РП Биология подготовка к ОГЭ 2024-25уч.год

Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
 Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«, ст. 2, п. 9;
 Федеральный государственный образовательный стандарт;
 письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»;
 приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в ФГОС
ООО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897»;
 методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО, письмо Министерства образования и
науки РФ от 07.08.2015 г. № 08-1228;
 письмо Министерства образования и науки РФ

№ 08-1786 от 28.10.2015 г. «О рабочих программах

учебных предметов»;

На сегодняшний день очевидны проблемы здоровья граждан России. Именно общество в лице
образовательных учреждений формирует систему приоритетов и ценностей, определенный стиль
жизни, так называемые социально одобряемые нормы поведения. Поэтому если учащийся не очень
понимает необходимость сохранения своего здоровья, то задача образовательного учреждения
состоит в разъяснении того, что ты сам в состоянии ответить за свое будущее и твоя успешность
напрямую зависит от состояния твоего здоровья. Необходимо найти новые формы пропаганды и
внедрения ценностей здорового образа жизни, культуры здоровья, выработать новую систему
социально-культурных ценностей, в которой здоровье будет одним из основных личностных
приоритетов.
Также предлагаемый курс внеурочной деятельности может поддержать и углубить знания по
биологии (анатомии человека), валеологии. Он поможет проверить целесообразность выбора
профиля дальнейшего обучения и будущей профессии выпускника. Курс проводится в виде
лекционно-практических-исследовательских занятий с оформлением содержания занятия в рабочих
тетрадях.
В течение всего курса внеурочной деятельности учащиеся работают с дополнительной литературой,
оформляют полученные сведения в виде реферативных работ, проектов и т.д. В конце курса
проводится конференция, где школьники выступают с докладами по заинтересовавшей их проблеме.
Для профориентации на такие конференции могут приглашаться медицинские работники.
Предусмотрено ознакомление с приёмами оказания доврачебной помощи, повышающие понимание
важности выполняемого дела.

Программа имеет прикладное значение – профориентации. Ребята также могут посещать курс
с целью получения элементарных знаний об основных вопросах медицины, физиологии и гигиены, о
способах сохранения и укрепления здоровья, особенностях влияния вредных привычек и
окружающей среды на здоровье человека, навыков оказания первой помощи.
Результатом изучения курса: "За страницами учебника биологии" является урок-зачет с
элементами практических заданий, где проверяется не только теоретическое знание вопросов, но и
практические навыки, полученные на занятиях курса.Или итоги изучения элективного курса можно
обсудить на семинарском занятии, либо защитить проект или исследовательскую работу по какойлибо тематике.
Цель:Формирование у обучающихся бережного отношения к своему здоровью и здоровью
окружающих людей, развитиекультуры здорового образа жизни и расширение кругозора в области
медицины.
Практические задачи данной программы:


обеспечение необходимых условий для личностного развития, повышение мотивации для
укрепление своего здоровья;



адаптация их к жизни в обществе;



формирование общей культуры, в том числе культуры здорового образа жизни;

Учебно-воспитательные задачи следующие:


сознание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;



развитие у учащихся причинно-следственных и межпредметных связей в ходе реализации
программы;



формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни.



повышение мотивации к изучению предмета «Анатомия человека»



Датьобучающимся знания и обучить практическим навыкам оказания первой доврачебной
помощи в различных опасных для жизни ситуациях.

В программу введен не только анатомо-физиологический и морфологический материал, но и
сведения по экологии человека, растений и животных, о влиянии разнообразных экологических
факторов на организм человека, о зависимости процессов жизнедеятельности и здоровья людей от
природных и социальных факторов окружающей среды. Практические занятия ориентируют
учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним.

Ожидаемые результаты:
1. Снижение уровня заболеваемости обучающихся.
2. Формирование культуры здорового образа жизни.
3. Осознанный выбора детьми здорового образа жизни.
Проверка ожидаемых результатов:
1. Конкурс для обучающихся на составление собственной программы здоровья.
2. Диагностика в виде тестов, анкет, опросников у данной категории подростков для выявления
отношения их к алкоголю и других вредных привычек.
3. Защита мини – проектов «Программа моего здоровья».
4. Оказание первой доврачебной помощи.
Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных
учебных действий.
Личностные УУД:


Самоопределение.

Самообразование.


Самооценка и личностное самосовершенствование.



Нравственно-этическая установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:


Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.



Высказыватьсвои версии на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному
учителем плану.



Составлять конспект и план ответа по определенной тематике.

Познавательные УУД:


Делать предварительный отбор источников информации:



Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя различные источники
информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.



Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы
всего класса.



Составлять ответы на основе простейших моделей (рисунков, схем, таблиц.)

Коммуникативные УУД:


Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).



Слушать и понимать речь других.



Совместно договариваться о правилах общения и работать в группе в паре.



Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Метапредметные:


проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;



ставить учебную задачу под руководством учителя;



систематизировать и обобщать разные виды информации;



составлять план выполнения учебной задачи;



осуществлять самоконтроль и коррекцию деятельности;



организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками в ходе учебной деятельности;



работать с различными источниками информации.



устанавливать взаимосвязи здоровья и образа жизни; воздействие природных и социальных
факторов на организм человека; влияние факторов окружающей среды на функционирование
и развитие систем органов;



систематизировать основные условия сохранения здоровья; факторы, укрепляющие здоровье
в процессе развития человеческого организма;

Виды деятельности: организационно – деятельностные игры, викторины, выпуск буклетов, защита
проектов, беседы, исследования,лекции.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной
деятельности происходит путем ведения «Дневника здоровья».
Планируемые результаты

Школьники приобретут знания об основных вопросах медицины, физиологии и гигиены,
особенностях влияния вредных привычек на здоровье, особенностях воздействия двигательной
активности на организм человека, основах рационального питания, о “полезных” и “вредных”
продуктах, о значении режима питания, способах сохранения и укрепление здоровья.
Осуществляетпоиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя. Используетсредства
профилактики ОРЗ, ОРВИ и др.болезней. Определяет благоприятные факторы, воздействующие на
здоровье. Заботиться о своем здоровье.Использует навыки элементарной исследовательской
деятельности в своей работе. Оказывает первую медицинскую помощь. Задает вопросы, для
организации собственной деятельности. Знает основные (самые распестрённые) болезни систем
органов, клинику и профилактику болезней человека, источники инфекции,
профилактическиепрививки.

Поурочное планирование программы “За страницами учебника биологии.”
9кл.на 2024-25уч.год.
Тема.
Кол-во часов.

Дата

Тема 1. (1ч)
Введение.

3.09.

Тема 2. ( 2ч)
Окружающая среда и
здоровье.

10.09.

Тема 3. (1ч)
Экстремальные факторы.

Занятия по данной теме

П
раб

Занятие № 1.Понятие здоровья. Продолжительность
жизни людей. Календарный и биологический возраст.
Биологические науки, изучающие организм человека:
валеология, геронтология, биометеорология, анатомия,
физиология, гигиена и психология человека.
Занятие № 1.Почему смена погоды влияет на состояние
здоровья человека. Повышение и снижение
атмосферного давления.
.Как влияют перепады температуры на состояние
здоровья человека. Магнитные бури.

Пр
дол

17.09

Занятие № 2.Проблема загрязнения воздуха. Воздух
жилых помещений.
Вода и здоровье. Основные источники загрязнения
воды. Минеральная вода, показания к применению.

24.09

Занятие № 1.Влияние перегрузок и невесомости на
организм человека.Электрические и магнитные поля и
их влияние на человека.
Радиация. Рентгеновское излучение.

Тема 4.Режим дня.
( 1ч)

1.10

Занятие № 1.Режим дня. Биологические ритмы.
Роль сна на здоровье человека. Сколько должен спать
человек. Нарушение сна.

Тема 5.Вредные привычки
(2ч).

8.10

Занятие № 1.Влияние алкоголя и никотина на организм
человека и последствия. Алкоголизм. Табакокурение.

Пр
рек
лю
Пр
рек
под
бур
Лаб
заб
заг

Пр
кос

Пр
опа
Пр
соб
шк
Д/З
Пр
при

Электронные сигареты - вредно или нет.
15.10
Тема 6. Влияние
физкультуры и спорта на
организм человека.(2ч).

22.10

12.11.

Занятие № 2. Наркотики и наркомания. Влияние
наркотиков на организм человека в подростковом
возрасте.
Занятие № 1.Значение физической активности в
современном обществе. Укрепление и развитие опорнодвигательного аппарата и нервной системы.
Занятие № 2. Влияние физической активности на
укрепление дыхательной и кровеносной системы.
Повышение иммунитета и качественные изменения в
составе крови.
Занятие № 1. Понятие о правильном питании и режиме
приема пищи.
Химический состав пищи. Калорийность.
.Сбалансированное питание – залог здоровья. Роль
витаминов в обмене веществ.

Тема 7. Питание и
здоровье. (1ч).

19.11

Тема 8. Влияние
физкультуры и спорта на
организм человека (2ч).

26.11

Занятие № 1.Значение физической активности в
современном обществе.
Укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата
и нервной системы.

3.12

Занятие № 2. Влияние физической активности на
укрепление дыхательной и кровеносной системы.
Повышение иммунитета и качественные изменения в
составе крови.
Занятие № 1. Лечебные и диагностические процедуры
Клинические анализы и их расшифровка.

Тема 9. (1ч)
Диагностические
процедуры больных

10.12

Тема 10. Бактерии, вирусы
и человек.
(2ч)

17.12

Занятие №1. Общие сведения об инфекциях.
Источники заражения и пути их передачи.
Сроки инкубационного периода некоторых И.Б.
Сроки изоляции больных и средства защиты (пути) лиц,
обращающихся с ними.

24.12

Занятие №2. Бактерии, возбудители болезней:
скарлатины, коклюша, ангины, пневмонии, чумы,
ботулизма, туберкулеза – клиника, лечение и
профилактика.
Антибиотики, их влияние на организм человека.
Вирусы, возбудители болезней: ветрянки, свинки,
гриппа, СПИДа - клиника, лечение ипрофилактика.

14.01

Занятие № 1. Уход за больными пожилого возраста и
лежачими больными.Уход за инфекционными
больными.

Тема 11. (1ч)
Уход за больными

здо

Пр
инд
Пр
про
Пр
кал
Пр
жи
тре
нет

Экс
Кли
Пр

Пр
бак

Экс

Тема 12. (1ч)
Прививки и вакцины.

21.01

Тема 13.Заболевания
опорно-двигательной
системы.(2ч)

28.01

4.02

Тема 14. Основные болезни
сердечно - сосудистой
системы.(2ч)

11.02

18.02

Тема15.

25.02

Дыхательнаясистема. ( 1ч).

Занятие № 1. Активная и пассивная иммунизация.
Профилактические прививки.
Виды вакцинации. Как изготавливают вакцины.
Занятие № 1. Возрастные изменения в опорнодвигательном аппарате.
Занятие № 2. Клиника и признаки заболевания артроза,
радикулита, остеохондроза, сколиоза, плоскостопия.
Травмы: растяжения, вывихи, переломы и оказание
первой помощи.
Занятие № 1. Возрастные изменения в сердечно сосудистой системе, Изменение кровообращения.
Клиника и признаки заболевания ишемической болезни
сердца, гипертонии, гипотонии, артериосклероза.
Занятие № 2. Профилактика и лечение инфаркта
миокарда, инсульта, анемии. Кровотечения, оказание
первой помощи.
Занятие № 1. Возрастные изменения дыхательной
системы. Причины возникновения и признаки
заболеваний. Клиника и признаки заболевания ринита,
ОРЗ, гайморита, горной болезни. Клиника и признаки
заболевания бронхиальной астмой, пневмонией, раком
легких, туберкулезом.

Пр

Пр
пло
Пр
про
дом
Пр
при
Пр
арт
Пр
сте
гру
Пр
при

Пр
ЖО
Пр
пом

Тема 16.Заболевания
пищеварительной системы.
(1 ч)

4.03

Занятие № 1. Клиника и профилактика болезней
желудочно-кишечного тракта: гастрита, язвы желудка,
дисбактериоза, панкреатита, холецистита.
Симптомы и лечение аппендицита, цирроза печени.
Неправильное пищевое поведение – анарексия.

Пр
еда

Тема 17.
Лечебное питание больных
(1ч)

11.03

Занятие № 1. При язвенных болезнях
При болезни печени, ожирении.
При гастритах, хирургических больных. При детских
болезнях.Питание беременных. Аллергических
болезнях.Совместимость и калорийность продуктов
питания.

Пр
Рас

Тема 18. Заболевания зубов
и гигиена полости рта
(1ч).

18.03

Занятие № 1. Признаки и симптомы кариеса и пульпита,
уход за полостью рта. Зубные инфекции с
воспалительным процессом: абсцесс и флегмона.

Пр
зуб

8.04

Занятие № 1. Симптомы и причины развития цистита и
почечнокаменной болезни.

Пр
«И

15.04

Занятие № 1. Возрастные изменения нервной системы.
Симптомы иклиника течения амнезии, мигрени, рака
головного мозга, комы. Признаки эпилепсии,
менингита, стресса и депрессии. Заболевания, связанные
с задержкой психологического развития у детей: ЗПР и

Тема 19. Заболевания
выделительной системы.
(1ч)
Тема 20. Распространенные
заболевания нервной
системы.(1ч)

Тема 21. Уход и
профилактика болезней
кожи. (2ч)

22.04

29.04

Тема 22.Болезни
зрительного анализатора.
(0,5ч)

6.05

Тема 23. Болезни слухового
анализатора.
(0,5ч)
Тема 24. Наследственные
болезни. (0,5ч)
Тема 25. Иммуно модуляторы (0,5ч)

13.05

Тема 26.Народная
медицина. 0,5ч

20.05

Всего: 34ч.

13.05
20.05

олигофрения
Занятие № 1. Причины, профилактика и симптомы
дерматита, герпеса, меланомы, псориаза, грибковых
заболеваний. Как избавиться от веснушек, бородавок и
угрей . Какие проблемы кожи можно решить с помощью
масок? Различные виды масок.
Занятие № 2. Обморожения и ожоги их классификация.
Уход за кожей. Способствует ли солярий развитию рака
кожи.Какой должна быть подростковая косметика. Уход
за ногтями и волосами.
Занятие №1. Возрастные изменения органов зрения.
Особенности развития болезни: катаракта, глаукома,
отслоение сетчатки.
Причины, профилактика и симптомы близорукости,
дальнозоркости, конъюнктивита.
Занятие №1. Возрастные изменения органов слуха.
Причины, профилактика и симптомы синусита, отита.
серной пробки, тугоухости.
Занятие№1. Причины возникновения и симптомы
гемофилии, дальтонизма, синдрома Дауна.
Занятие №1. Современные иммуно -модуляторы, можно
ли применять без рецепта врача? Проблемы
современной иммунологии, аллергии и генетики.
Занятие №1. Народная медицина сегодня. Лечебные
травы и их влияние на организм человека.
Можно ли лечить болезни с помощью массажа,
показания для массажа.
Обобщение изученного за год.

Пр
вра

Пр
пом
обм

Пр
кож
кож

Пр
ост
для

Исс
«П
имм
ген
Исс
раб
нек
на

Литература: (для учителя)
1. Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт.
Здоровья. № 7).
2. Чуднов В.И. “Берегите тишину”. М., “Медицина”, 1978.
3. Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как вырастить ребенка
здоровым?”. – М.:АНС, 1993 – 384 с.
4. Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.: АНС, 1992 – 400с.
5. Ресурсы Интернета.
6. Электронные и энциклопедические справочники.
7. Основы медицинских знаний. Е.Е. Тен. Москва. Издательство «Мастерство» 2002 год.
8. Основы медицинских знаний. Семейная академия. Р.В. Овчарова. Вопросы и ответы.
Москва. «Просвещение». Учебная литература.1996 год
9. Основы медицинских знаний учащихся. Пробный учебник для средних учебных заведений,
под редакцией М.И. Гоголева. Москва. «Просвещение» 1991год.
Литература: (для детей)
1. Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”,
2001 – 320с.
2. Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с. –
3. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.; Аванта
+ , 2002. – 640с.
4. Детская энциклопедия. Т. 18. Человек. «Аванта +» Москва, 2002 год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Рабочие программы

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».