СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ........................................................................................
Содержание курса внеурочной деятельности ....................................................
Основное общее образование .............................................................................
Планируемые результаты освоения курса .........................................................
Тематическое планирование ..............................................................................
Основное общее образование ............................................................................
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
(далее – программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов федеральных основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования с
учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной
деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но
и во внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие
у
обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку,
культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных
российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
–
в формировании его российской идентичности;
–
в формировании интереса к познанию;
–
в формировании осознанного отношения к своим правам и
свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
–
в
выстраивании
собственного
поведения
с
позиции
нравственных и правовых норм;
– в создании мотивации для участия в социально значимой
деятельности;
–
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
3
–
выбор;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать
–
в осознании своего места в обществе;
–
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
– в
формировании
самоопределению.
готовности
к
личностному
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
2. Примерная
программа
воспитания.
Одобрена
решением
федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 2 июня 2020 г. №2/20).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от
18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего
образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от
18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего
образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675).
5
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от
17.05.2012
№
413
«Об
утверждении
федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего
образования».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от
12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
(Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034).
9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от
15.08.2022 № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций
по проведению цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном"».
10. Приказ
Министерства
Федерации
просвещения
Российской
от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной
программы начального общего образования» (Зарегистрирован
12.07.2023 № 74229).
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной
программы основного общего образования» (Зарегистрирован
12.07.2023).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной
программы среднего общего образования» (Зарегистрирован
12.07.2023 № 74228).
6
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
19.02.2024 № 110 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства образования и науки Российской Федерации
и
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 №
77331).
14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных
образовательных
программ
начального
общего
образования, основного общего образования и среднего общего
образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1–2, 3–4,
5–7, 8–9 и 10–11 классов, в течение одного учебного года, если занятия
проводятся 1 раз в неделю, 34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих
возрастным особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать
собственную
мировоззренческую
позицию
по
обсуждаемым
темам
(например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью,
блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в
общую систему воспитательной работы образовательной организации,
поэтому тематика
и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
7
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания,
изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно
добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого
воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же
понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в
сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные
особенности территории, где функционирует данная образовательная
организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их
интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать)
и
творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.
Личностных
результатов
можно
достичь,
увлекая
школьников
совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей
раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая
во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая
занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать
возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается
поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием
(исполнением)
Государственного
гимна
Российской
Федерации.
Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем
обучающиеся расходятся по классам, где проходит тематическая часть
занятия.
8
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться
со сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить
внимание на три структурные части сценария: первая часть – мотивационная,
вторая часть – основная, третья часть – заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с
просмотра
видеоматериала,
оценка
которого
является
введением
в
дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической
(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая
игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное
творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь образ будущего – значит иметь
ориентир, направление движения, позитивный образ будущего задаёт жизни
определённость и наполняет её смыслами. Образ будущего страны – сильная
и независимая Россия. Будущее страны зависит от каждого из нас уже сейчас.
Образование – фундамент будущего. Знания – это возможность найти своё
место в обществе и быть полезным людям и стране. Россия – страна
возможностей, где каждый может реализовать свои способности и внести
вклад в будущее страны. Век информации. 120 лет Информационному
9
агентству России ТАСС. Информационное телеграфное агентство России
(ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое агентство, одна из самых
цитируемых новостных служб страны. Агентство неоднократно меняло
названия, но всегда неизменными оставались его государственный статус и
функции – быть источником достоверной информации о России для всего
мира. В век информации крайне важен навык критического мышления.
Необходимо уметь анализировать и оценивать информацию, распознавать
фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая
российская компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и
транспортные перевозки. Российские железные дороги вносят огромный
вклад в совершенствование экономики страны. Железнодорожный транспорт
– самый устойчивый и надёжный для пассажиров: всепогодный, безопасный
и круглогодичный. Развитие транспортной сферы стратегически важно для
будущего страны, а профессии в этих направлениях очень перспективны и
востребованы.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль
промышленности
нашей страны, главной задачей которой является
производство продуктов питания. Агропромышленный комплекс России
выполняет
важнейшую
миссию
по
обеспечению
всех
россиян
продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть
всего населения планеты. Сельское хозяйство - это отрасль, которая
объединила в себе традиции нашего народа с современными технологиями:
роботами, информационными системами, цифровыми устройствами.
Разноплановость и востребованность сельскохозяйственных профессий,
технологичность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги,
фермерские хозяйства и т. п.).
10
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий.
Назначение учителя – социальное служение, образование и воспитание
подрастающего поколения. В разные исторические времена труд учителя
уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие образования
членов общества. Учитель – советчик, помощник, участник познавательной
деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина
России.
Знание
истории
страны,
историческая
правда,
сохранение
исторической памяти – основа мировоззренческого суверенитета страны.
Попытки исказить роль России в мировой истории – одна из стратегий
информационной войны против нашей страны.
Что
значит
быть
взрослым?
Быть
взрослым
–
это
нести
ответственность за себя, своих близких и свою страну. Активная жизненная
позиция, созидательный подход к жизни, умение принимать решения и
осознавать их значение, жить в соответствии с духовно-нравственными
ценностями
общества
–
основа
взрослого
человека.
Финансовая
самостоятельность и финансовая грамотность.
Как создать крепкую семью. Семья как ценность для каждого
гражданина страны. Знания и навыки для построения крепкой семьи в
будущем. Почему важна крепкая семья? Преемственность поколений:
семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие в
семейном хозяйстве, воспитании детей). Память о предшествующих
поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление
действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство
– качество, объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи
гостей, кулинарные традиции народов России. Путешествие по России – это
11
знакомство с
культурой,
историей
и
традициями разных
народов.
Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой которого являются
поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной
кухни и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества.
Ни одно государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета
страны, основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём
будущее страны, процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее
дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества
настоящего человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять
милосердие.
Добрые
дела
граждан
России:
благотворительность
и
пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об окружающих.
Здоровый образ жизни как забота о себе и об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать –
хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. У
России женское лицо, образ «Родины-матери». Материнство – это счастье и
ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и современной
жизни.
«Мать-героиня»
–
высшее
звание
Российской
Федерации.
Материнство как особая миссия. Роль материнства в будущем страны. Защита
материнства на государственном уровне.
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр?
Деятельность волонтёров как социальное служение в военное и мирное время:
примеры из истории и современной жизни. Милосердие и забота – качества
волонтёров.
Направления
волонтёрской
деятельности:
экологическое,
социальное, медицинское, цифровое и т. д.
12
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и
мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо
Отчизны. Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья
спасающего других: смелость и отвага, самопожертвование и ответственность
за судьбу других. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у
себя волевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на
помощь. Участники СВО – защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод
российских законов от древних времён до наших дней. Законодательная
власть в России. От инициативы людей до закона: как появляется закон?
Работа депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры). Участие
молодёжи в законотворческом процессе.
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие
все народы России. Новый год – любимый семейный праздник. История
возникновения новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке
и встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год. История создания
новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том
числе редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той
или иной степени связан с печатью. Российские традиции издательского дела,
история праздника. Информационные источники формируют общественное
мнение. Профессиональная этика журналиста. Издание печатных средств
информации – коллективный труд людей многих профессий. Зачем нужны
школьные газеты? Школьные средства массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и
его
традиции.
История
основания
Московского
государственного
университета имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы – это путь к
13
овладению профессией, возможность для творчества и самореализации.
Перспективы получения
высшего образования. Как сделать выбор?
Студенчество и технологический прорыв.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в
современном мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и
многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам
развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в
различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с
широким кругом союзников и партнёров. Значение российской культуры для
всего мира.
Бизнес
и
технологическое предпринимательство. Экономика:
от структуры хозяйства к управленческим решениям. Что сегодня делается
для успешного развития экономики России? Цифровая экономика – это
деятельность, в основе которой лежит работа с цифровыми технологиями.
Какое значение имеет использование цифровой экономики для развития
страны?
Механизмы
предпринимательство
цифровой
как
особая
технологического предпринимательства
экономики.
сфера
Технологическое
бизнеса.
Значимость
для будущего страны и её
технологического суверенитета.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия.
Искусственный
интеллект
–
стратегическая
отрасль
в
России,
оптимизирующая процессы и повышающая эффективность производства.
Искусственный интеллект – помощник человека. ИИ помогает только при
условии, если сам человек обладает хорошими знаниями и критическим
мышлением. Степень ответственности тех, кто обучает ИИ.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф.
Ушакова. День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия
14
военного: кто её выбирает сегодня. Защита Отечества – обязанность
гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле,
Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого русского
флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм,
самопожертвование.
Арктика
–
территория
развития.
Арктика
–
стратегическая
территория развития страны. Почему для России важно осваивать Арктику?
Артика – ресурсная база России. Российские исследователи Арктики. Россия
– мировой лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие
Северного морского пути. Знакомство с проектами развития Арктики.
Международный женский день. Международный женский день –
праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном
обществе – труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории
России. Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию.
Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад
в
благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ
жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни
современного человека. Условия развития массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие
Артека. История и традиции Артека. После воссоединения Крыма
и
Севастополя с Россией Артек – это уникальный и современный комплекс из
9 лагерей, работающих круглый год. Артек – пространство для творчества,
саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня
рождения П.И. Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога
между поколениями и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка
сопровождает человека с рождения до конца жизни. Способность слушать,
15
воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с богатым культурным
наследием,
страна
великих
композиторов,
писателей,
художников,
признанных во всём мире.
Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия –
великая и уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим
своими природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к
родному краю, способность любоваться природой и беречь её – часть любви к
Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о процветании своей страны,
уважает её историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам
понять, как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической
отрасли. Полёты в космос – это результат огромного труда большого
коллектива учёных, рабочих, космонавтов, которые обеспечили первенство
нашей Родины
в освоении космического пространства. В условиях
невесомости космонавты проводят сложные научные эксперименты, что
позволяет российской науке продвигаться в освоении новых материалов и
создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества
и каждого человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная
история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов,
инженеров и лётчиков-испытателей первых российских самолётов. Мировые
рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение. Профессии,
связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет
государственной политики страны. Современные поликлиники и больницы.
Достижения российской медицины. Технологии будущего в области
16
медицины. Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и
улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия,
это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого
сочувствия, служения обществу. Волонтёры-медики. Преемственность
поколений и профессия человека: семейные династии врачей России.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и
развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым
и настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова),
находить пути их преодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно
много трудиться. Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я
вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы –
священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению.
Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой
Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех
людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы героического
прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций.
Детские общественные организации разных поколений объединяли
объединяют
активных,
целеустремлённых
ребят.
Участники
и
детских
общественных организаций находят друзей, вместе делают полезные дела и
ощущают себя частью большого коллектива. Участие в общественном
движении детей и молодежи, знакомство с различными проектами.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие
нравственные ориентиры для человека и общества. Духовно-нравственные
ценности России, объединяющие всех граждан страны.
17
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность
к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
В
сфере
патриотического
воспитания:
осознание
российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России; формирование
ценностного отношения к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к государственным символам России, государственным
18
праздникам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и
общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций
и народного творчества.
В сфере физического воспитания:
осознание ценности жизни;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё
эмоциональное состояние
и эмоциональное состояние других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием; формирование навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в
решении практических задач; осознание важности обучения на протяжении
всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
19
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной
и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством
познания
исследовательской
мира;
овладение
деятельности,
установка
основными
на
навыками
осмысление
опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
В
сфере
адаптации
обучающегося
к
изменяющимся
условиям
социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта,
основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни
в группах
и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной
деятельности,
а
также
в
рамках
социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды, открытость опыту и
знаниям
других;
повышение
уровня
своей
компетентности
через
практическую деятельность, в том числе развитие умения учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
20
компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие; развитие умений анализировать
и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; развитие умения
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения
целей
и
преодоления
вызовов,
возможных
глобальных
последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными
действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной
задачи
и
заданных
критериев;
выбирать,
анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления; находить сходные аргументы (подтверждающие
или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации,
предложенным
оценивать
надёжность
педагогическим
информации
работником
или
по
критериям,
сформулированным
самостоятельно, систематизировать информацию.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в
устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать
свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
21
задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения
нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою
роль
(с
учётом
предпочтений
и
возможностей
всех
участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать
в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые
штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного
результата по своему направлению и координировать свои действия с
действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в
общий
продукт
по
критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности.
В
сфере
овладения
регулятивными
универсальными
учебными
действиями: ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решений в группе, принятие решений группой);
делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами
самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать
22
соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины
эмоций, ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно
относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку
и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; осознавать
невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский
письменной
язык:
совершенствование
речевой
деятельности;
различных
формирование
видов
устной
умений
и
речевого
взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе
жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной,
художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных
видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации,
сообщение
информации;
(просмотровым,
овладение
ознакомительным,
различными
видами
изучающим,
формулирование вопросов по содержанию текста
чтения
поисковым);
и ответов на них;
подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме
содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной
и скрытой информации в тексте, извлечение информации
из различных
источников, её осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности
литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма,
укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
23
понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных
отличий
художественного
текста
от
текста
научного,
делового,
публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать,
интерпретировать
и оценивать прочитанное, понимать художественную
картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом
неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; овладение
умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный,
сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие
умений участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на
литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и
мнениями
участников
дискуссии,
давать
аргументированную
оценку
прочитанному.
Иностранный язык: развитие умений сравнивать, находить сходства и
отличия в культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика:
эксплуатации
освоение
технических
и соблюдение
средств
требований безопасной
информационно-коммуникационных
технологий; развитие умения соблюдать сетевой этикет, базовые нормы
информационной этики и права при работе с приложениями на любых
устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в
сети.
История: формирование умений соотносить события истории разных
стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и
мировой истории, события истории родного края и истории России,
определять современников исторических событий, явлений, процессов;
развитие умений выявлять особенности развития культуры, быта и нравов
народов
в
различные
исторические
эпохи;
формирование
умения
24
рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории
родного края, истории России и мировой истории и их участниках,
демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание
необходимых фактов, дат, исторических понятий; развитие умений выявлять
существенные черты и характерные признаки исторических событий,
явлений,
процессов,
устанавливать
причинно-следственные,
пространственные, временны́е связи исторических событий, явлений,
процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими
событиями XX – начала XXI вв.; формирование умения определять и
аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на
фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
приобретение
опыта
взаимодействия
с
людьми
другой
культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе национальных
ценностей
современного
российского
общества:
гуманистических
и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур, уважения
к историческому наследию народов
России.
Обществознание:
освоение
и
применение
системы
знаний:
о
социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими
людьми, важности семьи как базового социального института, о характерных
чертах общества, о содержании и значении социальных норм, регулирующих
общественные отношения, о процессах и явлениях в экономической,
социальной, духовной и политической сферах жизни общества, об основах
конституционного строя и организации государственной власти в Российской
Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе
несовершеннолетнего), о системе образования в Российской Федерации, об
основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной
25
политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии
коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности,
общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; развитие
умения характеризовать традиционные российские духовно-нравственные
ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека,
семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали
и
нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь,
коллективизм, историческое единство народов России, преемственность
истории нашей Родины); формирование умения сравнивать (в том числе
устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные
объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их
элементы и основные функции; развитие умений устанавливать и объяснять
взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах
общественной жизни, их элементов и основных функций, включая
взаимодействие
общества
и
природы,
человека
и
общества,
сфер
общественной жизни, гражданина и государства, связи политических
потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; развитие
умения использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной
действительности; развитие умений с опорой на обществоведческие знания,
факты общественной жизни и личный социальный опыт определять
и
аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё
отношение к явлениям, процессам социальной действительности; развивать
умения анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически
оценивать
социальную
информацию,
соотносить
её
с
собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения
человека, личным социальным опытом; развитие умений оценивать
26
собственные поступки
и поведение других людей с точки зрения их
соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм,
экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм
антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций
народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и
основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в
формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете
Земля, в решении современных практических задач своего населённого
пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи
устойчивого развития; формирование умения устанавливать взаимосвязи
между изученными природными, социальными и экономическими явлениями
и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и
процессами;
развитие
умения
оценивать
характер
взаимодействия
деятельности человека и компонентов природы в разных географических
условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
27
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(5–7 и 8–9 классы)
№
п/п
Темы занятий
Количество
часов
Виды деятельности
обучающихся
Основное содержание
Электронные ресурсы
28
1
Образ будущего.
Ко Дню знаний
1
Иметь образ будущего – значит иметь ориентир,
направление движения, позитивный образ
будущего задаёт жизни определённость и
наполняет её смыслами.
Образ будущего страны – сильная и независимая
Россия. Будущее страны зависит от каждого из
нас уже сейчас.
Образование – фундамент будущего. Знания – это
возможность найти своё место в обществе и быть
полезным людям и стране.
Россия – страна возможностей, где каждый
может реализовать свои способности и внести
вклад в будущее страны.
Формирующиеся
ценности:
созидательный труд
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в группах,
выполнение творческих
заданий
патриотизм,
29
2
Век информации.
120 лет
Информационному
агентству России
ТАСС
1
Информационное телеграфное агентство России
(ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое
агентство, одна из самых цитируемых новостных
служб страны. Агентство неоднократно меняло
названия, но всегда неизменными оставались его
государственный статус и функции – быть
источником достоверной информации о России
для всего мира. В век информации крайне важен
навык критического мышления. Необходимо
уметь анализировать и оценивать информацию,
распознавать фейки и не распространять их.
Формирующиеся
ценности:
историческая
память и преемственность поколений
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в группах,
выполнение творческих
заданий
3
Дорогами России
1
«Российские железные дороги» – крупнейшая Эвристическая беседа,
российская компания,
просмотр
https://razgovor.edsoo.ru
30
с
большой
историей,
обеспечивающая
пассажирские
и транспортные перевозки.
Российские железные дороги вносят огромный
вклад в совершенствование экономики страны.
Железнодорожный
транспорт
–
самый
устойчивый
и надёжный для пассажиров:
всепогодный, безопасный и круглогодичный.
Развитие транспортной сферы стратегически
важно для будущего страны, а профессии в этих
направлениях
очень
перспективны
и
востребованы.
Формирующиеся
ценности:
коллективизм,
патриотизм, единство народов России
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
31
4
Путь зерна
1
Российское сельское хозяйство – ключевая Эвристическая беседа,
отрасль промышленности нашей страны, главной просмотр
задачей которой является
видеофрагментов,
выполнение
https://razgovor.edsoo.ru
32
производство
продуктов
питания.
Агропромышленный комплекс России выполняет
важнейшую миссию по обеспечению всех россиян
продовольствием, а его мощности позволяют
обеспечивать пшеницей треть всего населения
планеты. Сельское хозяйство - это отрасль,
которая объединила в себе традиции нашего
народа с современными технологиями: роботами,
информационными
системами,
цифровыми
устройствами.
Разноплановость
и
востребованность
сельскохозяйственных
профессий,
технологичность
и
экономическая
привлекательность отрасли
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
33
(агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.).
Формирующиеся
ценности:
созидательный труд
5
День учителя
1
Учитель – одна из важнейших в обществе
профессий. Назначение учителя – социальное
служение, образование и воспитание
подрастающего поколения.
В разные исторические времена труд учителя
уважаем, социально значим, оказывает влияние
на развитие образования членов общества.
Учитель – советчик, помощник, участник
познавательной
деятельности
школьников.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, гражданственность
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в группах,
выполнение творческих
заданий
34
6
Легенды о России
1
Любовь к Родине, патриотизм – качества Эвристическая беседа,
гражданина России. Знание истории страны, просмотр
историческая правда, сохранение исторической
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
памяти – основа мировоззренческого
заданий, работа в
суверенитета страны.
группах, выполнение
Попытки исказить роль России в мировой творческих заданий
истории – одна из стратегий информационной
войны против нашей страны. Формирующиеся
ценности:
патриотизм
35
7
Что значит быть взрослым?
1
Быть взрослым – это нести ответственность за
себя, своих близких и свою страну. Активная
жизненная позиция, созидательный подход к
жизни, умение принимать решения и осознавать
их значение, жить
в соответствии с
духовнонравственными ценностями общества –
основа
взрослого
человека.
Финансовая
самостоятельность и финансовая грамотность.
Формирующиеся
ценности:
высокие
нравственные идеалы
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в группах,
выполнение творческих
заданий
36
8
Как создать крепкую семью
1
Семья как ценность для каждого гражданина
страны. Знания и навыки для построения крепкой
семьи в будущем. Почему важна крепкая семья?
Преемственность поколений: семейные ценности
и традиции (любовь, взаимопонимание, участие в
семейном хозяйстве, воспитании детей).
Память о предшествующих поколениях семьи.
Особое отношение к старшему поколению,
проявление действенного уважения, внимания к
бабушкам и дедушкам, забота о них.
Формирующиеся ценности: крепкая семья
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в группах,
выполнение творческих
заданий
9
Гостеприимная Россия. Ко
Дню народного единства
1
Гостеприимство – качество, объединяющее все Эвристическая беседа,
народы России. Семейные традиции встречи просмотр
гостей, кулинарные традиции народов России.
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
37
Путешествие по России – это знакомство с заданий, работа в
культурой, историей
и традициями разных группах, выполнение
народов. Гастрономический туризм – это вид творческих заданий
путешествий, основой которого являются
поездки туристов по стране с целью знакомства с
особенностями местной кухни и кулинарных
традиций.
Формирующиеся ценности: единство народов
России, крепкая семья
10
Твой вклад в общее дело
1
Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в
благополучие государства и общества. Ни одно
государство не может обойтись без налогов, это
основа бюджета страны, основной источник
дохода.
Своим небольшим вкладом мы создаём будущее
страны,
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в группах,
выполнение творческих
заданий
38
процветание России. Каким будет мой личный
вклад в общее дело?
Формирующиеся
ценности:
гражданственность,
взаимопомощь
и
взаимоуважение, единство народов России
11
С заботой к
окружающим
12
День матери
себе
и
1
Доброта и забота – качества настоящего
человека, способного оказывать помощь и
поддержку, проявлять милосердие. Добрые дела
граждан России: благотворительность
и
пожертвование как проявление добрых чувств и
заботы об окружающих.
Здоровый образ жизни как забота о себе и об
окружающих.
Формирующиеся
ценности:
жизнь,
взаимопомощь, взаимоуважение, коллективизм
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в группах,
выполнение творческих
заданий
1
Мать, мама – главные в жизни человека слова.
Мать – хозяйка в доме, хранительница
семейного
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
https://razgovor.edsoo.ru
39
13
Миссия-милосердие
(ко Дню волонтёра)
1
очага, воспитательница детей.
У России женское лицо, образ «Родины–
матери».
Материнство – это счастье и ответственность.
Многодетные матери: примеры из истории и
современной жизни.
«Мать-героиня» – высшее звание Российской
Федерации.
Материнство как особая миссия.
Роль материнства в будущем страны. Защита
материнства
на государственном уровне.
Формирующиеся ценности: крепкая семья
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёров
как социальное служение в военное и мирное
время: примеры из истории и современной жизни.
Милосердие и забота – качества волонтёров.
Направления волонтёрской деятельности:
экологическое,
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в группах,
выполнение
40
14
День Героев
Отечества
1
социальное, медицинское, цифровое и т. д.
Формирующиеся ценности: милосердие,
взаимопомощь и взаимоуважение
творческих заданий
Герои Отечества – это
самоотверженные и мужественные люди,
которые любят свою Родину и трудятся во
благо Отчизны. Качества героя – человека,
ценою собственной жизни и здоровья
спасающего других: смелость и отвага,
самопожертвование и ответственность за судьбу
других. Проявление уважения к героям,
стремление воспитывать у себя волевые
качества: смелость, решительность, стремление
прийти на помощь.
Участники СВО – защитники будущего нашей
страны.
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в группах,
выполнение творческих
заданий
41
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
служение Отечеству и ответственность за его
судьбу
15
Как пишут законы?
16
Одна страна
традиции
–
одни
1
Для чего нужны законы? Как менялся свод
российских законов от древних времён до
наших дней.
Законодательная власть в России.
От
инициативы людей до закона: как появляется
закон? Работа депутатов:
от проблемы – к решению (позитивные
примеры).
Участие
молодёжи
в
законотворческом процессе.
Формирующиеся ценности: жизнь и
достоинство
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в группах,
выполнение творческих
заданий
1
Новогодние традиции, объединяющие все
народы России. Новый год – любимый семейный
праздник. История возникновения новогоднего
праздника в России. Участие детей в подготовке
и встрече Нового года. Подарки
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в группах,
выполнение
42
и пожелания на Новый год. История создания творческих заданий
новогодних игрушек. О чём люди мечтают в
Новый год. Формирующиеся ценности: крепкая
семья, единство народов России
17
День российской печати
1
Праздник посвящён работникам печати, в том
числе редакторам, журналистам, издателям,
корректорам, – всем, кто в той или иной степени
связан с печатью. Российские традиции
издательского дела, история праздника.
Информационные
источники
формируют
общественное мнение. Профессиональная этика
журналиста.
Издание печатных средств информации –
коллективный труд людей многих профессий.
Зачем нужны школьные газеты? Школьные
средства массовой информации.
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в группах,
выполнение творческих
заданий
43
Формирующиеся
ценности:
нравственные идеалы, гуманизм
18
День студента
19
БРИКС
(тема
международных
отношениях)
о
высокие
1
День российского студенчества: история
праздника и его традиции. История основания
Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы –
это путь к овладению профессией, возможность
для творчества и самореализации.
Перспективы получения высшего образования.
Как
сделать
выбор?
Студенчество
и
технологический прорыв.
Формирующиеся
ценности:
служение
Отечеству и ответственность за его судьбу,
коллективизм
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в группах,
выполнение творческих
заданий
1
Роль нашей страны в современном мире. БРИКС Эвристическая беседа,
– символ многополярности мира. Единство и просмотр
многообразие стран БРИКС.
видеофрагментов,
выполнение
https://razgovor.edsoo.ru
44
20
Бизнес и технологическое
предпринимательство
1
Взаимная поддержка помогает государствам
развивать торговлю и экономику, обмениваться
знаниями и опытом в различных сферах жизни
общества. Россия успешно развивает контакты с
широким кругом союзников и партнёров.
Значение российской культуры для всего мира.
Формирующиеся ценности: многонациональное
единство
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Экономика:
от
структуры
хозяйства
к
управленческим решениям. Что сегодня делается
для успешного развития экономики России?
Цифровая экономика – это деятельность, в основе
которой
лежит
работа
с
цифровыми
технологиями.
Какое
значение
имеет
использование цифровой экономики для развития
страны? Механизмы цифровой экономики.
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в группах,
выполнение творческих
заданий
45
Технологическое предпринимательство как
особая сфера бизнеса. Значимость
технологического предпринимательства для
будущего страны и её технологического
суверенитета.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд
21
Искусственный интеллект и
человек. Стратегия
взаимодействия
1
Искусственный интеллект – стратегическая
отрасль в России, оптимизирующая процессы и
повышающая эффективность производства.
Искусственный интеллект – помощник человека.
ИИ помогает только при условии, если сам
человек обладает хорошими знаниями и
критическим мышлением.
Степень ответственности тех, кто обучает ИИ.
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в группах,
выполнение творческих
заданий
46
Формирующиеся
ценности:
высокие нравственные идеалы
патриотизм,
22
Что
значит
служить
Отечеству? 280 лет со дня
рождения
Ф. Ушакова
1
День защитника Отечества:
исторические традиции. Профессия военного: кто
её выбирает сегодня. Защита Отечества –
обязанность гражданина Российской Федерации,
проявление любви к родной земле, Родине. Честь
и воинский долг. 280-летие со дня рождения
великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова.
Качества российского воина:
смелость,
героизм,
самопожертвование.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
служение Отечеству и ответственность за его
судьбу
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в группах,
выполнение творческих
заданий
23
Арктика – территория
развития
1
Арктика – стратегическая территория развития
страны.
Почему для России важно осваивать
Арктику? Артика – ресурсная база России.
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
47
Российские исследователи Арктики. Россия – заданий, работа в
мировой лидер атомной отрасли. Атомный группах, выполнение
ледокольный флот, развитие Северного морского творческих заданий
пути.
Знакомство с проектами развития Арктики.
Формирующиеся ценности:
патриотизм
24
Международный женский
день
1
Международный женский день – праздник
благодарности и любви к женщине.
Женщина в современном обществе – труженица,
мать, воспитатель детей. Великие женщины в
истории России. Выдающиеся женщины ХХ
века, прославившие Россию. Формирующиеся
ценности:
приоритет
духовного
над
материальным
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в группах,
выполнение творческих
заданий
25
Массовый спорт в России
1
Развитие массового спорта – вклад
в Эвристическая беседа,
благополучие и здоровье нации,
будущие просмотр
поколения страны.
видеофрагментов,
https://razgovor.edsoo.ru
48
Здоровый образ жизни, забота о собственном
здоровье, спорт как важнейшая часть жизни
современного человека. Условия развития
массового спорта в России. Формирующиеся
ценности: жизнь
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
26
День воссоединения Крыма и
Севастополя с Россией. 100летие
Артека
1
История
и
традиции
Артека.
После
воссоединения Крыма и Севастополя с Россией
Артек – это уникальный
и современный
комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год.
Артек – пространство
для творчества,
саморазвития и самореализации.
Формирующиеся
ценности:
историческая
память и преемственность поколений
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в группах,
выполнение творческих
заданий
27
Служение
творчеством.
Зачем людям искусство?
185 лет со дня
1
Искусство – это способ общения и диалога
между поколениями и народами. Роль музыки в
жизни человека: музыка сопровождает человека
с рождения до конца
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
49
рождения
П. И. Чайковского
28
Моя
малая
Родина
(региональный и местный
компонент)
жизни. Способность слушать, воспринимать и заданий, работа в
понимать музыку. Россия – страна с богатым группах, выполнение
культурным
наследием,
страна
великих творческих заданий
композиторов,
писателей,
художников,
признанных во всём мире. Произведения
П.И. Чайковского, служение своей стране
творчеством.
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над материальным
1
Россия – великая и уникальная страна, каждый из
её регионов прекрасен и неповторим своими
природными, экономическими
и другими
ресурсами. Любовь к родному краю, способность
любоваться природой и беречь её – часть любви
к Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о
процветании своей
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в группах,
выполнение творческих
заданий
50
страны, уважает её историю и культуру.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
приоритет духовного над материальным
29
Герои космической отрасли
1
Исследования космоса помогают нам понять, как
возникла наша Вселенная. Россия – лидер в
развитии космической отрасли.
Полёты в космос – это результат огромного труда
большого
коллектива
учёных,
рабочих,
космонавтов, которые обеспечили первенство
нашей Родины
в освоении космического
пространства.
В условиях невесомости космонавты проводят
сложные научные эксперименты, что позволяет
российской науке продвигаться в освоении
новых материалов и создании новых технологий.
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в группах,
выполнение творческих
заданий
51
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству
30
Гражданская авиация
России
1
Значение авиации для жизни общества и каждого
человека. Как мечта летать изменила жизнь
человека.
Легендарная история развития российской
гражданской авиации. Героизм конструкторов,
инженеров
и лётчиков-испытателей первых
российских самолётов.
Мировые рекорды
российских
лётчиков.
Современное
авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в группах,
выполнение творческих
заданий
31
Медицина России
1
Охрана здоровья граждан России – приоритет
государственной политики страны. Современные
поликлиники и больницы.
Достижения российской медицины.
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
52
Технологии будущего в области медицины.
в группах, выполнение
Профессия врача играет ключевую роль в
творческих заданий
поддержании и улучшении здоровья людей и их
уровня жизни. Врач – не просто профессия, это
настоящее призвание, требующее не только
знаний, но и человеческого сочувствия,
служения обществу.
Волонтёры-медики.
Преемственность поколений
и профессия
человека: семейные династии врачей России.
Формирующиеся
ценности:
историческая
память
и
преемственность
поколений,
милосердие
32
Что такое успех?
(ко Дню труда)
1
Труд – основа жизни человека и развития
общества.
Человек должен иметь знания и умения, быть
терпеливым
и настойчивым, не бояться
трудностей (труд и трудно –
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
53
однокоренные слова), находить пути их
в группах, выполнение
преодоления. Чтобы добиться долгосрочного
творческих заданий
успеха, нужно много трудиться.
Профессии будущего: что будет нужно стране,
когда я вырасту?
Формирующиеся ценности:
созидательный труд
33
80-летие Победы в Великой
Отечественной войне
1
День Победы – священная дата, память о которой
передаётся
от поколения к поколению.
Историческая память: память о подвиге нашего
народа в годы Великой Отечественной войны.
Важно помнить нашу историю и чтить память
всех людей, перенёсших тяготы войны.
Бессмертный полк. Страницы героического
прошлого, которые нельзя забывать.
Формирующиеся ценности: единство народов
России,
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в группах,
выполнение творческих
заданий
54
историческая
поколений
34
Жизнь в Движении
35
Ценности,
которые
объединяют
нас
память
и
преемственность
1
19 мая – День детских общественных
организаций. Детские общественные организации
разных поколений объединяли и объединяют
активных, целеустремлённых ребят. Участники
детских общественных организаций находят
друзей, вместе делают полезные дела и ощущают
себя частью большого коллектива. Участие в
общественном движении детей и молодежи,
знакомство с различными проектами.
Формирующиеся ценности: дружба,
коллективизм
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в группах,
выполнение творческих
заданий
1
Ценности – это важнейшие нравственные
ориентиры
для человека и общества.
Духовнонравственные
ценности
России,
объединяющие всех граждан страны.
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
55
Формирующиеся
ценности:
традиционные выполнение творческих
российские духовнонравственные ценности
заданий
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
35
56