РП Практическая география 8 кл

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Практическая география» для 8 класса разработана
на основе сетевой инновационной образовательной программы страноведческого курса по
географии “Как прекрасен этот мир”. Пяткова Л.В.
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе
программы комплексного учебного курса Физическая география – 8 класс;, который
включает:
- Е.М. Домогацких, Н.И. Алексевскиого География. Физическая география: 8 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: ООО «Русское слово»,
2018. – 160 с.: ил.
Рабочая программа внеурочной деятельности для 8 класса составлена в соответствии
со следующими нормативно- правовыми документами:
 Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской
области».








Федеральный государственный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1897 от
17.12.2010г.,
Устав школы;
Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 84;
Учебный план МБОУ СОШ № 84 на 2023 – 2024 учебный год;
Годовой учебный календарный график на 2023-2024 учебный год.
Положение МБОУ СОШ № 84 о рабочей программе учебных курсов,
предметов, дисциплин

Цель: создание условий для всестороннего развития личности ребенка, формирования
географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного
отношения к миру; понимания закономерностей развития географической оболочки, через
формирование картографической грамотности обучающихся, развитие навыков работы с
различными источниками географической информации.
Развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и
эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической
грамотности школьников; формирование географического образа мира, своей Родины во
всем многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа
взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и
хозяйства.
Основными целями регионального компонента являются:
 обновление содержания общего образования;
 создание педагогических условий для успешной социализации
личности в условиях региона;
 овладение учащимися знаниями в области истории и культуры своего
региона;



воспитание
патриотизма
подрастающего поколения

и

чувства

гражданственности

у

Задачи:
формировать интерес к географии;
расширить представления о природе Земли; формировать представления о единстве
природы, объяснять простейшие взаимосвязи процессов и явлений природы, ее частей;
создать образные представления о крупных регионах мира и странах с выделением
особенностей природы, природных богатств и населения;
развить географическую грамотность посредством работы с картами разнообразного
содержания, изучить способы изображения географических объектов и явлений,
применяемых на этих картах;
развить умения анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни
информацию из различных источников – карт, статистических данных, интернетресурсов;
формировать умения ориентироваться в пространстве на основе специфических
географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания
для организации своей жизнедеятельности;
развить представления о размещении природных и антропогенных объектов;
развить понимание воздействия человека на состояние природы и следствий
взаимодействия природы и человека;
формировать представления об изменениях административной карты РФ;
формировать социально значимые качеств личности: гражданственность, патриотизм;
гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и
моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества;
заботу о поддержании межэтнического мира и согласия.
Приобщение учащихся к традициям, духовной культуре родного Донского края
позволяет решить следующие задачи:
 более глубокое развитие интереса к предметам,
 становление интереса к духовной культуре малой родины,
 оптимизации процесса социализации личности,
 адаптации учащихся к местным социокультурным условиям.
Общая характеристика направления внеурочной деятельности:
Курс направлен на расширение географического кругозора, развитие у обучающихся
практических навыков работы с картой, и др. источниками географической информации,
что важно для подготовки к олимпиадам и государственной итоговой аттестации ОГЭ в 9
классе. Изучение курса поможет освоению географической номенклатуры, что является
одной из целей картографической подготовки, а именно – «знание карты». В будущем
будет способствовать более успешной социализации выпускников. Введение данного
курса является необходимым дополнением к учебному предмету.
Практическая значимость курса. Формирование картографической грамотности
является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях.
Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей земной
поверхности, умение использовать их в качестве источников информации, создавать
простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Если дети научатся
читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно составить полную
характеристику территории (материка, страны, города), географического объекта и т.д.
Данный курс поможет обучающимся в подготовке к государственной итоговой аттестации

по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах предлагаются задания,
в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт,
графиков, диаграмм, статистических данных.
Главная педагогическая идея – культурологическая составляющая курса. География –
единственный школьный предмет, который объединяет общественно-научные и
естественнонаучные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого
поколения.
Основные принципы построения программы:
преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность в использовании
основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой по географии для
основного общего образования;
последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется
последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации
внутрипредметных и метапредметных связей;
сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения
картографии, а доступность достигается путем применения современных образовательных
технологий;
личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей
обучающихся.
Формы подведения итогов: программой предусмотрены диагностические работы в
конце учебного года (метапредметная викторина, олимпиада).
Основными формами проведения занятий являются: комбинированные занятия,
практические занятия, деловая игра. Самостоятельная работа, конкурс, викторина, занятия
— презентации.
Программа носит практико-ориентированный характер. Это способствует поддержанию
познавательного интереса обучающихся в ходе реализации программы.
Место учебного курса в учебном плане:
Учебный план МБОУ СОШ №84 по внеурочной деятельности предусматривает
организацию внеурочной деятельности на уровне основного общего образования в 8
классе 34 часов (1 час в неделю), но в связи с тем, что 01.05 и 09.05 являются
праздничными днями (основание календарный учебный график) программный материал
будет пройден за 33 учебных часа.
Раздел 1
Содержание направления внеурочной деятельности курса.
Содержание курса «Практическая география» направлено на формирование
универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и
коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и
исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как
умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся
включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды,
как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения,

работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в
устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Раздел 1. Уроки понимания карты. Путешествия по картам (23 часа).
Тема 1. План местности. Топографическая карта (8 часов)
Введение. Карта-второй язык географии. План местности. Топографическая карта.
Условные знаки и масштаб. (Игра - «Географический марафон». Стороны горизонта.
Определение расстояний по топографической карте и плану местности. Определение
направлений на топографической карте и карте полушарий.(Практическое занятие).
Определение азимутов по топографической карте. (Практическое занятие). Игра
“Путешествие по топографической карте”. Изображение неровностей земной
поверхности. Горизонтали. Построение профиля рельефа местности.(Практическое
занятие). Практическое занятие по топографической карте. (Викторина: «Мы
топографы»)

Тема 2. Географическая карта (15 часов).
Географическая широта и географическая долгота. Мы определяем географические
координаты (Практическое занятие). Игра. Определи местоположение географического
объекта». Политико-административная карта России. Путешествие по карте мира и
России. Формы рельефа на физической карте мира и России. Игра «Географический бой».
Тектоническая карта. Изучаем строение земной коры. Вулканы. Геологическая карта.
Геохронологическая таблица. Изучаем залегание горных пород. Практическое занятие:
Определение последовательности залегания горных пород. Острова и полуострова на
физической карте мира и России. Моря, заливы и проливы на карте мира и России. Реки,
озера, ледники на карте мира и России. Игра «Географический чемпионат».
Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Климатограммы.
Практическая работа: Анализ климатограмм и определение по карте пункта, климат
которого ей соответствует. Планетарные особенности Земли. Практическая работа.
Определение пунктов с наибольшей и наименьшей продолжительностью дня.
Раздел 2. Мы познаем мир (9 часов).
Тема 4. Путешествуем по России (9 часов)
Арктика. Восточно-Европейская равнина. Карелия. Удивительный Кавказ.
Видеопутешествие по Уралу. Сибирь. Дальний Восток. Приморье – таежный край.
Камчатка. Заповедники России.
Основные виды учебной деятельности
«Занимательная география» направлено на формирование универсальных учебных
действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств
личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу
которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить
вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и
умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения
понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную
учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно
выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве
(паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме,
вступать в диалог и т. д.
Самостоятельная работа с книгой
 Самостоятельная работа











Домашнее задание
Групповая работа
Фронтальная работа
Индивидуальная работа
Игровая деятельность
Групповая деятельность
Коллективная деятельность
Индивидуальная деятельность

Календарно-тематическое планирование 8 класс Практическая география

№
п/п

1

2

3

4

5
6
7
8

9
10
11

Тема занятия

Раздел 1. Уроки понимания карты.
Путешествия по картам.
Тема 1. План местности. Топографическая
карта.
Водное занятие: Инструктаж по ТБ. Введение.
Карта-второй язык географии.
План местности. Топографическая карта.
Стороны горизонта. Определение расстояний
по топографической карте и плану местности.
Определение направлений на топографической
карте и карте полушарий (Практическое
занятие).
определение азимутов по топографической
карте. (Практическое занятие)
Изображение неровностей земной поверхности.
Горизонтали.
Построение профиля рельефа местности.
(Практическое занятие).
Построение профиля рельефа по
топографической карте. (Практическое
занятие).
Условные знаки и масштаб. Игра «Географический марафон».
Игра “Путешествие по топографической карте”.
Практическое занятие по топографической
карте.
(Викторина: « Мы топографы»)
Тема 2. Географическая карта
Географическая широта и географическая
долгота.
Мы определяем географические координаты.
(Практическое занятие).
Игра. Определи местоположение
географического объекта».

Количество
часов,
отведенных
на освоение
программного
материала

Дата проведения
урока
По
плану

23
8
1

02.09

1

09.09

1

16.09

1

23.09

1

7.10

1

14.10

1

21.10

1

11.11

15
1

18.11

1

25.11

1

02.12

12

Политико-административная карта России.

1

09.12

13

Путешествие по карте мира и России. Формы
рельефа на физической карте мира и России.

1

16.12

По
факту

14

Игра «Географический бой».

1

23.12

15

Тектоническая карта. Вулканы. Изучаем
строение земной коры.

1

30.12

1

13.01

1

20.01

16

17

Геологическая карта. Геохронологическая
таблица. Изучаем залегание горных пород.
Практическое занятие: «Определение
последовательности залегания горных пород».
Острова и полуострова на физической карте
мира и России.

18

Моря, заливы и проливы на карте мира и
России.

1

27.01

19

Реки, озера, ледники на карте мира и России.

1

03.02

20

Закрепление знаний по теме Гидросфера. Игра
«Географический чемпионат».

1

10.02

1

17.02

1

24.02

1

03.03

21
22

23

Климатическая карта. Атмосферные фронты,
циклоны и антициклоны.
Климатограммы. Практическая работа:
«Анализ климатограмм и определение по карте
пункта, климат которого ей соответствует.
Планетарные особенности Земли. Практическая
работа: «Определение пунктов с наибольшей и
наименьшей продолжительностью дня».
Раздел 2. Мы познаем мир

9

Тема 3. Путешествуем по России.

9

30

Арктика. Видеофильм «Арктика. Дикая
природа».
Восточно-Европейская равнина. Карелия.
Видеопутешествие. « Карелия», «Русская
равнина».
Удивительный Кавказ. Видеопутешествие.
«Дикая природа России. Кавказ».
Видеопутешествие по Уралу. Видеофильм:
«Дикая природа России. Урал. Первозданные
долины».
Сибирь. Видеофильм: «Дикая природа
Сибири».
Дальний Восток. «Приморье – таежный край».
Видеопутешествие. Видеофильм. «Приморье –
таежный край».
Камчатка. Видеопутешествие. Видеофильм.
Дикая природа России. Камчатка.

31

Заповедники России.

1

12.05

3233

Игра «Путешествуем по России».

2

19.05
26.05

24
25
26
27
28
29

1

10.03

1

17.03

1

07.04

1

14.04

1

21.04

1

28.04

1

05.05

Итого

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Рабочие программы

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».