(DErePAl[,II4
MHHTdCTEPCTB
O rrPOCBErrFHHrrPOCCT&TCKOI4
Aril4fl
O OEPA3OB
MT4HT4CTEPCTBO
OErrF,fOH IIPOOECCHOHAnbHO|
pocroB cKofr OEIACTIacAJIbcKI,il;IparZon
MEOYCOIII}lb 84n. CE-f,TEJIb
PACCMOTPEHO
COI'NACOBAHO
IIIMO HaqarrbHbrxKJraccoB
rro YBP
3aMecrr{TeJrb
YTBEPXAEHO
finperrop MEOY COm
Ns84u.C
t{eue
I
or 29.08.2024r
PAEOTIAfl TIPOTPAMMA
BHeypoqnoftAeqre.rrbHocrrr
og gfirrleuHTqrrJreKTyaJrbHoMy
HarrpaBJreHuro
<
Cpor peaJrrr3arlr{r4
rrporpaMMbr4 ,olu.
1 -4 x.nacc.
2024-2028y.r.roa
u. Ce.srem CenepHufi
2024r.
t
Пояснительная записка
Программа «Юный читатель» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
№
Нормативные документы
1
Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12. 2012 № 273ФЗ).
2
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября2009 г. № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (вред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010
№ 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 №
507, от 31.12.2015 №1576, от 11.12.2020 № 712);
3
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования» (вступает в силу с 1 сентября 2021
4
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования,
утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312.
5
Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность»;
6
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.
№ 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания" (далее - СанПиН 1.2.3685-2
7
Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования».
8
Приказ Минобразования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования в
образовательных учреждениях Ростовской области» (начальная школа 1-4 класс)
В соответствии с примерной основной образовательной программы начального общего
образования 2023-2024г;учебным планом и расписанием МБОУ СОШ №84 п. Сеятель на
2024-2025 учебный год
Данная программа направлена на развитие и поддержку интереса детского чтения
как источника развития личности и как фактора её социальной защищенности признана
во всем мире. От того, что и как читает ребенок и читает ли вообще, во многом зависит,
каким будет он сам, и как будет воспринимать мир, в котором ему предстоит жить.
9
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по обще-интеллектуальному направлению
внеурочной деятельности
Цель программы: развитие интереса и любви к книге, привлечение к
систематическому чтению и пользованию библиотекой.
Задачи программы:
дать широкое представление о многообразии литературы и способствовать
расширению кругозора детей;
увлечь учащихся процессом чтения;
раскрыть творческие возможности ребенка как читателя;
способствовать более углубленному восприятию прочитанного материала
и развитию интеллектуальных способностей и мышления ребенка;
повысить рейтинг книги в досуге школьников и стимулировать желание
систематического общения с книгой;
формировать культуру чтения и навыки бережного обращения с книгой;
способствовать совместному творчеству детей и родителей.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются
следующие задачи:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,
планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее
принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Программа определяет мероприятия, которые познакомят учащихся с хорошими
и добрыми книгами, расскажут об их авторах, помогут развить интерес к познавательной
литературе, развить творческую и познавательную активность, опираясь на их творческие
возможности как читателей;
Содержание программы «Юный читатель» является продолжением изучения
смежных предметных областей (обучение грамоте, литературное чтение) в освоении
навыка чтения.
Программа знакомит с произведениями, представляющие различные области
литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная
отечественная и зарубежная литература. Основные разделы программы включают
произведения, составляющие золотой фонд детской литературы. Большое внимание
уделяется игровым заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется
творческая и познавательная активность.
Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Юный читатель» предназначена для обучающихся
1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов. Данная программа
составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на
проведение 1 класс — 33 часа 1 час в неделю; 2 класс-68 часов; 3 класс-68 часов; 4 класс 34 часа в год.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность
обучающихся (с использованием компьютерных технологий.)
Формы реализации программы
Формы организации работы на занятиях: фронтальная беседа, индивидуальные ответы,
проектная деятельность. Занятия проводятся на основе технологий: ИКТ,
здоровьесберегающей, продуктивного чтения. А также используется групповая и
индивидуальная формы работы.
Теоритические занятия (внеурочная, внешкольная).
- Беседы
- Классный час
- Литературно - музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видео материала
- Практические занятия.
- Творческие конкурсы
- Праздники
- Литературные викторины
- Творческие проекты , презентации
- КВН по сказкам
- Библиотечные занятия
- Читательские конференции «По страницам детских журналов»
- Театрализация
- Чтение громкое по ролям
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности:
Личностные:
Обучающийся научится : оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей;
Обучающийся получит возможность научиться: оценивать конкретные поступки как
хорошие так и плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей , сочувствовать и сопереживать; высказывать своё
отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: определять и формулировать цель деятельности на занятиях с
помощью учителя;
Обучающийся получит возможность научиться: проговаривать последовательность
действий на занятиях; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе
работы с иллюстрацией учебника , книги.
Учиться работать по предложенному плану учителя.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится: Ориентироваться в учебнике, хрестоматии по литературе ,
познавательной литературе, справочной литературе (на развороте, в оглавлении, в
условных обозначениях). Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Обучающийся получит возможность научиться: делать выводы в результате совместной
работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую:
подробно пересказывать текст;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать
речь других; отвечать на вопросы учителя на основе художественного текста учебника
или хрестоматии по литературе, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (
умение договариваться о совместных действиях в групповой работе, распределять
обязанности, составлять план о совместной деятельности).
Обучающийся получит возможность научиться: договариваться с одноклассниками
совместно с учителем о правилах поведения и общения, и следовать им; учиться работать
в паре и группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные:
Обучающийся научится: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя
учащихся; осознано, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл
заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из
данных; самостоятельно озаглавливать текст;
Обучающийся получит возможность научиться: делить текст на части, озаглавливать
части; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда
данных; подробно и выборочно пересказывать текст; составлять устный рассказ о герое
прочитанного произведения по плану; относить сказочных героев к одной из групп (
положительные, отрицательные герои, герои- помощники, нейтральные
персонажи); умение анализировать художественный текст, выделение в нем
основной мысли, умение ориентироваться в художественной книге, самостоятельный
целенаправленный выбор книги.
Гражданское воспитание:
— представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, создание учебных проектов, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность
оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; оказание посильной помощи и
моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное
и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения.
Экологическое воспитание:
— экологически целесообразное отношение к природе, внимательное отношение к
человеку, его потребностям в жизнеобеспечивающих двигательных действиях;
ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью,
осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих
здоровью и жизни людей;
— экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и
социальной практике.
Ожидаемые результаты в формировании УУД: увеличение числа детей, охваченных
организованным досугом; пользоваться приёмами театрализации инсценировать
маленькие пьесы, разыгрывать ситуации «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет
используя жесты , мимику и другие актёрские способности.
Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации на новый лад;
К концу первого года обучения обучающийся должны знать понятия: «стихотворение»,
«рифма», «рассказ» «звукозапись».
К концу второго года обучения обучающийся должны знать понятия: «жанр», «автор
произведения», « иллюстрация».
К концу третьего года обучающийся должны знать понятия: «Репродукция»,
«пословица», «поговорка», «творческий проект», «ритм».
К концу четвертого года обучения обучающийся должны знать понятия: «сказка»,
«зачин», «концовка», «троекратный повтор», «рассказ», «повесть», «стихотворение»,
«пословица» поговорка», «скороговорка», «сюжет», «инсценировка».
Результаты внеурочной деятельности изучения курса « Юный читатель».
Распределяется по трем уровням:
1уровень: приобретение учащимися социальных знаний, понимание социальной
реальности в повседневной жизни. Знание о нормах взаимоотношениях с разными людьми
и ситуациях межличностного взаимодействия.
2 уровень: формирование позитивных отношений учащегося к базовым ценностям
общества к социальной реальности в целом. Развитие ценностных отношений к
художественной литературе. Стремление к коллективной творческой деятельности.
3 уровень: сформируется умение детей навыка осознанного и беглого чтения; развитие
эстетического чувства на основе знакомства с художественной литературой. Умение
выполнять творческие задания, активно и целенаправленно участвовать в инсценировках
сказок, басен, викторинах, концертах. Приобретение опыта использование в практике
основных читательских умений приёмов работы с текстом, аргументирования своей точки
зрения, ведения диалога с автором, проявление способности уважать всякий честный труд
, талант, сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной , человечеством
и желание быть им полезным. Демонстрация интереса и мотивация к чтению книг.
Учитель способствует формированию таких качеств личности, которые помогут детям в
будущем состояться во взрослой жизни, а именно:
1. Интерес к самому себе
Вся система работы должна пробудить у ребёнка интерес к самому себе. Он должен
научиться задавать себе вопросы (Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Что я не умею
делать? Что необходимо сделать, чтобы этого достичь и отвечать на них.
2.Управление самим собой
Каждая ситуация должна предоставлять ребёнку право выбора правильного решения и
формировать ответственность. Управление самим собой это ещё и умение
самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы. Прежде чем предлагать
ребёнку помощь со стороны взрослых и сверстников в решении трудной ситуации,
необходимо дать ему возможность решить проблему самостоятельно. Ни для кого не
секрет: если ребёнок попытается решать проблему сам и убедиться в том, что решить её
не в состоянии - обращение его за поддержкой и помощью будет осознанным. Помощь
взрослых становится эффективной, ибо ребёнок совершил огромную внутреннюю работу,
прежде чем пришёл к пониманию необходимости сотрудничества в решении проблемы.
3. Уважение чужого мнения
Мероприятия должны формировать культуру общения, развивать у учащихся
коммуникативные умения. Ребята должны учиться формулировать и высказывать своё
мнение, учиться отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.
Каждый человек, и ребёнок в том числе, имеет право на ошибку. Учитель должен научить
ребёнка не бояться ошибок.
4. Любознательность и вовлеченность в деятельность
Именно в начальной школе наиболее активны как в учебной деятельности, так и во
внеурочной. Им хочется много знать, им всё интересно, они желают активно участвовать
во всех делах, которые предлагает педагог: учащиеся желают проявить себя,
продемонстрировать свои умения, достижения и знания. Важно отметить, что такая жажда
деятельности формирует ещё одно жизненно важное качество личности – трудолюбие.
5. Желание действовать и совершать поступки
Отношение школьников к учению и ко всякого рода деятельности зависит от мотивации
этой деятельности. Стимулом для проявления положительной мотивации учащихся в той
или иной деятельности являются индивидуальные мотивы: заинтересованность, далеко
идущие перспективы, вера в собственные силы, положительные эмоции.
Формы проведения итоговой работы:
-Показ спектакля
- Организация выставки работ
- Проект
- Игровая программа
- Конкурс рисунков « Мои любимые произведения»
- Проверка читательского кругозора (анкета)
Содержание курса «Юный читатель»
Первый год обучения (33 ч.)
Первый год обучения направлен на развитие интереса начинающего обучения школьника
к чтению, расширению круга его интересов. Знакомство с произведениями фольклора,
русской и зарубежной классики, современной, отечественной и зарубежной литературы
I.Введение.
1. Рассказ о содержании курса. Загадки о книгах. Встреча со сказочными и литературными
героями.
2. Знакомство с детской библиотекой (экскурсия).
Знакомство с сельской библиотекой. Роль и значение библиотеки. Понятие «абонемент»,
«читальный зал». Правила пользования библиотекой. Знакомство с энциклопедиями,
народными сказками и короткими рассказами.
II. Зачем нужно читать?
1. Приемы работы с книгой. Рассказать, для чего нужно читать книгу. Вызвать интерес к
чтению. Добиться у детей желания читать вдумчиво, при чтении быть наблюдательным
ведь чтение - это труд и читать надо внимательно и добросовестно.
2. Экскурсия в школьную библиотеку. Библиотечный фонд. Расстановка книг на полках.
Особенности школьной библиотеки. Запись в библиотеку читающих детей.
III. Сказки А.С.Пушкина.
1.Знакомство с биографией поэта. Выставка книг.
2.Сказка о попе и его работнике Балде.
Обсуждение. Викторина. Громкое чтение.
Видеопросмотр мультфильма
3.Сказка о царе Салтане
Обсуждение. Викторина. Громкое чтение.
Видеопросмотр фрагмента сказки.
4.Сказка о золотом петушке.
Обсуждение. Викторина. Громкое чтение
Видеопросмотр мультфильма.
5.Сказка о рыбаке и рыбке
Обсуждение. Литературная викторина.
Видеопросмотр
6.Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
Обсуждение. Викторина. Громкое чтение.
Видеопросмотр
IV. Сказки русских писателей.
1. Краткое знакомство с биографией писателя К. И. Чуковского.
Стихи.
2. Чуковский К.И. «Муха-цокотуха», «Путаница»
Громкое чтение читающими детьми.
Обсуждение. Игровая викторина.
Видеопросмотр детского спектакля.
3. Чуковский К.И. «Мойдодыр», «Краденое солнце»
Громкое чтение читающими детьми.
Обсуждение. Игровая викторина.
4. Маршак С.Я. Биография писателя. Стихи.
Обсуждение. Викторина. Громкое чтение. Выставка книг.
Слушание аудиозаписи чтения стихов Маршака.
5. Маршак С.Я «Сказка о глупом мышонке»
Знакомство со сказкой.
Инсценировка фрагмента
6.Михалков С.В. Биография. Стихи,
Обсуждение. Викторина. Громкое чтение.
7. Михалков С.В. «Дядя Стёпа»
Обсуждение. Викторина. Громкое чтение.
Видеопросмотр. Выставка книг.
8.Перро Ш.. Биография. Кот в сапогах
Обсуждение. Викторина. Просмотр мультфильма.
9.Барто А.Л. Биография. Стихи.
Обсуждение. Викторина. Громкое чтение
Видеопросмотр.
10.Носов Н.Н. Биография. Рассказы
Обсуждение. Игровая викторина.
Видеопросмотр отрывка фильма.
11. Драгунский В.Ю. Денискины рассказы.
Обсуждение. Викторина.
Видеопросмотр.
V. Сказки зарубежных писателей
1.Андерсен Г.Х. Биография. Дюймовочка
Обсуждение. Литературная викторина.
Громкое чтение.
Видеопросмотр. Выставка книг.
2.Бр.Грим Биография. Бременские музыканты
Обсуждение. Игровая викторина. Выставка книг.
3.Видеопросмотр. Сравнение мультфильма и сказки.
VI. Братья наши меньшие.
1.Бианки В.В Биография.«Чей нос лучше?»
Обсуждение. Викторина с библиотекарем. Громкое чтение.
2.Бианки В.В «Как муравьишка домой спешил»,
«Лис и мышонок»
Обсуждение. Громкое чтение.
Инсценировка. Видеопросмотр мультфильма.
3.Сладков Н.И. Лесные сказки
Обсуждение. Викторина. Громкое чтение.
4. Сладков Н.И. Лесные сказки
Инсценировка коротких диалогов.
5.Паустовский К.Г.Биография. «Похождения жука-носорога»
Слушание и чтение фрагментов. Обсуждение. Викторина.
6. Паустовский К.Г. «Квакша»
Слушание сказки в записи. Обсуждение..
VII. Детские журналы
Знакомство с детскими журналами. Выставка журналов.
1. Журнал «Непоседа»
Знакомство с рубриками журнала. Отгадывание ребусов. Громкое чтение.
2. Журнал «Отчего и почему?»
Знакомство с рубриками журнала. Громкое чтение. Знакомство с творчеством
современных писателей.
3. Журнал «Весёлый урок»
Знакомство с рубриками журнала. Громкое чтение. Отгадывание ребусов.
4-5. Журнал «Мурзилка»
Второй год обучения (68часов 2 часа в неделю).
I.Введение 2 часа
1-2. Вводная беседа : «Самые интересные книги прочитанные летом»
Познакомить обучающихся с содержанием занятий , вызвать интерес к данным занятиям.
Содержание
Каждое занятие вводит 2 кл. в мир литературы и детских книг, развивает интерес к
читательской деятельности.
II. «Малые фольклорные жанры» 4 часа
3-4.Знать фольклорные жанры , уметь различать их, читать выразительно, определять
тему и главную мысль.
5-6. Содержание Чтение и анализ пословиц и поговорок, песен, загадок, докучных сказок,
скороговорок, считалок.
III.Сказки Русских писателей.
7-8.А. С. Пушкина « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Выставка книг,
обсуждение, просмотр фрагмента сказки , громкое чтение. Уметь отвечать на вопросы по
прочитанному.
9-10. «Стихи для детей библиотечный урок» Упражнение в технике чтения , участие в
викторине.
11-12. Сказки русских писателей. Д. Мамин- Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка).
Чтение вслух по цепочке.
13-14..Рассказы, сказки басни, Толстого, Ушинского. Правильное чтение вслух, умение
пересказать текст.
15-16. Стихи русских поэтов об осени. Отбор и чтение стихов об осени .
17-18.Рассказы Бианки, Чарушина Сладкова о животных. Чтение изготовление игрушек
самоделок.
19-20.Праздник «Золотая осень» Выступление перед родителями
21-22.. «Не насытится око зрением, а человек знаниями» Отбор и чтение научно –
популярных статей.
23-24.. « Современные детские журналы» Самостоятельный выбор и чтение журналов.
25-26. Проба пера . Сочинение сказок и загадок.
Уметь фантазировать и творчески мыслить.
27-28.«Сказки дружной семьи» Обсуждение , чтение придуманных сказок.
29-30.Комиксы. Уметь составлять комиксы.
31-32.Сказки,стихи К.И. Чуковского. Групповое чтение подготовка выступления – отчёта.
33-34.Здравствуй гостья Зима! Уметь выбирать стихотворение о зиме, выразительно
читать, обсуждать, Выполнять зарисовки к стихотворению.
35-36.Сказки Толстого А. для детей. Биография А.Толстого Сказка «Золотой ключик»
37-38.Творчество с.Михалкова «Дядя Стёпа» .Чтение ,обсуждение прочитанного.
39-40.Творчество Э.Успенского. Библиография Успенского. Чтение поизведений по
выбору
41-42.Рассказы В. Драгунского. Обсуждение, Викторина по прочитанному произведению.
43-44.Творчество Г. Остера «Вредные советы»
45-46. Твои защитники. Чтение и анализ произведений о защитниках Отечества.
47-48.Богатырские сказки. Былины. Просмотр видеофильма, обсуждение по фильМу.
49-50.Мамы и мы. Урок- отчёт, выступление перед родителями.
51-52.Конкурс Чтецов «Стихи о весне и о Победе».
53-54. «Книги о человеке умельце»
55-56.Читаем о космосе. Выразительное чтение стихов.
V. Сказки зарубежных писателей
57-58Сказки Ш. Перро. Библиография писателя. «Кот в сапогах», «Золушка»
Выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировка отрывка из сказки,
беседа по иллюстрациям к сказке.
59-60.Сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», «Огниво», «Гадкий утёнок», «Принц и
нищий».
Познакомить учащихся с жизнь и творчеством писателя, рассказывать о прочитанных
книгах зарубежных писателей.
61-62.Сказки Братьев Гримм. Просмотр мультфильма «Бременские музыканты»
63-64. «Вести со всей планеты интернет и мы»
65-66. «Любимые стихи» Чтение стихов ,участие в диалоге при обсуждении
прочитанного.
Викторина « Любимые произведения» Обобщить знания детей по литературному чтению.
67. «О чем хочу прочитать летом» Работать со списком литературы, Обсуждение
тематики.
Третий год обучения (68 часов 2 часа в неделю)
1-2.Литература как искусство слова. Литературный процесс от древности до наших
дней. Чтение и восприятие художественной литературы. Вымысел и художественное
творчество. Литературные жанры как исторически сложившиеся формы литературы.
3-4. Фольклор. Основные жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, считалки, игры.
Небылицы. Основные приемы создания небылиц.
5-6.Сказка. Виды сказок. Как строится сказка. Русские народные сказки.
7-8.Сказки народов мира. Общность сюжетов в сказках народов мира. Самостоятельный
анализ сказки.
9-10. Русские сказочники. Сочинение сказки. Вариант сочинения сказки по
предложенному началу.
11-12. Книжная полка. Из русского фольклора. Русские народные сказки, былины,
народные песни. «Два Ивана – солдатских сына». «Финист – Ясный сокол». «Жена доказчица». «Снегурочка». «Святогор - богатырь».
13-14. Духовная литература. Основные жанры духовной литературы. Библия.
15-16. Книжная полка. Из древнерусской литературы. Летописи. «Слово о полку
Игореве». «Поучение Владимира Мономаха».
17-18. Эпические жанры. Литературная сказка и фольклорная.
19-20. Сказочная традиция в русской литературе. Литературная обработка фольклорных
сюжетов. Литературные приемы создания сказочной ситуации.
21-22. Тема, идея сказки и их образное воплощение. Герой в сказке. Мораль в сказке.
23-24.Как рождается сказка. Создание сказки по пословице.
25-26. Книжная полка. Писатели – сказочники. В.А. Жуковский, П. П. Ершов, С. Т.
Аксаков, В. Ф. Одоевский, Д.Н. Мамин-Сибиряк. Х.К. Андерсен, В.Ф. Гауф, Р. Киплинг.
27-28. Рассказ. Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности рассказа.
29-30.Герой и сюжет рассказа. Сравнительная характеристика героев. Юмористический
рассказ. Детективный рассказ. А. И. Куприн, Дж. Лондон, Б. С. Житков, В. Ю.
Драгунский.
31-32. Рассказы о животных. Изображение животных в фольклоре и литературе. К. Г.
Паустовский, В. П. Астафьев, Э. Сетон-Томпсон.
33-34. Тайны рассказа. Творческая мастерская. Мой первый рассказ.
35-36. Книжная полка. Из литературы XIX века. И. А. Крылов, И. А Тургенев,
А. П. Чехов.
37-38. Повесть. Жанровые особенности повести: сюжет, время, герой.
39-40. Автобиографические повести. Соотношение художественного вымысла и
реальности в художественном произведении. М. Твен.
41-42. Сюжет для повести. Творческий практикум. Отзыв о самостоятельно прочитанной
повести.
43-44. Сказочная повесть. Различие фантастического и волшебного. Герои сказочной
повести. Ю.К. Олеша.
45-46. Лирика как род литературы. Е.Баратынский, Н.Языков, Ф.Тютчев, А.Кольцов,
А.Майков, И.Бунин, И.Шмелев.
47-48. Красота природы, родного края, животных, человека. Художественный текст.
49-50. Стихи и проза. Понятие о рифме, ритме и интонации. Начальное понятие о фигурах
поэтической речи, эпитете, метафоре, олицетворении, аллегории.
51-52. Игры в слова. Литературное сотворчество. Подготовка к литературным чтениям.
Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений.
53-54. Секреты поэтического мастерства. Первый поэтический опыт.
55-56. Книжная полка. Из литературы XX века.
57-58. Драматические жанры. Автор в драме. А. Н. Островский, С. Я. Маршак, Е.Л.
Шварц.
59-60. Творческий практикум. Создание сценария.
61-62. Экскурсия в библиотеку.
63-64. Итоговая читательская конференция. Современные писатели – детям
65-66.Литература 19 века стихи русских писателей
67-68.Литература 20 века чтение отрывка из произведения А. Толстого «Детство Никиты»
Четвертый год обучения (34 часа 1 час в неделю)
1.Введение
Вводная беседа: «Самые интересные книги прочитанные летом»
Познакомить обучающихся с содержанием занятий , вызвать интерес к данным занятиям.
2. Славянский эпос. Былины о русских богатырях.
Русские богатыри – это не просто история. Они отражают сущность русского человека,
его отношение к Родине. Илья Муромец, Алеша Попович, Горыня, Добрыня Никитич и
многие другие посвятили свои жизни служению Руси. Они боролись с бесчисленными
врагами нашего народа, оберегая и защищая простых людей. Подвиги русских богатырей
навеки останутся в памяти - в виде былин, песен и сказаний, а также другого эпоса,
сочиняемого очевидцами тех событий. Именно они заставляют гордиться своим народом
и землей, взрастившей таких исполинов.
3.Басни. Л.Н. Толстого и И.А. Крылова
Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного,
сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение
— так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные,
растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.
4. Сказочная страна. Чтение сказок А.С. Пушкина, В. Гаршина, А.Гайдар, Е. Шварца
5. Живой мир «Стихи о родной природе» Выразительное чтение стихов о родной
природе написанные поэтами.
Стихи о природе – воспевают красоту и неповторимость нашей планеты, ее разнообразие
и великолепие. Бескрайние леса и степи, заснеженные вершины, завораживающая игра
воды и света и неповторимый рассвет. Обо всем этом и многом другом данный раздел
стихотворений. Среди стихотворений, как произведения признанных мастеров, так и
стихи неизвестных авторов.
6. Итоговое занятие. Викторина «Путешествие по литературным сказкам»
Учебно – тематический план. « Юный читатель»
1 класс — 33 часа
Номер
раздел
а
Количество часов
Название разделов
всего
1 класс
теория
практика
I.
Введение. Знакомство
библиотекой.
с
сельской
2
1
1
II.
Зачем нужно читать? Знакомство с
школьной библиотекой.
2
1
1
III.
Сказки А.С.Пушкина
6
6
IV.
Сказки русских писателей
11
11
V.
Сказки зарубежных писателей
3
3
VI.
Братья наши меньшие
3
3
VII.
Детские журналы
4
4
32 часа
Итого
Учебно – тематический план. « Юный читатель»
2 класс — 67 часов
Номер
Количество часов
раздел
а
Название разделов
1 класс
всего
теория
I.
II.
I Введение.
.
2
I Малые фольклорные жанры
I
.
4
1
практика
1
4
III.
Творчество русских писателей
50
50
IV.
Сказки зарубежных писателей
11
11
67 часов
Итого
Учебно – тематический план. « Юный читатель»
3класс — 68 часов
Номер
Количество часов
раздел
а
Название разделов
3 класс
всего
теория
практика
Литература как искусство слова
2
Фольклор.
4
III.
Духовная литература.
12
12
IV.
Эпические жанры.
12
12
V.
Рассказ
12
12
VI.
Повесть
8
8
VII.
Лирика
12
12
Драматические жанры.
6
6
I.
II.
VIII.
1
1
4
68 часов
Итого
Учебно – тематический план. « Юный читатель»
4класс — 34 часа
Номер
раздел
а
Количество часов
Название разделов
всего
3 класс
теория
практика
Введение
2
Славянский эпос.
4
III.
Басни.
8
8
IV.
Сказочная страна.
8
8
8
8
4
4
I.
II.
V.
VI.
. Живой мир
природе»
«Стихи
Итоговое занятие
о
родной
1
4
34 часа
Итого
1
Календарно-тематический план 1 класс – 33 часов
№
п/п
Название разделов и тем
Количество
часов
Дата
I Введение
2
1
Рассказ о содержании курса.
1
3.09
2
Знакомство с сельской библиотекой
1
10.09
II Зачем нужно читать?
2
3
Приемы работы с книгой.
1
17.09
4
Знакомство со школьной библиотекой
1
24.09
III Сказки А.С.Пушкина:
6
5
Знакомство с биографией поэта.
1
01.10
6
Сказка о попе и его работнике Балде
1
08.10
7
Сказка о царе Салтане
1
15.10
8
Сказка о золотом петушке
1
22.10
9
Сказка о рыбаке и рыбке
1
12.11
10
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
1
19.11
IV Сказки русских писателей:
11
11
Краткое знакомство с биографией писателя К. И.
Чуковского.
Стихи.
Чуковский К.И. «Муха-цокотуха», «Путаница»
Громкое чтение читающими детьми.
Обсуждение. Игровая викторина.
Видеопросмотр детского спектакля.
Чуковский К.И. «Мойдодыр», «Краденое солнце»
Громкое чтение читающими детьми.
Обсуждение. Игровая викторина.
Маршак С.Я. Биография писателя. Стихи.
Обсуждение. Викторина. Громкое чтение. Выставка
книг. Слушание аудиозаписи чтения стихов Маршака.
Маршак С.Я «Сказка о глупом мышонке»
Знакомство со сказкой.
Инсценировка фрагмента
Михалков С.В. Биография. Стихи,
Обсуждение. Викторина. Громкое чтение.
1
26.11
1
3.12
1
10.12
1
17.12
1
24.12
1
14.01
17
Михалков С.В. «Дядя Стёпа»
Обсуждение. Викторина. Громкое чтение.
Видеопросмотр. Выставка книг.
1
21.01
18
Перро Ш.. Биография. Кот в сапогах
Обсуждение. Викторина. Просмотр мультфильма.
1
28.01
12
13
14
15
16
19
20
21
Барто А.Л. Биография. Стихи.
Обсуждение. Викторина. Громкое чтение
Видеопросмотр.
Носов Н.Н. Биография. Рассказы
Обсуждение. Игровая викторина.
Видеопросмотр отрывка фильма.
Драгунский В.Ю. Денискины рассказы.
Обсуждение. Викторина.
Видеопросмотр.
V Сказки зарубежных писателей
1
4.02
1
18.02
1
25.02
3
22
Андерсен Г.Х. Дюймовочка
1
04.03
23
Перро Ш. Кот в сапогах
1
11.03
24
Бр.Гримм . Бременские музыканты
1
18.03
VI Братья наши меньшие:
3
25
Бианки В.В. «Чей нос лучше?», «Как муравьишка домой
спешил», «Лис и мышонок»
1
8.04
26
Сладков Н.И. Лесные сказки
1
15.04
1
22.04
Паустовский К.Г. «Похождения жука-носорога»,
27
«Квакша»
VII Детские журналы
4
28
Журнал «Непоседа»
1
29.04
29
Журнал «Отчего и почему»
1
6.05
30
Журнал «Весёлый урок»
1
13.05
31
Журнал «Мурзилка»
1
20.05
Итого:
31 час
Календарно-тематический план
2 класс – 67 часов
№ п/н
1-2.
Название разделов и тем
I.Введение 2 часа
.
Вводная беседа : «Самые интересные книги прочитанные
летом»
кол.часов
2
II. «Малые фольклорные жанры» 4 часа
3-4.
5-6.
Знать фольклорные жанры , уметь различать их, читать
выразительно, определять тему и главную мысль.
Содержание Чтение и анализ пословиц и поговорок,
песен, загадок, докучных сказок, скороговорок, считалок.
2
2
III.Творчество Русских писателей.
7-8.
А. С. Пушкина « Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях». Выставка книг, обсуждение, просмотр
фрагмента сказки , громкое чтение. Уметь отвечать на
вопросы по прочитанному.
2
9-10.
«Стихи для детей библиотечный урок» Упражнение в
технике чтения , участие в викторине.
Сказки русских писателей. Д. Мамин- Сибиряк
«Алёнушкины сказки» (присказка). Чтение вслух по
цепочке.
Рассказы, сказки басни, Толстого, Ушинского.
Правильное чтение вслух, умение пересказать текст.
2
15-16.
Стихи русских поэтов об осени. Отбор и чтение стихов об
осени .
2
17-18.
Рассказы Бианки, Чарушина Сладкова о животных.
Чтение изготовление игрушек самоделок.
2
19-20.
Праздник «Золотая осень» Выступление перед
родителями
2
21-22.
Не насытится око зрением, а человек знаниями» Отбор и
чтение научно – популярных статей.
« Современные детские журналы» Самостоятельный
выбор и чтение журналов.
Проба пера . Сочинение сказок и загадок. Уметь
фантазировать и творчески мыслить.
«Сказки дружной семьи» Обсуждение , чтение
придуманных сказок.
2
Комиксы. Уметь составлять комиксы.
2
11-12.
13-14..
23-24.
25-26.
27-28.
29-30.
2
2
2
2
2
Дата
31-32
Сказки,стихи К.И. Чуковского. Групповое чтение
подготовка выступления – отчёта.
2
33-34.
Здравствуй гостья Зима! Уметь выбирать стихотворение о
зиме, выразительно читать, обсуждать, Выполнять
зарисовки к стихотворению.
2
35-36.
Сказки Толстого А. для детей. Биография А.Толстого
Сказка «Золотой ключик»
2
37-38.
Творчество с.Михалкова «Дядя Стёпа» .Чтение
,обсуждение прочитанного.
Творчество Э.Успенского. Библиография Успенского.
Чтение поизведений по выбору
Рассказы В. Драгунского. Обсуждение, Викторина по
прочитанному произведению.
2
43-44.
Творчество Г. Остера «Вредные советы»
2
45-46.
Твои защитники. Чтение и анализ произведений о
защитниках Отечества.
2
47-48
Богатырские сказки. Былины. Просмотр видеофильма,
обсуждение по фильМу.
2
49-50.
Мамы и мы. Урок- отчёт, выступление перед родителями.
2
51-52.
Конкурс Чтецов «Стихи о весне и о Победе».
2
53-54.
55-56
«Книги о человеке умельце»
Читаем о космосе. Выразительное чтение стихов.
V. Сказки зарубежных писателей
2
2
57-58
Сказки Ш. Перро. Библиография писателя. «Кот в
сапогах», «Золушка»
Выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировка
отрывка из сказки,
беседа по иллюстрациям к сказке.
2
59-60.
Сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», «Огниво»,
«Гадкий утёнок», «Принц и нищий». Познакомить
учащихся с жизнь и творчеством писателя, рассказывать о
прочитанных книгах зарубежных писателей.
2
61-62.
Сказки Братьев Гримм. Просмотр мультфильма
«Бременские музыканты»
2
63-64.
«Вести со всей планеты интернет и мы»
2
65- 66.
«Любимые стихи» Чтение стихов ,участие в диалоге при
обсуждении прочитанного.
Викторина « Любимые произведения» Обобщить знания
1
39-40.
41-42
2
2
детей по литературному чтению.
67.
«О чем хочу прочитать летом» Работать со списком
литературы, Обсуждение тематики.
1
Календарно-тематический план
3 класс – 66 часов
№ п/н
1-2.
3-4.
5-6.
Название разделов и тем
Литература как искусство слова
Литературный процесс от древности до наших дней.
Чтение и восприятие художественной литературы.
Вымысел и художественное творчество. Литературные
жанры как исторически сложившиеся формы литературы.
Фольклор.
Основные жанры фольклора. Детский фольклор: загадки,
считалки, игры. Небылицы. Основные приемы создания
небылиц.
Сказка. Виды сказок. Как строится сказка. Русские
народные сказки.
кол.часов
Дата
2
7.09
2
14.09
2
21.09
7-8.
Сказки народов мира. Общность сюжетов в сказках
народов мира. Самостоятельный анализ сказки.
2
28.09
9-10.
Русские сказочники. Сочинение сказки. Вариант
сочинения сказки по предложенному началу.
2
05.10
11-12.
Книжная полка. Из русского фольклора. Русские
народные сказки, былины, народные песни. «Два Ивана –
солдатских сына». «Финист – Ясный сокол». «Жена доказчица». «Снегурочка». «Святогор - богатырь».
2
12.10
2
19.10
2
26.10
2
9.11
13-14.
15-16.
17-18.
Духовная литература.
Основные жанры духовной литературы. Библия.
Книжная полка. Из древнерусской литературы. Летописи.
«Слово о полку Игореве». «Поучение Владимира
Мономаха».
Эпические жанры.
Литературная сказка и фольклорная.
19-20.
Сказочная традиция в русской литературе. Литературная
обработка фольклорных сюжетов. Литературные приемы
создания сказочной ситуации.
2
16.11
21-22.
Тема, идея сказки и их образное воплощение. Герой в
сказке. Мораль в сказке.
2
23.11
23-24.
Как рождается сказка. Создание сказки по пословице.
2
30.11
25-26.
Книжная полка. Писатели – сказочники. В.А. Жуковский,
П. П. Ершов, С. Т. Аксаков, В. Ф. Одоевский, Д.Н.
Мамин-Сибиряк. Х.К. Андерсен, В.Ф. Гауф, Р. Киплинг.
2
7.12
27-28.
29-30.
31-32
33-34.
35-36.
37-38.
Рассказ.
Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности
рассказа.
Герой и сюжет рассказа. Сравнительная характеристика
героев. Юмористический рассказ. Детективный рассказ.
А. И. Куприн, Дж. Лондон, Б. С. Житков, В. Ю.
Драгунский.
2
14.12
2
21.12
Рассказы о животных. Изображение животных в
фольклоре и литературе. К. Г. Паустовский, В. П.
Астафьев, Э. Сетон-Томпсон
Тайны рассказа. Творческая мастерская. Мой первый
рассказ.
2
11.01
2
18.01
Книжная полка. Из литературы XIX века. И. А. Крылов,
И. А Тургенев,
А. П. Чехов.
2
25.01
2
01.02
Повесть.
Жанровые особенности повести: сюжет, время, герой.
39-40.
Автобиографические повести. Соотношение
художественного вымысла и реальности в
художественном произведении. М. Твен.
2
8.02
41-42
Сюжет для повести. Творческий практикум. Отзыв о
самостоятельно прочитанной повести.
2
15.02
43-44.
Сказочная повесть. Различие фантастического и
волшебного. Герои сказочной повести. Ю.К. Алеша.
2
22.02
45-46.
Лирика
Лирика как род литературы. Е.Баратынский, Н.Языков,
Ф.Тютчев, А.Кольцов, А.Майков, И.Бунин, И.Шмелев.
2
01.03
47-48
Красота природы, родного края, животных, человека.
Художественный текст.
2
15.03
49-50.
Стихи и проза. Понятие о рифме, ритме и интонации.
Начальное понятие о фигурах поэтической речи, эпитете,
метафоре, олицетворении, аллегории.
2
22.03
51-52.
Игры в слова. Литературное сотворчество. Подготовка к
литературным чтениям. Заучивание наизусть и отработка
выразительного чтения стихотворных произведений.
2
05.04
53-54.
Секреты поэтического мастерства. Первый поэтический
опыт.
2
12.04
55-56
Книжная полка. Из литературы XX века.
2
19.04
57-58
Драматические жанры.
Автор в драме. А. Н. Островский, С. Я. Маршак, Е.Л.
2
26.04
59-60.
61-62
Шварц.
Творческий практикум. Создание сценария.
Экскурсия в библиотеку.
2
2
03.05
10.05
63-64
Итоговая читательская конференция. Современные
писатели – детям
2
17.05
65-66
Литература 19 века стихи русских писателей
2
24.05
67-68
Литература 20 века чтение отрывка из произведения А.
Толстого «Детство Никиты»
2
Календарно-тематическое планирование 4 класс.
№
урока
1.
Тема занятия
кол.часов
Дата
Введение
1
07.09
2.
Книги, прочитанные летом.
1
14.09
3.
Илья Муромец и Соловей Разбойник
1
21.09
4.
Святогор и Илья Муромец
1
28.09
5.
Святогор и Илья Муромец
1
05.10
6.
Алеша Попович и Илья Муромец
1
12.10
7.
Алеша Попович и Илья Муромец
1
19.10
8.
Мифы Древней Греции
Персей
1
26.10
9.
Мифы Древней Греции
Персей
1
09.11
10.
11.
12.
Двенадцать подвигов Геракла
Двенадцать подвигов Геракла
Эзоп в переводе Толстого Л.Н «Лев и лисица»
1
1
1
16.11
23.11
30.11
13.
Л.Н. Толстой «Орел, ворона и Пастух»
1
07.12
14.
Л. Н. Толстой «Лисица и Журавль»
1
14.12
15.
И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука», «Квартет»
1
21.12
16.
И.А. Крылов «Лев и Лисица», «Слон и Моська»
1
28.12
17.
И. А. Крылов «Свинья под дубом», «Лисица и виноград»
1
11.01
18.
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном
1
18.01
и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной Царевне Лебеди»
19.
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном
и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной Царевне Лебеди»
1
25.01
20.
В. Гаршин «Лягушка – путешественница»
1
01.02
21.
А. Гайдар «Горячий камень»
1
08.02
22.
Е. Шварц «С казка о потерянном времени»
1
15.02
1
22.02
23.
В. Одоевский «Городок в табакерке»
24.
Живой мир «Стихи о родной природе»
1
29.02
25.
А. С. Пушкин «Зимнее утро»
1
07.03
26.
А. Фет «Печальная береза»
1
14.03
27.
А. Блок «Ворона»
1
21.03
28.
29.
С. Есенин «Поет зима – аукает ….»
А. Майков «Весна»
1
1
04.04
11.04
30.
Ф. Тютчев «В небе таю облака»
1
18.04
31.
А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад»
1
25.04
32.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
1
16.05
33.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
1
23.05
34.
Путешествие по сказкам
1