t
,-\
/
F
-'t
f-t
U
l-i
.--)
rA
A
v
-l
.Fl
,-
-
A
v
lr.
V
l
A
v
F-
{
Fi
A
U
F
b
CA
\
?
F
U
A ,
E
F{
E
F
(J
F
r-l
A
U
ts
AA
r.1
F t <
Q
.
f-t
!=
f-l
O
C)
F
i
s
oo
1
F
Y
.
4
f
HL
f,
c)
. 9 o.l
s
L/
F
E c.l
c)
o
"#'
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ....................... Error! Bookmark not defined.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИКError! Bookmark not defined.
2.2 Календарный учебный график ....................... Error! Bookmark not defined.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ........................ Error! Bookmark not defined.
3.1 Условия реализации программы .................... Error! Bookmark not defined.
3.2 Формы контроля и аттестации ....................... Error! Bookmark not defined.
3.3
Планируемые результаты ............................ Error! Bookmark not defined.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ................ Error! Bookmark not defined.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .................................. Error! Bookmark not defined.
VII.ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................. Error! Bookmark not defined.
Приложение 1 . ...................................................... Error! Bookmark not defined.
2
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа объединения дополнительного образования детей «Спортивные игры» разработана на основе
нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (с изменениями и
дополнениями).
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1015 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» в редакции
приказов Минобрнауки России от 13.12.2013г. № 1342, от 28.05.2014 г. № 598)
3. Календарный учебный график МБОУ СОШ № 84 п. Сеятель на 2023-2024 учебный год.
4.Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 84
п.Сеятель.
5. на основании рекомендаций Департамента развития
Министерства образования и науки Российской Федерации:
системы физкультурно-спортивного
воспитания
– об увеличение двигательной активности (через различные виды спортивных игр);
– о развитии физических качеств обучающихся (через использование национальных видов спорта или развитие видов
спорта по интересам);
– о внедрении современных систем физического воспитания.
Обоснованием выбора программы является соответствие содержания программы, целей и задач обучения
требованиям федерального государственного образовательного стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями, которые определены стандартом.
Изменения, внесённые в авторскую программу, не затрагивают изучаемые дидактические единицы (содержание
предмета) и распределение количества часов на изучаемые разделы, а также порядок изучения материала. Программа
детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физической культуры, которые
3
определены стандартом, что нашло отражение в выборе технологий, используемых в обучении, основных видов
деятельности, методов и форм обучения, основных форм и видов контроля знаний, умений и навыков.
Программа по физической культуре представляет собой методически оформленную конкретизацию требований
ФГОС ООО и раскрывает их реализацию через конкретное предметное содержание.
При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и
дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа
жизни, умеющем использовать ценности физической культуры для самоопределения, саморазвития и самоактуализации.
В своей социально-ценностной ориентации программа рассматривается как средство подготовки обучающихся к
предстоящей жизнедеятельности, укрепления их здоровья, повышения функциональных и адаптивных возможностей
систем организма, развития жизненно важных физических качеств. Программа обеспечивает преемственность с
федеральными рабочими программами начального общего и среднего общего образования.
Основной целью программы по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой
личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В программе по
физической культуре данная цель конкретизируется и связывается с формированием устойчивых мотивов и
потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических, психических и
нравственных качеств, творческом использовании ценностей физической культуры в организации здорового образа
жизни, регулярных занятиях двигательной деятельностью и спортом.
Развивающая направленность программы определяется вектором развития физических качеств и функциональных
возможностей организма, являющихся основой укрепления их здоровья, повышения надёжности и активности
адаптивных процессов. Существенным достижением данной ориентации является приобретение обучающимися знаний
и умений в организации самостоятельных форм занятий оздоровительной, спортивной и прикладно-ориентированной
физической культурой, возможности познания своих физических способностей и их целенаправленного развития.
Воспитывающее значение программы по физической культуре заключается в содействии активной социализации
обучающихся на основе осмысления и понимания роли и значения мирового и российского олимпийского движения,
приобщения к их культурным ценностям, истории и современному развитию.
4
В число практических результатов данного направления входит формирование положительных навыков и умений
в общении и взаимодействии со сверстниками и учителями физической культуры, организации совместной учебной и
консультативной деятельности.
Центральной идеей конструирования учебного содержания и планируемых результатов образования является
воспитание целостной личности обучающихся, обеспечение единства в развитии их физической, психической и
социальной природы. Реализация этой идеи становится возможной на основе содержания учебного предмета, которое
представляется двигательной деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания о физической
культуре), операциональным (способы самостоятельной деятельности) и мотивационно-процессуальным (физическое
совершенствование).
Программа «Спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в
бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств
физической культуры в организации здорового образа жизни. В программе представлены доступные для обучающихся
упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики спортивных игр, развитию физических
способностей.
Цели курса
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством
формирования физической культуры личности школьника. Слагаемые физической культуры являются: крепкое
здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области
физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и
спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в
целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
5
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Общая характеристика курса «Спортивные игры»
На современном этапе общественного развития главное значение имеет формирование физически здоровой,
социально активной, развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого
раннего детства при современных усилиях школы и семьи.
Известно, что недостаток движений в жизни детей школьного возраста является одной из причин нарушения
осанки, ухудшения дееспособности стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом
развитии; недостаточная двигательная активность снижает функциональные возможности сердечно - сосудистой и
дыхательной систем ребенка. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой и выносливостью, менее
быстры и ловки, менее закалены и продолжительнее болеют.
В условиях школы гиподинамию можно ликвидировать теми видами физического воспитания, которые являются
массовыми и обязательными для всех здоровых детей. Огромную роль здесь играют подвижные игры. На занятиях
ребята знакомятся с правилами игр, укрепляют свое здоровье, проявляют ловкость, смекалку, быстроту.
Программа способствует укреплению здоровья, формированию двигательного опыта воспитания здорового образа
жизни через занятия физическими упражнениями и активности, самостоятельности в двигательной активности, в
частности, игры. Игра заставляет думать, проверять и развивать свои способности, включает ребенка в
соревновании с другими. Участие детей в игре способствует их самоутверждению, развивает настойчивость,
стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, умение работать в команде.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с
помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
Каждая тема состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение
педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ упражнений. В данной программе не
предусматривается проведение специальных теоретических занятий. Изучение теории вплетается в содержание
каждого учебного занятия. Практическая часть более чем на 90% представлена практическими действиями –
физическими упражнениями. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета направлены на развитие
личности обучающихся средствами и методами физической культуры, на усвоение универсальных жизненно
важных двигательных действий, на познание окружающего мира. Материал программы направлен на реализацию
приоритетных задач образования — формирование всестороннего гармоничного развития личности при
образовательной, оздоровительной и воспитательной направленности; на реализацию творческих способностей
6
обучающихся, их физическое совершенствование, а также развитие основных двигательных (физических)
жизненно важных качеств — гибкости, ловкости, быстроты движений, мышечной силы и выносливости. Учебный
материал позволяет сформировать у школьников научно обоснованное отношение к окружающему миру, с опорой
на предметные, метапредметные результаты и личностные требования. Ценностные ориентиры начального
образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования и отражают
следующие целевые установки системы начального общего образования: формирование психологических условий
развития общения, сотрудничества.
Реализация ценностных ориентиров общего образования отображаются в единстве процессов обучения и
воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных
умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и
возможность саморазвития обучающихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
СОШ № 84 п. Сеятель на 2023-2024 учебный год.
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с расписанием и учебным планом, а также в связи с
государственными праздниками.
Раздел II. Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Результаты освоения содержания определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по
завершении обучения данного курса.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны,
предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают
минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком.
7
Результаты освоения программного материала оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее частное - конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты освоения курса по баскетболу и волейболу
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в
процессе освоения учебного курса «Спортивные игры». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в
положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении
необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения
индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о
соответствии их возрастным и половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах
профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и
тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами,
индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий
физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать
участие в их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и
спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
8
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок,
соблюдать правила безопасности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к
занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий
физической культурой;
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем,
обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической
культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий
физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и
взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.)
различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности,
технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по
физической культуре.
9
Метапредметные результаты освоения физической культуры
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей
учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической
деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета, в единстве с освоением программного материала
других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса
(умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся. Метапредметные результаты проявляются в
различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека,
сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора
профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и
девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и
отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в
достижении общих целей при совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать
собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно
повышающих результативность выполнения заданий;
рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их
безопасность;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование
занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
10
восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими
канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их
целесообразностью и эстетической привлекательностью;
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм
поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания,
интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить
компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить
ее до собеседника.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и
содержательного наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и
оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивнооздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической
подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий
физической культурой.
Патриотическое воспитание:
— ценностное отношение к отечественному спортивному, культурному, историческому и научному наследию, понимание значения
физической культуры в жизни современного общества, способность владеть достоверной информацией о спортивных достижениях
сборных команд по видам спорта на международной спортивной арене, основных мировых и отечественных тенденциях развития
физической культуры для блага человека, заинтересованность в научных знаниях о человеке.
Гражданское воспитание:
— представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовность к разнообразной совместной
деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, освоение и выполнение физических упражнений, создание учебных
11
проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё
поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и
уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения.
Ценности научного познания:
— знание истории развития представлений о физическом развитии и воспитании человека в европейской и российской культурнопедагогической традиции;
— познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по физической культуре, необходимых для формирования
здоровья и здоровых привычек, физического развития и физического совершенствования;
— познавательная и информационная культура, в том числе навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;
— интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, исследовательской
деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
Формирование культуры здоровья:
— осознание ценности своего здоровья для себя, общества, государства; ответственное отношение к регулярным занятиям
физической культурой, в том числе освоению гимнастических упражнений и плавания как важных жизнеобеспечивающих умений;
установка на здоровый образ жизни, необходимость соблюдения правил безопасности при занятиях физической культурой и спортом.
Экологическое воспитание:
— экологически целесообразное отношение к природе, внимательное отношение к человеку, его потребностям в
жизнеобеспечивающих двигательных действиях; ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью,
осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
— экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе:
- готовность проявлять интерес к истории и развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации, гордиться победами выдающихся
отечественных спортсменов-олимпийцев;
- готовность отстаивать символы России во время спортивных соревнований, традиции и принципы современных Олимпийский игр и
олимпийского движения;
- готовность ориентироваться на моральные ценности и нормы межличностного взаимодействия при организации, планировании и проведении
совместных занятий физической культурой и спортом, оздоровительных мероприятий в условиях активного отдыха и досуга;
- готовность оценивать своё поведение и поступки во время проведения совместных занятий физической культурой, участия в спортивных
мероприятиях и соревнованиях;
- готовность в оказании первой помощи при травмах и ушибах, соблюдении правил техники безопасности во время совместных занятий
физической культурой и спортом;
- стремление к физическому совершенству, формированию культуры движения и телосложения, самовыражению в избранном виде спорта;
12
- готовность к организации и проведению занятий физической культурой и спортом на основе научных представлений о закономерностях
физического развития и физической подготовленности с учётом самостоятельных наблюдений за изменением их показателей;
- осознание здоровья как базовой ценности человека, признание объективной необходимости в его укреплении и длительном сохранении
посредством занятий физической культурой
и спортом;
- осознание необходимости ведения здорового образа жизни как средства профилактики пагубного влияния вредных привычек на физическое,
психическое и социальное здоровье человека;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, осуществлять профилактические мероприятия по регулированию эмоциональных
напряжений, активному восстановлению организма после значительных умственных и физических нагрузок;
- готовность соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом, проводить гигиенические и профилактические
мероприятия по организации мест занятий, выбору спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
- готовность соблюдать правила и требования к организации бивака во время туристских походов, противостоять действиям и поступкам,
приносящим вред окружающей среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися опыта взаимодействия со сверстниками при выполнении учебных заданий на уроках физической культуры, форм
общения и поведения;
- повышение компетентности в организации самостоятельных занятий физической культурой, планировании их содержания и направленности в
зависимости от индивидуальных интересов и потребностей;
- формирование представлений об основных понятиях и терминах физического воспитания и спортивной тренировки, умений руководствоваться
ими в познавательной и практической деятельности, общении со сверстниками, публичных
выступлениях и дискуссиях.
Предметные результаты освоения физической культуры
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который
приобретается и закрепляется в процессе освоения курса внеурочной деятельности. Приобретаемый опыт проявляется в
знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач,
связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
13
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и
дружбы между народами;
знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте
физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой,
доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и
технической подготовленности;
умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и
объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и
соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном
объеме;
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать
безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической
подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую
профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и
правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от
индивидуальных особенностей физического развития;
способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения
координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от
индивидуальных особенностей физической подготовленности;
14
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их,
соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным
аппаратом;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по
основам их организации и проведения;
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами
судьи.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них
индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью,
регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей
организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных
физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного материала занятий, учащиеся должны достигнуть
следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
особенности развития избранного вида спорта;
педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания
физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной
функциональной направленностью;
биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей
направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
15
физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных
нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные
периоды;
возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования
индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
психофункциональные особенности собственного организма;
индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения
физической подготовленности;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной
направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших
спортивных сооружений и площадок;
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими
упражнениями.
Уметь:
технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать
их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и
телосложения;
разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать
оптимальный уровень индивидуальной работоспособности; контролировать и регулировать функциональное состояние
организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования
физических кондиций;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать
первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью
повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
16
Раздел III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Спортивные игры»
Общая физическая подготовка (в процессе проведения занятий)
Упражнения для рук и плечевого пояса; для мышц шеи; для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением:
упражнения в парах – повороты, наклоны, сгибание и разгибание рук, приседания с партнером, переноска партнера на
спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления. Акробатические упражнения.
Подвижные игры и упражнения.
Игры с мячом; игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием; эстафеты встречные и
круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, метание в цель, бросками и ловлей мяча,
прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
Легкоатлетические упражнения. Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега.
Баскетбол
1.Основы знаний. Взаимосвязь регулярной физической активности и индивидуальных здоровых привычек.
Аэробная и анаэробная работоспособность. Физическая подготовка и её связь с развитием систем дыхания и
кровообращения.
2. Специальная подготовка. Повороты на месте. Остановка прыжком и в два шага в различных упражнениях и
подвижных играх. Ведение мяча с изменением направления, скорости и высоты отскока. «Челночное» ведение.
Передача одной рукой от плеча после ведения при встречном движении. Броски в движении после двух шагов.
Учебные игры.
Волейбол.
1.Основы знаний. Приёмы силовой подготовки. Основные способы регулирования физической нагрузки: по
скорости и продолжительности выполнения упражнений.
2.Специальная подготовка.
Верхняя передача двумя руками в прыжке. Прямой нападающий удар. Верхняя, нижняя передача двумя руками назад.
Совершенствование приема мяча с подачи и в защите. Двусторонняя учебная игра. Одиночное блокирование и
страховка. Командные тактические действия в нападении и защите. Подвижные игры.
17
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки (в процессе занятий). Естественные основы. Социальнопсихологические основы. Культурно-исторические основы. Приемы закаливания.
Раздел IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
раздела
1
Спортивные
игры
Баскетбол
Планируемые результаты
Количество часов
Всего
Техника передвижений, остановок, поворотов 136
и стоек: стойки игрока. Перемещения в стойке
приставными шагами боком, лицом и спиной
вперед. Остановка двумя шагами и прыжком.
Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из
освоенных элементов техники передвижений
(перемещения
в
стойке,
остановка,
поворот, ускорение).
Ловля и передача мяча: ловля и передача мяча
двумя руками от груди и одной рукой от плеча на
месте
и
в
движении с
пассивным
сопротивлением защитника (в
парах, тройках,
квадрате, круге).
Техника ведения мяча: ведение мяча в низкой,
средней и высокой стойке на месте, в движении
по прямой, с изменением направления движения
и
скорости,
ведения с
пассивным
сопротивлением защитника ведущей
и
не
ведущей рукой.
Техника бросков мяча: броски одной и двумя
18
Теория
Практика
10
126
2
Волейбол
руками в прыжке.
Индивидуальная техника защиты: перехват
мяча.
Техника перемещений, владения
мячом: комбинация из освоенных элементов:
ловля, передача, ведение, бросок. Комбинация из
освоенных элементов техники перемещений.
Тактика
игры: взаимодействие трех
игроков (тройка и малая восьмерка).
Овладение игрой: Игра
по
упрощенным
правилам баскетбола. Игры и игровые задания
2:1, 3:1, 3:2, 3:3.
Техника передвижений, остановок, поворотов 136
и стоек: комбинации из освоенных элементов
техники передвижений (перемещения в стойке,
остановки, ускорения).
Техника приема и передач мяча: передача мяча
у сетки и в прыжке через сетку. Передача
мяча сверху, стоя спиной к цели.
Техника подачи
мяча: прием
мяча, отраженного сеткой. Нижняя и верхняя
прямая подача мяча в заданную часть площадки.
Техника прямого нападающего удара: прямой
нападающий удар при встречныхпередачах.
Техники владения мячом: комбинации из
освоенных элементов: прием, передача, удар.
Тактика игры: Игра в нападении в зоне 3. Игра
в защите.
Овладение игрой: игры и игровые задания с
ограниченным числом игроков (2:2, 3:2,3:3). Игра
19
10
126
по упрощенным правилам волейбола.
ИТОГО
272
20
252
Раздел V. Календарно -тематическое планирование
№
занятия
1-3
4-7
8-12
Тема занятия
Стойки и перемещения
Виды деятельности
Баскетбол
Технические действия:
Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами
боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя ногами и
прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинация из
основных элементов техники передвижений (перемещение в
стойке, остановка, поворот, ускорение).
Кол-во
часов
136
12
16
Остановки баскетболиста
Ловля и передача мяча на месте и в движении без
сопротивления, с пассивным и активным сопротивлением
защитника.
Передача и ловля мяча
20
20
Дата занятия
13-17
Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в
движении по прямой, с изменением направления движения и
скорости. Ведение без сопротивления, с пассивным и
активным защитника ведущей и не ведущей рукой.
20
Броски одной и двумя руками с места и в движении (после
ведения, после ловли), в прыжке, без сопротивления
защитника, с противодействием.
12
Ведение мяча
18-20
Броски в кольцо
Тактические действия:
Выравнивание и выбивание мяча.
21-25
Игра в защите
Игра в нападении
26-30
Перехват мяча. Позиционное нападение без изменения
позиций игроков, с изменением позиций, личная защита в
игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну корзину.
Тактические действия в нападении. Взаимодействие двух
игроков «отдай мяч и выйди».
Взаимодействие двух, трех игроков в нападение и защите
через «заслон». Взаимодействие игроков (тройка и малая
восьмерка).
Тестирование уровня развития двигательных способностей,
уровня сформированности технических умений и навыков.
20
20
4
31
Диагностирование и
тестирование
32-33
Двухсторонняя игра
Игра по правилам баскетбола.
8
Судейство и организация
соревнований
Игра по правилам с привлечением учащихся к судейству.
4
34
21
35-36
37-40
41-43
44-47
Участие в соревнованиях
Правила организация и проведения соревнований, участие в
8
соревнованиях различного уровня.
Волейбол
102
Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача
16
мяча сверху, стоя спиной к цели.
12
Верхняя передача двумя
руками в прыжке
Передача двумя руками
назад
Прямой нападающий удар Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча
партнером.
16
Прямой нападающий удар при встречных передачах.
47-51
52-55
56-59
60-65
66-68
69-70
Совершенствование
приема мяча с подачи и в
защите
Одиночное блокирование
и страховка
Двусторонняя учебная
игра
Командные тактические
действия в нападении и
защите
Судейская практика
Соревнования
Комбинации из освоенных элементов: прием, передача,
блокирование.
16
Одиночное блокирование и страховка
16
Игры и игровые задания по упрощенным правилам. Игра по
правилам. Взаимодействие игроков линии защиты и
нападения.
Взаимодействие игроков на площадке в нападении и защите.
Игры и игровые задания по усложненным правилам, с
ограничением пространства и с ограниченным количеством
игроков.
Игра по правилам с привлечением учащихся к судейству.
Жесты судей.
Правила организация и проведения соревнований, участие в
соревнованиях различного уровня.
16
Всего
24
12
8
272
22
Материально-техническое обеспечение
Оборудование спортзала:
1.
Перекладина гимнастическая (пристеночная).
2.
Стенка гимнастическая.
3.
Комплект навесного оборудования. (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)
4.
Мячи: баскетбольные, волейбольные.
5.
Палка гимнастическая.
6.
Скакалка детская.
7.
Мат гимнастический.
8.
Кегли.
9.
Обруч пластиковый детский.
10. Планка для прыжков в высоту.
11. Стойка для прыжков в высоту.
12. Флажки: разметочные с опорой, стартовые.
13. Рулетка измерительная.
14. Щит баскетбольный тренировочный.
15. Сетка для переноса и хранения мячей.
16. Волейбольная сетка универсальная.
17. Аптечка.
Пришкольная площадка:
1. Площадка игровая баскетбольная.
2. Площадка игровая волейбольная.
3. Полоса препятствия.
Мультимедийное оборудование:
1. Компьютер.
Учебно-методическоеобеспечение:
1. Рабочая программа курса.
2. Диагностический материал.
23