РП_ тьюторского сопровождения с детьми ОВЗ

Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального
государственного

образовательного

стандарта начального

общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, адаптированной рабочей программе обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальные нарушения). Специфика адаптационного
периода и образовательного процесса для младших школьников с нарушением
опорно – двигательного аппарата с учетом расстройства аутистического
спектра (РАС) и нарушения интеллектуального развития проявляется в
задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в
разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в
недостаточном

внимании

к

речи

собеседника,

коммуникативных намерений собеседника;
мимики,

жестикуляции.

недостаточным

уровнем

дети

не

понимают

в

слабой

интенсивности

Это обусловлено, в

первую

очередь,

развития коммуникативного поведения.

С началом посещения школы в жизнь ребёнка, имеющего тенденцию к
формированию жестких стереотипов поведения и распорядка, вносится
множество новых элементов. Само здание школы, помещение
относительно

большое

количество

взрослых

класса,
и

сверстников является незнакомым, пугающим. К этому добавляется и
расставание с матерью или другим человеком, к которому привязан ребёнок.
Как правило, этот человек является его орудием контакта с окружающим
миром. Лишившись этого орудия, ребёнок чувствует себя беспомощным.
Смена режима дня и питания также является сильным фактором стресса, так
как зачастую рацион ребенка очень ограничен и сводится к 3-5 продуктам
(блюдам).
При составлении программы мы так же учли особенности детей как тяга
к упорядоченности, ритуальности, отталкивание всего нового, быстрая
утомляемость,

отсутствие

мотивации

к

познавательной

деятельности,

ограниченные представления об окружающем мире, очень низкий темп
выполнения заданий, низкий уровень развития мелкой и крупной моторики,
нарушение координации движений, склонность к повышенной возбудимости,
беспокойству и вспышкам раздражительности.

Кроме того, вынужденная коммуникация с малознакомыми людьми
плохо сказывается на душевном равновесии ребенка. Однако, несмотря на то,
что школьная среда является «средой насилия», именно постоянное
нахождение в обществе, приспособление к жизни среди множества людей и
является процессом социализации, что является первостепенной целью данной
программы. Рабочая программа разработана на основе:
•

•

•

•

•

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ РФ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014
№1599 «Об
утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями»;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 №115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программамобразовательным программам начального общего, основного общего и
среднего образования»
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологическиетребованиякорганизациямвоспитанияиобучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
Адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШ№84 п.Сеятель , от
02.09.2024года №177
Положения о рабочей программе по учебным предметам МБОУ
СОШ№84 п.Сеятель , от 02.09.2024года №177
Концептуальные положения программы

Программа ориентирована на непосредственное взаимодействие
обучающегося с педагогами и специалистами образовательной организации.
Эффективность образовательной программы обеспечивается реализацией
цикла тьюторской деятельности по сопровождению индивидуального
образовательного интереса ребёнка, применения профессионального
тьюторского инструментария. В свою очередь тьютор выступает в роли
сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель,
организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии,
что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого
обучающегося, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.

Данная программа тьюторского сопровождения рассчитана на учебный
год и составлена для обучающихся с ОВЗ.
Предлагаемая программа разработана с учетом психофизических,
интеллектуальных и соматических особенностей ребенка. Программа
разрабатывалась с целью максимально эффективного обучения, коррекции и
развитии мелкой моторики, мышления, внимания, памяти, успешной
адаптации в современном обществе и социального становления.
Цель тьюторского сопровождения: индивидуальное сопровождение
обучающихся в образовательном процессе, поддержка и помощь в трудных
ситуациях, социальная адаптация и создание условий для успешного
включения ребенка в образовательный процесс.
Задачи:
1.
Создание комфортных условий для нахождения в школе:
конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация
рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ;
особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии
с реальными возможностями ребенка. Работа с педагогическим коллективом,
родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной
образовательной среды
Социализация - включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь
класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в
коллективе.
2.

Формирование навыков самообслуживания, элементарных
трудовых умений, самостоятельности, развитие жизненной компетентности, в
том числе социальных навыков.
3.

Формирование знаний, умений и навыков у детей с учетом
образовательной программы. Помощь в усвоении соответствующих
общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При
необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны
ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные
физические, психические особенности.
5.
Организация, при необходимости, сопровождения другими
специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных
специалистов в работе с ребенком.
4.

Осуществление взаимодействия
родителей в процесс обучения:
6.

с

родителями,

включение

• формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку,

установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе
анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
• оказание родителям эмоциональной поддержки;

• содействие родителям в получении информации об особенностях

развития ребёнка, прогноза развития.
7. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной

динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
Реализация программы предусматривает несколько этапов: 1.
Диагностико - мотивационный этап.
Сбор данных об индивидуальных особенностях обучающихся, их
интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах,
психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении и др.
Оценка результатов деятельности, отслеживание динамики в развитии детей с
ОВЗ. 2. Проектировочный этап.
Выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у
обучающихся психолого-педагогических проблем, разработка средств и
процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе,
составление индивидуального маршрута сопровождения, индивидуальных
программ развития. 3. Реализационный этап.
Оказание помощи в ориентации и включении в образовательное
пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и
проблем, включение в образовательных маршрут всех необходимых для
обучающихся специалистов.
4. Аналитический этап.
Оценка
результатов
деятельности,
отслеживание
положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
Тьюторское сопровождение обучающегося в самом общем виде на любой
возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных
друг с другом этапов: диагностического - мотивационного, проектировочного,
реализационного и аналитического.
Содержание и организационные условия
реализации программы
Программа тьюторского сопровождения обучащихся реализуется
ежедневно в течение всего учебного года, как в учебное, так и внеурочное
время.
Личностные
результаты
освоения
АООП
включают
индивидуальноличностные качества, жизненные и социальные компетенции
обучающегося и ценностные установки. Достижение личностных результатов
обеспечивается содержанием отдельных предметов и внеурочной
деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом
социального взаимодействия.

Предметные результаты освоения АООП включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной
области, готовность к их применению. Предметные результаты, достигнутые
обучающимися с умственной отсталостью, не являются основным критерием
при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс и
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
Критерии оценки достижений по каждой группе личностных
результатов
Критерии оценки достижения данного
результата

Личностные результаты
Способность
адекватно
использовать представления о
собственных возможностях и
ограничениях,
о
способах
решения проблемных ситуаций в
сфере жизнеобеспечения.

-

умение

адекватно

оценивать

свои

силы, понимать, что можно и что нельзя.
умение адекватно выбрать взрослого и
обратиться за помощью, точно описать
возникшую проблему.
умение
выделять ситуации,
когда

требуется

привлечение

родителей.
умение обратиться ко взрослому при
затруднениях в учебе
Способность
вступать
в
коммуникацию со взрослыми по
вопросам
медицинского
сопровождения
и
создания
специальных
условий
для
пребывания в школе, своих
нуждах и правах в организации
обучения.

-положительная динамика готовности к
самостоятельности и независимости в быту.
-владение представлениями об устройстве
домашней жизни, принимать правильное
участие и брать ответственность на себя.
-владение представлениями об устройстве
жизни школы, участие в ней.
-способность

Владение
навыками
коммуникации и принятыми
ритуалами
социального
взаимодействия
(т.е.
самой
формой
проведения,
его
социальным рисунком), в том
числе
с
использованием
информационных технологий.

использовать

социально-

-умение решать актуальные житейские
задачи, используя коммуникацию.
-умение начать и поддержать разговор,
задать вопрос, выразить свои намерения,
завершить разговор.
-умение корректно выразить отказ и
недовольство использовать культурные
формы выражения своих чувств.

Способность к осмыслению и -умение использовать предметы в
дифференциации картины мира, соответствии с их функциями.
ее
временно-пространственной
-вести себя в быту сообразно пониманию
организации.
окружающего мира (помыть грязные руки,
принять душ, и т.д.)
-способность задавать вопросы, проявление
активности во взаимодействии с миром.
-умение передавать свои впечатления.
Способность к осмыслению
социального окружения, своего
места
в
нем,
принятие
соответствующих
возрасту
ценностей и социальных ролей.

-знание правил поведения в разных
социальных ситуациях с людьми разного
статуса
-умение вступить в контакт и общаться в
соответствии с возрастом,- умение
корректно привлечь к себе внимание. умение проявлять инициативу, не быть
назойливым.

Работа тьютора по формированию гармоничных отношений
обучающегося с социумом школы
Тьютор и
Тьютор:
обучающийся формирует доверительные и эмоционально насыщенные
отношения с обучающимся, становится «проводником»
защитником, выразителем желаний и вместе с тем организующей и гармонизирующей силой;
следит за состоянием ребенка - эмоциональным
(помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает,
воодушевляет и т.п.) и физическим (если обучающемуся
нужно отдохнуть - может вывести его из класса в сенсорную
комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при
необходимости помогает сходить в туалет);
-координирует общую деятельность обучающегося, дозирует
учебную нагрузку.

Тьютор и
учителя
класса

Тьютор:
обсуждает с учителем:
совместное планирование урока с учетом соотношения
цели и задач урока в соответствии с предполагаемым уровнем
освоения ребенком с РАС данной темы и запланированными
результатами.
разработка индивидуальных и дифференцированных
заданий, включение ребенка в различные формы активности на
уроке. В различные формы учебного взаимодействия (
индивидуальная работа, работа в парах, мини-группах,
фронтальная работа). - обсуждение вероятных затруднений в
образовательной деятельности обучающегося с РАС и путей
их преодоления.
ежедневная фиксация наблюдений за поведением
обучающегося в школьной среде, с целью совместного
планирования работы по преодолению возникших трудностей.
И учитель, и тьютор записывают в дневнике наблюдений
индивидуальные особенности поведенческих проявлений
ребенка в образовательном процессе. Анализируя
зафиксированные наблюдения, учитель и тьютор планируют
наиболее эффективное построение взаимодействия в тройке:
ребенок – учитель – тьютор.
Тьютор - это помощник учителя.

Тьютор и
Тьютор:
другие дети следит за тем, что происходит в коллективе класса - о
чем дети говорят, во что играют;
объясняет детям, как общаться с их одноклассником; если тема разговора касается особенностей подопечного отвечает на вопросы.
Тьютор и
родители

-

Тьютор:
рассказывает родителям обучающегося о том, как прошел

день, что удалось, какие были трудности;
- отвечает на вопросы родителей.
-

дает

родителям необходимую
об

особенностях развития своего ребенка;

информацию

Тьютор и
другие
специалисты
(логопед, соц.
педагог,
медицинские
работники,
психолог и
др.)

Тьютор:
тьютор совместно с психологом, социальным педагогом,
дефектологом, логопедом: поможет выявить проблемы,
возникшие в школьной жизни ребенка. Выполнять
рекомендации специалистов для решения конкретных задач. вносит предложения по оптимизации работы с обучающимися;
-

помогает в составлении индивидуальных программ;

осуществляет помощь при проведении занятий
(адаптация задания
для обучающегося, помощь
ребенку
в ориентировании в задании и др.)

Деятельность тьютора и обучающегося
Действие обучающегося
Действие тьютора
Ребенок с ОВЗ и учитель
Ребенок слушает учителя и привлекает внимание ребенка к
выполняет его инструкции
учителю «Смотри на….., слушай» «Смотри в тетрадь, на доску» «Возьми карандаш, кисть, пиши,
рисуй»
«Открывай тетрадь, возьми
листок и т.д.»
Ребенок с ОВЗ и тьютор
следит за организацией рабочего
Ребенок
выполняет рекомендации тьютора
пространства воспитанника; соотносит задания воспитателя с
возможностями воспитанника;
если ребенок
не
успевает
полностью выполнить задание –
определяет нужный момент, когда
следует
остановиться
и
переключиться на новое задание; если общее задание для всех детей
сложно
для понимания
ребенка, то
продолжает
с подопечным
работу
по предыдущему заданию;
Примечание: если тьютору сложно
решить в какой момент правильнее
переключиться, то
необходимо
спросить об этом воспитателя.
Ребенок с ОВЗ и другие обучающиеся

Ребенок по своей инициативе
общается с ними, отвечает на
обращение других детей к
нему

- наблюдает за контекстом общения детей
и
в
соответствующие
моменты
подключает к общению подопечного. Например, сосед по парте просит у
ребенка ластик, а тот не реагирует.
Тьютор организует диалог учеников:

«Дай, пожалуйста, ластик» - «На» «Спасибо. На, возьми обратно».
Ребенок с ОВЗ и родители
Ребенок перед началом уроков
прощается с родителями,
после уроков - встречает
родителей и прощается с
тьютором

- помогает обучающемуся в общении со
своими родителями в условиях школы помогает рассказать, что было в школе,
познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими
фразами и с родителями других детей.

Календарно-тематическое планирование

№

Содержание работы тьютора на 2024-2025 учебный год по
основным направлениям
Ответственные
Содержание деятельности
Сроки
участники
1. Информационное обеспечение

Пополнение нормативно-правовой В течение года
и методической базы по
инклюзивному обучению,
1 организации качественного и
доступного образования в ДОУ
воспитанников с ОВЗ

Тьютор

Формирование банка данных
В течение года
современных образовательных
технологий (тьюторского
сопровождения): игровые,
здоровьесберегающие,
личностноориентированные
1.2
(технология развивающего
обучения, педагогика
сотрудничества, технология
индивидуализации обучения),
информационнокоммуникативные
и другие

Тьютор

Оформление наглядного
В течение года
демонстрационного и печатного
материала:
-изготовление методического и
практического материала для
ООД с ребенком с особыми
образовательными
потребностями, для родителей по
1.3 развитию и воспитанию ребенка с
ОВЗ; - оформление методических
и практических рекомендаций для
специалистов инклюзивного
обучения по организации
образовательной деятельности и
психолого-педагогического
сопровождения ребенка с ОВЗ; оказание помощи специалистам

Тьютор

Консультации для педагогов
2

В течение года по Тьютор
запросу

«Индивидуальный
2.1 образовательный маршрут»

Сентябрь

Тьютор

Индивидуальная программа
2.2 развития и обучения развития
детей

Ноябрь

Тьютор

Консультации родителей учащихся В течение года
по вопросам устранения учебных
трудностей, коррекции
3 индивидуальных потребностей,
развития и реализации
способностей и возможностей

Тьютор

Формирование базы данных
технологий тьюторского
сопровождения

В течение года

Тьютор

Оформление наглядного и
печатного материала, выставок

В течение года

Тьютор

Создание информационной базы В течение года
данных по организации тьютора в
работе учащихся с ОВЗ

Тьютор

4

5

6

2. Организационная деятельность
1

Разработка документов «личное
дело обучающихся»

В течение года

Тьютор

2

Оказание помощи обучающемуся в Ежедневно
процессе занятий по успешному
включению в работу классного
коллектива

Тьютор

3

Создание условий для реальной
индивидуализации процесса
обучения.

Тьютор

4.

Ежедневно

Участие ребенка с ОВЗ в выставках В соответствии с Тьютор
творческих работ, соревнованиях, планом
праздниках, проводимых в ДОУ с воспитательной
учетом возможностей и интересов работы школы
ребенка
3. Учебно-методическое направление

1

Составление и корректировка
индивидуальных
программ
развития и обучения, участие в
разработке
адаптированных
программ.

Сентябрь, май

2.

Подготовка и организация работы 1 раз в 2 недели
тьюторской группы

Тьютор, классный
руководитель,
воспитатели

Специалисты

«Коррекция поведения»

3

4
5

6

«Развитие психических процессов,
психомоторики, сенсорное
развитие»
Подготовка и организация
1 раз в неделю

Тьютор

Индивидуальных
коррекционноразвивающих
занятий.

каждым
тьюторантом

Представление информации на
ППк
Участие в педагогическом совете,
школьном семинаре, работе
методического объединения
коррекционного блока школы
Оформление и ведение дневника
ежедневных наблюдений за
ребенком с ОВЗ

По графику
Тьютор
работы ППк
По
Тьютор
общешкольному
плану
Ежедневно

Тьютор

4. Диагностико-аналитическая деятельность
1

Обновление базы данных
обучающихся

В течение года

Тьютор

2

Анализ личных дел обучающихся В течение года

Тьютор

3

Анкетирование родителей

По мере
необходимости

Тьютор

4

Непрерывная диагностика

В течение года

Тьютор

5

Анализ и отчет тьютора о
проделанной работе за 2024-2025
учебный год

май

Тьютор

6

Анализ медицинской карты,
Фераль-апрель
беседы с родителями о здоровье
ребенка, его питание, соблюдении
им режимных моментов дома.

Тьютор

7

Составление и утверждение плана июнь
работы на следующий учебный
год

Тьютор, зам.
диретор

Содержание программы тьюторского сопровождения во внеурочное
время
Название
Планируемая деятельность ребенка в
Сроки
мероприятия
мероприятии
День знаний
2 сентября
Присутствие на торжественной линейке.
День учителя

5 октября

День матери

27 ноября

Новогодний
праздник

25-27 декабря

День защитника
Отечества

22 февраля

Проводы
Масленицы

Участие в конкурсе, присутствие на
празднике.
Подготовка к мероприятию, изготовление
открыток, присутствие на празднике,
подготовка к конкурсу чтецов.
Подготовка к мероприятию: украшение
класса; участие в новогоднем празднике.
Подготовка к мероприятию, изготовление
поздравительных открыток, участие в
конкурсе стенгазет.
Подготовка к мероприятию, участие в
празднике.
Подготовка к мероприятию, изготовление
поздравительных открыток, присутствие
на празднике.
Подготовка к мероприятию, присутствие
на празднике, участие в социальном
проекте «Поздравь ветерана».

Международный
женский день

7 марта

День Победы

4-8 мая

Экскурсии

В течение
года

Посещение музеев, библиотек, театров,
кинотеатров.

Игры

В течение
года

Дидактические настольные игры, «Лото»,
«Домино», «Шашки», коммуникативные
игры, подвижные игры.

Прогулки на улице

В течение
года

Игры с мячом, подвижные игры, катание
на качелях, экскурсии в парк.

Последний звонок

24 мая

Присутствие на торжественной линейке.

Тьюторское сопровождение образовательного процесса во внеурочной
деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
создаст условия для активности каждого ребенка , для развития его
самостоятельности к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих
образовательных способностей. При организации внеурочной деятельности
тьюторское сопровождение рассматривается как процесс заинтересованного
наблюдения,
консультирования,
личностного
участия,
поощрения
максимальной самостоятельности ребенка, проявляющаяся в его активности
Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации
Результатами работы тьютора в образовательной организации являются:
• успешное включение в образовательный процесс и социальная
адаптация в образовательной среде;
• освоение культурно-гигиенических навыков, расширение возможностей
самостоятельного выполнения необходимого действия.
• развитие коммуникативных способностей обучающегося и жизненных
компетенций: адекватного поведения, основ произвольной деятельности,
умений общаться со взрослыми и сверстниками, выражать свои потребности
и желания;
• динамика личностного,
эмоционального, творческого развития
обучающегося, развитие самостоятельности обучающегося. Фиксация
результатов работы тьютора отражается в дневнике наблюдений тьютора.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне
специальных условий обучения и воспитания. Группа дошкольников с ОВЗ
чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее
могут войти дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха,
зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными
расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными
нарушениями развития.
Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми
является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья
каждого ребенка, а тьютор помогает реализовывать это.
Образование детей с особыми потребностями является одной из
основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно
инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и
востребованность своих действий. Государство обязано дать возможность

каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств,
полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать
полноценным его членом.
Список использованной литературы:
Ефремова, О. И. Тьюторское сопровождение учащихся, новая
тенденция / О. И. Ефремова // Воспитание школьников, 2010. -№1 - С. 34-35.
2.
Зыбарева Н.Н. Тьюторское
сопровождение
инклюзивного
образования. -http://www.thetutor.ru/lechebn ped/articles.htm
1.

Крылова Н. Б. Тьютор - новый тип педагога в условиях
индивидуализации образования / Н. Б. Крылова // Завуч, - 2015. - № 5- С. 1016.
4.
Кузьмина Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих
инклюзивную практику. Методические рекомендации. - М.: МГППУ, 2012. 57 с
5.
Мухорина В. А. Образовательная программа «Тьюторы» / В. А.
Мухорина // Завуч, - 2016. - № 2 - С.12-18.
3.

Синюгина Т.Ю. О предоставлении услуг тьюторского
сопровождения
и
(или)
сопровождения
ассистента/
Т.Ю.Синюгина//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2019. - №3 - с. 16-19.
6.

Солодова Е. А., Ефимов П. П., Ефимова И. О. Особенности
тьюторского сопровождения обучающихся в образовательной среде учебного
заведения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования:
материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). —
Краснодар: Новация, 2016. — С. 264-267.
8.
Яковлева И.М., Браткова М.В., Караневская О.В., Шаргородская
Л.В. Методические рекомендации к проведению тьюторского сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья// Коррекционная
педагогика, - 2019. - №3 (81). - с.5-14
7.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Рабочие программы

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».