
игры
2
Ролевые
игры
Внимание!
Железнодорож-ный
переезд!
Движение в трудных
условиях
класс
Беседа
,разыгрывание ситуации
класс
Беседа -тест
класс
Жилая зона
2930 06.05.
Мы ориентируемся на
местности
13.05.
3132 20.05.
3334
2
экскурсия
Труд водителя
2
Экскурсия,
игры
Проверим себя
2
Беседа- тест
Спортивная
площадка
класс
Беседа тест
класс
2.2.
Беседа- тест
мероприятие
Условия реализации программы
a. Материально-техническое оснащение … Н. А. Извекова, Правила дорожного
движения 1-4 класс, газета «Добрая дорога детства»
b. Методическое обеспечение:
Дорожные знаки
Контрольные карточки по правилам безопасного поведения пешеходов
Компьютер, компьютерные программы по ПДД
Мультимедийный проектор, экран
Компакт диски по ПДД
Компакт диски по основам медицинских знаний
1. Сборник сценариев по основам безопасности и жизнедеятельности. Начальная школа:
[практ. пособие] / Е. М. Миткалева- М.: Айрис-пресс,2011- 96с.: ил.- (Методика). ISNB 5-81121640-8
2. Н. А. Извекова, Правила дорожного движения 1-4 класс,
3. Классные часы по правилам дорожного движения. 1-4 класс / Под ред. Е. А. Романовой, А.
Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера. 2012.- 64 с. ISBN 589144-499-2
4. Смушкевич Е. С., Якупов А. М. Мы идем по улице (сборник материалов и методических
рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 3 классе) ISBN 5-7114-0074-6
5.
Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 -4 классы/
Ковалько В. И.- М.: ВАКО,2011.
6.С.И.Семенов, Дорожные знаки 1-4 класс, «Эльбрус» 2011г.
Кадровое обеспечение - руководитель кружка Ивлева С. Г.
11
2.3.
Методическое обеспечение
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);
— мероприятия (спектакли, агитбригады, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
При реализации общеобразовательной программы используются различные методы и приемы,
направленные на развитие индивидуальных способностей и расширение общего кругозора
обучающихся в области творчества и освоения учебного материала каждого этапа обучения:
- учебные занятия в группах и индивидуально;
- совместный просмотр презентаций, видеоматериалов их обсуждение с анализом увиденного ;
- создание методического и дидактического материалов;
- создание видеоматериала о выступлении;
- посещение концертов и спектаклей;
- участие в конкурсах.
Организация занятий осуществляется по принципу освоения учебного материала от простого к
сложному, постепенного углубления знаний, усложняя задания и упражнения по модулям, но в
соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся.
Формы воспитания и обучения в образовательном процессе модулей теснейшим образом
сплетаются в единый комплекс, способствующий эстетическому и творческому развитию
учащихся. Учебные темы включают в себя теоретическую и практическую части. Темы занятий
переплетаются и дополняют друг друга из разных разделов на протяжении всего учебного года. С
первого года обучения по программе вводятся выступления детей. Важнейшим конечным
результатом является эстетическое воспитание и формирование общей культуры личности.
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем,
они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется
предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные,
индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.)
2.4.
Формы аттестации
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть
организованы следующие мероприятия:
•
выставки творческих работ учащихся;
•
мини – конференции по защите исследовательских проектов;
•
практические занятия
•
создание социальных проектов.
2.5.
Диагностический инструментарий (оценочные материалы):
Дневник наблюдений, игровые методики, включение обучающихся в различные виды
деятельности, индивидуальные беседы, тестирование, конкурсы, викторины, игры
2.6.
Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы
Цель воспитательного процесса
- развитие личности школьника, его творческих способностей;
-воспитание
нравственных
и
эстетических
чувств,
эмоционально-ценностного
позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;
-формирование системы работы по приобретению опыта коллективной творческой
деятельности, опыта организации праздников
12
Задачи воспитательного процесса
--формировать у учащихся умения ориентироваться в новой социальной среде
- учить умению общаться и сотрудничать
-развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности
-воспитывать духовно–нравственную личность
Планируемые результаты:
- приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел, жизненного
самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути посредствам реальный практический
опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе, в то числе:
• опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
• трудовой опыт при реализации проектов, направленных на улучшение школьной жизни;
• опыт управления образовательной организацией, планирования, принятия решений и
достижения личных и коллективных целей в рамках ключевых компетенций самоуправления;
• опыт дел, направленных на пользу своей школе, своему родному поселку, стране в целом,
опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
• опыт природоохранных дел;
• опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций;
• опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,
опыт проектной деятельности;
• опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
• опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
• опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский
опыт;
• опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Приоритетные направления воспитания – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ.
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и содержание
деятельности, методы воспитательного взаимодействия:
Инвариантные модули
1. «Классное руководство»
2. «Школьный урок»
3. «Курсы внеурочной деятельности»
4. «Самоуправление»
5. «Работа с родителями»
6. «Профориентация»
Вариативные модули
1. «Ключевые общешкольные дела»
2. «Организация предметно-эстетической среды»
3. «Каникулярный досуг»
4. «Экскурсии,экспедиции,походы.»
5. «Детские общественные объединения»
Структура инвариантного модуля включает:
- Направления содержательной работы.
- Формы организации детской деятельности.
- Виды мероприятий и событий.
Структура вариативного модуля представлена через личностно-значимое содержание
развития младших школьников и виды деятельности:
- Содержание деятельности
- Виды мероприятий и событий
13
Календарный план воспитательной работы
№
Название
Цель
Краткое
Форма
Сроки
Ответственн
п/п мероприятия,
содержание проведения проведения
ые
события
1. Оформление Воспиты-вать желание
творческая
сентябрь
Классный
стенда «Наша проявлять творчес-кую
руководитель
классная инициа-тиву,ува-жение
(руководител
жизнь»
к товари-щам,
ь кружка)
правилам общения в
коллек-тиве.
2.
Выставка
Воспиты-вать у детей
творческая
октябрь Руководитель
композиций из
любовь к родной
кружка
природных
природе, чувство
материалов прекрасного, развивать
«Лесная
творчекие
школа»
способности.
3. Украшение Сохране-ние традиций
творческая
декабрь Руководитель
классного
празднования Нового
кружка
кабинета и
года, организа-ция
рекреации
творчес-кого и
школы к
содержа-тельного
новому году
досуга детей.
4.
ФотоСпособст-вовать
творческая
февраль Руководитель
выставка
нравственно-патриотикружка
«Мой папа – ческому воспита-нию
Защитник
учащихся.
Отечества»
5. Час общения Воспиты-вать у ребят
Познаватель
апрель
Руководитель
«День Земли».
бережное и
-ная,
кружка
Викторина ответственное отношетворческая
«Птицы
ние к природе, Родине
нашего края»
6.
Урок
Воспитывать
творческая
май
Руководитель
мужества
патриотические
кружка
«Памяти
чувства к своей
павших будьте
Родине.
достойны!»
7. Однодневный Воспитывать желание
Познаваиюнь
Руководитель
поход по
проявлять творческую
тельнокружка
экологической
инициативу,
игровая
тропе (в
формировать у детей
школьный
понятие «Право на
сад)
отдых», прививать
любовь к своей Родине,
к природе родного
края.
14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
• Бармин А.В., Гальцова Е.А. Изучаем правила дорожного движения. 1 -4 классы.- Волгоград:,
Учитель, 2011;
• Воронова Е.А. «Красный. Жёлтый. Зелёный. ПДД во внеклассной работе». Ростов н.
/Д: Феникс, 2006. Извекова Н.А.
• Ковалько В.И. «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу», Москва
«Вако» 2006 год;
• «Правила дорожного движения для начальных классов». Москва «Просвещение», 2007
• Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования/
Министерство образования и науки РФ- М.: Просвещение, 2010.
Агапова, И.А. Веселые праздники в школе и дома [Текст] / И.А. Агапова. - Москва: Лада,
2010. – 256 с.
Агапова, И.А. Игры и задания по чудо-воспитанию[Текст] / И.А. Агапова. - Москва: Лада,
2010. – 224 с.
Арсенина, Е.Н Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе [Текст] /
Е.Н. Арсенина. - Москва: Глобус, 2008. – 222 с
Управителева, Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе
[Текст] / Л.В. Управителева- Ярославль: Академия развития, 2009. – 192 с.
Яровая, Л.Н. Внеклассные мероприятия [Текст] / Л.Н. Яровая. - Москва: Вако, 2004. - 176 с
Детская литература:
1. С. Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист», «Улица шумит», «Дядя Стёпа – милиционер»,
«Моя улица»;
2. Н. Носов «Автомобиль», «Кирюша попадает в переплёт», «Милиционер»;
3. Д. Денисова «Как перейти улицу»;
4. Шорыгина «Светофор»;
5. С. Маршак «Скверная история»;
6. Я. Пишумова «Посмотрите - постовой», «Говорящая машина»;
7. В. Кожевникова «Светофор».
8. Н. Кончаловская «Самокат»;
9. В.Семернин «Запрещается - разрешается».
Интернет-ресурсы
Фильм о правилах поведения в автобусе. Smehariki_Azbuka_bezopasnosti_V_avtobuse-lovi.tv.mp4
Занятия по ПДД для начальной школы. http://www.propaganda-bdd.ru
Фестиваль педагогических идей от 1сентября. http://festival.1september.ru
Презентации по ПДД. laricabeloshevi.ucoz.ru
15
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
Тема 2
Проверим себя (мероприятие)
Зачем нужны правила дорожного движения
Цели и задачи:
- формировать навыки поведения на дороге, расширить знания учащихся по безопасности
движения, способствовать формированию у детей стереотипа безопасного поведения на дороге,
умение предвидеть опасность.
- воспитывать интерес и уважение к общему закону дорог.
- развивать внимание, активность, дисциплинированность, ответственность.
Оборудование: Компьютерная презентация PowerPoint, плакаты
Ход занятия
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех Вас сегодня видеть. Давайте встанем в круг и подарим
друг другу своё хорошее настроение. А вам свои улыбки дарят сегодня ещё и солнышко, и осенняя
тучка, и осенний листочек. Выберите каждый свою улыбку!
- Мне кажется, что вы все любите общаться, умеете говорить друг с другом, и не повторяться.
2. Постановка целей и задач:
- А сейчас мы с вами будем называть слова, которые придут к вам в голову, в связи с названным
мною словом: ДОРОГА – … , автомобиль, … , инспектор, пешеход - …, велосипед - …, светофор ….
- Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем занятии? Что объединяет все эти слова?
- Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о Правилах дорожного движения!
Правил на свете дорожных немало
Все бы их выучить вам не мешало!
Но основные из правил движения
Знать как таблицу должны умножения!
- А помогут нам изучить правила дорожного движения герои вашего любимого анимационного
фильма «Тачки».
3. Работа по новой теме. Актуализация знаний учащихся.
- Они приглашают нас в гости, в свой город. Поедем?
- Конечно. Это ведь так интересно. Отправляемся в путь. А на чем? Отгадаем загадку.
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. Что это?
- Верно, автобус. И едем мы на … . Расскажите ребята, как мы садимся в автобус.
- Осторожно, не толкая друг друга проходим в транспорт и занимаем свое место. Не спешим, ведь
водитель ждёт всех.
- Все сели. Далее …
- Необходимо пристегнуться ремнем безопасности.
- Как вести себя в дороге.
- Правильно. Не мешай другим пассажирам. Не отвлекай внимание водителя.
16
- А песню можно петь. Тогда, чтобы дорога не казалась нам долгой, исполним песню «Мы едем,
едем, едем…».
Учащиеся исполняют песню «Мы едем, едем, едем»
- Пока наш автобус едет. Попробуем сравнить город и деревня. Работаем в группах. Первая группа
назовет нам общие черты города и деревни. А вторая группа расскажет, чем отличается город от
села.
Ребята работают в группах 5 минут. Выступление групп.
Город
Село
Это населенные пункты.
Люди здесь ходят пешком и ездят на транспорте.
- 2 группа.
Город
Крупный населенный пункт.
Много разных видов транспорта. Имеется
транспорт общественного пользования (автобус,
трамвай, троллейбус).
Оживленное движение на дорогах.
В основном многоэтажные дома.
Уголки природы создал сам человек (парк,
сквер, пруд).
Село
Маленький населенный пункт.
Немного транспорта.
Нет оживленного движения на дорогах.
В основном одноэтажные дома.
Расположено рядом с живописными местами
природы (река, лес, озеро).
- Молодцы, ребята, вот мы и добрались до города тачек. И нас приглашают на переулок «Будь
осторожен!». Посмотрим, небольшой мультфильм.
Просмотр мультфильма «Тачки 2. Безопасность дорожного движения».
4. Сообщение новых знаний.
- Ребята, как вы думаете, чему учил мэтр маленького Мишу?
- Совершенно верно. В любой ситуации надо соблюдать правила дорожного движения быть на
дорогах внимательным.
- А сейчас мы узнаем, кто внимательно смотрел мультфильм. Скажите, какие правила дорожного
движения просил соблюдать мэтр маленького Мишу?
Ответы детей.
5. Физкультминутка.
- Ну, что устали, тогда отправляемся на площадь “Танцевальную”. Танцевальная игра “Если
правила ты знаешь”:
Если правила ты знаешь, делай так.
Если правила ты знаешь, делай так.
Если правила ты знаешь, и всегда их выполняешь,
никогда не нарушаешь, делай так!
6. Закрепление.
- Как вы думаете, а что такое правила дорожного движения?
- ПДД – закон для организации безопасного движения. Вперед на проспект «Театральный».
- Расскажите, какие правила дорожного движения вы знаете.
1 ученик:
2 ученик:
Бурлит в движении мостовая:
Объяснить можно запросто,
17
Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны Держитесь правой стороны.
3 ученик:
Где улицу надо тебе перейти
О правиле помни простом:
С вниманием налево сперва погляди,
Направо взгляни потом.
5 ученик:
Не висни на машине лучше –
Грозит тебе несчастный случай.
Напомни ротозею строго: Стоп! Здесь
проезжая дорога!
Кто так на улице резвиться,
Потом окажется в больнице.
7 ученик:
Когда транспорт на дороге
У обочины стоит
Он обычно закрывает
пешеходам общий вид.
Грузовик или автобус
Обходить опасно.
Это каждый пешеход должен знать
прекрасно
9 ученик:
Выходя на улицу,
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное – внимание.
Будь ты юн или стар:
Мостовая - для транспорта,
Для тебя – тротуар!
4 ученик:
На проезжей части, дети,
не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.
6 ученик:
На дороге – все молчок!
Рот закрыли на замок!
На дороге – это ясно:
Разговаривать опасно!
8 ученик:
На проезжей части не катайтесь, дети,
Ни на самокате,
Ни на велосипеде.
Мчатся по дороге
Быстрые машины,
Там вы попадете
Прямо им под шины.
10 ученик:
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно
Её переходи!
Нельзя ходить зевая!
Нельзя считать ворон!
- Как вы считаете, а зачем так важно соблюдать правила дорожного движения?
- Соблюдение правил дорожного движения – гарантия безопасности на дороге.
- Кто отвечает за соблюдение правил и дисциплину на дороге?
- Верно. Это инспектор ГИБДД.
7. Разбор ситуаций по картинкам.
- Ребята, наши друзья приглашают нас на дорогу. Мы будем с вами в качестве инспекторов ГИБДД.
Попробуем разобрать ситуации.
Ребята рассматривают картинки и анализируют, правильно ли поступили дети.
8. Игра на внимание.
- А теперь давайте поторопимся на бульвар “ВНИМАНИЯ”. Сейчас я проверю, какие вы
внимательные пешеходы. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете “да” или “нет”. Потренируемся?
Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет.)
Итак, что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да.)
Что хотите - говорите, каждый раз, идя, домой, играем мы на мостовой? (Нет.)
18
Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет.)
Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да.)
Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет.) Что хотите говорите, на дороге очень весело играть, мяч в ворота забивать? (Нет.)
9. Итоги.
- Итак, что нужно знать и соблюдать, чтобы движение по улицам и дорогам будет безопасным?
- Какие ПДД мы смогли узнать благодаря нашим друзьям?
- Что вам особенно понравилось? За что бы вы сказали “спасибо” нашим друзьям сегодня?
- Наши тачки дарят нам на память песню о правилах дорожного движения. Послушаем ее и будем
стараться быть дисциплинированными пешеходами.
Просмотр видеоролика «Правила дорожного движения».
10. Рефлексия.
Учитель предлагает детям взять из коробки по одной картинке и подарить ее тому, кому они
захотят, но обязательно со словами: “Я дарю тебе …, потому что ты …(сказать о том, что
тебе понравилось в этом человеке на занятии).
Тем детям, которым никто не подарит, это нужно сделать учителю, который обязательно
отметит лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.
- А ещё я хочу вам пожелать здоровья, чтобы вы в любую погоду, в разное время суток, во все
времена года соблюдали ПДД и не подвергали свою жизнь и жизнь окружающих людей опасности.
- Спасибо за урок, мне было приятно работать с вами.
19