ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Доноведение» для обучающихся 2 класса составлена на основе
Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), а
также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе
воспитания.
Федеральная основная общеобразовательная программа, утвержденная приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования»
Программа курса «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение»
(авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля,
Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко), в
соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и
реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.
•
В соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего
образования 2024-2025г
• Учебный план МБОУ СОШ № 84 п. Сеятель на 2024-2025 учебный год
• Календарный учебный график МБОУ СОШ № 84 п. Сеятель на 2024-2025 учебный год.
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности
МБОУ СОШ № 84 п. Сеятель.
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста
целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в
нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических
знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование
элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном
наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах
культурного развития Донского края. Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости
благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть
последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с
нравственным эталоном. 2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов,
толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к
материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с
учётом их своеобразия и особенностей. 2. Формирование и развитие элементарных умений работать с
различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во
времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития
историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение»
составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение
принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные
особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в
познании действительности, целостности окружающего мира.
Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане
Данная программа содержит темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования.
Курс рассчитан на 4года обучения по33- 34 часа (1 час в неделю ).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по курсу «Доноведение»
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представления:
-
о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
об истории родного края;
Предметные результаты изучения курса
Обучающиеся научаться определять:
- объекты неживой и живой природы Ростовской области;
- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
- правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
- государственную символику Ростовской области, своего района;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
- родственные связи в семье;
- правила поведения в общественных местах и на улице;
Обучающиеся получат возможность научиться:
-
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия
каждого вида);
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия
каждого вида);
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё
местонахождение;
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской
области;
могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностносмысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры
зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего
поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по
сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию
учащимся своей учебной деятельности:
2
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
составлять план исследований
последовательность собственных действий;
и
проектов
по
заданной
теме
и
определять
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае
расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные,
логические действия постановки и решения проблем:
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных
сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью
компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник
информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать
(на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени
года;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную
компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье,
домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе
бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
Планируемые результаты по разделам программы.
Модуль №1
Я и окружающий мир
Модуль №2
Природа Донского
края
Модуль №3
Человек и природа
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представления:
о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием
природы Ростовской области;
об истории человека в древние времена, проживающего на
Донской земле;
об истории родного края;
знать: объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира
своей местности;
3
Модуль №4
Жизнь на Дону
Модуль №5
Яркие страницы
истории земли
Донской
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение
в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской
области;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
различать объекты живой и неживой природы родного края,
приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы,
приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения
родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного
края (3-4 названия каждого вида);
приводить примеры достопримечательностей родного края (не
менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях
родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области,
крупные города и своё местонахождение;
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и
промышленности Ростовской области;
могут научиться:1. личностным универсальным учебным
действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию
учащихся в окружающем мире:
— анализировать влияние современного человека на природу,
приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от
состояния природы родного края;
— объяснять правила поведения в различных ситуациях.
Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по
отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по
сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным
действиям,обеспечивающим организацию учащимся своей
учебной деятельности:
— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того,
что еще неизвестно);— составлять план исследований и проектов
по заданной теме и определять последовательность собственных
действий;— вносить необходимые дополнения и коррективы в
4
план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым
эталоном;— оценивать собственные знания и умения;— доводить
дело до конца.3. познавательнымуниверсальным учебным
действиям, включающим общеучебные, логические действия
постановки и решения проблем:
— находить и пользоваться учебной и справочной литературой
для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных
исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных
средств; использовать географическую карту Ростовской области
как источник информации;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время
экскурсий; исследовать (на основе непосредственных
наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и
времени года;
— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
4. коммуникативнымуниверсальным учебным
действиям,обеспечивающим социальную компетентность и учет
позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми;
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о
природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье,
домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в
родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями,
со старшими родственниками, местными жителями;
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной
и письменной форме;
осуществлять самостоятельный поиск информации в различных
источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных
изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять
ее в собственных исследованиях;
5
Структура курса «Доноведение» (1,2,3,4 класс)
№
Ι.
II.
III.
IV.
Итого
1 класс
Модуль (глава)
Я и окружающий мир
Природа Донского края
Человек и природа
Жизнь на Дону
Количество часов
1ч
26ч
4ч
2ч
33ч.
2 класс
№
Модуль (глава)
Я и окружающий мир
Природа Донского края
Человек и природа
Жизнь на Дону
Ι.
II.
III.
IV.
Итого
Количество часов
6ч
18ч
4ч
6ч
34ч.
3 класс
№
Ι.
II.
III.
IV.
Итого
Модуль (глава)
Я и окружающий мир
Природа Донского края
Человек и природа
Жизнь на Дону
Количество часов
5ч
12ч
4ч
13ч
34ч.
№
Модуль (глава)
Количество часов
4 класс
Ι.
II.
III.
IV.
V.
Я и окружающий мир
Природа Донского края
Человек и природа
Жизнь на Дону
Яркие страницы истории
земли Донской
Итого
3ч
2ч
6ч
3ч
20ч
34ч.
6
Содержание учебного курса (1,2,3,4 класс)
Я и окружающий
мир
Природа Донского
края
Количество
часов
Наименование
разделов программы
1ч
26ч
Человек и природа
4ч
Жизнь на Дону
2ч
1 класс
Основные содержательные линии
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы,
история школы. Безопасное поведение на улице. Дорога от
дома до школы. Правила противопожарной безопасности.
Природные условия, процессы и явления, характерные для
Ростовской области. Живая и неживая природа Донского края.
Времена года. Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние
изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка
(травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты,
овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.
Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе.
Жизнь животных зимой. Живой уголок. Весна на Дону.
Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения
весной. Жизнь животных весной. Лето на Дону. Летние
месяцы. Летние изменения в природе.
Занятия людей Донского края в разные времена года. Влияние
жизнедеятельности человека на природу родного края.
Правила поведения в природе.
Обычаи, обряды и праздники на Дону .С днём рождения,
родной город (село).Знакомство со знаменательными
событиями военных лет – День освобождения города
(села).Вместе дружная семья.
2 класс
Я и окружающий мир
Количество
часов
Наименование разделов
программы
6ч
Природа Донского края
18ч
Основные содержательные линии
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы,
история школы. Безопасное поведение на улице. Дорога от
дома до школы. Правила противопожарной безопасности.
Природные условия, процессы и явления, характерные для
Ростовской области. Живая и неживая природа Донского края.
Времена года. Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние
изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка
(травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты,
овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.
Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе.
Жизнь животных зимой. Живой уголок. Весна на Дону.
Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения
весной. Жизнь животных весной. Лето на Дону. Летние
месяцы. Летние изменения в природе.
7
Человек и природа
4ч
Жизнь на Дону
6ч
Занятия людей Донского края в разные времена года. Влияние
жизнедеятельности человека на природу родного края.
Правила поведения в природе.
Обычаи, обряды и праздники на Дону .С днём рождения,
родной город (село).Знакомство со знаменательными
событиями военных лет – День освобождения города
(села).Вместе дружная семья.
3 класс
Количеств
о часов
Наименование
разделов
программы
Я и окружающий
мир
5ч
Природа
Донского края
12ч
Основные содержательные линии
Край, в котором я живу. Ростовская область как
административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской
области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской
области. Города Ростовской области. История села (города):
достопримечательности. Знакомство с известными людьми.
Моя семья. Родословная.
Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).
Дикорастущие и культурные растения Донского края
(различение). Неживая и живая природа Ростовской
области (различение, краткая характеристика объектов
неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание
связи неживой и живой природы. Явления природы Ростовской
области (общее представление о 3-4 явлениях). Особенности
времён года в крае (на основе наблюдений).
Водоёмы Ростовской области (2-3 названия). Значение воды в
природе Ростовской области. Причины и последствия
загрязнения воздуха и воды в крае, меры по их охране(на
примере наиболее распространенных водоёмов местности,
края). Формы поверхности края: равнина, холмы, овраги
(узнавание в природе, на рисунке, карте). Почва, её значение
для жизни в крае. Сельскохозяйственная деятельность в
области. Полезные ископаемые, распространённые в
Ростовской области (2-3 названия), их использование
человеком. Растения Ростовской области: деревья, кустарники,
травы. Дикорастущие и культурные растения края
(различение).Животные Ростовской области: домашние и
дикие. Разнообразие: особенности их внешнего вида, питания,
размножения (на примерах животных, обитающих в данной
местности). Животноводство в крае. Природные сообщества
Ростовской области (поле, луг, водоём). Природные зоны края:
степь, пустыня. Растительный и животный мир степи,
8
особенности труда людей.
Человек и
природа
4ч
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в
Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные
меры в крае. Почва Донского края и её значение для
Ростовской области. Разрушение почвы в результате
деятельности человека и меры по её охране. Использование
полезных ископаемых в промышленности и сельском
хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской
области и охрана. Профессии, связанные с разработкой
месторождений.Развитие промышленности в Ростовской
области.
Жизнь на Дону
13ч
Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис –
древний город.Донской край – казачий край. Первые казачьи
городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда,
ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.Обычаи,
весенние обряды и праздники на Дону.
4 класс
Наименование
разделов
программы
Количество
часов
Я и окружающий
мир
(3ч)
Мой район: символы, история, достопримечательности.
Знакомство с известными людьми района. Моя семья. Летопись
семьи. Семейные традиции.
Природа
Донского края
(2ч)
Полезные ископаемые, распространённые в Ростовской области
(2-3 названия), их использование человеком. Растения
Ростовской области: деревья, кустарники, травы. Дикорастущие
и культурные растения края (различение).Животные Ростовской
области: домашние и дикие. Разнообразие: особенности их
внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных,
обитающих в данной местности). Животноводство в крае.
Природные сообщества Ростовской области (поле, луг, водоём).
Природные зоны края: степь, пустыня. Растительный и
животный мир степи, особенности труда людей.
Человек и
природа
Жизнь на Дону
Яркие страницы
истории земли
Донской
(6ч)
(3ч)
Основные содержательные линии
Правила поведения в природе. Экосистемы края. Экологическое
равновесие в природе. Красная Книга Ростовской области. Её
значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль
в охране окружающей среды.
Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис –
древний город.Донской край – казачий край.
(20ч Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари.
)
Ермак Могучий. Степан Разин.Правление Петра I и его роль в
истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым.
Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы
гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (19201940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (19411945гг). День освобождения родного города (села). Мирное
9
время на Донской земле.Города Ростовской области: Азов,
Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись
городов.
1 КЛАСС (33ч)
Введение (1ч)
Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в
школу.
Я и окружающий мир (2ч)
Родной край.
Природа Донского края (26ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного
участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды.
Растения поля. Жизнь животных осенью.
Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой
уголок.
Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь
животных весной.
Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма.
Жизнь животных летом.
Человек и природа ( 4ч)
Занятия людей Донского края в разные времена года.
Экскурсии1
В школьный двор, парк, зоопарк; к водоёму, по родному городу (селу):
«Родной город (село)», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма»
2 КЛАСС (34ч)
Я и окружающий мир (5ч)
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной
безопасности.
Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Природа Донского края (18ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.
Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных
особенностей.
1
10
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних
условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными.
Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
Почва Донского края и её значение для растений и животных.
Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).
Человек и природа ( 3ч)
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в
природе.
Жизнь на Дону (6ч)
Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)
С днём рождения, родной город (село).
Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города (села).
Вместе дружная семья.
Резервные уроки (2ч)
Экскурсии2
«Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края»,
«Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения»
(экскурсия в исторический музей)
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»
Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»
Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый
семейный праздник»
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по
проблеме «Это животное - …». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.
3 класс (34ч)
Я и окружающий мир (5ч)
Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн
Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской
области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными людьми.
Моя семья. Родословная.
Природа Донского края (12ч)
Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд,
туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат,
погода.
Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.
Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва,
Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило.
Природная экосистема водоёма.
Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.
Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных
особенностей.
2
11
Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное
использование природных богатств.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области.
Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).
Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).
Человек и природа (4ч)
Профессия – метеоролог.
Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство.
Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).
Жизнь на Дону (13ч)
Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.
Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище,
посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.
Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.
Экскурсии3
«Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»;
«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние
деятельности человека на природу»;
в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».
Исследовательская деятельность по проблемам:
- «Город (станица)… Ростовской области»,
- «Мир природного сообщества родного края», - «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.
Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок), и др.
4 КЛАСС (34ч)
Я и окружающий мир (3ч)
Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические
названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными
людьми района.
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.
Человек и природа (8ч)
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы
региона. Природоохранные меры в крае.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате
деятельности человека и меры по её охране.
Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка
полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой
месторождений.
Развитие промышленности в Ростовской области.
Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.
Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных
особенностей.
3
12
Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской
области, их роль в охране окружающей среды.
Яркие страницы истории земли Донской (20ч)
Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.
Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым.
Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы
мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День
освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.
Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск.
Летопись городов.
Жизнь на Дону (3ч)
Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.
Экскурсии4
В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными
событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой
отечественной войны.
В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями
животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок,
атрибутики общества «Зелёный патруль».
Исследовательская деятельность по проблемам:
«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние
деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности
Ростовской области».
Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир
природной зоны родного края» и др.
Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области».
Тематическое планирование курса «Доноведение»
1 класс
№ урока
1
2
3
Тема урока
№
Виды деятельности на уроке
задания
в тетради
Вводный урок. Мы
1
Поздравления детей с Днём знаний. Вводная
теперь не просто дети
беседа
о
предмете
«Доноведение».
Раскрашивание картинки (с.3)
Родной край.
2
Беседа о родном крае. Чтение учителем
стихотворений
(страничка
для
чтения).
Раскрашивание картинки (с.4). Составление
рассказа по картинке.
Времена года.
3
Экскурсия
по
пришкольному
участку.
Разгадывание кроссворда (стр.6). Беседа обо всех
временах года. Раскрашивание картинок (стр.6).
Ответы на задания: 1.весна. 2. осень. 3. зима. 4
13
4
Осень.
месяцы.
Осенние
5
Экскурсия.
6
7
Осенние изменения в
природе.
Растения осенью.
7,8,10
8
Листья жёлтые летят..
10, 9,11
9
Занятия
осенью
10
Что растёт на огороде 13,14,15.
и в саду?
11
Что растёт в поле?
16, 17
12
Жизнь
осенью.
18, 19
людей
животных
4
5,6
12
лето
Разгадывание кроссворда (с.7). Чтение учителем
(с.8) (страничка для чтения). Беседа об осенних
месяцах.
Разучивание одного стихотворения
наизусть. Раскрашивание картинки (7)
Ответы на задания: 1. сентябрь. 2. октябрь.3.
ноябрь.
Беседа об осенних изменениях в природе края.
Декламированье стихотворений об осени. Сбор
природного материала.
Раскрашивание картинки (с.9). Беседа об
осенних изменениях в природе.
Разгадывание загадок о деревьях. Решение
проблемы «Почему художник не нарисовал ещё
одно дерево». Беседа о дикорастущих и
культурных растениях. Раскрашивание картинок.
Изготовление поделки из природного материала
(плодов деревьев)
Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы
детей (задание 10). Раскрашивание листьев.
Беседа о цветовой гамме осенних листьев.
Изготовление аппликации из листьев.
Беседа по картинкам «Чем могут заниматься
люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем
(с.4) (страничка для чтения). Раскрашивание
картинок (с.15). Составление рассказа по
картинке.
Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об
овощах. Решение проблемы «Что не является
овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на
Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах.
Решение проблемы «Чем опасны ядовитые
растения?»
Раскрашивание
картинок.
Составление рассказа по картинкам.
Ответы на задания:
13 – 1.огурец, 2.помидор, 3. морковь. 4. щавель,
5. редиска.
14 – 1. вишня, 2. слива, 3. абрикос, 4. яблоко, 5.
орех, 6. лимон.
15 – 1.вороний глаз, 2.земляника, 3.малина,
4.ландыш, 5.чёрная смородина, 6. волчье лыко, 7.
виноград.
Беседа о культурных зерновых растениях края.
Решение проблемы «Как отличить пшеницу от
ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы
«Что из чего изготавливают?». Беседа о
бережном отношении к хлебу.
Беседа «А ещё в нашем крае на полях
выращивают …». Изготовление поделок из
природного материала (овощей – картошки,
огурца, баклажана и т.п.)
Чтение учителем (с.21) (страничка для чтения).
Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок.
Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие
14
13
Осень в моём краю.
14
Экскурсия.
15
Зимняя сказка.
21, 22
16
Зимние изменения в
природе.
Жизнь
животных
зимой.
23, 24
17
20
25, 26, 27
18
Живой уголок.
28
19
Занятия людей зимой.
29
20
Весна.
месяцы.
30
21
Экскурсия.
22
Весенние изменения 31, 32, 33
в природе.
23
Растения весной.
24
Жизнь
весной.
Весенние
животных
34
35, 36
группы можно разделить животных?». Беседа о
перелётных птицах, о насекомых, зверях
(домашних и диких)
Ответы на задания:
18 – 1. сорока, 2. уточка, 3. ворона, 4. бабочка, 5.
цапля.
19 – 1.муравей, 2. волк, 3. жук, 4. стрекоза, 5.ёж,
6.белка, 7. суслик, 8. крот, 9. ласка, 10.лиса,
11.кот, 12. бобры.
Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки.
Декламированье стихотворений. Составление
рассказа по картинке.
Беседа о зимних изменениях в природе края.
Декламированье стихотворений о зиме.
Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с.27)
(страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах.
Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание
картинок.
Ответы на задания: 21 – 1.декабрь, 2. январь, 3.
февраль.
Представление своих сочинений. Беседа о
признаках зимы. Раскрашивание картинок.
Чтение учителем (с.30) (страничка для чтения).
Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок.
Решение проблемы «Как помочь птицам и диким
животным зимой?». Составление рассказа.
Ответы на задания: 26- ворона, сорока и синица
– всеядны; воробей, голубь любят крошки,
семена, крупу; свиристель – ягоды рябины.
27 – 1. лиса, 2.заяц, 3.белка, 4. мышка, 5. кабан, 6.
олень, 7. сова.
Экскурсия к живому уголку в школе.
Разгадывание кроссворда. Составление рассказа,
используя опорные слова из кроссворда.
Ответы на задания: 28 – по горизонтали:
аквариум, попугай, ящерица; по вертикали:
террариум, фикус, рыбки, хомяк.
Чтение учителем (с.34) (страничка для чтения).
Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?»
Раскрашивание картинок. Составление рассказа
по картинке.
Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних
месяцах. Чтение учителем (с.37) (страничка для
чтения). Раскрашивание картинок.
Беседа об изменениях в природе края.
Декламированье стихотворений о весне.
Раскрашивание картинок. Беседа о весенних
изменениях. Сочинение.
Беседа «Что происходит с растениями весной?»
Раскрашивание картинок.
Беседа «Как изменяется жизнь животных
весной?» Чтение учителем (с.41) (страничка для
чтения). Учимся рисовать птиц и животных.
15
25
Занятия
весной.
людей
26
Экскурсия.
27
Летние изменения в
природе.
28
Что растёт на лугу?
42
29
30
Экскурсия на водоём
Что растёт у водоёма?
43
37
38,39,40,4
1
Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по
картинкам. Чтение учителем (с.44) (страничка
для
чтения).
Раскрашивание
картинок.
Сочинение.
Беседа о летних изменениях в природе края.
Декламированье стихотворений о лете.
Разгадывание кроссворда. Беседа о летних
месяцах и сезонных изменениях в природе.
Чтение учителем или хорошо читающим
ребёнком (с.47) (страничка для чтения).
Раскрашивание картинок.
Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых
растения луга и поля. Раскрашивание картинок.
Беседа водоёмах края. Рисование.
Разгадывание кроссворда, загадок о растениях
водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме».
Раскрашивание картинок.
16
31
Жизнь
летом
животных
32
Занятия людей летом
45
33
Обобщающий урок.
46-47
44
Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?»
Чтение учителем (с.52) (страничка для чтения).
Учимся рисовать птиц и животных.
Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по
картинкам. Чтение (с.54) (страничка для чтения).
Раскрашивание картинок. Сочинение.
Повторение названий всех месяцев в году.
«Перелистываем страницы» - рассказы детей о
сезонных изменениях в природе, деятельности
людей. Раскрашивание картинок.
Тематическое планирование курса «Доноведение»
2 класс
№
Тема
п/
п
Ко
лво
Образовательные задачи
Виды деятельности
час
ов
1
С чего начинается
Родина…
1
3
Школа – светлая
гавань детства
1
2
4
С днём рождения,
родной город
(село)
(экскурсия по
родному городу
(селу)
Дорога от дома
до школы
(экскурсия)
1
1
Я И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Познакомить с понятием «малая
Родина», с историей родного села
(города), улицы, на которой стоит
школа, историей школы.
Жизнь на Дону.
Познакомить с историей появления
родного города (села), его
достопримечательностями
Я и окружающий мир
Познакомить с правилами
безопасного поведения на
улице:
Проект «История моей
улицы», «Улица моего
детства»
Составление альбома о
родном городе (селе).
Выставка рисунков,
фотографий.
Праздничное
представление.
Игры «Мы на проезжей
части», «Мы пассажиры».
Рисование макета «Мой путь
1. правила
перехода
через от дома до школы» с
проезжую часть;
указанием опасных мест.
2. сигналы светофора;
3. правила посадки и высадки из
общественного транспорта;
4. дорожные
знаки:
«Дети»,
«Пешеходный переход» и др.
Природа Донского края
17
5-6 Природа
(экскурсия)
7
Город и природа
(экскурсия)
8-9 Что за дерево
такое?
10
Кустарники
(экскурсия)
11- Травушка12 муравушка
13
14
Растения и мы.
Краски Тихого
Дона.
2
Наблюдение предметов
живой и неживой
природы.
1
Систематизировать знания
детей о природе родного города
(села).
Исследовательская
деятельность по
проблемам: «Флора
родного города (села)»,
«Фауна родного города
(села)»
2
Познакомить с видами
деревьев, кустарников и трав
родного края (3-4 вида)
Показать влияние
растительного мира на
жизнедеятельность человека
(на примере растений родного
края)
Игра «У кого детки с этой
ветки?»
1
2
1
1
15
Мои имя,
фамилия,
отчество…
1
16
Что ты знаешь о
роде своём…
1
17- Обряды на Дону.
19
Зимние обряды
Углубить понятие о живой и
неживой природе родного края
3
Сбор трав и изготовление
гербария,
композиционное панно из
растений.
Исследовательская
деятельность по
проблемам «Дерево моего
края», «Кустарник моего
края»
Обобщить и систематизировать
знания детей о разнообразии
растений и их значении в природе
и жизни человека. Показать на
примере 3-4 видов свойства
лекарственных растений Донской
земли.
Воспитывать бережное
отношение к растениям родного
края.
Игра «Природная
лечебница»
Научить определять времена года
по характерным для данной
местности признакам.
Чтение стихов о родном
крае, рисование пейзажей
родного края.
Я и окружающий мир
Рассмотреть происхождение имён
и фамилий на Дону. Углубить
понятие «семья», рассмотреть на
основе знаний учащихся понятия
«семейная родословная».
Жизнь на Дону
Дать общее представление о зимних
обрядах на Дону
(праздничное
мероприятие)
Природа Донского края
18
Изготовление
справочника
лекарственных трав.
Проекты «Моё
генеалогическое древо»,
«Откуда моя фамилия».
Мини-сочинение
«Любимый семейный
праздник»
Изготовление
новогодних игрушек;
маски для колядования,
куклы -Масленички.
20
Животный мир
Ростовской
области
(экскурсия)
1
Расширить представления о
животном мире родного края
21
Домашняя
мохнатая азбука
1
22
Мой домашний
милый друг
1
23
Правила дружбы с
мохнатыми и
пернатыми
Родные просторы
(экскурсия)
1
Расширить представления о
домашних животных родного
края (3-4 представителя каждого
вида).
Показать необходимость бережного
отношения к домашним питомцам,
их охраны и защиты.
Расширить и закрепить знания о
профессиях людей, занятых в
сельском хозяйстве Ростовской
области.
Закрепить знания
основных
правил
содержания
животных в домашних условиях и
ухода за ними.
Закрепить правила безопасного
обращения с животными.
1
Познакомить с особенностями
поверхности родного края
(холмистая поверхность)
25
Чем богаты наши
недра?
1
Пропедевтическое знакомство с
полезными ископаемыми родного
края.
26
27
Что такое почва?
Почва нам и стол и
дом (экскурсия)
1
1
28
Рядом с домом лес
и луг, озеро и
речка (экскурсия)
1
Познакомить с понятием «почва»,
её составом, образованием;
проследить взаимосвязь с
растениями и животными
сообществ.
Человек и природа
Познакомить с общими
представлениями о природных
сообществах
29
Человек – хозяин
природы?
1
30
Спасём и сохраним! 1
(Открытое
праздничное
мероприятие,
посвящённое
защите природы)
24
Показать влияние человека на
природное сообщество.
Закрепить знания учащихся о
влиянии жизнедеятельности
человека на природу родного края
19
Наблюдение за
животными в природе,
дома.
Посещение
краеведческого музея
Изготовление
коллективного альбома
«Домашние питомцы»
Исследовательская
деятельность по
проблеме «Это животное
- …»
Наблюдение за
животными дома. Минисочинение о своём
домашнем животном.
Изготовление книжкималышки «Мой
любимый друг»
Наблюдение и изучение
форм поверхности
родного края.
Игра «Помоги кузнечику
добраться до дома»
Рисование иллюстраций
к сказкам: «Сказка о
каменном угле», «Кто
главнее?»
Исследование состава
почвы.
Наблюдение и изучение
взаимосвязей растений и
животных в природном
сообществе родного
края.
Наблюдение и изучение
экологических проблем
природного сообщества.
Ролевое
театрализованное
представление.
День
освобождения!
(экскурсия в
исторический
музей)
32 Вместе дружная
семья
(праздничное
мероприятие)
33- Резервные уроки
34
31
Жизнь на Дону
Знакомство со знаменательными
событиями
военных
лет,
происходивших на Донской земле.
1
Рисунки, поделки,
посвящённые данной
тематике.
Сплочение людей разных
национальностей, населяющих
донской край.
Песни, танцы народов,
населяющих родной
край, их национальные
традиции и блюда.
Распределяются учителем по своему усмотрению
1
2
Тематическое планирование курса «Доноведение»
3 класс
№
п/п
1
2
3-4
5-7
Тема
Колво
часов
Край, в котором я
живу
1
О городах и
станицах родного
края
1
С днём рождения,
родной город
(село)
2
У природы нет
плохой погоды
3
Задачи
Я и окружающий мир
Дать представления о Ростовской
области как административной
единице; познакомить с гербом,
флагом, гимном Ростовской области и
правилами поведения при
прослушивании гимна; формировать
умения работы с картой
(исторической, географической и
контурной), находить территорию
Ростовской области на карте страны
Познакомить с наиболее крупными
городами Ростовской области, с их
архитектурой,
достопримечательностями и
значением.
Обратить внимание на
необходимость бережного отношения
к историческим памятникам,
сохранению исторических традиций.
Дать представление о своем
населенном пункте как о малой
Родине; познакомить с историей
возникновения, происхождением
названия, достопримечательностями,
знаменательными датами, известными
людьми.
Природа Донского края
Продолжать формирование умений
анализировать, сравнивать и выделять
существенные отличительные
20
Виды деятельности
Работа с картой
Ростовской области
Практическая
работа по контурной
карте: выделение
границы Ростовской
области.
Экскурсии по
городам Ростовской
области.
Исследовательская
деятельность «Город
(станица) Ростовской
области»
Экскурсия.
Составление
коллажа «Прежде и
теперь»
(используются
фотографии, рисунки
детей)
Экскурсия
«Сезонные изменения
в природе»
признаки сезонных изменений,
продолжать систематические
наблюдения за погодой. Познакомить
с особенностями времен года в
Ростовской области. Познакомить с
природными условиями, процессами
и явлениями характерными для края
(гололед, засуха, ливневые дожди,
грозы, туманы)
Познакомить с профессией метеоролог.
Вода. Ее распространение и значение
для живых организмов.
8
Живая вода.
1
9
Разнообразие
водоемов родного
края. Главная река
нашего края
1
Познакомить с водоемами родного
края. Изучение живой природы
водоема, находящегося вблизи
населенного пункта; его
экологических проблем.
10
Растения и
животные
водоёмов.
1
11
Тайны Донской
земли
1
12
Танаис – древний
город
1
13
Дикое поле
1
14
Донской край –
казачий край
Первые казачьи
городки
Казачья семья
1
Расширить представления детей об
экологических связях в мире природы
водоёма.
Жизнь на Дону
Дать представление о древних
поселениях и кочевых племенах,
проживавших на Дону, познакомить с
историческими памятниками тех веков.
Познакомить с историческим
памятником Ростовской области –
городом Танаисом.
Дать представление о первых
постоянных поселениях (Хазария,
Белая Вежа) на Дону.
Познакомить с героическими битвами
славян против воинственных кочевых
племен (печенегов, половцев, монголотатар).
Познакомить с историческими и
литературными памятниками тех
времён.
Познакомить с историей появления
первых казачьих городков; казачьими
поселеньями и хозяйством казаков.
1
Познакомить с особенностями
казачьей семьи и воспитанием детей.
Жилище казака
История вещей.
Одежда.
1
1
Актуализировать знания об
особенностях быта казаков (жилище,
посуда, одежда), станичных ремеслах
15
17
16
18
1
21
Конкурс рисунков
Работа с картой
Ростовской области .
Исследовательские
работы.
Экскурсия на водоем
(с целью изучения
живой природы
водоема и его
экологических
проблем) Беседа о
бережном
использовании воды.
Исследовательские
работы учащихся
Экскурсия в
архитектурный
исторический
памятник «Танаис»
Рисование картин
прошлого Дона.
Экскурсия в
краеведческий музей
Исследовательская
работа «История
казачьей семьи».
Проект «Жизнь и быт
казаков» (изготовление
поделок)
19
История вещей.
Посуда.
Славен Дон!
1
Воспитывать гордость и чувство
ответственности перед настоящим и
прошлым своего родного края.
Воспитывать на примерах своих
соотечественников гордость и чувство
ответственности перед Родиной и
своими близкими.
Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону
21 Сретение. Сороки. 1
Дать общее представление о весенних
обрядах на Дону
22 Встреча птиц
1
Дать общее представление о
международном дне птиц.
23 Пасха, Вербное
1
Дать общее представление о весенних
воскресенье
обрядах на Дону
Природа Донского края
24 Природная
1
Познакомить с особенностями
поверхность
поверхности Ростовской области:
нашего края
холмистой равниной, оврагами,
курганами, терриконами, лиманами
поймы реки Дон.
25 Из недр Донской 1
Познакомить с полезными
земли
ископаемыми Ростовской области:
известняк, песок, глина; их
месторождения; воспитывать
понимание необходимости бережного
использования подземных богатств
края.
20
1
26
Почвы родного
края
1
27
Цвети, мой край
родной!
Природная
экосистема степи.
Природные
экосистемы луга
1
Природные
экосистемы леса
1
Донская земля –
житница России
1
28
29
30
1
Почвы Ростовской области:
черноземы, каштановые, луговые.
Выявить значение почвы для
Ростовской области.
Закрепить представления о степи, как о
природном сообществе, раскрыть
значение степи для растительного и
животного мира.
Закрепить представления о луге, как о
природном сообществе, раскрыть
значение лугов для человека,
экологические проблемы, связанные с
данным сообществом.
Познакомить с одним из природных
сообществ Ростовской области: лесом.
Показать взаимосвязи растений и
животных в данном сообществе.
Влияние человека на сообщество.
Человек и природа
Познакомить с природным
сообществом поля. Показать общее
культурных и дикорастущих растений,
их различие на примерах растений
22
Праздничное
мероприятие
Праздничные
мероприятия.
Изготовление
скворечника
Праздничные
мероприятия.
Экскурсия.
Практическая работа
«Рисунок, карта
поверхности родного
края»
Работа
с картой Ростовской
области и
практическая работа
по контурным картам.
Беседа о бережном
использовании
полезных ископаемых
Практическая работа
«Почвы родного
края»
Экскурсия.
Исследовательские
работы уч-ся «Мир
природного
сообщества родного
края»
Конкурс рисунков
Викторины,
кроссворды
Исследовательская
работа «Кто работает
на родной земле»
31
Сельское
хозяйство на
Дону: земледелие.
1
32
Казачьи
посиделки
1
33
Сельское
хозяйство на
Дону:
животноводство
1
34
Славься наш край!
1
родного края; разнообразие культур
выращиваемых на полях Ростовской
области.
Сформировать представления о
сельском хозяйстве нашего края и его
отраслями. Познакомить с
профессиями людей, работающих в
сельском хозяйстве.
Показать значение хлеба для людей;
воспитывать бережное отношение к
хлебу, труду людей.
Сформировать представления о
животноводстве нашего края и его
отраслями. Познакомить с
профессиями людей, работающих в
животноводстве.
Я и окружающий мир
Закрепить представления и знания
учащихся о Донском крае.
Праздничное
мероприятие.
Исследовательская
работа «Кто работает
на родной земле»
Викторина.
Экскурсия по минимузею (выставка
поделок,
исследовательских и
проектных работ
учащихся,
выполненных за год ).
Тематическое планирование курса «Доноведение»
4 класс
№
п\п
1.
2-3
4
5
Тема урока
Колво
часов
Задачи урока
Я и окружающий мир
Донской край – мой
1
Дать представление о Ростовской
край!
области как о малой Родине;
познакомить с административной
картой Области Войска Донского и
Ростовской области, её районами.
Что ты знаешь о роде
1
Показать ученикам, что их личная
своём?
история и история их семьи являются
частью истории страны;
- научить составлять летопись своей
семьи; соблюдать семейные
традиции.
Яркие страницы истории земли Донской
На казачьем Кругу
1
Познакомить с историей казачьих
символов, управлением в казачьей
станице.
Донской казак хват,
1
Способствовать пониманию идей
силой, удалью богат
казачьей вольности; познакомить с
историей казачьих походов.
Способствовать пониманию значения
23
Виды деятельности
Исследовательская
работа «Край, в
котором я живу»
Защита проекта «Моя
семья»
Экскурсия в
краеведческий музей
службы Отчизне, Родине, краю.
Формировать чувство гордости за
великих людей – наших земляков.
Познакомить с причинами казачьих
восстаний («С Дона выдачи нет!»;
«Границы России лежали на
передней луке казачьего седла»).
6
Ермак Могучий.
1
7
Степан Разин.
1
8-9
Роль Петра 1 в
истории России и
родного края.
2
Показать судьбоносное значение
реформ Петра I для казачества.
Значение для России взятие г.Азова.
10
Таганрог – первый
порт России
1
Показать значение строительство
морского порта для России.
Познакомить с историей города
11
Крепость Димитрия
Ростовского
1
Показать значение строительство
крепости для всей России.
Познакомить с историей города
Ростова-на-Дону
12
Емельян Пугачёв.
Предводитель
крестьянского
восстания
Вместе с Суворовым
1
Рассказать о двойственном образе
Е.Пугачева и «пугачевщины»;
место Пугачева в истории казачества.
1
14
Платов Матвей
Иванович
1
Формировать чувство гордости за
великих людей, оставивших яркий
след своих дел в нашем крае
Развивать познавательный интерес,
гордость за наших земляков, для
которых «Честь дороже жизни».
15
Новочеркасск столица казачьего
Дона
1
13
Показать значение строительства
новой столицы казачества.
Познакомить с историей города
Новочеркасска
24
Составление теста
Доклады-сообщения
учащихся.
Проблемный диспут
«Причины казачьего
восстания»
Экскурсия в
краеведческий музей.
Составление
летописи города
Азова.
Экскурсия по
г.Таганрогу.
Составление
летописи города
Таганрога.
Экскурсия по
г.Ростову-на-Дону.
Составление
летописи города
Ростова-на-Дону.
Доклады-сообщения
учащихся.
Написание очерка
Экскурсия в музей
станицы
Старочеркасская.
Составление
летописи города
Старочеркасска
Экскурсия по
г.Новочеркасску.
Составление
летописи города
Новочеркасска.
Бакланов Яков
Петрович
За землю и за волю
1
18
Дон в годы
строительства новой
жизни
1
19
Дон в годы Великой
Отечественной
войны.
1
Воспитывать гражданские качества:
героизм, умение отказаться от своего
блага ради спасения родной земли;
показать примеры подвигов.
20
День освобождения
родного города (села,
станицы)
Мирное время на
Донской земле.
1
Познакомить с историей
освобождения родного города (села)
от фашистов
Сформировать представления у уч-ся
о промышленности нашего края и её
отраслями; познакомить с
известными людьми.
16
17
2122
1
2
23
Волгодонск – город
молодости
1
24
Дом, в котором мы
живём
1
25
Экологические
Проблемы воздуха в
родном крае.
Экологические
проблемы воды в
родном крае.
1
Экологические
1
26
27
1
Формировать чувство гордости за
великих людей – наших земляков.
Познакомить с термином
гражданская война и движением
«красное казачество» и «белое
казачество»; познакомить с героями
Гражданской войны.
Показать на примерах жизнь Дона
при строительстве социализма.
Показать значение строительства
Цимлянского водохранилища и
города Волгодонска. Познакомить с
историей города Волгодонска.
Человек и природа
Закрепить понятия: экология,
экологические проблемы,
экосистемы, законы экологии.
Развивать умения проводить
сравнительные наблюдения в
экосистемах, применять законы
экологии для создания простейших
проектов.
Уточнить и расширить знания о
значении воздуха и воды для живых
существ;
-раскрыть и систематизировать
основные причины и последствия
загрязнения воды и воздуха, а также
составлять планы рационального
использования природных ресурсов и
меры по охране их чистоты.
Продолжить формировать у
25
Экскурсия в
исторический музей.
Диспут.
Составление
летописи Вёшенской.
Экскурсия в
исторический музей.
Встреча с бывшими
пионерами.
Экскурсия в музей
«Военноисторический
комплекс»,
краеведческий музей.
Участие в празднике.
Чествование
участников войны.
Исследовательская
работа уч-ся «Кто
работает на родной
земле», «Развитие
промышленности
Ростовской области».
Праздник «Все
работы хороши –
выбирай на вкус»
Экскурсия по
г.Волгодонску.
Составление
летописи города
Волгодонска.
Создание общества
«Зелёный патруль»,
его атрибутики и
правил.
Исследовательская
работа
««Экологические
проблемы воздуха,
воды, почвы родного
края».
Коллективное
создание опорных
знаков «Береги
воздух»,
«Береги воду».
Работа с
проблемы почв
родного края
28
Охрана полезных
ископаемых родного
края.
1
29
Экологическое
равновесие в природе
1
3031
Охранять природу –
значит охранять
Родину
1
32
Троица
1
33
Ивана Купала
1
34
*
Спасы
Я – гражданин
Ростовской области
1
учащихся представлений о
разновидности почв нашего края.
Обосновать необходимость и
раскрыть способы охраны почв.
Познакомить с проблемой
переработки мусора и отходов в
родном крае.
Продолжить формировать у
учащихся представлений о
подземных богатствах нашего края;
- познакомить способами добычи
полезными ископаемыми,
профессиями, связанными с
разработкой месторождений, охраной
подземных богатств.
дополнительной
литературой.
Создание и
презентация проекта
«Что можно сделать
из мусора».
Сформировать у учащихся
представление об экологическом
равновесии. Ввести понятие:
экологические катастрофы.
Совершенствовать умение
использовать в работе ранее
полученные знания и делать выводы,
опираясь на собственные
наблюдения.
Познакомить уч-ся с Красной книгой
РО, с растениями и животными,
которые в неё внесены;
Познакомить уч-ся с многообразием
форм охраны природы: заповедники
и заказники Ростовской области.
Учить бережно относиться к
представителям живого мира нашего
края.
Жизнь на Дону
Дать общее представление о летних
обрядах на Дону.
Познакомить с играми, забавами,
потехами, научить в них играть.
Экскурсия в зоопарк
или в ботанический
сад. Диспут.
Воспитывать чувство гордости и
ответственности гражданина своего
края. Сплочение людей разных
национальностей, населяющих
донской край.
26
Работа с картой РО,
коллекцией полезных
ископаемых.
Создание памятки
«Охрана полезных
ископаемых родного
края»
Проект «Красная
книга» Ростовской
области.
Праздничное
мероприятие.
Изготовление Семика
и Семичихи из
соломы
Купальская
площадка: игры,
забавы, потехи
Праздник-застолье
Праздничное
мероприятие,
приравненное к
выпускному вечеру.