Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс реализуется в 5 классе в рамках предметной области « Основы духовно-нравственной
культуры народов России» и рассчитан на 10 часов в год.
Цель курса: способствовать благоприятному вхождению ребёнка в мир социальных отношений
посредством формирования представлений о своей семье.
Задачи курса:
- воспитание в детях любви и уважения к членам своей семьи;
- воспитание уважительного отношения к семейным традициям и ценностям;
- формирование желания изучать свою родословную, прошлое своей семьи;
- формирование системы знаний об основах семейных отношений;
- формирование коммуникативных и личностных компетенций школьников.
Промежуточная аттестация проводится с соответствии с «Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
учащихся» в форме, утвержденной планом внеурочной деятельности .
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных
результатов в соответствии с ФГОС.
Планируемые результаты освоения учебной программы.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной
группы;
• Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и
свобод человека;
• Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• Понимание культурного многообразия мира, уважение к семейной культуре своего и других
народов, толерантность;
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками, членами семьи;
• воспитание чувства гордости за свою семью, Родину, российский народ, историю и культуру
России;
• формирование ценностей многонационального российского общества; понимание роли
человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со
взрослыми и сверстниками;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ:
• Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную,
общественную и др.
• Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развернутый план, формулировать и обосновывать
выводы, составлять презентации и т.д.), использовать современные источники информации, в
том числе материалы на электронных носителях;
• Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, презентация и др.);
• Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
• Владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых
средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения
(готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
• Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; способность
работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
• Овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ,
обобщение, построение рассуждений);
• Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• Умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ:
• Способность применять понятийный аппарат семейного знания и приемы анализа для
раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности семьи;
Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных
источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
• Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и
народов в истории своей страны и человечества в целом;
• Готовность применять полученные знания для выявления и сохранения информации о своей
семьи;
• Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
• Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать
мир не только рационально, но и образно.
Содержание курса для 5 класса:
Семья - ячейка общества. Семья - ячейка 1 час
общества, первый социальный институт.
Функции и виды семей.
Семья и государство. Зачем семье 1 час
государство. Социальная защита семьи.
Семейные
заботы.
Значение
труда. 1 час
Важность сотрудничества, взаимопомощи
членов семьи в организации труда.
Совместный труд. Домашнее хозяйство.
Я и мое имя. Что означают наши имена. Что 1 час
такое отчество и фамилия? Как родители
выбирают имя своему ребенку?
Семейные праздники. Семейные традиции. 1 час
Традиции, обычаи и праздники в моей семье
Мир увлечений в моей семье. Истории своей
семьи, ее традиций.
Разговор об этикете. Правила общения.
Семейный этикет. Семейный
этикет.
Семейный этикет в разные эпохи.
Семья и здоровье. Мой режим дня. Как я
берегу своё здоровье. Спортивные занятия правило жизни семьи.
Эти вредные конфликты. Конфликт. Виды
конфликтов. Конфликт в семье. Причины
конфликтов. Ступени конфликта. Виды
конфликта:
конструктивные
и
неконструктивные Как преодолеть
конфликт в семье
Ответственность.
Положительное
и
отрицательное влияние наших поступков на
близких, нас самих, на окружающих.
Экономика
семьи.
Ресурсы
семьи:
материальные, трудовые, энергетические,
информационные, финансовые. Семейный
бюджет.
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час