I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «МЫ- твои друзья» для обучающихся 2- 4 классов составлена на основе Требований к результатам освоения
программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Федеральная основная общеобразовательная программа, утвержденная
приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18 мая 2023 г. № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»
•
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы – твои друзья» составлена на основе авторской программы внеурочной
деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова, методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников»
(авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, М.: «Просвещение», 2010) и «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и
основное образование)» под редакцией В В соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего
образования 2024-2025г
• Учебный план МБОУ СОШ № 84 п. Сеятель на 2024-2025 учебный год
• Календарный учебный график МБОУ СОШ № 84 п. Сеятель на 2024-2025 учебный год
• Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 84 п. Сеятель.
Общая характеристика курса
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.
Участники программы — учащиеся 2-4 классов (8-11 лет), учителя младших классов. Следует отметить, что поскольку программа
посвящена взаимоотношениям с домашними питомцами, ее участниками становятся и члены семей младших школьников.
Цель программы: сформировать у школьников ответственное отношение к домашним животным. Оно базируется на осведомленности
учащихся о нуждах и потребностях четвероногих друзей, понимании — какую роль играет человек в их жизни, готовности заботиться и
бережно относиться к питомцам.
Основными задачами программы являются:
-формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как представителей мира живой природы, понимания связи
человека и природы;
-развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным;
-вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами.
Актуальность.
Центральный объект программы - взаимоотношения человека с домашними животными.
Основной акцент сделан на формировании ценностного, глубоко-эмоционального отношения детей к животным. Важно, чтобы ребенок
воспринимал животное не только как объект наблюдения и изучения, но и понимал, что перед ним живое существо, которое может
испытывать боль и радость, страх и удовольствие, резвиться и недомогать.
Домашний питомец способен быть преданным и надежным другом, вызывать восхищение своей особой красотой, удивлять
физическими способностями.
Основное содержание программы посвящено различным аспектам содержания кошек и собак, так как эти животные являются
наиболее распространенными среди домашних питомцев. При этом в программе уделяется внимание и другим животным. Это дает
возможность педагогу определять направление беседы с детьми в зависимости от их интересов (какие именно домашние питомцы есть в
семьях учащихся, какие животные им интересны и т.д.).
Программа носит интегрированный характер. Будучи направленной на решение конкретных педагогических задач, она создает
своеобразное поле проблем, для решения которых требуются определенные знания из различных предметных областей и курсов, изучаемых
в начальной школе: окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, музыки.
Содержание программы строится на основе деятельного подхода. Основное условие ее эффективной реализации заключается в
постоянном вовлечении учащихся в различные виды деятельности, позволяющей им приобретать новые знания, формировать суждения,
осваивать практические навыки. Все это, в свою очередь, становится базой для формирования основ экологической ответственности как
одной из наиболее важных черт личности.
Предлагаемые формы реализации программы создают условия не только для восприятия и усвоения знаний, но и побуждают
школьников высказывать свои оценки и суждения, анализировать ситуации с использованием нравственных, эстетических категорий, с
интересом и вниманием относиться к мнениям и оценочным суждениям других людей.
Воспитательный эффект программы не ограничивается лишь формированием бережного и ответственного отношения к домашним
животным. Она создает условия для формирования ценностного отношения младших школьников к миру живой природы развивает
экологическую культуру личности.
Сроки реализации программы: 3 года (2-4 класс). Курс рассчитан на 1 час в неделю: по 34 часа.
Методы и приемы
➢ Для реализации программы предполагается организация следующих видов внеурочной деятельности младших школьников: игровой,
познавательной, развлекательной (досуговое общение), трудовой, спортивно-оздоровительной;
➢ проблемно-ценностного общения; социального и досугового художественного творчества;
➢ деятельностный, поисковый, эвристический, исследовательский, практический, наглядный, самостоятельный; метод создания
игровых ситуаций, метод проектов, метод программированного обучения;
➢ разноуровневое обучение, индивидуальное обучение, обучение в сотрудничестве:
а) совместное обучение в малых группах;
б) обучение в командах на основе игры, турнира;
в) индивидуальное обучение в командах.
Формы обучения
- беседа, диалог, дискуссия; дидактические, сюжетно-ролевые игры;
-тренинги и арт-технологии; конкурсы, викторины, турниры, проектные работы;
-тематические занятия; игровые уроки; практические занятия; конкурсы, соревнования;
- подготовка и проведение игр и праздников;
- просмотр видеоматериалов; организация экскурсий.
Возможно проведение занятий блоками в рамках тематической недели или месячника, фестивалей, олимпиад и т.п. Например, 1 марта
— международный День кошек, накануне этого дня в течение недели проводятся тематические уроки и внеурочные мероприятия.
Аналогичные мероприятия могут проводиться в рамках других памятных дней: Всемирный день защиты животных (4 октября),
международный День собак (1 июня), День кинолога (21 июня) и др.
Такой подход расширяет рамки программы — от мероприятий, в которых принимают участие ученики одного класса, до вовлечения
в программу учеников параллели классов, всей начальной школы, а в некоторых случаях и всех учащихся образовательного учреждения.
Средства контроля
• - организация тестирования и контрольных опросов;
• - проведение викторин, смотров знаний;
• - организация игр-тренингов.
Программа данного курса предусматривает знакомство младших школьников с различными домашними питомцами, особенностями их
строения и поведения, элементарными правилами ухода за кошками и собаками.
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение курса «Мы – твои друзья» во 2 -4 классах выделяется 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа построена с учетом следующих принципов:
➢ доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6–10 лет;
➢ личностно-ориентированная направленность курса;
➢ актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей
ребенка данного возраста;
➢ линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с
опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
➢ деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в
игровой деятельности и эмоционально- наглядной опоре познавательной деятельности.
С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы:
Обязательный объем знаний — перечень необходимых дляусвоениям младшим школьником дидактических единиц, выраженных в
формулировках, доступных для каждого обучающегося.
Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в
условиях учебных и реальных ситуаций.
Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно
использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.
Программа построена по модульному принципу.
В основе программы 6 разделов, изучение которых предполагается в рекомендованной последовательности: от знакомства с
историей взаимоотношений человека и домашних животных к усвоению младшими школьниками основных навыков общения и ухода за
домашними питомцами — кошками и собаками.
Темы включают информационные блоки и комплекс заданий, помогающих учащимся осваивать полученные знания.
1-ый год обучения - 2 класс (34 часа)
Раздел 1. Давай познакомимся. Ролевая игра «Знакомься – домашние животные». Какие бывают домашние питомцы. Животные
зоопарка. Животные в цирке.
Раздел 2. Как мы появились в доме человека. Мы очень разные. Почему люди заводят домашних животных. Как правильно
выбрать и где приобрести домашнего питомца. Зоомагазин. Как мы появились в доме человека.Мир домашнихгрызунов. Морские свинки,
декоративные крысы, хомяки, шиншиллы. Мы очень разные. Аквариумные рыбки. Детки в клетке (попугайчики, канарейки и домашние
голуби). Домашние кролики.
Раздел 3.Как мы устроены и как за нами ухаживать. Выбор питомца - очень ответственный шаг. Особенности внешнего строения тела
домашних питомцев (птиц, аквариумных рыбок, грызунов). Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление,
общение и игры, посещение ветеринара.
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. Приручение волнистых попугайчиков и обучение разговору.
Дрессировка декоративного кролика. С чего начинается дрессировка хомячка. Дрессировка и приручение морских свинок. Первые шаги аквариумиста
– с чего начать?
Раздел 5. На приёме у Айболита. Если питомец заболел? Ветеринарные услуги. Заболевания аквариумных рыбок. Советы рыбьего доктора.
Доктор Айболит для домашних грызунов. Ветеринар – ратолог. Болезни волнистых попугаев и их лечение в домашних условиях.
Раздел 6.Мы с тобой - друзья! Мини-проект «Образ медведя в художественной литературе». Книги знаменитых дрессировщиков Владимира Дурова «Мои звери», Натальи Дуровой «Мой дом на колесах». Игровая карусель «Зоопарк в моей квартире».Мой питомец –
самый лучший! Выставка рисунков.
2-ой год обучения - 3 класс (34 часа)
Раздел 1. Давай познакомимся. Давайте познакомимся. Ролевая игра. Вместе нам - лучше. Выбор питомца - очень ответственный шаг.
Общие потребности человека и его домашних питомцев (на примере кошек). Отношение наших предков к кошкам. «Священные животные
Египта». Священные животные, преклонение перед ними. Значение кошек в жизни человека. Влияние общения с животными на эмоции,
настроение и самочувствие человека. Кошки – синоптики. Карнавал животных.
Раздел 2. Как мы появились в доме человека. Мы очень разные. Как кошки появились в доме человека. Первоначальное знакомство с
домашними кошками как представителями крупных семейств животных. Школа тигров и леопардов. Знакомимся с родословным древом
кошек. Удивительные факты про кошачьих. Коллективная проектная деятельность. «Такие разные эти хвостатые - полосатые и такие
прекрасные!» Выставка детских работ.
Раздел 3.Как мы устроены и как за нами ухаживать. «Мы в ответе за тех, кого приручили». Развитие кошек — от котёнка до взрослой
кошки. Особенности возраста: активность, поведение, рацион питание. Особенности организма кошек. Условия, необходимые домашним
кошкам. Как ухаживать за нашими питомцами. Правила содержания и выгула кошек. Культура содержания кошек в городе. Четыре лапы,
хвост и не только. Уход за шерстью и когтями. Проект «Как я ухаживаю за своим питомцем».
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. Общение в мире животных. На каком языке общаются кошки.
Почему важно понимать «язык» животных. Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек. Работа в парах с элементами
тренинга «Пойми меня!» Основные правила воспитания и дрессировки кошек «Школа - Четыре лапы». Методы поощрения в воспитании.
Можно ли наказывать наших питомцев? Игровое задание «Озвучиваем фильм»
Раздел 5. На приёме у Айболита. Здоров ли ваш питомец? Первые признаки недомогания у кошек. Травма, отравление, инфекционные и
паразитарные заболевания. Первая неотложная помощь. Будь здоров, мурлыка! В каких случаях следует обращаться в ветеринарную
клинику. Практическая работа «Невидимые, но опасные: кого можно увидеть с помощью микроскопа». Ролевая игра «На приеме у
Айболита». Конкурс плакатов «Важные правила».
Раздел 6.Мы с тобой - друзья! Литературная мастерская «Образы животных в произведениях искусства. Знаменитые кошки». «Необычная
прогулка». Образы кошек в искусстве - в музыке, театре, кино, танце. «Необычная прогулка». Образы кошек в живописи. Коллективный
проект «Удивительная выставка». Интеллектуально-познавательная игра «Про котов, котят и кошек – обитателей окошек». Мяу - эстафета
«Кошки – это кошки!»
3-ий год обучения - 4 класс (34 часа)
Раздел 1. Давай познакомимся. Мои четвероногие друзья. Как домашние животные и их хозяева находят общий язык. Значение животныхкомпаньонов. Клубы любителей животных. Общество охраны животных. Права и обязанности хозяев животных.
Раздел 2. Как мы появились в доме человека. Мы очень разные. Творческая работа. Родословное древо собак. Как собаки появились в
доме человека. История и причины одомашнивания. История появления различных пород собак, их назначение. Различные породы собак,
особенности поведения, характера, привычек. Могут ли собаки предсказывать приближение стихийных бедствий (землетрясений,
наводнений)? Правила выбора себе домашнего питомца. Главное качество хозяина питомца — ответственность.
Раздел 3.Как мы устроены и как за нами ухаживать. Особенности организма собак. Сравнение внешнего строения тела собак и кошек.
Что необходимо собакам для хорошего самочувствия. Разный возраст — разные потребности. Особенности содержания молодых и взрослых
животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках. Правила содержания собак в городе. Как должно быть
обустроено место для собаки в городской квартире. Справочная литература, посвящённая содержанию животных. Прогулка - обязательная
часть распорядка дня для собаки. Где и как правильно выгуливать собаку в городе. Как защитить собак от жестокого обращения.
Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Информационно-библиографический дайджест «Друзей не бросают». Почему
появляются бездомные кошки и собаки? Помощь бездомным животным.
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. Как общаются животные друг с другом и с человеком. Почему
важно понимать «язык» животных. Звуковое общение. «Как кошка с собакой» — различия в поведении и особенностях взаимоотношений
кошек и собак с человеком и между собой. Кинологи, кто они? Основные правила воспитания и дрессировки собак. Особенности воспитания
и дрессировки разных пород собак. Осторожно — незнакомая собака! Правила общения с чужими домашними собаками. Правила
безопасности при встрече с бездомными собаками. Игры с питомцем: проводим время вместе.
Раздел 5. На приёме у Айболита. Здоров ли ваш питомец? Первая неотложная помощь. Роль ветеринарной службы в сохранении здоровья
домашних животных. Что нужно знать о прививках собакам и кошкам? Заражение организма человека или животных паразитами животной
природы. Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку. Мини-проект «Гигиена — прежде всего!»
Раздел 6.Мы с тобой - друзья! Мой питомец – самый лучший! Выставка рисунков, плакатов, фотографий, поделок. Коллективный проект
«Верное и преданное сердце». Книжная выставка «Собаки в художественных произведениях». Книги А. Чехова «Каштанка», Г.
Троепольского «Белый Бим Черное Ухо», Д. Пеннака «Собака Пес», Куприна «Белый пудель». «Верные спутники воина».Историкопатриотический медиа-часа «Подвиги животных в годы Великой Отечественной войны». Квест-игра «Мой четвероногий друг».
•
•
•
•
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
интерес к изучению домашних животных;
умение выражать свое отношение к домашним животным различными художественными средствами (художественное слово,
рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
готовность внимательно и ответственно относиться к домашним животным; сопереживать и сочувствовать им;
желание и готовность расширять свои познания, связанные с домашними животными за счет самостоятельного поиска информации.
Метапредметные результаты.
•
Познавательные УУД:
навыки организации своей деятельности: постановка цели, планирование этапов; оценка результатов своей деятельности;
приёмы исследовательской деятельности, связанной с изучением домашних животных: формулирование (с помощью учителя) цели
исследования, наблюдение; фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования;
навыки работы с источниками информации, связанными с домашними животными: выбор источников информации; поиск и отбор
информации, анализ информации;
навыки эффективной коммуникации – взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
•
•
•
•
Регулятивные УУД:
учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
•
•
•
Коммуникативные УУД:
• умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и
принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и
невербальными средствами коммуникации,
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им;
• учиться согласованно, работать в группе;
• формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в
общении и совместной деятельности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в
решении общих проблем;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.
Работа с информацией:
Обучающиеся научатся:
• осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, интернете;
• рассматривать ее с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать и преобразовывать ее,
критически оценивать;
• определять возможные источники информации и способы ее поиска.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• оценивать потребность в дополнительной информации;
•
получать информацию из наблюдений при общении;
•
анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части;
•
наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания,
обновляя представления о причинно-следственных связях.
Совместная деятельность:
Обучающиеся научатся:
• определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
Предметные результаты:
Обучающиеся получат:
в ценностно-ориентационной сфере — сформированные представления об экологии, как важном элементе культурного опыта
человечества;
в познавательной сфере — сформированные представления о роли домашних животных в жизни человека, понимание важности
правильного ухода за домашними животными (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т.д.); представление о нормах и
правилах безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными;
в трудовой сфере — использование полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами;
в эстетической сфере — умение оценить красоту животного;
в сфере физической культуры — элементарные представления о пользе нормированной физической нагрузки для здоровья,
выносливости, эмоционального настроя (своего и питомца), понимание того, как ежедневные прогулки и игры с домашним питомцем
могут повлиять на физическую активность хозяина.
Обучащиеся получат возможность научиться:
•
•
правилам безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными;
правильно ухаживать за домашними собаками и кошками не забывая про личную гигиену.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения (2 класс) - (34 часа)
Раздел
Количество
Тема занятия
Требования к уровню усвоения
Примечание
часов
Раздел 1.
Давай
познакомимся
(8 часов)
2
2
2
2
Раздел 2.
Как мы
появились в
доме человека.
Мы очень
разные.
(6 часов)
2
1
материала
Ролевая игра «Знакомься – домашние
животные».
Формирование представления учащихся
о домашних животных как особой
группе
в
животном
мире,
их
разнообразии и роли в жизни человека
Формирование
представления
об
ответственности человека за домашних
животных и формах проявления этой
ответственности
Пробуждение у учащихся интереса к
животным-компаньонам,
осознание
учащимися тех преимуществ, которые
получает
человек,
приобретая
домашнего питомца
Какие бывают домашние питомцы.
Знакомство учащихся с историей
одомашнивания животных, причинах
одомашнивания
Животные зоопарка.
Развитие представления учащихся о
разнообразии животных, особенностях
их внешнего строения и особенностях
содержания
Животные в цирке.
Развитие у учащихся понимания того,
что вне зависимости того, является ли
животное
породистым
или
беспородным, оно способно подарить
своему хозяину нежность и любовь.
Почему
люди
заводят
домашних Формирование
представление
у
животных. Как правильно выбрать и где учащихся о домашних животных как
приобрести
домашнего
питомца. представителях
больших
семейств
Зоомагазин.
животных,
объединенных
родственными связями
Как мы появились в доме человека.Мир Развитие у учащихся понимания
домашнихгрызунов.
Морские
свинки, родства человека с миром животных,
декоративные крысы, хомяки, шиншиллы.
Раздел 3.
Как мы
устроены и
как за нами
ухаживать.
(5часов)
1
Мы очень разные. Аквариумные рыбки.
1
Детки в клетке (попугайчики, канарейки и
домашние голуби).
1
Домашние кролики.
2
Выбор питомца - очень ответственный
шаг.
1
Особенности внешнего строения тела
домашних питомцев (птиц, аквариумных
рыбок, грызунов).
2
Особенности содержания молодых и
взрослых животных: кормление, общение
и игры, посещение ветеринара.
связях, которые их объединяют,
важности сочувственного и бережного
отношения к природе.
Развитие у учащихся понимания
родства человека с миром животных,
связях, которые их объединяют,
важности сочувственного и бережного
отношения к природе.
Развитие у учащихся понимания
родства человека с миром животных,
связях, которые их объединяют,
важности сочувственного и бережного
отношения к природе.
Развитие у учащихся понимания
родства человека с миром животных,
связях, которые их объединяют,
важности сочувственного и бережного
отношения к природе.
Развитие
интереса учащихся к
домашним животным, побуждение их
восхищаться
внешней
красотой
животных и способностями, которые
позволяют им приспособиться к
различным условиям жизни
Развитие у учащихся сочувственного
отношения к бездомным животным,
понимания того, как можно им помочь
Знакомство с основными принципами
ухода за домашними питомцами,
развитие
понимания
важности
ответственного отношения к домашним
животным.
Знакомство с основными принципами
ухода за домашними питомцами,
развитие
понимания
важности
ответственного отношения к домашним
Раздел 4.
Школа для
животных: как
правильно
воспитывать
питомцев
(5часов)
1
1
1
1
животным.
Приручение волнистых попугайчиков и Расширить представление учащихся о
обучение их разговору.
том, как происходит общение в мире
животных, используемых ими способах
передачи информации, а также
сформировать представление о том,
почему важно понимать «язык»
домашних питомцев.
Сформировать представление об
основных компонентах регулярного
ухода за домашними животными как
основной форме проявления заботы и
любви о питомце.
Познакомить учащихся с основными
правилами обучения домашнего
животного как еще одного важного
способа проявления ответственности и
заботы о своем питомце.
Формировать навыки безопасного
поведения при встрече с незнакомыми
или бездомными животными.
Дрессировка декоративного кролика.
Познакомить учащихся с основными
правилами обучения домашнего
животного как еще одного важного
способа проявления ответственности и
заботы о своем питомце.
С чего начинается дрессировка хомячка.
Познакомить учащихся с основными
правилами обучения домашнего
животного как еще одного важного
способа проявления ответственности и
заботы о своем питомце.
Дрессировка и приручение морских свинок.
Познакомить учащихся с основными
правилами обучения домашнего
животного как еще одного важного
способа проявления ответственности и
заботы о своем питомце.
1
Раздел 5.
На приёме у
Айболита
(5 часов)
2
1
1
Первые шаги аквариумиста – с чего Познакомить учащихся с основными
начать?
правилами обучения домашнего
животного как еще одного важного
способа проявления ответственности и
заботы о своем питомце.
Если питомец заболел? Ветеринарные Познакомить учащихся с признаками,
услуги.
которые могут свидетельствовать о
хорошем самочувствии домашнего
питомца, а также с признаками,
свидетельствующими о
появлении
какого-либо
заболевания,
травмы,
отравления и т.д.
Формирование представления о том,
что забота о здоровье питомца является
одной
из
форм
проявления
ответственности его хозяина
Формировать
представление
у
учащихся о роли ветеринарной службы
в сохранении здоровья домашних
животных.
Развивать навыки соблюдения личной
гигиены при общении с домашними
животными.
Заболевания аквариумных рыбок. Советы Формировать
представление
у
рыбьего доктора.
учащихся о роли ветеринарной службы
в сохранении здоровья домашних
животных.
Развивать навыки соблюдения личной
гигиены при общении с домашними
животными.
Доктор Айболит для домашних грызунов. Формировать
представление
у
Ветеринар – ратолог.
учащихся о роли ветеринарной службы
в сохранении здоровья домашних
животных.
Развивать навыки соблюдения личной
гигиены при общении с домашними
1
Раздел 6.
Мы с тобой
- друзья!
(5 часов)
1
2
1
1
Итого
животными.
Болезни волнистых попугаев и их лечение Формировать
представление
у
в домашних условиях.
учащихся о роли ветеринарной службы
в сохранении здоровья домашних
животных.
Развивать навыки соблюдения личной
гигиены при общении с домашними
животными.
Знакомство учащихся с понятием
«анималистика»,
анималистическими
произведениями в различных жанрах
искусства
Развитие у учащихся эстетических
Мини-проект «Образ медведя в
представлений и оценок, готовности
художественной литературе».
высказывать свое личное отношение к
произведению искусства
Развитие
представления
о
роли
домашних животных в жизни человека,
важности бережного и уважительного
отношения к питомцам
Развитие
представления
о
роли
Книги знаменитых дрессировщиков домашних животных в жизни человека,
Владимира Дурова «Мои звери», Натальи
важности бережного и уважительного
Дуровой «Мой дом на колесах».
отношения к питомцам
Развитие
представления
о
роли
Игровая карусель «Зоопарк в моей
домашних животных в жизни человека,
квартире».
важности бережного и уважительного
отношения к питомцам
Развитие
представления
о
роли
Мой питомец – самый лучший! Выставка
домашних животных в жизни человека,
рисунков.
важности бережного и уважительного
отношения к питомцам
34
2-ой год обучения (3 класс) - (34 часа)
Раздел
Количество
часов
Раздел 1.
Давай
познакомимся
(6 часов)
1
1
1
1
1
1
Раздел 2.
Как мы
появились в
доме человека.
1
Тема занятия
Давайте познакомимся. Ролевая игра
Требования к уровню усвоения
материала
Познакомить
учащихся
с
особенностями поведения и повадок
животных
семейства
кошачьих,
расширять кругозор, способствовать
возникновению
познавательного
интереса.
Вместе нам - лучше.
Особенности поведения собак и кошек
как представителей млекопитающих
(зверей)
Выбор питомца - ответственный шаг.
Собаки
и
кошки
–
хищные
млекопитающие.
Особенности
поведения собак и кошек, связанные с
поиском и добычей пищи
Общие потребности человека и его Познакомить
учащихся
с
домашних питомцев (на примере кошек).
особенностями поведения и повадок
Отношение наших предков к кошкам.
животных
семейства
кошачьих,
Проект «Священные животные Египта».
расширять кругозор, способствовать
возникновению
познавательного
интереса.
Значение кошек в жизни человека.
Собаки и кошки — домашние
Влияние общения с животными на
животные.
Уход,
воспитание
и
эмоции, настроение и самочувствие
дрессировка собак и кошек. Бездомные
человека. Кошки – синоптики.
животные. Правила безопасности при
встрече с бездомными и незнакомыми
животными
Творческая работа «Карнавал животных»
Ответственное отношение к домашним
питомцам — собакам и кошкам. Уход,
внимание и забота о домашних
питомцах
Как кошки появились в доме человека.
Познакомить
учащихся
с
особенностями поведения и повадок
животных
семейства
кошачьих,
расширять кругозор, способствовать
Примечание
Мы очень
разные.
(5 часов)
Раздел 3.
Как мы
устроены и
как за нами
ухаживать.
(6часов)
возникновению
интереса.
1
Первоначальное знакомство с домашними
кошками как представителями крупных
семейств животных. Школа тигров и
леопардов.
1
Знакомимся с родословным древом кошек
1
Удивительные факты про кошачьих.
Коллективная проектная деятельность.
1
«Такие разные эти хвостатые - полосатые
и такие прекрасные!» Выставка детских
работ.
1
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
Развитие кошек — от котёнка до взрослой
кошки. Особенности возраста: активность,
поведение, рацион питание.
1
Особенности организма кошек. Условия,
необходимые домашним кошкам.
1
Как ухаживать за нашими питомцами.
Правила содержания и выгула кошек.
познавательного
Познакомить
учащихся
с
особенностями поведения и повадок
животных
семейства
кошачьих,
расширять кругозор, способствовать
возникновению
познавательного
интереса.
Профессии, связанные с кошками и
собаками: фелинолог, кинолог (эксперт,
инструктор, дрессировщик; кинологи –
пограничники,
полицейские,
таможенники),
специалист
по
разработке кормов, ветеринар, цирковой
дрессировщик и др.
Поиск информации в литературе,
периодической
печати,
интернете.
Передачи о собаках и кошках на
телевидении и радио
Даты, связанные с собаками и кошками.
Подготовка стенных газет, плакатов,
листовок, памяток и т.п. к различным
датам, связанным с собаками и кошками
Особенности отношения к кошкам и Коллективн
собакам в разных странах, в различные ый проект
исторические эпохи
Здоровье и здоровый образ жизни:
сравнение значения этих понятий для
человека и его домашних питомцев
Правила поведения при встрече с
бездомными
или
незнакомыми
животными
1
1
1
Раздел 4.
Школа для
животных: как
правильно
воспитывать
питомцев
(6часов)
1
1
Культура содержания кошек в городе.
Соблюдение правил содержания и
выгула собак и кошек. Правила
использования поводков, ошейников,
намордников для собак средних и
крупных пород
Четыре лапы, хвост и не только. Уход за
Ответственность как одна из
шерстью и когтями.
важнейших качеств личности.
Ответственность за жизнь и здоровье
домашних питомцев.
Проект «Как я ухаживаю за своим
Ответственность
как
одна
из
питомцем».
важнейших
качеств
личности.
Ответственность за жизнь и здоровье
домашних питомцев. Любовь, забота,
внимательность по отношению к
домашним питомцам. Недопустимость
жестокого отношения к животным
Общение в мире животных. На каком Почему люди заводят домашних
языке общаются кошки.
животных. Питомец — животное, за
которым ухаживает человек, проявляя
при этом ласку и заботу.
Какие бывают домашние питомцы.
Как домашние животные и их хозяева
находят общий язык.
Почему важно понимать «язык»
Почему важно обсудить приобретение
животных. Язык тела: что означают
питомца всей семьей? Как правильно
различные позы и поведение кошек.
выбрать и где приобрести домашнего
питомца. Организации и учреждения, в
которых могут помочь хозяевам
домашних питомцев. Клубы
любителей животных. Общество
охраны животных.
Справочная литература, периодические
издания, телепередачи, интернет
-ресурсы, посвященные содержанию
животных. Нормативные документы,
регулирующие правила содержания
1
1
1
домашних питомцев. Права
и обязанности хозяев животных.
Работа в парах с элементами тренинга
История их одомашнивания. История
«Пойми меня!»
появления различных пород кошек и
собак, их назначение. Различные
породы собак и кошек, особенности ,
характера, привычек. Различия в
поведении и особенностях
взаимоотношений кошек и собак с
человеком и между собой.
Основные
правила
воспитания
и Сравнение внешнего строения тела
дрессировки кошек «Школа - Четыре собак и кошек. Что необходимо
лапы»
собакам и кошкам для хорошего
самочувствия.
Особенности содержания молодых и
взрослых животных: кормление,
общение и игры, посещение
ветеринара, участие в выставках.
Животные тоже стареют.
Культура содержания собак и кошек в
городе. Как должно быть обустроено
место для собаки или кошки в
городской квартире. Где и как
правильно выгуливать собаку в городе.
Как защитить собак и кошек от
жестокого обращения. Сопереживание,
сочувствие и содействие животным.
Почему появляются бездомные кошки и
собаки? Помощь бездомным животным.
Методы поощрения в воспитании. Можно Познакомить учащихся с признаками,
ли наказывать наших питомцев?
которые могут свидетельствовать о
хорошем самочувствии домашнего
питомца, а также с признаками,
свидетельствующими о
появлении
какого-либо
заболевания,
травмы,
отравления и т.д.
1
Раздел 5.
На приёме у
Айболита
(5 часов)
1
1
1
1
1
Игровое задание «Озвучиваем фильм»
Формировать
представление
у
учащихся о том, что забота о здоровье
питомца является одной из форм
Развивать навыки соблюдения личной
гигиены при общении с домашними
животными.
Здоров ли ваш питомец? Первые признаки
Формировать
представление
у
недомогания у кошек.
учащихся о том, что забота о здоровье
питомца является одной из форм
Развивать навыки соблюдения личной
гигиены при общении с домашними
животными.
Травма, отравление, инфекционные и
Формировать
представление
у
паразитарные заболевания. Первая
учащихся о том, что забота о здоровье
неотложная помощь.
питомца является одной из форм
Развивать навыки соблюдения личной
гигиены при общении с домашними
животными.
Будь здоров, мурлыка! В каких случаях Формировать
представление
у
следует обращаться в ветеринарную учащихся о том, что забота о здоровье
клинику.
питомца является одной из форм
Развивать навыки соблюдения личной
гигиены при общении с домашними
животными.
Практическая работа «Невидимые, но
Формировать
представление
у
опасные: кого можно увидеть с помощью
учащихся о том, что забота о здоровье
микроскопа». Ролевая игра «На приеме у
питомца является одной из форм
Айболита»
Развивать навыки соблюдения личной
гигиены при общении с домашними
животными.
Конкурс плакатов «Важные правила»
Формировать
представление
у
учащихся о том, что забота о здоровье
питомца является одной из форм
Развивать навыки соблюдения личной
гигиены при общении с домашними
Раздел 6.
Мы с тобой
— друзья!
(6 часов)
1
Литературная мастерская «Образы
животных в произведениях искусства.
Знаменитые кошки»
1
«Необычная прогулка». Образы кошек в
искусстве - в музыке, театре, кино, танце.
1
«Необычная прогулка». Образы кошек в
живописи.
1
Коллективный проект «Удивительная
выставка»
1
Интеллектуально-познавательная игра
«Про котов, котят и кошек – обитателей
окошек».
1
Мяу - эстафета «Кошки – это кошки!»
Итого
животными.
Выставка литературы, посвященной
домашним питомцам с презентацией
книг
Развитие понимания того, что не важно,
является ли животное породистым или
беспородным, оно способно подарить
своему хозяину нежность и любовь.
Развитие понимания того, что не важно,
является ли животное породистым или
беспородным, оно способно подарить
своему хозяину нежность и любовь.
Развитие понимания того, что не важно,
является ли животное породистым или
беспородным, оно способно подарить
своему хозяину нежность и любовь.
Развитие понимания того, что не важно,
является ли животное породистым или
беспородным, оно способно подарить
своему хозяину нежность и любовь.
Развитие понимания того, что не важно,
является ли животное породистым или
беспородным, оно способно подарить
своему хозяину нежность и любовь.
34
3-ий год обучения (4 класс) - (34 часа)
Раздел
Количество
часов
Раздел 1.
Давай
познакомимся
2
Тема занятия
Требования к уровню усвоения
материала
Мои четвероногие друзья. Как домашние Формирование представления учащихся
животные и их хозяева находят общий о домашних животных как особой
язык. Значение животных-компаньонов.
группе
в
животном
мире,
их
Примечание
(5 часов)
2
1
Раздел 2.
Как мы
появились в
доме человека.
Мы очень
разные.
(5 часов)
1
разнообразии и роли в жизни человека
Формирование
представления
об
ответственности человека за домашних
животных и формах проявления этой
ответственности
Пробуждение у учащихся интереса к
животным-компаньонам,
осознание
учащимися тех преимуществ, которые
получает
человек,
приобретая
домашнего питомца
Клубы любителей животных. Общество Формирование представления о
охраны животных.
домашних животных как особой группе
в животном мире, их разнообразии и
роли в жизни человека.
Формирование представления об
ответственности человека за домашних
животных и формах проявления этой
ответственности.
Пробуждение интереса к животнымкомпаньонам,
осознание
тех
преимуществ,
которые
получает
человек,
приобретая
домашнего
питомца
Права и обязанности хозяев животных.
Развитие понимания того, что не важно,
является ли животное породистым или
беспородным, оно способно подарить
своему хозяину нежность и любовь.
Творческая работа. Родословное древо Формирование
представление
у
собак и кошек.
учащихся о кошках и собаках как
представителях
больших
семейств
животных,
обьединеннных
родственными
связями
(семейства
кошачьих и семейства собачьих)
Знакомство учащихся с историей
одомашнивания
кошек
и
собак,
причинах одомашнивания
1
Как собаки появились в доме человека.
История и причины одомашнивания.
1
История появления различных пород
собак, их назначение. Различные породы
собак, особенности поведения, характера,
привычек.
1
Могут
ли
собаки
предсказывать
приближение
стихийных
бедствий
(землетрясений, наводнений)?
1
Правила выбора себе домашнего питомца.
Главное качество хозяина питомца —
ответственность.
Развитие представления учащихся о
разнообразии пород домашних кошек и
собак, особенностях
их
внешнего
строения и особенностях содержания
Развитие у учащихся понимания того,
что вне зависимости того, является ли
животное
породистым
или
беспородным, оно способно подарить
своему хозяину нежность и любовь.
Развитие понимания того, что не важно,
является ли животное породистым или
беспородным, оно способно подарить
своему хозяину нежность и любовь.
Знакомство с историей одомашнивания
кошек
и
собак,
причинах
одомашнивания.
Развитие
представления о разнообразии пород
домашних кошек и собак, особенностях
их внешнего строения и особенностях
содержания. Развитие понимания того,
что не важно, является ли животное
породистым или беспородным, оно
способно подарить своему хозяину
нежность и любовь.
Развитие понимания того, что не важно,
является ли животное породистым или
беспородным, оно способно подарить
своему хозяину нежность и любовь.
Развитие
интереса учащихся к
домашним животным, побуждение их
восхищаться
внешней
красотой
животных и способностями, которые
позволяют им приспособиться к
различным условиям жизни
Знакомство с основными принципами
ухода за домашними питомцами,
Раздел 3.
Как мы
устроены и
как за нами
ухаживать.
(6 часов)
1
Особенности организма собак. Сравнение
внешнего строения тела собак и кошек.
Что необходимо собакам для хорошего
самочувствия.
1
Разный возраст — разные потребности.
Особенности содержания молодых и
взрослых животных: кормление, общение
и игры, посещение ветеринара, участие в
выставках.
1
Правила содержания собак в городе. Как
должно быть обустроено место для собаки
в городской квартире. Справочная
развитие
понимания
важности
ответственного отношения к домашним
животным.
Развитие у учащихся понимания
родства человека с миром животных,
связях, которые их объединяют,
важности сочувственного и бережного
отношения к природе.
Развитие
интереса учащихся к
домашним животным, побуждение их
восхищаться
внешней
красотой
животных и способностями, которые
позволяют им приспособиться к
различным условиям жизни
Знакомство с основными принципами
ухода за домашними питомцами,
развитие
понимания
важности
ответственного отношения к домашним
животным.
Развитие у учащихся сочувственного
отношения к бездомным животным,
понимания того, как можно им помочь
Развитие
интереса учащихся к
домашним животным, побуждение их
восхищаться
внешней
красотой
животных и способностями, которые
позволяют им приспособиться к
различным условиям жизни
Знакомство с основными принципами
ухода за домашними питомцами,
развитие
понимания
важности
ответственного отношения к домашним
животным.
Развитие
интереса учащихся к
домашним животным, побуждение их
восхищаться
внешней
красотой
литература, посвящённая содержанию
животных.
1
1
1
Раздел 4.
Школа для
животных: как
правильно
1
Прогулка - обязательная часть распорядка
дня для собаки. Где и как правильно
выгуливать собаку в городе.
Как защитить собак от жестокого
обращения. Сопереживание, сочувствие и
содействие животным.
Информационно-библиографический
дайджест «Друзей не бросают». Почему
появляются бездомные кошки и собаки?
Помощь бездомным животным.
Как общаются животные друг с другом и с
человеком. Почему важно понимать
«язык» животных. Звуковое общение.
животных и способностями, которые
позволяют им приспособиться к
различным условиям жизни
Знакомство с основными принципами
ухода за домашними питомцами,
развитие
понимания
важности
ответственного отношения к домашним
животным.
Развитие понимания родства человека с
миром животных, связях, которые их
объединяют, важности бережного
отношения к природе. Развитие
интереса к домашним животным,
побуждение их восхищаться внешней
красотой животных и способностями,
которые позволяют животным
приспособиться к различным условиям
жизни. Знакомство с основными
принципами ухода за домашними
питомцами, развитие понимания
важности ответственного отношения к
домашним животным. Развитие
сочувственного отношения к
бездомным животным, понимания того,
как можно им помочь.
Развитие сочувственного отношения к
бездомным животным, понимания того,
как можно им помочь.
Развитие сочувственного отношения к
бездомным животным, понимания того,
как можно им помочь.
Расширить представление учащихся о
том, как происходит общение в мире
животных, используемых ими способах
передачи информации, а также
воспитывать
питомцев
(6 часов)
1
1
2
1
«Как кошка с собакой» — различия в
поведении и особенностях
взаимоотношений кошек и собак с
человеком и между собой.
Кинологи, кто они? Основные правила
воспитания
и
дрессировки
собак.
Особенности воспитания и дрессировки
разных пород собак.
Осторожно — незнакомая собака! Правила
общения с чужими домашними собаками.
Правила безопасности при встрече с
бездомными собаками.
Игры с питомцем: проводим время вместе.
сформировать представление о том,
почему важно понимать «язык»
домашних питомцев.
Сформировать представление об
основных компонентах регулярного
ухода за домашними животными как
основной форме проявления заботы и
любви о питомце.
Познакомить учащихся с основными
правилами обучения домашнего
животного как еще одного важного
способа проявления ответственности и
заботы о своем питомце.
Формировать навыки безопасного
поведения при встрече с незнакомыми
или бездомными животными.
Сформировать представление о том,
почему
важно
понимать
«язык»
домашних питомцев. Сформировать
представление
об
основных
компонентах регулярного ухода за
домашними животными как главной
форме проявления заботы и любви о
питомце.
Расширить представление о том, как
происходит общение в мире животных,
используемых ими способах передачи
Расширить представление о том, как
происходит общение в мире животных,
используемых ими способах передачи
Расширить представление о том, как
происходит общение в мире животных,
используемых ими способах передачи
Раздел 5.
На приёме у
Айболита
(6 часов)
1
2
1
1
1
Здоров ли ваш
неотложная помощь.
питомец?
Первая Познакомить учащихся с признаками,
которые могут свидетельствовать о
хорошем самочувствии домашнего
питомца, а также с признаками,
свидетельствующими о
появлении
какого-либо
заболевания,
травмы,
отравления и т.д.
Формирование представления о том,
что забота о здоровье питомца является
одной
из
форм
проявления
ответственности его хозяина.
Формировать представление о роли
Роль ветеринарной службы в сохранении ветеринарной службы в сохранении
здоровья домашних животных. Что нужно здоровья
домашних
животных.
знать о прививках собакам и кошкам?
Развивать навыки соблюдения личной
гигиены при общении с домашними
животными.
Развитие эстетических представлений и
оценок, готовности высказывать своѐ
Заражение организма человека или
личное отношение к произведению
животных паразитами животной природы. искусства.
Развитие представления о роли
домашних животных.
Развитие эстетических представлений и
оценок, готовности высказывать своѐ
Какие заболевания могут передаваться от
личное отношение к произведению
собак и кошек человеку.
искусства.
Развитие представления о роли
домашних животных.
Развитие эстетических представлений и
оценок, готовности высказывать своѐ
личное отношение к произведению
Мини-проект «Гигиена — прежде всего!»
искусства.
Развитие представления о роли
домашних животных.
Раздел 6.
Мы с тобой
- друзья!
(6 часов)
1
2
1
1
1
«Мой питомец – самый лучший!» Знакомство учащихся с понятием
Выставка рисунков, плакатов, фотографий, «анималистика»,
анималистическими
поделок.
произведениями в различных жанрах
искусства
Развитие у учащихся эстетических
представлений и оценок, готовности
высказывать свое личное отношение к
произведению искусства
Развитие представления о роли
домашних животных в жизни человека,
важности бережного и уважительного
отношения к питомцам
Знакомство с понятием
«анималистика», анималистическими
произведениями в различных жанрах
искусства. Развитие эстетических
Коллективный проект «Верное и
представлений и оценок, готовности
преданное сердце».
высказывать своѐ личное отношение к
произведению искусства.
Развитие представления о роли
домашних животных.
Развитие эстетических представлений и
Книжная выставка «Собаки в
оценок, готовности высказывать
художественных произведениях». Книги
своѐличное отношение к произведению
А. Чехова «Каштанка», Г. Троепольского
искусства.
«Белый Бим Черное Ухо», Д. Пеннака
Развитие представления о роли
«Собака Пес», Куприна «Белый пудель».
домашних животных.
Развитие эстетических представлений и
«Верные спутники воина».Историкооценок, готовности высказывать своѐ
патриотический медиа-часа «Подвиги
личное отношение к произведению
животных в годы Великой Отечественной искусства.
войны»
Развитие представления о роли
домашних животных.
Развитие эстетических представлений и
Квест-игра «Мой четвероногий друг».
оценок, готовности высказывать своѐ
личное отношение к произведению
искусства.
Развитие представления о роли
домашних животных.
ИТОГО
№
34
Наименование
разделов и тем
Календарно – тематическое планирование во 2 классе
(По программе – 34 часа при 1 часе в неделю)
Форма занятия
Характеристика основных видов
деятельности ученика
(на уровне учебных действий) по теме
1.
Давайте познакомимся! – 7 ч
Вводное занятие. Знакомься- домашние
животные.
2.
Почему люди заводят домашних
питомцев? Какие бывают домашние
питомцы.
3.
Влияние общения с животными на
эмоции, настроение, самочувствие
человека.
4.
5.
Как правильно выбрать и где приобрести
домашнего питомца.
Клубы любителей животных.
6.
Права и обязанности хозяев животных.
1 четверть. 40 учебных дней. 8 ч.
Беседа
Познакомить
учащихся
с
героями
программы, почему люди заводят домашних
животных, питомец — животное, за которым
ухаживает человек.
Беседа
Сформировать представление о том, какие
бывают домашние животные. Получение
представления о разнообразии домашних
питомцев.
СюжетноРазвивать способности человека осознать и
ролевая игра
выразить свои чувства, умение понять
эмоциональное состояние другого существа
и сопереживать ему.
Беседа
Формировать ответственное отношение к
выбору домашнего питомца.
Рассказ
Дать представление о существовании клубов
любителей
животных.
Формировать
представление о назначении таких клубов и
их работе.
СюжетноПознакомить с правами и обязанностями
ролевая игра
хозяев домашних питомцев. Формировать
ответственное отношение к приобретению и
Даты занятия
Плановые Скорректи
сроки
рованные
изучения
сроки
материала изучения
материала
04.09.19
11.09.19
18.09.19
25.09.19
02.10.19
09.10.19
7.
8.
9.
Организации и учреждения, в которых
могут помочь хозяевам домашних
питомцев.
Как мы появились в твоем доме? Мы
очень разные! - 5 часов
История одомашнивания.
История появления различных пород
кошек и собак, их назначение.
10. Различные породы собак и кошек,
особенности поведения, характера,
привычек.
11. Как правильно выбрать и где приобрести
домашнего питомца.
12. «Мы в ответе за тех, кого приручили»:
самое главное качество хозяина питомца
— ответственность.
Как мы устроены и как за нами
ухаживать? – 6 часов
Сравнение внешнего строения тела собак
и кошек.
14. Особенности содержания молодых и
взрослых животных: кормление, общение
и игры, посещение ветеринара, участие в
выставках
15. Культура содержания собак и кошек в
городе.
16. Как защитить собак и кошек от жестокого
обращения
13.
Беседа
Рассказ
содержанию домашнего питомца.
Познакомить
с
организациями
и
учреждениями, в которых могут помочь
хозяевам домашних питомцев.
Познакомить с историей одомашнивания
животных.
2 четверть. 39 учебных дней. 8 ч.
Викторина
Познакомить с разнообразными породами
кошек и собак. Формировать представление
об истории их появления, их значимости в
жизни человека.
Викторина
Формировать представление о многообразии
животного мира. Усвоение знаний об
особенностях
поведения,
характера,
привычек кошек и собак.
Дискуссия
Формировать ответственное отношение к
выбору домашнего питомца.
Беседа
Формировать
у
детей
ответственное
отношение
к
домашним
животным,
готовности заботиться и опекать своих
питомцев.
Рассказ
Беседа
Сюжетноролевая игра
Беседа
Сформировать у детей представление о
сходстве и различии строения тела кошки и
собаки.
Расширить представление о правилах
содержания домашних питомцев, их нуждах
и потребностях.
Формировать грамотное поведение во время
прогулки с собакой.
16.10.19
23.10.19
06.11.19
13.11.19
20.11.19
27.11.19
04.12.19
11.12.19
18.12.19
Формировать
у
детей
ответственное
отношение к животным, воспитывать
чувство сострадания и сопереживания к ним.
25.12.19
17. Сопереживание, сочувствие и содействие
животным.
18. Почему появляются бездомные кошки и
собаки? Помощь бездомным животным
Школа для животных: как правильно
воспитывать питомцев – 6 часов
Как общаются животные друг с другом и с
человеком.
20. Язык тела: что означают различные позы
и поведение кошек и собак.
3 четверть. 50 учебных дней. 10 часов.
Беседа
Формировать у детей ответственное
отношение к животным, воспитывать
чувство сострадания и сопереживания,
воспитание у них умения чувствовать и
Беседа
19.
21. Как учатся животные.
22. Игры с питомцем: проводим время вместе.
23. Правила общения с чужими домашними
кошками и собаками.
24. Правила безопасности при встрече с
бездомными собаками.
25.
На приеме у Айболита – 4 часа
Как ты себя чувствуешь? Поможет
Викторина
Сюжетноролевая игра
Игра
Беседа
Беседа
Рассказ
сочувствовать, помогать тому, кто нуждается
в опеке и заботе.
Формировать у детей ответственное
отношение к животным, воспитывать
чувство сострадания и сопереживания,
воспитание у них умения чувствовать и
сочувствовать, помогать тому, кто нуждается
в опеке и заботе.
Формировать представление о характерных
особенностях
поведения
домашних
животных. Воспитывать наблюдательность и
любознательность.
Формировать представление о характерных
особенностях
поведения
домашних
животных. Воспитывать наблюдательность и
любознательность. Приобретение ценного
опыта изучения и анализа поведения другого
существа,
понимания
значения
его
поведенческих реакций.
Формировать представление о характерных
особенностях поведения домашних
животных. Воспитывать наблюдательность и
любознательность.
Формирование ценностного, эмоциональноокрашенного
отношения
младших
школьников к животным
Формировать грамотное поведение с чужими
домашними кошками и собаками.
Формировать готовность заботиться и
бережно
относиться
к
животным.
15.01.20
22.01.20
29.01.20
05.02.20
12.02.20
19.02.20
26.02.20
04.03.20
11.03.20
ветеринар.
26.
Что нужно знать о прививках собакам и
кошкам.
27. В каких случаях следует обращаться в
ветеринарную клинику.
28. Как избежать опасности?
29.
Мы с тобой друзья! – 6 часов
Как домашние питомцы вдохновляют
художников, писателей, поэтов.
30. Образы собак и кошек в искусстве — в
музыке, живописи, литературе, театре,
кино, танце.
31. Знаменитые кошки и собаки. Собачья и
кошачья работа.
32. Знаменательные даты, связанные с
домашними животными.
33. Мой питомец – самый лучший!
34. Конкурс знатоков «Что? Где? Когда?»
Итоговое занятие.
Вовлечение
учащихся
в
реальную
деятельность по уходу за домашними
питомцами.
Рассказ
Познакомить детей с видами прививок. Для
18.03.20
чего их делают.
4 четверть. 36 учебных дней. 8 часов
Беседа
Вовлечение
учащихся
в
реальную
01.04.20
деятельность по уходу за домашними
питомцами.
СюжетноВовлечение
учащихся
в
реальную 08.04.20
ролевая игра
деятельность по уходу за домашними
питомцами.
Виртуальная
Познакомить детей с произведениями
15.04.20
экскурсия
художников, писателей, поэтов основной
темой
которых
являются
домашние
животные.
Творческая
Развитие
устойчивого
познавательного, 22.04.20
работа
эстетического и практического интереса к
домашним
животным;
знакомство
с
произведениями
отечественных
и
зарубежных писателей и поэтов, в которых
отражены
различные
аспекты
взаимоотношений человека и домашних
животных.
Устный журнал Развитие
устойчивого
познавательного,
29.04.20
эстетического и практического интереса к
домашним животным
Устный журнал Развитие
устойчивого
познавательного,
06.05.20
эстетического и практического интереса к
домашним животным
Выставка работ Дать
возможность
понять,
какие
13.05.20
замечательные
существа
находятся
рядом
с
Викторина
20.05.20
ними, и осознать, что эти любящие и
преданные
животные
нуждаются
в
постоянной заботе своего хозяина.
Итого: 34 часа
Материально- техническое обеспечение
Для учителя:
⎯ Методическое пособие для учителей начальной школы «Мы - твои друзья» / А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемашова,
⎯ Авторская программа внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова«Мы –твои друзья» для 1-4
Для учеников:
⎯ Рабочая тетрадь для школьников «Мы – твои друзья» / А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемашова).
Книгопечатная продукция:
Т. А. Шорыгина «Безопасные сказки».
Печатные пособия
⎯ Изобразительные наглядные пособия – таблицы; рисунки, схемы, плакаты, схематические рисунки, картины русских художников,
произведения отечественных и зарубежных писателей, соответствующие программе.
Цифровые ресурсы
⎯ http://www.prav-pit.ru/
⎯ http://roipkpro.ru/
⎯ www.pet-school/ru.
Технические средства обучения
⎯ Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
⎯ Мультимедийный проектор.
⎯ Экспозиционный экран.
⎯ Компьютер.
⎯ Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
⎯ Слайды, соответствующие содержанию обучения.
⎯ Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Формы аттестации
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть
•
выставки творческих работ учащихся;
•
мини – конференции по защите исследовательских проектов;
•
практические занятия
•
создание социальных проектов.
организованы следующие мероприятия:
Диагностический инструментарий (оценочные материалы):
Дневник наблюдений, игровые методики, включение обучающихся в различные виды деятельности, индивидуальные беседы,тестирование,
конкурсы, викторины, игры
Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы
Цель воспитательного процесса
- развитие личности школьника, его творческих способностей;
-воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к
учению;
-формирование системы работы по приобретению опыта коллективной творческой деятельности, опыта организации праздников
Задачи воспитательного процесса
--формировать у учащихся умения ориентироваться в новой социальной среде
-учить умению общаться и сотрудничать
-развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности
-воспитывать духовно–нравственную личность
Планируемые результаты:
- приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел, жизненного самоопределения, выбора дальнейшего жизненного
пути посредствам реальный практический опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе, в то числе:
• опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
• трудовой опыт при реализации проектов, направленных на улучшение школьной жизни;
• опыт управления образовательной организацией, планирования, принятия решений и достижения личных и коллективных целей в рамках
ключевых компетенций самоуправления;
• опыт дел, направленных на пользу своей школе, своему родному поселку, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной
гражданской позиции;
•
•
•
•
•
•
•
опыт природоохранных дел;
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций;
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Приоритетные направления воспитания– ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ.
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и содержание деятельности, методы воспитательного
взаимодействия:
Инвариантные модули
1. «Классное руководство»
2. «Школьный урок»
3. «Курсы внеурочной деятельности»
4. «Самоуправление»
5. «Работа с родителями»
6. «Профориентация»
Вариативные модули
1. «Ключевые общешкольные дела»
2. «Организация предметно-эстетической среды»
3. «Каникулярный досуг»
4. «Экскурсии,экспедиции,походы.»
5. «Детские общественные объединения»
Структура инвариантного модуля включает:
- Направления содержательной работы.
- Формы организации детской деятельности.
- Виды мероприятий и событий.
Структура вариативного модуля представлена через личностно-значимое содержание развития младших школьников и виды деятельности:
- Содержание деятельности
- Виды мероприятий и событий
Календарный план воспитательной работы
№п/ Названиемер
п
оприятия,
Цель
Краткое
Форма
Сроки
Ответственн
содержание проведения проведения
ые
события
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Оформление Воспиты-вать желание
стенда «Наша проявлять творчес-кую
классная инициа-тиву,ува-жение
жизнь»
к товари-щам,
правилам общения в
коллек-тиве.
Выставка
Воспиты-вать у детей
композиций из
любовь к родной
природных
природе, чувство
материалов прекрасного, развивать
«Лесная
творчекие
школа»
способности.
Украшение Сохране-ние традиций
классного
празднования Нового
кабинета и
года, организа-ция
рекреации
творчес-кого и
школы к
содержа-тельного
новому году
досуга детей.
ФотоСпособст-вовать
выставка нравственно-патриоти«Мой папа – ческому воспита-нию
Защитник
учащихся.
Отечества»
Час общения Воспиты-вать у ребят
«День Земли».
бережное и
Викторина ответственное отноше«Птицы
ние к природе, Родине
нашего края»
Урок
Воспитывать
мужества
патриотические
«Памяти
чувства к своей
павших будьте
Родине.
достойны!»
Однодневный Воспитывать желание
поход по
проявлять творческую
творческая
сентябрь
Классный
руководитель
(руководител
ь кружка)
творческая
октябрь
Руководитель
кружка
творческая
декабрь
Руководитель
кружка
творческая
февраль
Руководитель
кружка
Познаватель
-ная,
творческая
апрель
Руководитель
кружка
творческая
май
Руководитель
кружка
Познавательно-
июнь
Руководитель
кружка
экологической
инициативу,
тропе (в
формировать у детей
школьный
понятие «Право на
сад)
отдых», прививать
любовь к своей Родине,
к природе родного
края.
игровая