Сеятель 2024г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к учебнику протоиерея Виктора Дорофеева, диакона Ильи
Кокина, О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко «Основы духовно- нравственной культуры
народов России. Основы православной культуры» для
5 - 6 класса общеобразовательных организаций / протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л.
Янушкявичене, Ю.С. Васечко. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 21 с. –
(ФГОС. Инновационная школа), подготовлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования (с
изменениями 2015г.), а также на основании положения о рабочей программе учителя и
календарного учебного графика МКОУ «Оленский ЦО».
Цель комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России. Основы православной культуры» - духовно- нравственное развитие,
последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности,
формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе
традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям,
обществу, государству, Отечеству, миру в целом" Задачи курса:
•
воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
•
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях Православия, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении;
•
формирование представлений об основах православной культуры, еѐ роли в развитии
культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и
российской государственности;
•
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и
общества;
•
формирование представлений об исторической роли Православия в становлении
российской государственности.
•
вовлечение обучающегося в процессы самопознания, содействие обучающимся в
соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с
запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в
личностном самоопределении, поддержка деятельности обучающегося по
саморазвитию;
•
овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными
компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с
окружающими, результативность в социальных практиках, процессе в
сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.
Актуальность. Введение преподавания курса «Основ православной культуры» в
систему общего образования вызвано широким образовательным запросом на изучение
православной культуры. Очевидно, что повышенный интерес к Православию возник не
случайно. Многие разного рода негативные явления нашего времени (порочные
зависимости, преступность, фактическое разрушение института семьи и др.) заставляют
обратить особое внимание на проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего
поколения. Всѐ более очевидным становится тот факт, что фундаментальная причина,
провоцирующая многие негативные явления, – это духовно-нравственный кризис самого
человека, утрата им духовно-нравственных ориентиров и, как следствие, деградация и
извращение его мышления, воли, чувств, веры. Становление и развитие личности в
обществе и государстве в настоящее время основано на представлении о человеке,
игнорирующем духовные основы его бытия. Такое представление было господствующим в
философии, науке, идеологии и массовом сознании на протяжении всего
предшествовавшего столетия, во многом продолжает господствовать и доныне. Очевидно,
это оказывает негативное влияние на многих россиян. Люди утрачивают смысл жизни,
радость бытия, жертвенной любви, созидательного труда, что, в свою очередь, заставляет
человека духовную пустоту заполнять порочными удовольствиями. В настоящее время
появляется всѐ более отчетливое понимание того, что обращение к богатому
духовнонравственному потенциалу нашей страны, носителем которого с давних времѐн
являлось и является сейчас Православие – реальный путь выхода из сложившейся ситуации.
Общая характеристика учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является
логическим продолжением учебного курса «ОРКСЭ» начальной школы. Он интегрирует
знания разных предметных областей – теологии, музыкально-изобразительного искусства,
истории и обществознания, литературы. Программа выстроена на основе принципа
содержательных концентров: в каждом последующем классе производится углубление
материала предыдущего года обучения. Изложение материала тематических линий в
учебных пособиях носит личностно-ориентированный характер и учитывает возрастные и
индивидуальные возможности его восприятия учащимися общеобразовательных школ.
Курс «Основы православной культуры» для 5 - 6 класса даѐт возможность
сформировать у обучающихся ценностные жизненные ориентации на основании
духовнонравственных
норм
Православия.
В
нѐм
раскрываются
основные
мировоззренческие положения Православия – начиная от библейской истории
происхождения человека, смысла его жизни и заканчивая христианскими воззрениями на
будущую судьбу мира.
Структурно курс делится на пять тематических разделов в 5 классе:
1. Кто ты, человек?
2. Духовный мир.
3. Дорога в небо.
4. Путь от рождения до вечности.
5. Не от мира сего.
Раскрытие основных положений Православия в 5 классе производится в
определѐнной последовательности. Первый раздел даѐт представление о библейской теории
происхождения человека, его статусе в мире, смысле существования. Это способствует
более глубокому пониманию смысла межличностных отношений между людьми, духовных
аспектов
культуры,
повседневных
явлений
жизни;
духовному наполнению
ценностносмысловой сферы личности обучающихся. Дальнейшее изучение различных
аспектов духовной жизни христианина, касающихся вопросов как внутреннего духовного
состояния, так и форм внешнего нравственного поведения, даѐт возможность смыслового
самоопределения собственных приоритетов в жизни в контексте духовных традиций
Православия. Последний раздел содержит объѐмное представление о мировоззренческом и
деятельностно - практическом аспектах жизни православного христианина в ключевых
сферах современной жизни, что способствует формированию у обучающихся способности
оценивать собственный духовно-нравственный уровень и сознательно выстраивать
собственную траекторию личностного развития.
В 6 классе первые уроки посвящены объяснению сущности основных понятий
христианства как религии (вера, спасение, грех и т.п.). Эти достаточно сложные для
понимания обучающихся категории поясняются на примерах из библейских описаний
ветхозаветных персонажей. Это позволяет обучающимся увидеть истоки православной
веры и связать ветхозаветный и новозаветный аспекты
христианства.
Далее ряд уроков посвящѐн изучению основополагающих, дающих
представление
о
мировоззренческом аспекте
жизни православного
христианина, заповедей Нового завета. Дальнейшее изучение различных аспектов духовной
жизни христианина, касающихся вопросов как внутреннего духовного состояния, так и
форм внешнего нравственного поведения, предполагается построить через анализ жизни и
сочинений новозаветных святых, начиная от первомученика Стефана и заканчивая
новомучениками и исповедниками ХХ в. Это способствует
более
глубокому
пониманию
смысла
межличностных отношений между людьми, духовных аспектов культуры, повседневных
явлений жизни; духовному наполнению ценностно-смысловой сферы личности
обучающихся, даѐт возможность смыслового самоопределения собственных приоритетов в
жизни в контексте духовных традиций Православия.
В обучении с применением электронного обучения и дистанционных технологий
используются следующие организационные формы учебной деятельности: -лекция (в
режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами
аудио);
- изучение ресурсов (Интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных
носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с
включением аудио, с включением анимации);
- самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.);
- коллективная проектная работа;
- индивидуальная проектная работа;
- тренировочные упражнения; тренинг с использованием специальных обучающих систем;
-контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы);
- практическое занятие;
- самостоятельная внеаудиторная работа; -научно-исследовательская работа.
- консультации on-line;
- сопровождение off-line (проверка тестов, контрольных работ, различные виды текущего
контроля и промежуточной аттестации)».
В обучении с применением электронного обучения и дистанционных технологий
используются следующие организационные формы контроля:
- контрольная работа;
- самостоятельная работа;
- научно-исследовательская работа;
- практическая работа; -проектная работа;
- тест.
Место курса в учебном плане
В соответствии с пунктом 18.3.1.приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» предметная область ОДНКР является обязательной и должна быть
представлена в учебных планах общеобразовательных организаций. В то же время для
данной предметной области в стандарте не прописаны учебные предметы, что позволяет
изучать еѐ на данном этапе через учебные курсы по выбору за счѐт часов части учебного
плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Согласно письму
Минобрнауки России № 08-761 от 25 мая 2015 г. «Об изучении предметных областей
ОРКСЭ и ОДНКНР» предметная область ОДНКНР является логическим продолжением
предметной области ОРКСЭ 4 класса и изучается в 5 – 6 классах основной школы
Количество часов по учебному плану
Предмет «Основы православной культуры» проводится за счѐт часов части учебного
плана, формируемой образовательными учреждениями. Общее количество часов,
отведѐнных на ОДНКНР 70 часов в год (1 час в неделю). В 5-х классах – 35 часов в год, в
6 - х классах – 35 часов в год (1 час в неделю).
Типология уроков в соответствии с требованиями ФГОС
Урок является главной формой организации обучения и представляет собой целостную
самостоятельную часть образовательного пространства. При системнодеятельностном
подходе к обучению главной методической целью на каждом занятии является создание
условий для проявления познавательной активности школьников. Учитель на современном
уроке управляет процессом обучения, пробуждает у обучающихся потребность в знаниях и
стимулирует их учебную деятельность. При правильной организации занятий школьники
становятся активными субъектами учебного процесса, они приобретают знания по
предмету и овладевают ключевыми компетенциями. Системно- деятельностный подход к
обучению предполагает изменение роли и функций учителя. Основой деятельности
педагогов становится организация и координация деятельности обучающихся,
направленной на приобретение новых знаний и освоение универсальных учебных действий.
Система разных типов уроков, используемых учителем, должна обеспечивать восприятие,
осмысление, закрепление, применение знаний и учебных действий на практике. В
соответствии с требованиями ФГОС и с учѐтом традиций российской педагогической
школы можно предложить следующую типологию уроков: - урок освоения новых знаний и
учебных действий; - урок закрепления и применения знаний и учебных действий; - урок
обобщения, систематизации и закрепления знаний и умений выполнять учебные действия; урок развивающего контроля; - комбинированный урок. Целью уроков освоения новых
знаний и учебных действий являются формирование у обучающихся новых знаний и (или)
учебных действий в рамках учебной ситуации, а также формирование способности к
рефлексии. Уроки закрепления и применения знаний и учебных действий направлены на
закрепление знаний и (или) учебных действий и формирование у обучающихся
способностей применять их для решения практических задач; формирование способности к
рефлексии, коррекции знаний и (или) умений выполнять учебные действия. Обобщение,
систематизация и закрепление знаний и умений выполнять учебные действия по итогам
изучения раздела курса или крупного тематического блока; выявление индивидуальных
достижений обучающихся при выполнении учебных действий на основе сформированных
знаний; формирование способности к рефлексии, коррекции знаний и умений выполнять
учебные действия – основные цели уроков обобщения, систематизации, закрепления знаний
и умений выполнять учебные действия. На уроках развивающего контроля происходит
осуществление контроля за способностями обучающихся применять новые знания и
умением выполнять учебные
действия при помощи диагностирующего материала разного вида, а также формирование
способности обучающихся к самоконтролю, самоанализу и самооценке. Целью
комбинированных уроков является создание социально- педагогических условий для
освоения обучающимися новых знаний и (или) видов учебных действий на основе
интеграции с уже имеющимися, а также их закрепление и коррекция. Эффективность
учебного процесса зависит от комплексного использования учителем разных типов уроков.
Система занятий по любому предмету имеет циклический характер. Один цикл обычно
связан с крупной дидактической единицей – темой, в рамках которой учитель использует
все типы уроков. Данная классификация позволяет чѐтко определять цель, задачи и
структуру каждого занятия и не препятствует выбору учителем формы (вида) проведения
урока (лекции, беседы, семинара и др.) и использованию различных педагогических
технологий.
Формы (виды) организации учебных занятий
Существуют различные формы (виды) уроков. Некоторые из них относятся к
традиционным, например, урок-лекция, урок-зачѐт, урок-практикум. Нетрадиционными
являются урок-театральная постановка, урок-сюрприз, урок-портрет, урок-блок и др. Выбор
учителем какой-либо формы зависит от типа занятия, преобладающих видов деятельности
обучающихся и творческой инициативы участников образовательного процесса. Уроки
освоения новых знаний и учебных действий могут быть проведены в форме лекций, бесед,
уроков-путешествий, экскурсий, исследований и др. Уроки закрепления и применения
знаний и учебных действий подразумевают использование уже имеющихся знаний и
умений обучающихся. Целесообразно их организовывать в форме уроков-практикумов,
семинаров, уроков-диалогов и др. Уроки обобщения, систематизации, закрепления знаний и
умений выполнять учебные действия могут быть проведены в форме зачѐтов, семинаров,
конференций, уроков-консультаций, уроков-соревнований (викторин, турниров, конкурсов
и др.), учебных игр (деловых игр, ролевых игр, инсценировок, телемостов, учѐных советов
и др.). Уроки развивающего контроля логичнее всего организовывать и проводить в форме
контрольных работ, собеседований, защит проектов, творческих отчѐтов, смотров знаний и
др. Комбинированные уроки могут сочетать различные формы в зависимости от цели
занятия.
При реализации рабочих программ внеурочной деятельности с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий занятия могут
проводиться:
-
в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем;
с использованием электронного обучения (формирование подборок
образовательных, просветительских и развивающих материалов, онлайн- тренажеров,
рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации);
- бесплатных интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры и спорта,
открывших трансляции спектаклей, концертов, мастер-классов, а также организаций,
предоставивших доступ к музейным, литературным, архивным фондам;
ресурсов средств массовой информации (образовательные и научно- популярные
передачи, фильмы и интервью на радио и телевидении, в том числе эфиры
образовательного телеканала «Моя школа в online».
-
Планируемые результаты освоения
учебного предмета Личностные результаты:
•
сформированность российской гражданской идентичности, базирующейся на
духовно-нравственном наследии Православия;
•
сформированность представлений о разных точках зрения происхождения мира;
•
сформированность
мировоззрения
соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, включающего в себя основы православной традиции;
•
нравственное сознание и поведение на основе духовно-нравственных норм
Православия;
•
готовность противостоять идеологии безнравственности, потребительства, агрессии
и другим негативным социальным явлениям;
•
готовность к дальнейшему духовному образованию и саморазвитию.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД:
самостоятельно определять цели, ставить и формулировать
собственные задачи, определять адекватные формы поведения в различных жизненных
ситуациях;
умение самостоятельно соотносить свои земные цели с духовно-
нравственными нормами Православия;
•
способность с духовной точки зрения оценивать
собственных действий;
•
умение организовывать эффективный поиск необходимых ресурсов для достижения
поставленной цели.
возможные
последствия
2. Познавательные УУД:
•
умение работать с разными источниками информации (текст учебника,
научнопопулярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и
оценивать информацию;
•
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;
•
умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения.
3. Коммуникативные УУД: осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками,
так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за еѐ пределами);
•
умение развѐрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения;
•
умение давать оценку с духовных позиций конфликтогенным ситуациям и
предотвращать их.
Предметные результаты:
•
характеризовать отдельные этапы библейской истории;
•
раскрывать сущность христианских заповедей;
•
формулировать основные духовно-нравственные нормы Православия;
•
характеризовать основные явления духовно-нравственного порядка в современном
мире;
•
формулировать и
объяснять
совершенствования христиан;
•
определять и характеризовать основные этапы жизни человека в контексте духовнонравственного развития;
•
анализировать с духовных позиций проблемы современного мира;
•
критически
анализировать
проблем духовности;
•
использовать полученные знания и освоенные умения в повседневной жизни для
определения собственных жизненных целей.
•
излагать
точку зрения
смысл жизни человека
источники
Православия на
с
информации,
позиций
касающиеся
дальнейшую судьбу
современного мира. Характеристика деятельности учащихся.
На уроках Основ православной культуры ведущую роль играет познавательная
деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия; а также
коммуникативная деятельность и соответствующие ей учебные действия.
На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в
проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные
действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать,
делать выводы, объяснять, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же
относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика,
разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения делать выводы и
заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию
познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно- познавательная, творческая
или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы
деятельности, направленная на достижение общего результата. Спецификой учебной
проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие
личности, и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебноисследовательской
деятельности
–
приобретение
учащимися
познавательно- исследовательской
компетентности,
проявляющейся
в
овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии
способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции
учащегося
в
образовательном
процессе.
Реализация рабочей программы
обеспечивает освоение общеучебных умений и
компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое
внимание
уделено
способности учащихся
самостоятельно организовывать
свою учебную
деятельность,
оценивать ее
результаты, определять
причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и
соотносить их со своими учебными достижениями, чертами
своей
личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России,
развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти
положения нашли отражение в содержании уроков.
В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои
мировоззренческие взгляды, определять свое место и роль в окружающем мире,
отстаивать собственные позиции, критичность и др. и на этой основе – воспитание
гражданственности и патриотизма.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5 КЛАСС (35 часов)
Раздел 1. Кто ты, человек? (11часов)
Тема 1. Как произошѐл наш мир Введение в предмет «Основы православной культуры».
Теории происхождения Вселенной. Библейское повествование о творении мира.
Значение библейского описания дней творения. Основные термины и понятия:
теория эволюции, теория «большого взрыва», теория творения мира Богом
(креационизм), дни творения.
Тема 2. Сотворение человека Статус человека в представлении Библии. Сотворение
первого человека (Адама) по образу и подобию Бога. Сотворение жены. Первая
заповедь Бога человеку. Искушение Адама и Евы дьяволом. Последствия грехопадения.
Основные термины и понятия: дерево познания добра и зла, грехопадение.
Тема 3. Бессмертная душа Понимание бессмертия в разных культурах. Бессмертие в
христианстве. Посмертная участь человека. Отличие человека от животного. Человек –
духовное существо. Основные термины и понятия: бессмертие, душа, духовность.
Тема 4. Свобода воли. Добро и зло Причина существования зла на земле. Добро и зло.
Нравственный выбор. Свобода как свойство любви. Грех как
«непопадание в цель». Основные термины и понятия: добро, зло, грех, свобода воли.
Тема 5. Творчество Бога и человека Христианское понимание Бога как Творца. Задача
творчества человека – преображение мира. Виды творчества человека. Творчество и
антитворчество. Признаки творчества «от Бога». Икона «Троица» Андрея Рублѐва как
пример истинного творчества. Основные термины и понятия: творчество, молитва,
антитворчество.
Тема 6. Обязанности человека по отношению к миру Задача человека – сохранение
мира. Современные экологические проблемы. Ответственность за мир. Необходимое
условие для изменения мира в лучшую сторону. Основные термины и понятия:
экология.
Тема 7. Труд Необходимость труда. Смысл труда человека до грехопадения. Изменение
цели труда после грехопадения. Понимание и цель труда в христианскую эпоху.
Основные термины и понятия: труд.
Тема 8. Вред для души. Совесть Понятие греха как вреда для души. Совесть – голос
сердца. Совесть в сказке В. Гауфа «Холодное сердце». Причины «окаменения» сердца.
Основные термины и понятия: грех, совесть, свобода воли.
Тема 9. Спасение Понятие спасения по представлениям христиан. Последствия
грехопадения – разделение людей. Устранение разделения: христианское учение,
проповедующее любовь к врагам. Основные термины и понятия: спасение, Небесное
царство.
Тема 10. Цель христианской жизни Цель жизни христианина – стяжание благодати
Святого Духа. Серафим Саровский. Смысл термина «обожение». Дела благочестия.
Молитва – мать всех добродетелей. Основные термины и понятия: стяжание благодати
Святого Духа, обожение, молитва.
Раздел 2. Духовный мир (2 часа)
Тема 12 Небесные силы Мир духовный. Ангелы – бестелесные духи. Ангельские чины,
свойства ангелов. Помощь ангелов людям. Падение Денницы. Силы Света и силы Тьмы.
Основные термины и понятия: ангельские чины, Небесные силы, тѐмные силы.
Тема 13 Кто сильнее? Ангел-хранитель Смысл чина отречения в таинстве Крещения.
Ангел-хранитель. Помощь ангела хранителя людям. Причины, по которым
ангелыхранители не оказывают помощь. Основные термины и понятия: ангелхранитель, чин отречения.
Раздел 3. Дорога в небо (6часов)
Тема 14. Основы православной веры Принципы, по которым христиане стараются строить
свою жизнь. Значимость знаний о Боге. Символ веры. Смысл избранных положений Символа
веры. Основные термины и понятия: Символ веры.
Тема 15. Как найти «дорогу в небо»? Суть данных Богом заповедей. Необходимость
подвига в жизни каждого человека. Смысл поста, его главная сторона. Основные
термины и понятия: заповеди, подвиг, пост.
Тема 16. Молитва. Невидимая борьба Необходимость заботы о душе. Слово в жизни
человека. Нецензурная брань, еѐ действие на человека. Молитвенное правило христиан.
Виды молитвы. Средства, позволяющие преуспеть в молитве. Основные термины и
понятия: молитва, «невидимая брань» .
Тема 17. Монашество. Монастыри Причины появления монашества. Монахи – люди,
посвятившие свою жизнь служению Богу. Основа жизни монахов – радость общения с
Богом. Устроение монастырей. Монастырский распорядок жизни. Монашеские обеты.
Российские монастыри. Основные термины и понятия: монашество, монастыри, лавра,
монашеские обеты, послушник, постриженник.
Тема 18-19. На высотах духа Необходимое условие достижения полноты любви.
Причина решимости христианских подвижников нести подвиг в трудных жизненных
условиях. Духовные дары подвижников. Старцы. Оптина Пустынь и еѐ старцы.
Современные подвижники. Основные термины и понятия: подвижники, старцы.
Раздел 4. Путь от рождения до вечности (3 часа)
Тема 20Начало. Мои наставники Последствия первородного греха. Смысл таинства
Крещения. Восприемники. Именины или День ангела. Правила определения дня
именин. Традиции, связанные с празднованием Дня ангела. Духовное руководство.
Основные термины и понятия: таинство Крещения, крѐстные родители, именины,
духовник.
Тема 21. Середина пути. Устроение жизни христианина Необходимость приложения
усилий для достижения духовного совершенства.
Последствия неумеренной привязанности к удовольствиям. Распорядок жизни
православного христианина. Два жизненных пути: монашество и семейная жизнь.
Необходимое условие создания хорошей семьи. Любовь – главное средство
свидетельствования о христианстве перед людьми. Основные термины и понятия:
монашество, семья.
Тема 22. На пороге вечности. Отношение православных христиан к смерти Отношения
к смерти неверующих и верующих людей. Представление христиан о загробном мире.
Духовные средства помощи умершим людям. Основные термины и понятия: смерть,
загробный мир, молитва за умерших.
Раздел 5. Не от мира сего (13 часов)
Тема 23. Чем отличаются христиане от других людей? Отличия православных
христиан от других людей. Проявление любви в
повседневной жизни. Основные термины и понятия: христианская любовь. Тема 24. В
деньгах ли счастье? Разные варианты понимания термина
«хорошая жизнь» в современном мире. Соотношение количества материальных благ и
личного счастья. Отношение христиан к богатству. Определение христианами меры
личного материального имущества. Основные термины и понятия: материальные блага,
богатство.
Тема 25. Гордость житейская Христианское понимание гордости. Проявление гордости
у человека. Правила, помогающие уберечься от гордыни. Компьютерные игры как
причина возрастания гордости. Основные термины и понятия: гордость, смирение.
Тема 26. Отношение к испытаниям и страданиям. Защита Отечества Христианское
понимание причин существующих в мире страданий. Три способа достижения
духовного совершенства. Взгляд православных людей на личные скорби и болезни.
Страдание ради других людей. Защита Отечества – исполнение главной заповеди о
любви. Основные термины и понятия: страдания, духовное совершенство, воинский
долг.
Тема 27. Спасение от одиночества Необходимые условия для настоящей дружбы.
Особенности общения в молодѐжных субкультурах (хиппи, эмо, готы). Причины
одиночества. Способы преодоления одиночества. Настоящее единство с другими
людьми. Основные термины и понятия: единство, одиночество, дружба, любовь к
ближнему.
Тема 28. Любовь настоящая и выдуманная Святые супруги Пѐтр и Феврония
Муромские – пример любви и верности. Влюбленность и любовь. Современные
представления о любви и христианство. Основные термины и понятия: любовь,
влюбленность.
Тема 29. Братья и сѐстры Сообщества людей. Основа единства христиан всего мира.
Соборность. Начало разделения людей на национальности. Воссоединение людей после
Пришествия Иисуса Христа. Основные термины и понятия: соборность, братство,
национальность.
Тема 30. Столп и утверждение истины День рождения Церкви. Единство Церкви.
Церкви земная (воинствующая) и небесная (торжествующая). Необходимость быть
членом Церкви для достижения духовного совершенства. Три степени священства.
Храм. Основные термины и понятия: Церкви воинствующая и торжествующая, степени
священства, храм.
Тема 31. Жизнь в Церкви Значение храма для православного человека. Семь Таинств
Православной церкви. Литургия. Ланчанское чудо. Требы. Основные термины и
понятия: Таинства, Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причащение (Евхаристия),
Венчание, Священство, Соборование, требы, Литургия.
Тема 32. О будущих судьбах мира Пророчества Библии о конце мира. Второе
пришествие Иисуса Христа. Сроки Второго пришествия, его признаки, последующие
события. Участь людей после Страшного суда. Основные термины и понятия:
пророчества, Второе пришествие, Страшный суд.
Тема 33-35 Православие в истории родного края Изучение различных аспектов истории
Православия в родном крае: миссионерская деятельность, история отдельных
храмов/монастырей, жизнеописание подвижников благочестия и т.д.
6 КЛАСС (35 часов)
Тема 1. Путь жизни
Нравственный выбор в жизни человека. Путь жизни и путь смерти. Поиски потерянного рая.
Святость.
Основные понятия и термины: путь жизни, святость. Тема 2.
От Адама до Авраама: вера и доверие
Сущность понятия вера. Вера Адама и Евы. Вера как доверие Богу: истории жизни Ноя
и Авраама.
Основные понятия и термины: вера
Основные персоналии: Адам, Ева, Ной, Авраам. Тема 3.
Пророк Моисей: урок смирения
Детство Моисея. Становление пророка. Путешествие в землю обетованную. Десять
заповедей.
Основные понятия и термины: пророк, смирение, заповеди.
Основные персоналии: пророк Моисей.
Тема 4. Судьи, цари и пророки: сила Моя в немощи совершается
Ветхозаветные герои: источник силы и героизма. Судья Гедеон. История Самсона. Царь
Давид: приход к власти. Покаяние псалмопевца (царя Давида).
Основные понятия и термины: герой, пророк, ветхозаветные судьи и цари, покаяние.
Основные персоналии: Гедеон, Самсон, царь Давид. Тема 5.
Спаситель: ранами Его мы исцелились
В ожидании Спасителя: пророчества о Христе. Первородный грех. Новый Адам.
Искушение Иисуса Христа. Смысл Тайной вечери и смерти Иисуса Христа.
Основные понятия и термины: первородный грех, искушение, Тайная вечеря.
Основные персоналии: Иисус Христос, Адам, пророк Исайя.
Тема 6. Заповеди блаженства: грех и покаяние
Новый завет: заповеди блаженства. Различие ветхо- и новозаветных заповедей. Первые
две заповеди: чистота сердца, смирение, покаяние. Притча
о
блудном
сыне.
История
мытаря
Закхея. Основные понятия и термины: заповеди блаженства,
грех, покаяние, смирение.
Основные
персоналии:
Иисус
Христос,
Закхей.
Тема 7. Заповеди блаженства: жажда правды
Истина, способы еѐ познания. Следование истине и отстаивание справедливости.
Познание истины через подвиг. Подвиг Я. Корчака. Евангельская история
слепорождѐнного.
Основные понятия и термины: заповеди блаженства, истина, подвиг. Основные
персоналии: Иисус Христос, Я. Корчак, Иоанн Креститель. Тема 8. Заповеди
блаженства: земля кротких
Божественная сущность: видение пророка Илии. Третья заповедь блаженства:
«Блаженны
кроткие…». «Блаженны миротворцы…». Притча о немилосердном
заимодавце. Прощение в христианской традиции.
Основные понятия и термины: заповеди блаженства, кротость, милосердие,
прощение.
Основные персоналии: Иисус Христос, пророк Илия.
Тема 9. Свидетели благой вести: апостолы Пѐтр и Иоанн
Апостолы – ученики Иисуса Христа. Призвание Петра и Иоанна.
Исповедание веры, отречение и покаяние апостола Петра. Апостол Иоанн –
любимый ученик Иисуса Христа. Пятидесятница.
Служение апостолов Петра и Иоанна после Вознесения Христа.
Основные понятия и термины: апостол.
Основные персоналии: апостолы Пѐтр и Иоанн.
Тема 10. Гонитель, ставший апостолом: апостол Павел
Жизнь Савла до обращения в христианскую веру. Принятие христианства.
Миссионерская деятельности апостола Павла. Источник подвигов апостола.
Мученическая смерть апостола Павла. Основные понятия и термины: апостол.
Основные персоналии: апостолы Павел и Сила. Тема
11. Готово сердце моѐ, Боже
Мученичество в христианской традиции. История первомученника архидьякона
Стефана. Подвиг
Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Основные понятия и термины: мученики.
Основные персоналии: первомученик архидьякон Стефан, мученицы
Вера, Надежда, Любовь и мать их София.
Тема 12. Воины Царя Небесного
Мученический подвиг Георгия Победоносца. Икона «Чудо Георгия о
змие». Подвиг сорока севастийских мучеников.
Основные понятия и термины: мученики.
Основные персоналии: великомученик Георгий Победоносец, сорок севастийских
мучеников.
Тема 13. Выбор императора: святой Константин Великий
Лик равноапостольных святых. Детство и юность Константина. Война
Константина с Максенцием
– «Сим победишь!» Миланский эдикт 313 г. и политика императора
Константина Великого в отношении христиан.
Основные понятия и термины: равноапостольные святые, свобода вероисповедания.
Основные персоналии: Константин Великий. Тема
14. Светильники Церкви Христовой
Распространение ересей. Лик святителей. Борьба с арианством. Жизнь и творения
трѐх святителей:
Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
Основные понятия и термины: ересь, святитель, арианство
Основные персоналии: святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн
Златоуст.
Тема 15. Сокрытые в пустыне: преподобные Антоний Великий и Симеон Столпник
Лик преподобных. Особенности подвига монашества. Жизнь и подвиги Антония
Великого.
Наставления Антония Великого. Подвижничество Симеона Столпника.
Основные понятия и термины: преподобный, подвиг, столпничество.
Основные персоналии: преподобные Антоний ВеликийиСимеон Столпник. Тема 16.
Духовная мудрость преподобных Ефрема Сирина и Иоанна Лествичника Мудрость
и духовное рассуждение. Жизни преподобного Ефрема Сирина.
Великопостная молитва
Ефрема Сирина. Преподобный Иоанн Лествичник. «Лествица». Борьба с
унынием. Основные понятия и термины: преподобный, духовное рассуждение,
праздность, уныние, празднословие, целомудрие, любоначалие, покаяние,
«Лествица».
Основные персоналии: преподобные Ефрем Сирин и Иоанн Лествичник. Тема 17.
Рука дающего не оскудеет
Праведность в Православии. Жизнеописание Филарета Милостивого.
Сущность милосердия. Основные понятия и термины: праведник, милосердие.
Основные персоналии: праведный Филарет Милостивый, великая княгиня Елизавета
Фѐдоровна.
Тема 18. Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян
Образование святых братьев. Призвание на служение в Моравию.
Составление славянской азбуки
и перевод на славянский язык богослужебных текстов. Значение
деятельности Кирилла и Мефодия в русской культуре.
Основные понятия и термины: древнеславянский и церковнославянский языки.
Основные персоналии: равноапостольные Кирилл и Мефодий.
Тема 19. Вот я и дети, которых дал мне Бог: русские святые князья
Княжеские междоусобицы в древней Руси. Князь Владимир: до и после
Крещения. Значение принятия христианства. Святые князья Борис и Глеб. Подвиг
князя Михаила Черниговского. Основные понятия и термины: крещение Руси,
мученичество.
Основные персоналии: равноапостольный князь Владимир, святые
мученики князья Борис и Глеб, Михаил Черниговский.
Тема 20. За други своя
Сила Руси – в единстве. Жизнь и подвиги князя Александра Невского. Даниил
Московский.
Основные персоналии: Александр Невский, Даниил Московский. Тема 21.
Богатыри духа
Значение служения духовенства в Русской православной церкви. Святитель Алексий
Московский и
Дмитрий Донской. Подвиг патриарха Гермогена в Смутное время.
Основные понятия и термины: духовенство, Смутное время.
Основные персоналии: митрополит Алексий Московский, Дмитрий Донской,
Владимир
Серпуховской, патриарх Гермоген. Тема
22. Игумен земли Русской
Жизнь и духовные подвиги преподобного Сергия Радонежского. Основание
ТроицеСергиева монастыря. Благословение князя Дмитрия Донского и русского
войска перед Куликовской битвой.
Ученики Сергия Радонежского.
Основные персоналии: преподобный Сергий Радонежский, митрополит Алексий
Московский,
Андрей Ослябя, Александр Пересвет, преподобный Стефан Пермский. Тема 23.
Лучезарная Оптина
Оптина пустынь. Подвиг старчества. Плеяда оптинских старцев.
Преподобные Амвросий и Нектарий Оптинские:
жизнь и духовные наставления.
Основные понятия и термины: старчество, духовное рассуждение. Основные
персоналии: преподобные Амвросий, Нектарий и другие оптинские старцы.
Тема 24. Пред ними склонялись сильные мира сего
Сущность подвига юродства. Новгородские юродивые Николай и Фѐдор. Юродивые
и Иван
Грозный.
Жизнеописание
Василия
Блаженного.
Основные понятия и термины: юродство, юродивые.
Основные персоналии: святые Николай и Фѐдор Новгородские, Василий Блаженный.
Тема 25. Христианин в неволе
Святой Иоанн Русский – подвижник в неволе. Особенности сохранения
православия в иноверной среде. Подвиг Йозефа Шульца во время
Второй мировой войны. Основные персоналии: святой Иоанн Русский,
Йозеф Шульц. Тема 26.
Свет Христов просвещает всех
Миссионеры в Русской Америке: служение святителя Иннокентия
(Вениаминова). Распространение
Православия в Японии: святитель Николай (Касаткин).
Основные понятия и термины: миссионерство.
Основные персоналии: святители Иннокентий (Вениаминов), Николай (Касаткин).
Всероссийский батюшка: святой Иоанн Кронштадтский
Детство и юность Иоанна. Начало служения. Иоанн Кронштадтский и
дети. Духовные рассуждения праведного Иоанна Кронштадтского.
Основные понятия и термины: пастырская деятельность. Основные
персоналии: праведный Иоанн Кронштадсткий. Тема 27. Род праведных
благословится
Жизнь и подвиги праведной ИулианииЛазаревской (Осоргиной). Род праведной
Иулиании.
Георгий Михайлович Осоргин. Основные понятия и
термины: праведник, милосердие.
Основные персоналии: праведная ИулианияЛазаревская (Осоргина), Г.М. Осоргин. Тема
28. В конце всех победителей победит Христос: новомученики ХХ века Русская
православная церковь в ХХ в. Новомученики и исповедники Российские.
Священномученник Вениамин Петроградский. Икона новомученников и
исповедников Российских. Основные понятия и термины: новомученники
и исповедники Российские. Основные персоналии: священномученник
Вениамин Петроградский, священномученник Пѐтр
(Полянский), новомученницы великая княгиня Елизавета Фѐдоровна и монахиня
Варвара.
Тема 29. Главное в жизни – делать добро
Жизнь и деятельность святителя Луки (Войно-Ясенецкого).
Основные понятия и термины: исповедник
Основные персоналии: святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
Тема 30. История одной любви
Герои Отечественной войны 1812 г. История одной любви: Маргарита Нарышкина
и А.А. Тучков.
Создание Спасо-Бородинского монастыря на Бородинском
поле. Памятники героям Отечественной войны 1812 г.
Основные персоналии: М.М. Тучкова (Нарышкина), А.А. Тучков,
Н.А. Тучков, митрополит Филарет (Дроздов).
Тема 31. Герои нашего времени
Героизм и современность. Алексей Талай. Подвиг Андрея Туркина в Беслане.
Героизм Шаварша Карапетяна.
Основные понятия и термины: героизм, героический поступок.
Основные персоналии: А. Талай, А. Туркин, Ш. Карапетян. Тема 32.
Впереди у нас вечность
Праздник Сретения Господня. Православное отношение к старости. Тема 3335.
Православие в истории Родного края.
История становления православия на Дону. Исторические храмы,
монастыри, особо чтимые иконы Донской земли. Подведение
итогов года.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по ОПК
на 2024 -2025 уч.год.
5 КЛАСС
№
1
Тема урока
Дата
Раздел 1. Кто ты, человек?
11
Как произошѐл наш мир (§ 1)
3.09.
Основные
направления
деятельности
воспитательной
способствовать
формированию
мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития
науки и общественной практики
2
Сотворение человека (§ 2)
10.09.
способствовать
формированию
нравственного
сознания
и
поведения на основе усвоения общечеловеческих
ценностей
3
Бессмертная душа (§ 3)
17.09.
способствовать
нравственного
формированию
сознания
и
ответственного отношения к своим поступкам
4
Свобода воли. Добро и
24.09.
зло (§ 4)
5
6
способствовать
формированию
ответственного отношения к своим поступкам
Творчество Бога и человека
(§ 5)
1.10.
Обязанности человека по
отношению к миру (§ 6)
8.10.
побудить обучающихся к занятиям
творчеством
способствовать
бережного
воспитанию
отношения
к
окружающей среде
7
Труд (§ 7)
15.10.
способствовать
укреплению
желания трудиться,
8
Вред для души. Совесть (§ 8)
22.10.
способствовать
формированию
понимания
необходимости
жить
в
соответствии с голосом совести
9
Спасение (§ 9)
12.11.
способствовать осознанию нравственных основ
христианской
любви к врагам
10
Цель христианской жизни
(§ 10)
19.11.
11
Итоговый урок
26.11.
Раздел 2. Духовный мир
12
Небесные силы (§ 11)
способствовать формированию основ
саморазвития и самовоспитания
в
соответствии с православными традициями
2
3.12.
способствовать формированию основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
традициями
Православия и общечеловеческими ценностями
13
Кто сильнее? Ангел- хранитель
(§ 12)
10.12.
способствовать
понимания
формированию
необходимости
уклоняться от зла
Раздел 3.
6
Дорога в небо .
14
Основы православной веры
17.12.
способствовать формированию основ для
саморазвития и самовоспитания в соответствии с
традициями Православия и
общечеловеческими ценностями
15
Как найти «дорогу в небо»?
(§ 14)
24.12.
способствовать
укреплению
желания строить свою жизнь в соответствии с
духовнонравственными нормами
16
Молитва. Невидимая борьба (§
15)
14.01.
способствовать
внимательного отношения к
формированию
состоянию собственной души;
17
Монашество. Монастыри (§ 16)
21.01.
способствовать формированию
уважительного отношения к монашеству,
пониманию их роли в развитии культуры
18
На высотах духа (§ 17)
28.01.
содействовать
осознаниютого, что
любовь к людям приносит радость
19
Итоговый урок
4.02.
Понятия по разделу 3.
Раздел 4.
Путь от рождения до вечности
3
20
Начало. Мои наставники
христианина (§ 18)
11.02.
21
Середина
пути.
Устроение
жизни
христианина (§ 19)
18.02.
22
На пороге вечности. Отношение
православных христиан к
смерти
(§ 20)
25.02
Раздел 5.
Не от мира сего
способствовать
формированию
осознания необходимости борьбы с грехом
способствовать
формированию
представления о духовной стороне жизни
православных христиан
способствовать
формированию
осознанного
нравственного
отношения к проблеме смерти
12
23
Чем
отличаются
христиане от других
людей? (§ 21)
4.03.
способствовать
осознанию
высокой ценности любви в жизни человека
24
В деньгах ли счастье? (§ 22)
11.03.
способствовать
формированию
понимания
первичности
духовных
целей в жизни человека;
25
Гордость житейская (§ 23)
18.03.
способствовать формированию понимания, что
гордость может быть
препятствием в межличностных отношениях;
26
Отношение к испытаниям и
страданиям. Защита Отечества
(§ 24)
8.04.
помочь обучающимся осознать необходимость
стойкого отношения к испытаниям и защиты
Отечества
27
Спасение от одиночества (§ 25)
15.04.
28
Любовь настоящая и
выдуманная (§ 26)
22.04.
29
Братья и сѐстры (§ 27)
29.04.
способствовать
формированию
отношения ко всем людям
30
Столп и утверждение истины (§
28)
6.05.
способствовать
воспитанию
уважительного отношения к Церкви
31
Жизнь в Церкви (§ 29)
13.05.
способствовать
укреплению
желания работать над своей душой
32
О будущих судьбах мира (§ 30)
20.05.
способствовать
пониманию
необходимости усилий в делании добра
33.
Православие в истории родного
края
20.05.
способствовать
уважительного
отношения
понимаю
его
роли
Донского края.
ИТОГО
воспитание
способности
сопереживанию и самоотдаче
способствовать
ответственного
школьников к вопросу любви
к
формированию
отношения
братского
воспитанию
к Православию,
в истории
33ч.
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ по ОПК на 2024 – 2025 уч.год.
6 КЛАСС
№
1
Тема урока
Путь жизни (§ 1)
Дата
5.09.
Основные направления воспитательной
деятельности
Способствовать формированию нравственного
сознания и поведения на
основе
усвоения
общечеловеческих
нравственных ценностей.
Приобщение к духовно- нравственному наследию
Православия.
2
От Адама до Авраама:
вера и доверие (§ 2)
12.09.
Развивать
способности
идентифицировать
действия
как
моральные/неморальные на основе соотнесения с
моральным эталоном
3
4
Пророк Моисей: урок
смирения (§ 3)
19.09.
Судьи, цари и
26.09.
пророки: сила Моя
немощи совершается (§
4)
в
Способствовать
формированию
нравственного
сознания
ответственного отношения к своим поступкам
и
Объяснить значение понятия
«покаяние».
Способствовать
развитию
интереса к духовной жизни, готовности к
дальнейшему духовному образованию и
саморазвитию.
5
Спаситель: ранами Его мы
исцелились (§ 5)
3.10.
Способствовать осознанию обучающимися
нравственного
содержания жизни и подвига Иисуса Христа
6
Заповеди блаженства: грех
и покаяние (§ 6)
10.10.
Развивать умение формулировать основные
духовно-нравственные нормы Православия;
характеризовать основные явления духовноравственного
порядка современном мире
7
Заповеди
блаженства:
жажда правды (§ 7)
17.10.
Способствовать
осознанию
обучающимися заповедей блаженства, их отличию от
ветхозаветных заповедей. Развивать способность
применять полученные знания по духовному
самосовершенствованию в реальных
жизненных ситуациях.
8
Заповеди
блаженства:
земля кротких (§ 8)
24.10.
Способствовать
осознанию
обучающимися заповедей блаженства, их отличию от
ветхозаветных заповедей. Развивать способность
применять полученные знания по духовному
самосовершенствованию в реальных
жизненных ситуациях.
9
Свидетели благой вести:
апостолы Пѐтр и Иоанн
(§ 9)
7.11.
10
Гонитель,
ставший
апостолом: апостол
Павел (§ 10)
14.11.
11
Готово сердце моѐ, Боже
(§ 11)
21.11.
Способствовать формированию восприятия
любви как
высшей ценности
Способствовать формированию интереса к
духовному самосовершенствованию, умению
давать нравственную оценку своим поступкам.
Формирование представлений о сущности
мученичества в православной христианской
традиции на примерах древних христиан и
мучеников, пострадавших за веру в России 20
века.
12
Воины Царя
Небесного (§ 12)
28.11.
Формирование представлений о
сущности христианского подвига воинов на примере
святых
запечатленных на гербе России и
известных исторических личностях.
13
Выбор императора: святой
Константин
Великий (§ 13)
5.12.
Способствовать
отношения
14
Светильники
Христовой (§ 14)
12.12.
Способствовать
формированию
нравственного
поведения на примере
русских святых, способствующих укреплению России.
15
Сокрытые в пустыне:
преподобные Антоний
Великий и Симеон
Столпник (§
15)
19.12.
Способствовать
формированию
представлений о лике преподобных, духовном
подвиге, пробуждению желания к
самосовершенствованию
16
Духовная мудрость
преподобных Ефрема
Сирина и Иоанна
Лествичника (§ 16)
26.12.
Способствовать формированию представлений о
православном понимании духовности на примере
святого Иоанна Лествичника, в честь которого
названа колокольня Ивана Великого в Кремле.
17
Рука дающего не оскудеет
(§ 17)
9.01.
Способствовать пробуждению желания творить дела
милосердия
18
Святые
Кирилл
и
Мефодий
–
просветители славян (§
18)
16.01.
Формирование
православия
в
письменности
19
Вот я и дети, которых дал
мне Бог: русские святые
князья (§ 19)
23.01.
Способствовать
формированию
понимания
нравственной стороны поведения русских святых
князей, как примера для подражания.
20
За други своя (§ 20)
30.01.
Ознакомление с духовной стороной деятельности
Александра Невского и его ближайших потомков,
обсудить
значение
цивилизационного
и
нравственного выбора Александра Невского.
21
Богатыри духа (§ 21)
6.02.
Формирование
национального
российской
гражданской идентичности
Церкви
формированию ответственного
к
своим обязанностям
понимания
роли
создании
русской
самосознания
и
22
Игумен земли Русской
(§ 22)
13.02.
23
Лучезарная Оптина (§ 23)
20.02.
Ознакомление с житием Сергия Радонежского,
формирование
нравственного сознания и поведения на основе
духовно-нравственных норм
Православия
Способствовать
формированию
противостоять идеологии
готовности
безнравственности и другим негативным явлениям
24
Пред ними склонялись
сильные мира сего (§ 24)
27.02.
Помочь
поступать
обучающимся осознать необходимость
так,
как велит совесть
25
Христианин в неволе (§ 25)
6.03.
Способствовать формированию у обучаю- щихся
представления о необходимости твѐрдо отстаивать
своѐ мировоззрение,
несмотря
на
окружающие жизненные обстоятельства
26
Свет
Христов
просвещает всех (§ 26)
Всероссийский
батюшка: святой Иоанн
Кронштадт ский (§ 27)
13.03.
Рассказ о жизни и деятельности праведного Иоанна
Кронштадтского,
объяснить смысл пастырской деятельности
и
роль
священнослужителей в жизни человека и истории
России
27
Род праведных
благословится (§ 28)
20.03.
Способствовать
понимаю
необходимости милосердия в жизни человека,
познакомить обучающихся с жизнеописанием
Иулиании
Лазаревской,
рассказать,
как
святость
праведной отразилась на судьбе еѐ потомков.
28
В конце всех победителей
победит Христос:
новомученики ХХ
века (§ 29)
3.04.
Способствовать формированию нравственного
сознания и поведения на
основе
усвоения общечеловеческих
нравственных ценностей, анализировать
с
духовных
позиций проблемы современного мира
29
Главное в жизни – делать
добро (§ 30)
10.04.
Способствовать
формированию
готовности к дальнейшему духовному образованию и
саморазвитию
30
История одной любви (§
31)
17.04.
Способствовать
формированию
православного понимания любви на примере
исторических событий русской истории, как образа
жертвенной, самоотверженной любви
31
Герои нашего времени
(§ 32)
24.04.
32
Впереди у нас вечность
(§ 33)
15.05.
33
Православие в истории
родного края
22.05.
ИТОГО
Формировать потребности использовать
полученные знания и освоенные умения в
повседневной
жизнидля
определения
собственных жизненных целей
Способствовать
формированию
ответственного отношения к жизни
Способствовать
формированию
российской гражданской идентичности, на
примере истории православия на Дону.
33ч.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1.Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы
православной культуры» для 5 и 6 классов общеобразовательных организаций
/ протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене. – М.: ООО «Русское слово – учебник»,
2017. – 24 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
Дополнительная литература:
1.Справочные издания Православная энциклопедия. Т. 1–41. М., 2000–2016. 2.Христианство:
энциклопедический словарь. В 3 т. М., 1993–1995.
Христианская, научная и научно-популярная литература
3. Библия. Синодальный текст. Любое издание.
4. Библия, изложенная для семейного чтения. М., 2006. Вениамин (Федченков), митр. Божьи
люди: мои духовные встречи. М., 1998.
5. Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, 2007. 6.Добротолюбие в русском
переводе святителя Феофана Затворника. В 5 т. М., 2003.
7. Добротолюбие: избранное для мирян / сост. архим. Ювеналий. М., 2002.
8. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: православие и русская литература ХVIII–ХХ вв.
М., 2002.
9. Евлогите! Путеводитель по святым местам Греции. Жития греческих святых. М., 2009.
10. Жития русских святых. В 2 т. М., 2003.
11. Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 2000.
12. Карташѐв А.В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2 т. М., 2000.
13. Крымская епархия под началом Святителя Луки / сост.: прот. Николай Доненко, С.Б.
Филимонов. Симферополь, 2010. 14.Лебедев Л., прот. Крещение Руси. М., 2003.
Никифор (Бажанов), архим. Иллюстрированная библейская энциклопедия. М., 2006.
15. Поповский М.А. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. СПб.,
2007.
16. ПоспеловскийД.В.
Русская
Православная
Церковь
в
ХХ
веке.
М.,
1995.
17.Православные старцы Оптиной пустыни: жития, чудеса, поучения. М.– Рига, 1995.
18.Сахаров А.Н., Назаров В.Д., Боханов А.Н. Подвижники России. М., 1999. 19.Смирнов
Е.И. История Христианской Церкви. М., 2007.
20. Тихон (Полянский), иером. Путешествие в историю русских монастырей. М., 2006.
21. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания, Ветхого и
Нового Завета / под ред. А.П. Лопухина. В 12 т. М., 1997–1998. 22.Федотов Г.П. Святые
Древней Руси. М., 1997.
Электронные ресурсы
Библия
Церковнославянский текст.
1. http://bibleonline.ru–
Он-лайн.
Русский
синодальный
перевод.
2. http://days.pravoslavie.ru – православный календарь.
3. http://www.otdelro.ru– Отдел религиозного образования и катехизации Русской
Православной Церкви (ОРОИК РПЦ).
4. http://media.otdelro.ru – Православное образование.
5. http://www.verav.ru – сайт «Вера и время».
6. http://vologda-eparhia.ru/category– методические-материалы – раздел сайта вологодской
епархии, содержащий курс занятий по основам православной культуры.
7. http://vos.1september.ru –Основы православной культуры. Издательский дом
«1 сентября».
8. http://www.12urokovpravoslavia.ru/index.html –12 уроков Православия.