РП кружка Хоровое пение

СОДЕРЖАНИЕ
I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ.............................. 3
1.1.

Пояснительная записка (основные характеристики программы) ......................... 3

1.2.

Цель и задачи программы............................................................................................ 5

1.3.

Содержание программы ............................................... Error! Bookmark not defined.

Учебный план ....................................................................... Error! Bookmark not defined.
Содержание учебного плана ............................................. Error! Bookmark not defined.8
1.4.

Планируемые результаты .......................................... Error! Bookmark not defined.8

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙError! Bookmark not defined.9
2.1.

Календарный учебный график ................................. Error! Bookmark not defined.9

2.2.

Условия реализации программы .............................. Error! Bookmark not defined.0

2.3. Методическое обеспечение

11

2.4.

Формы аттестации ...................................................... Error! Bookmark not defined.1

2.5.

Диагностический инструментарий (оценочные материалы)Error! Bookmark not defined.1

2.6.

Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы 361

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:....................................................... Error! Bookmark not defined.4
ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................................................................................... 4015
Приложение ........................................................................... Error! Bookmark not defined.15

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ

1.1.
Пояснительная записка (основные характеристики программы)
Нормативно-правовая база - рабочая программа социально-педагогического направления разработана на основе:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
4. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный протоколом заседания проектного комитета по
национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 № 3.
6. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
для детей», утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации от 30.11.2016 № 11.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 31.03.2022 № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели
развития региональных систем дополнительного образования детей».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации
от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
11. Приказ Министерства труда и социального развития Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических

рекомендациях» направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»).
14. Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей).
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 29.09.2023 № АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (вместе
с «Методическими рекомендациями по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих
стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно- технологического и культурного
развития страны»).
18. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
19. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных

правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
20. - авторской программы факультатива «Безопасная дорога детства» для внеурочной деятельности младших школьников
(1-4 классы)/ (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2015.
– 192 с. – (Начальная школа XXI века).
1.2.

Цель и задачи программы

Цели программы:
 создание условий для формирования вокально-хоровых навыков, воспитание всесторонне и гармонично развитой
личности, обладающей личностными качествами, которые могут быть востребованы в современном обществе.
 развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного
образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором;
 опираясь на индивидуальный подход к каждому ребенку, содействовать развитию творческой инициативы, выдумки и
музыкальных способностей детей в атмосфере доброжелательности и увлеченности, совместного творчества педагога и
ребенка, через различные виды музыкальной деятельности;
 формирование у учащихся эмоционально-целостного отношения к явлениям действительности и музыке; - овладение
детей знаниями основ хорового пения
 формирование навыков хоровой культуры через коллективное создание художественно-исполнительского образа на
основе интенсивной эмоционально-личностной вовлеченности в ансамблево-хоровое пение.
 ознакомление с ансамблями народного творчества России.
Задачи программы:
 познакомить детей с различными песенными жанрами;
 обучить правильному звуковедению и звукообразованию;
 расширить познания детей в области строения голосового аппарата;
 научить основам гигиены голоса.
развивающие:
 способствовать развитию индивидуальности, творческой активности и импровизационных способностей
обучающихся;

 развить музыкальный слух, чувство ритма и эстетическое восприятие окружающего мира;
 привить навыки сценического мастерства;
 развивать коммуникативные способности детей через элементарные групповые и индивидуальные тренинги.
воспитательные:
 формировать устойчивую мотивацию к самовыражению, как на сцене, так и в жизни путем стимулирования творческой
активности способствовать приобретению положительного социального опыта в процессе вокальных занятий и творческой
деятельности детей;
 воспитывать чувство патриотизма, уважения к музыкальной культуре своего народа
 сформировать у обучающихся умение творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми (включая их в активную
совместную деятельность по подготовке программных мероприятий);
 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организация свободного времени
обучающихся.
Рабочая программа разработана для 1- 6 классов МБОУ СОШ №84 п. Сеятель. Программа «Хоровое пение» является
программой художественно-эстетического направления, предполагает углубленный уровень освоения знаний и практических
навыков. Программа затрагивает проблему гуманного отношения детей к окружающему миру, знакомству с русским народным
творчеством.
В программе используются формы электронного обучения: участие обучающихся в онлайн – тестах по музыкальной и
театрально –
художественной культуре, участие в интернет - олимпиадах и интернет – конкурсах. Программа предусматривает обучение с
использованием дистанционных образовательных технологий: -индивидуализация обучения, предоставляющая каждому
обучающемуся
возможность построения индивидуальной образовательной траектории; Хоровое пение, совместное - это верный показатель
здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворенной песне, благороден и велик. В условиях дополнительного образования
детей вокально- хоровое искусство занимает существенное место. Практика показала целесообразность организации такого
объединения, так как его деятельность благотворно влияет на развитие творческого начала учащихся младшей ступени,
оказывает существенное влияние на нравственное и эстетическое развитие детей. Активное воздействие на ребенка народной и
классической музыки с самых ранних лет - важнейшее условие становления нравственного сознания, его Личности. Кроме того,
пение является мощным средством балансировки нервной системы и психики, становление речи у детей, профилактики
заболеваний голосового аппарата и органов дыхания, а значит, представляет собой оздоровительную технологию - необходимое
условие физического и

психического здоровья ребенка, человека и общество в целом. Данная программа нацелена на приобщение детей к
традиционной певческой
хоровой культуре - одного из основных путей оздоровления народа, возрождение национальной духовности и достижения
высокого уровня
общей культуры и музыкальной образованности.
1.3.

Содержание программы

Рабочая программа разработана для 1- 6 классов МБОУ СОШ №84 п. Сеятель. Программа «Хоровое пение» является
программой художественно-эстетического направления, предполагает углубленный уровень освоения знаний и практических
навыков. Программа затрагивает проблему гуманного отношения детей к окружающему миру, знакомству с русским народным
творчеством. Реализуется в рамках программы социального развития и воспитания обучающихся на ступени начального и
среднего общего образования. Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 84 на 2024-2025 уч. г. всего на изучение курса
«Волшебные кисти и карандаш» в начальной школе выделяется 34 часа на 1 год обучения. Занятия могут проводиться в
актовом зале или классе.
Содержание занятий хорового пения базируется на нравственно-эстетическом, жанрово-стилевом, постижении учащимися 4
пластов музыкального искусства: - фольклор; - музыка религиозной традиции; - шедевры русской и зарубежной классики; современная музыка. Программа « Хоровое пение» предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся,
разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов самообразования, знакомство с
жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов.
Постижение хорового пения приобретает деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой
инициативы учащихся, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений
об окружающем мире.
В программе «Хоровое пение» используются разнообразные формы и виды деятельности: - распевание – разогрев певческого
аппарата. При распевании используются фрагменты из хорошо знакомых учащимся произведений, темы из классических
произведений, распевание с голоса или с музыкального инструмента, распевание без сопровождения.
- освоение элементов музыкальной грамоты. Знакомство с хоровым сольфеджио по методике Г. Струве. Знакомство с
болгарской методикой Б. Кричкова «Столбица» Приобретение навыков чтения нотной записи. - приобретение вокально –
хоровых навыков:

а) певческой установки;
б) манеры звукоизвлечения;
в) выработки чистоты интонирования;
г) пение legato, приобретение навыков кантиленного пения;
- развитие артикуляционного аппарата;
- выработка навыков ансамблевого пения при пении в группах и при пении без сопровождения;
- движения или жестикуляция при исполнении музыкальных произведений;
-использование музыкальных инструментов при исполнении музыкального произведения;
- концертная деятельность хорового коллектива.
- технология развития процессов восприятия музыкальных произведений;
- технологии формирования певческой культуры;
- технологии музицирования;
- технологии становления ассоциативно – образного мышления;
- технологии проектно – исследовательской деятельности;
- технологии здоровьесбережения и арттерапии;
- информационно – коммуникационные технологии
Актуальность программы
Хоровое пение, совместное - это верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворенной песне, благороден
и велик.
В условиях дополнительного образования детей вокально- хоровое искусство занимает существенное место. Практика показала
целесообразность организации такого объединения, так как его деятельность благотворно влияет на развитие творческого
начала учащихся младшей ступени, оказывает существенное влияние на нравственное и эстетическое развитие детей. Активное
воздействие на ребенка народной и классической музыки с самых ранних лет - важнейшее условие становления нравственного
сознания, его Личности. Кроме того, пение является мощным средством балансировки нервной системы и психики,
становление речи у детей, профилактики
заболеваний голосового аппарата и органов дыхания, а значит, представляет собой оздоровительную технологию - необходимое
условие физического и психического здоровья ребенка, человека и общество в целом.
Актуальность программы заключается в том, что:

детское объединение создано в школе впервые;
детское объединение создано по просьбе родителей;
программа направлена на развитие духовности личности, творческих
способностей ребенка, умение видеть и творить прекрасное.

Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных
возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.
Этапы программы:
 ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 1 класса ;
 развивающий – 1 год обучения для обучающихся 2 -3 классы ;
 исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 4 класса .
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и
воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети
выполняют творческие задания, в группе второго года – также выполняют творческие задания, но на более сложном
творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь
от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого
комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на
приобщение учащихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству
строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний,
законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
 занятия в свободное время;
 обучение организовано на добровольных началах всех сторон (учащиеся, родители, педагоги);
 учащимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и
форм занятия;

 допускается переход учащихся из одной группы в другую (по возрасту).
Возрастная группа учащихся:
Программа ориентирована на учащихся 2-4 классов.
Количество часов
Программа рассчитана на 136 часов: 1– 4 кл. – по 34 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и
проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 год обучения
Раздел 1. Прослушивание (2 часа)
Индивидуальное прослушивание обучающихся. Определение уровня базовыхмузыкальных способностей:
музыкальной памяти, слуха, чувства ритма.
Пение простых попевок, кратких мелодий. Исполнение простых ритмическихрисунков. Повтор за учителем
предложенных интонаций, мелодий, ритмов.
Раздел 2. Музыка рождается из тишины (0,5 часа)
Слух — главная музыкальная способность. Слуховое внимание. Игра «Кто дольше слышит звук». Понятия:
пауза, звук, высота, длительность звука.
Игровые упражнения на концентрацию слухового внимания, умения слушать тишину, аккуратное бережное
звукообразование. Различение звуков музыкальных и шумовых. Освоение понятий, знакомство с элементами нотной
записи. Дыхательные упражнения, работа над унисоном. Разучивание простых попевок.
Раздел 3. Ритм (0,5 часа)
Понятие ритма. Длительности (восьмая и четверть). Ритмический рисунок.
Ритмослоги та, ти.

Ритмическая игра «Эхо». Различение ритмических рисунков на слух и по элементам упрощённой нотной записи.
Пение попевок с различными длительностями. Проговаривание ритмических рисунков ритмослогами. Звучащие жесты,
освоение приёмов игры на простейших ударных инструментах.
Раздел 4. Петь приятно и удобно! (1 час)
Певческая установка, певческое дыхание. Дирижёр — руководитель хора. Значение дирижёрских жестов. Песня
«Петь приятно и удобно» (музыка Л. Абелян, слова В. Степанова).
Освоение правильной певческой установки, выполнение простых указаний дирижёра. Дыхательные упражнения
(бесшумный вдох, контролируемый вдох). Логоритмические упражнения. Разучивание песни, народных попевок и
песенок.
Раздел 5. Песня – звучащее слово (4 часа)
Дикция в хоровом пении. Выразительное и чёткое произнесение слов песни.
Артикуляционная разминка: артикуляционные сказки, музыкальные скороговорки.
Выполнение артикуляционных упражнений. Участие в артикуляционных играх-упражнениях, придумывание
своих вариантов артикуляционной гимнастики. Разучивание песен и попевок с акцентом на чёткость дикции.
Раздел 6. Хор – созвучие голосов (3 часа)
Человеческий голос — самый красивый музыкальный инструмент. Правила пения (негромкий, направленный
вперёд звук, округлое положение рта). Тянущиеся гласные звуки — основа напевной мелодии. Кантилена (legato).
Унисон.
Освоение упражнений, направленных на формирование мягкого естественного звучания. Исполнение мелодий
кантиленного характера (legato). Вокализы на гласные звуки (А, О, У). Пение попевок, состоящих из 2—3 звуков
нисходящего движения. Разучивание песен с напевной мелодией. Показ рукой направления движения мелодии.
Раздел 7. Будем петь по нотам! (1 час)
Элементы нотной грамоты: нотный стан, звукоряд, расположение нот первой октавы на нотоносце.

Пение знакомых мелодий, попевок с ориентацией на нотную запись. Игры на развитие слухового и зрительного
внимания с использованием элементов нотной грамоты. Записи в тетрадях.
Раздел 8. Скоро, скоро Новый год! (4 часа)
Музыка праздника. Настроение, характер песни. Выразительность исполнения. Разучивание песен
новогодней тематики. Работа над звукоизвлечением non legato.
Раздел 9. Музыкальные слоги (1 час)
Правила вокальной орфоэпии, взятие дыхания между фразами во время пауз. Единовременное произнесение
гласных и согласных всеми участниками хора. Работа на материале изученных и новых песен и попевок.
Выполнение указаний дирижёра: дыхание, растягивание гласных, дикционная чёткость согласных.
Проговаривание в ритме. Пение с ориентацией на упрощённую нотную запись мелодии. Работа по наглядным
орфоэпическим материалам. Двигательное моделирование музыкального слога, фразы с помощью образного движения
руки.
Раздел 10. Мой диапазон (1 час)
Индивидуальное прослушивание обучающихся. Определение сформировавшегося на данный момент диапазона,
примарной зоны, зоны ближайшего развития. Индивидуальные рекомендации педагога каждому хористу.
Пение выученных песен и попевок, упражнения на дикцию и артикуляцию. Демонстрация навыков певческой
установки, дыхания, работы с элементами нотного текста. Ведение тетради по хору. Фиксация своих «музыкальных
достижений».
Раздел 11. Музыкальная грамота (1 час)
Повторение и закрепление элементов нотной грамоты: ноты первой октавы. Длительности: половинная, четверть,
восьмая, четвертная пауза (правила записи и ритмослоги).

Пение по нотам знакомых песен и попевок. Хоровое сольфеджио, работа с наглядными материалами.
Дидактические игры, направленные на различение, понимание элементов нотного письма. Элементы слуховых
диктантов. Записи в тетради.

Раздел 12. Праздник бабушек и мам (5 часов)
Тема «Праздник бабушек и мам» (3 часа)
Музыка праздника. Образы весеннего пробуждения природы, мамы, семейного тепла в песнях, посвящённых
женскому дню 8 Марта. Ласковые напевные интонации. Понятия темпа, регистра, динамики. Напевное движение
мелодии. Фраза, мотив, лига, реприза, вольта, фермата.
Разучивание песен, посвящённых весне, маме, празднику 8 Марта. Анализ музыкально-выразительных средств, их
воплощение в собственном исполнении. Пение с ориентацией на нотную запись. Распевания, освоение упражнений,
направленных на кантиленное, напевное звучание хора. На материале новых песен совершенствование
артикуляционных, дыхательных навыков, расширение интонационного материала для развития музыкального слуха,
чувства ритма.
Тема «Репетиция к концерту» (1 час)
Построение, выход и уход со сцены, поклон. Объявление номеров. Правила поведения на сцене. Элементы
сценического движения, инсценировка песен.
Тема «Концерт для мам» (1 час)
Исполнение выученных произведений перед родителями.
Раздел 13. Песня, танец, марш (4 часа)
Песни напевного, танцевального и маршевого характера. Понятие жанра. Характерные черты, выразительные
средства первичных жанров (песня, танец, марш). Упражнения на совершенствование вокально-хоровых навыков
(дикция, дыхание, диапазон, унисон, ансамбль, чистота интонации) на материале жанровых попевок.
Разучивание песен различного характера, определение жанровых признаков на слух, по нотной записи. Запись в
тетради наиболее ярких интонаций, характерных ритмов первичных жанров. Ритмические и мелодические импровизации

в жанрах песни, танца, марша, сочинение ритмических аккомпанементов к разучиваемым песням, игра на простейших
музыкальных инструментах, элементы музыкального движения.
Раздел 14. Песня в подарок (5 часов)
Тема «Песня в подарок» (3 часа)
Музыка в жизни человека. Песни о школе, детстве. Средства музыкальной выразительности: темп, регистр,
динамика. Нотная запись разучиваемых мелодий и попевок.
Разучивание песен, посвящённых школьной тематике. Работа по слуху и с ориентацией на нотную запись.
Повторение артикуляционных, дыхательных игр. Распевания, упражнения, направленные на формирование
кантиленного звучания хора.
Тема «Репетиция к концерту» (1 час)
Построение, выход и уход со сцены, поклон. Правила поведения за сценой.
Элементы сценического движения, инсценировка песен.
Тема «Праздник «Последний звонок»» (1 час)
Выступление перед выпускниками школы.

2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
«Хоровое пение»

№
п/п

Дата

Темазанятия

Кол-вочасов

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

2

Вводное занятие. Беседа «Гигиена голоса»

1

3

Певческая установка. Навыки пения сидя и
стоя.

1

4

Певческое дыхание. Дыхание перед
началом пения.

1

5

Смена дыхания в процессе пения.

1

6

Музыкальный звук. Высота звука.

1

7

Работа над звуковедением и чистотой
интонирования.

1

8

Естественный свободный звук без крика и
напряжения.

1

9

Мягкая атака звука. Округление гласных.
(головное звучание).

1

10

Работа над дикцией и артикуляцией.

1

Формазанятия

Формаконтроля

Беседа

Наблюдение, опрос

Практическая работа

Наблюдение, опрос, контроль за
работой

Беседа

Наблюдение, опрос

Практическая работа

Наблюдение, опрос, контроль за
работой

Практическая работа

Наблюдение

Практическая работа

Опрос

Практическая работа

Опрос

Практическая работа

Наблюдение

Практическая работа

Наблюдение

Практическая работа

Опрос

11

Работа над дикцией и артикуляцией.

1

12

Развитие согласованности
артикуляционных органов

1

13

Развитие согласованности
артикуляционных органов (освобождение
от зажатости и напряжения нижней
челюсти)
Развитие согласованности
артикуляционных органов (свободное
положение языка во рту).
Формирование чувства ансамбля.

1

16

Выработка активного унисона, устойчивое
интонирование одноголосого пения.

1

17

Формирование сценической культуры.
Работа с фонограммой.

1

18

Пение под фонограмму - заключительный
этап работы.

1

19

Певческое дыхание. Навыки «цепного»
дыхания.

1

20

Смена дыхания в процессе пения,
различные приёмы дыхания.

1

21

Работа над звуковедением и чистотой
интонирования

1

22

Пение нон легато и легато.

1

23

Работа над ровным звучанием, умением
использовать головной и грудной
регистры.

1

14

15

Практическая работа

Опрос

Практическая работа

Наблюдение

Практическая работа

Наблюдение

Практическая работа

Наблюдение

Практическая работа

Наблюдение

Практическая работа

Наблюдение

Практическая работа

Наблюдение

Беседа

Беседа. Опрос

Практическая работа

Наблюдение

Практическая работа

Наблюдение

Практическая работа

Наблюдение

Практическая работа

Наблюдение

Практическая работа

Контроль за работой

1

1

24

Работа над дикцией и артикуляцией.

1

25

Работа над особенностями произношения
при пении (напевность гласных, умение их
округлять)
Работа над особенностями произношения
при пении: быстрое и чёткое
выговаривание согласных
Формирование чувства ансамбля.

1

1

Практическая работа

28

Выработка ритмической устойчивости в
умеренных темпах при соотношении
простейших длительностей (четверть,
восьмая).

1

Практическая работа

29

Постепенное расширение задач:
интонирование произведений, ритмическая

1

26

27

Практическая работа

Наблюдение

Практическая работа

Беседа, опрос
Наблюдение

1
Практическая работа

Наблюдение
Наблюдение

Практическая работа

Наблюдение

Практическая работа

Наблюдение

Практическая работа

Наблюдение

Практическая работа

Наблюдение

Практическая работа

Наблюдение

Практическая работа

Беседа, опрос

Практическая работа

Наблюдение

Практическая работа

Наблюдение

устойчивость

30

Навыки пения двухголосия с
аккомпанементом.

1

31

Пение несложных двухголосных песен без
сопровождения.

1

32

Формирование сценической культуры.
Работа с фонограммой.

1

33

Пение под фонограмму. Развитие умения
согласовывать пение с ритмическими
движениями.
Работа над выразительным исполнением
песни и созданием сценического образа.

1

34
35
36

Работа над техникой дыхания –
дыхательные упражнения.
Вокально-хоровые упражнения на дикцию,
артикуляцию.

1
1
1

1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение программы внеурочной деятельности «Хоровое пение» направлено на достижение трёх групп результатов:
личностных, метапредметных и предметных. При этом теоретическое структурное разграничение различных видов результатов на
практике выступает как органичная нерасторжимая целостность. Личностные и метапредметные, в первую очередь коммуникативные
результаты, имеют глубокое и содержательное предметное воплощение. «Хор — не собрание поющих, не обезличенное абстрактное
единство, хор — это множество личностей, личностных восприятий, переживаний, осмыслений, выражений, личностных оценок,
личностного творчества. Объединение множества личностных сотворений в единстве созидаемого музыкального образа в процессе
общения со слушателем — высшая цель хорового музицирования».
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ программы «Хоровое пение» должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций
его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению
музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей
страны, своего края.
2. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и
моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своейжизни в соответствии
с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов,
культурно-просветительских акций, праздничных мероприятий.
3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом
моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики;
придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной
деятельности, при подготовке концертов, фестивалей, конкурсов.
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться
к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценностиотечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народноготворчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания:

ориентация на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как
искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а
также на материале доступной текстовой, аудио- и видеоинформации о различных явлениях музыкального искусства, использование
специальной терминологии.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной
безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение
осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других;сформированность навыков рефлексии, признание своего права
на ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных
целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8. Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в
экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
9. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью,
группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в
разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; смелость при
соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи,
предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность
осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и
эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ,

достигаемые

при

освоении

программы

«Хоровое пение», отражают специфику искусства как иного (в отличие от науки) способа познания мира. Поэтому основная линия формирования
метапредметных результатов ориентирована не столько на когнитивные процессы и функции, сколько на психомоторную и аффективную сферу
деятельности обучающихся.
Познавательные универсальные учебные действия:
Овладение системой универсальных познавательных действий в рамках программы

«Хоровое пение» реализуется в контексте развития специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления, которое
связано с формированием соответствующих когнитивных навыков обучающихся, в том числе:
Базовые логические действия:
—выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
—устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения
отдельных интонаций, мелодийи ритмов, других элементов музыкального языка;
—сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального искусства;
—обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
—выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексевыразительных средств, используемых при создании
музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля.
Базовые исследовательские действия:
—следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
—использовать вопросы как инструмент познания;
—формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации,
восприятия, исполнения музыки;
—составлять алгоритм действий и использовать его для решения исполнительских и творческих задач;
—проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц,
сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной или творческой
задачи и заданных критериев;
—понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
—использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
—выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах,
текстах, таблицах, схемах;
—оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем илисформулированным самостоятельно;
—различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или
творческой задачей;

—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (вокальное исполнение, текст, таблица, схема, презентация,
театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Специфика взаимодействия в процессе вокально-хорового исполнительства определяется не только особыми формами передачи
информации музыкальными средствами (минуя вербальные каналы коммуникации), но и неповторимым комплексом ощущений,
эмоциональным переживанием психологического единства поющих, известных как феномен «соборности». Данные условия определяют
уникальный вклад хорового пения в формирование совершенно особых коммуникативных умений и навыков в составе базовых универсальных
учебных действий.
Невербальная коммуникация:
—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального
высказывания, понимать ограниченность словесной передачи смысла музыкального произведения;
—передавать в собственном исполнении художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому
музыкальному произведению;
—осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в
повседневном общении;
—эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
—распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты, в том числе дирижёрские жесты), расценивать их как
полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции

в соответствии сусловиями и целями общения;

—выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусствомв устных и письменных текстах;
—понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и вкорректной форме формулировать свои возражения;
—вести
диалога;

диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,поддерживать благожелательный тон

—публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
—развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки;
понимать ценность такого социально-психологического опыта, переносить его на другие сферы взаимодействия;
—понимать и использовать преимущества и специфику коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать
наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
—принимать цель совместной деятельности, коллегиально строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;

—уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена коллектива в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчёта перед группой, коллективом.
Регулятивные универсальные учебные действия:
В хоре, в отличие от других видов деятельности, личные результаты обучающихся обретают подлинную ценность только в качестве вклада каждого
участника хорового коллектива в общее дело. Поэтому в рамках программы «Хоровое пение» регулятивные универсальные учебные действия тесно
смыкаются с коммуникативными. Самоорганизация и рефлексия приобретают ярко выраженные коллективные черты, нередко предполагают
корректировку личных интересов и намерений, их подчинение интересам и потребностям творческого коллектива в целом.
Самоорганизация:
—ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских
навыков и способностей, настойчивопродвигаться к поставленной цели;
—планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
—выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
—самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
—делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
—владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
—давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
—предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, иадаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
—объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретённому опыту.
Эмоциональный интеллект:
—чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для
расширения своих компетенций в данной сфере;
—развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкальноопосредованного общения, публичного выступления;
—выявлять и анализировать причины эмоций;
—понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно- интонационную ситуацию;
—регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:
—уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическимпредпочтениям и вкусам;
—признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов
деятельности;
—принимать себя и других, не осуждая;
—проявлять открытость;
—осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В результате занятий хоровым пением школьники научатся:
—исполнять музыку эмоционально выразительно, создавать в совместном пении музыкальный образ, передавая чувства, настроения,
художественное содержание;
—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, уметь погружаться в музыкальный образ, идентифицировать себя с
«лирическим героем» музыкального произведения (по В. Медушевскому);
—осознавать мировое значение отечественной музыкальной культуры вообще и хорового исполнительства в частности, чувствовать себя
продолжателями лучших традицийотечественного хорового искусства;
—петь в хоре, ансамбле, выступать в качестве солиста, исполняя музыкальные произведения различных стилей и жанров, с сопровождением и
без сопровождения, одноголосные и многоголосные;
—исполнять русские народные песни, народные песни своего региона, песни других народов России и народов других стран, песни и хоровые
произведения отечественных и зарубежных композиторов, образцы классической и современной музыки;
—владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения, понимать специфику совместного музыкального творчества,
чувствовать единение с другими членами хорового коллектива в процессе исполнения музыки;
—петь красивым естественным звуком, владеть навыками певческого дыхания, понимать значения дирижёрских жестов, выполнять указания
дирижёра;
—ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона (на материале изученных музыкальных произведений);
—выступать перед публикой, представлять на концертах, праздниках, фестивалях и конкурсах результаты коллективной музыкальноисполнительской, творческой деятельности, принимать участие в культурно-просветительской общественной жизни.

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение образовательной программы.

Для проведения занятий желательно иметь отдельное помещение, отвечающее требованиям противопожарной безопасности и санитарии. Помещение
должно хорошо освещаться и проветриваться, а также иметь необходимые материалы и оборудование.
Для реализации программы необходимо:
 учебный кабинет, оборудованный учебной мебелью,
 компьютер, мультимедийный проектор,
 колонки,микшерный пульт с усилителем,
 записи фонограмм в режиме «+» и «-»,
 нотный материал,
 фортепиано.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен:
 обладать специальным музыкально-педагогическим образованием;
 владеть навыками и приёмами организации музыкальных занятий;
 знать физиологию и психологию детского возраста;
 уметь вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
 уметь создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;
 уметь видеть и раскрывать творческие способности воспитанников;
 систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности.
3.2 Формы контроля и аттестации
Сроки
Какие знания и умения
Форма контроля
контролируются
Начало
Начальная
диагностика Индивидуальное
года
музыкальных данных
прослушивание

Методы контроля
Наблюдение,
прослушивание

Середина
года

Певческие навыки
Исполнение разученных
Наблюдение,
(интонация, дикция,
песен на занятиях,
прослушивание
артикуляция, дыхание,
репетициях, мероприятиях
звуковедение, тембр,
динамика)
В конце
Уровень освоения навыков Участие в конкурсах,
Результативность
года
хорового пения
фестивалях
3.3
Планируемые результаты
Предметные результаты:
 формирование представления о роли музыки в жизни человека, в егодуховно-нравственномразвитии;
 формированиеобщегопредставленияомузыкальнойкартинемира;

 знаниеосновныхзакономерностеймузыкальногоискусстванапримереизучаемыхмузыкальныхпроизведений;
 формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материалемузыкальнойкультурыродногокрая,развитиехудожественного
вкусаиинтереса кмузыкальномуискусствуимузыкальнойдеятельности;

 умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различныхнаправлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической
исовременной; понимать содержание, интонационно-образный смыслпроизведенийразныхжанровистилей;
 умениевоплощатьмузыкальныеобразыприсозданиитеатрализованныхимузыкально-пластических
композиций,
исполнении
вокальныхпроизведений,вимпровизациях.
Личностные результаты:
 чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической инациональной принадлежности на основе изучения лучших
образцовфольклора,шедевровмузыкальногонаследиярусскихкомпозиторов,различныхнаправленийсовременного музыкальногоискусства;
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичномединстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на
основесопоставления произведений русской музыки и музыки других стран,народов,национальныхстилей;
 умениеориентироватьсявкультурноммногообразииокружающей
действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города идр.;
 развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;овладениенавыками сотрудничествасучителемисверстниками;
 участиев музыкальнойжизникласса,школы,городаидр.;
 формирование доброжелательности эмоционально-нравственнойотзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей,этическихчувств;
 развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя вэмоционально-ценностномотношениикискусству,пониманииегофункцийвжизни
человекаиобщества.
Метапредметные результаты:
 овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебнойдеятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и
видахмузыкальнойдеятельности;
 освоениеспособоврешенияпроблемтворческогоипоисковогохарактеравпроцессевосприятия,исполнения,оценки музыкальныхсочинений;
 формированиеэффективныхспособовдостижениярезультатависполнительскойитворческойдеятельности;
 продуктивноесотрудничество(общение,взаимодействие)сосверстникамиприрешенииразличныхмузыкально-творческихзадачвовнеурочной
деятельности;
 позитивнаясамооценкасвоихмузыкально-творческихвозможностей;
 овладениенавыкамисмысловогопрочтениясодержания«текстов»различныхмузыкальныхстилей ижанров;

2.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Процесс обучения детей хоровому пению базируется на технологиях сотрудничества, личностно-ориентированного
обучения и прикладных методах и методиках развития вокально-хоровых навыков.
Методика обучения хора включает в себя совокупность традиционных и инновационных методов и приемов,
направленных на формирование и развитие у воспитанников художественного восприятия музыки, певческих навыков,
тембра голоса, исполнительского мастерства.
На занятиях с учащимися хорового коллектива используются методы обучения, отражающие специфику певческой
деятельности:
- фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) В. В. Емельянова. Данный метод представляет собой
многоуровневую обучающую программу установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата
человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Фонопедический метод
развития голоса направлен на оздоровление голосового аппарата, на максимальное использование заложенных природой
возможностей голоса;
- музыкально-теоретический метод, способствующий развитию музыкальности (комплекса музыкальных
способностей, музыкального мышления, творческой активности и эмоциональной отзывчивости), необходимой для
музыкальной деятельности;
- интонационный метод активизирует слух, внимание, память, воображение, представление и мышление учащихся;
- метод «вокальной драматургии» связан с осмысленным интонированием музыкального и поэтического текста (в
их художественном синтезе) и направлен на создание художественного образа, развивает моторику голосового аппарата.
В процессе подбора «музыкальных средств выразительности» метод способствует выработке вокально-технических и
художественно-исполнительских навыков.
В качестве дидактических методов обучения используются объяснительно-иллюстративные методы, включающие
в себя объяснение и показ профессионального вокального звучания, в качестве инструментальных методов обучения тренинги для приобретения технических вокальных навыков, релаксационные упражнения, позволяющие снимать
излишнее психическое напряжение, связанное со стрессами в момент концертных выступлений, музыкальные игры,
дыхательная и артикуляционная гимнастика, элементы самомассажа. Все методы направлены на приобретение
творческой свободы и творческой самореализации поющих в хоре.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая
свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями, и требует всестороннего изучения этих
особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать
задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и
развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара,
духовно возвышающего и обогащающего каждого ребенка.
Организация работы хорового коллектива предполагает следующие этапы.
1) Набор учащихся.
2) Прослушивание детей.
3) Реализация программы обучения.
4) Оценка результативности обучения.
В течение года занятий анализируется результативность обучения и воспитания каждого ребенка, вырисовывается
четкая картина овладения каждым воспитанником определенных певческих и сценических навыков.
На первых занятиях методом предметных проб определяются музыкальные способности детей. Изначально
принимаются все желающие. На самых первых занятиях проводится прослушивание детей. Его цель – установление
исходного уровня общего, музыкального и певческого развития детей. Во время прослушивания ребенок выполняет
несколько заданий: спеть песню, повторить голосом за педагогом небольшую попевку (в разных тональностях), запомнить
и воспроизвести несколько несложных ритмических фигур, прочитать стихотворение. При прослушивании определяются:
качество голоса (тип, диапазон), уровень музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, а также уровень
музыкальной подготовки (знание нотной грамоты, владение каким-либо музыкальным инструментом, опыт пения в хоре).
Нередко застенчивость, робость пришедшего на прослушивание мешают выяснить его вокально-музыкальные данные. В
этом случаев, как исключение, можно попытаться провести эту работу в процессе репетиции хора.
Прежде чем начать практические занятия, целесообразно провести с начинающими участниками хора беседу,
познакомить их со строением голосового аппарата, его специфическими особенностями, механикой певческого процесса.
Хористы должны не просто получить информацию об анатомии голосового аппарата, но и практически применять
знания о гигиене голоса, бережно относиться к своему певческому инструменту. Занятия хора следует проводить в
помещении с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией.

Занятие хора начинается с распевания или музыкального приветствия. Их назначение – настройка голосового
аппарата, развитие певческих навыков. Важно, чтобы воспитанники осознали, что распевание совершенно необходимо на
занятии, и с полной отдачей, интересом участвовали в нем. Задача педагога – сделать так, чтобы распевание не было
нудной, скучной технической работой, а являлось одухотворенным и увлекательным музицированием.
Продолжительность распевания может быть различной и составлять от 3-х до10-ти минут. Распеваться лучше стоя.
Распевание обычно начинается с выстраивания унисона на примарных тонах (фа - ля первой октавы), отработки
мягкой точной атаки звука, постепенного расширения певческого диапазона через исполнение (секвентно) восходящих и
нисходящих попевок, поступенных звукорядов, трезвучий. Распевание проводится в разных динамических оттенках,
постепенно вводятся подвижные нюансы, варьируется темп исполнения (от среднего к медленному, затем подвижному).
Развитие различных сторон голоса может осуществляться комплексно на одних и тех же примерах. Обоснованная
последовательность упражнений, их постепенное усложнение, свободное, в меру активное, не форсированное пение –
таковы основные требования к проведению распевания.
Центральное место на занятии музыкой занимает разучивание и исполнение произведений.
На одном занятии целесообразно проводить работу сразу над несколькими (3 - 5) различными по характеру и
сложности произведениями.
Способы разучивания музыкального произведения различны, можно установить лишь последовательность
главнейших моментов этого процесса:
1) краткое вступительное слово педагога;
2) исполнение (показ) музыкального произведения педагогом;
3) беседа с детьми о музыкальном произведении;
4) чтение поэтического текста музыкального произведения;
5) разучивание музыкального произведения (репетиционный план).
В свою очередь, в разучивании песни можно также выделить несколько этапов:
1) ознакомление и усвоение первого куплета;
2) разучивание всей песни;
3) закрепление и художественное исполнение песни.
Основные требования к показу песни педагогом:
- играть аккомпанемент на нюанс тише, чем петь мелодию, тогда более понятен текст песни;
- не допускать ошибок, остановок при игре и пении;

-исполнение должно быть эмоциональным, с хорошей дикцией, выразительным по нюансам, агогике, в соответствии
с собственной трактовкой педагога;
-аккомпанировать на фортепиано следует мягко, неназойливо, выделяя наиболее сложные мелодические скачки или
ритмические фигурации;
- показывая песню, педагог должен смотреть на детей. Исполнение в целом должно создавать яркий, впечатляющий
художественный образ.
Важным моментом в работе педагога является беседа о песне. Она должна строиться с учетом возрастных
особенностей участников хора и предполагает знакомство с другими сочинениями авторов музыки и поэтического текста
песни, разбор эмоционально-смыслового содержания песни, использование наглядности, обращение к воображению
детей. Поэтому беседа о песне имеет большое воспитательное и образовательное значение.
Разучивание музыкального произведения.
Начиная работать над новым произведением, на первой репетиции следует осваивать отдельные части
произведения, на последующих же репетициях кропотливо работать над фразами, их шлифовкой.
После разучивания новой песни на занятии повторяются уже выученные песни. Произведение исполняется не
полностью, а отрабатываются фрагменты, вызывающие затруднения при исполнении. Работа ведется отдельно по
партиям, затем вместе для выстраивания аккордов.
В конце занятий поются одна или две песни, готовые к исполнению. Устраивается своеобразный «прогон», в задачу
которого входит активизация контакта руководителя хора как дирижера с исполнителями. Здесь отрабатывается язык
дирижерских жестов, понятный хористам.
В моменты «прогонов» полезно использовать прослушивание и просмотр видеозаписей исполнения. Этот прием
дает поразительный эффект. Когда дети поют в хоре, им кажется, что все хорошо, работать больше не над чем. Прослушав
запись, дети вместе с руководителем отмечают недостатки исполнения и при последующей записи стараются их
устранить.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Способами определения результативности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Хоровое
пение» служит мониторинг образовательного процесса и система портфолио учащихся.
2.4 Формы аттестации.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности,
уровень притязаний, положение воспитанника в хоре, деловые качества воспитанника) используются: педагогическое
наблюдение, прослушивание, анкетирование.
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции используются следующие
формы контроля: музыкальная диагностика, участие в конкурсах, фестивалях и концертной деятельности школы и города.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
1. Аудиозапись, видеозапись.
2. Грамоты, дипломы.
3. Журнал посещаемости.
4. Отзыв детей и родителей.
5. Материалы на сайте школы: заметки, фото, видео.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
1. Открытые занятия с последующим обсуждением.
2. Концертные выступления.
3. Конкурсы, фестивали, смотры.
4. Аналитическая справка.
5. Диагностический материал.
Оценочные материалы.

Диагностика
Первичная

Основные параметры

Период

степень интересов и уровень подготовленности детей к занятиям Сентябрь,
октябрь
природные физические данные каждого ребенка
уровень развития общей культуры ребенка

Промежуточная

высокий уровень исполнения песенного произведения

Декабрь

степень развития интеллектуальных, художественно-творческих
способностей ребенка, его личностных качеств

Март

уровень развития общей культуры ребенка
Итоговая

высокий уровень исполнения песенного произведения

Май

степень развития интеллектуальных, художественно-творческих
способностей ребенка, его личностных качеств
уровень развития общей культуры ребенка

Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май). Основной способ:
наблюдение за выполнением упражнений, исполнением вокальных произведений.
2.5. Диагностическая карта музыкальных данных
№
п/
п

Ф.И
обучающегося

Чистота
Чувство
Дикция и
интонации
ритма
артикуляция
начало конец начало конец начало конец
года
года года года года года

Эмоциональная
Сила звука
отзывчивость
начало конец начало конец
года
года года
года

Примечания
(индивид.
особенности)

Примечание: При проведении диагностики указать данные на начало и конец учебного года: высокий уровень – в,
средний уровень – с, низкий уровень – н.
Подвести итог в количественном и процентном соотношении, составить диаграмму или график
Параметры
Чистота
интонации
Чувство ритма

Количество
детей
на начало года

В процентном
соотношении

Количество
детей
на конец года

В процентном
соотношении

Дикция и
артикуляция
Эмоциональная
отзывчивость
Сила звука

Анкета «Мои интересы»
Дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Меня зовут ____________________________________________________
2. Мне ___________________ лет
3. Я выбрал «Хоровое пение» ________________________________________
4. Я узнал об этом кружке (нужное отметить):
· от учителя;
· от родителей;
· от друзей;
· свой вариант _______________________________________________
5. Я пришел в этоткружок, потому что (нужное отметить):
· хочу заниматься пением (вокалом);
· надеюсь найти новых друзей;
· нечем заняться;
· свой вариант _______________________________________________
6. Думаю, что занятия помогут мне (нужное отметить):
· определиться с выбором интересной профессии;
· с пользой проводить свободное время;
· приобрести знания, которые пригодятся вне школы
свой вариант _______________________________________________
Промежуточная диагностика
Объединение: «Хоровое пение»

Учебный год: ____________
Педагог _______________
Цель: _________________________.
№ Фамилия
Имя Оценка ЗУН
п/п обучающихся
по критериям
1
2
3
4

Сумма
баллов

Уровень
ЗУН

Оцениваемые критерии умений и навыков обучающихся:
1 Соблюдение правил ТБ. Знание правил сохранности голоса.
2. Знание музыкальной грамоты
3. Знание музыкальной терминологии
4. Способность музыкально выразительно исполнять произведение

Ключ к тексту:
Оценка отдельных параметров ЗУН обучающихся:
3 = хорошо
2 = требуется доработка
1 = слабо
0 = отсутствует
Определение уровня ЗУН:
1-3 баллов - очень низкий уровень.
4-6 баллов - низкий уровень
7-9 баллов - средний уровень
10-12 баллов - высокий уровень
КО ______%
Педагог дополнительного образования __________________

2.6. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы
Цель воспитательного процесса
- развитие личности школьника, его творческих способностей;
-воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса
к учению;
-формирование системы работы по приобретению опыта коллективной творческой деятельности, опыта организации праздников
Задачи воспитательного процесса
--формировать у учащихся умения ориентироваться в новой социальной среде
- учить умению общаться и сотрудничать
-развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности

-воспитывать духовно–нравственную личность
Планируемые результаты:
- приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел, жизненного самоопределения, выбора дальнейшего
жизненного пути посредствам реальный практический опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе, в то числе:
• опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
• трудовой опыт при реализации проектов, направленных на улучшение школьной жизни;
• опыт управления образовательной организацией, планирования, принятия решений и достижения личных и коллективных целей в
рамках ключевых компетенций самоуправления;
• опыт дел, направленных на пользу своей школе, своему родному поселку, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной
гражданской позиции;
• опыт природоохранных дел;
• опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций;
• опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
• опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
• опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
• опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
• опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Приоритетные направления воспитания – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ.
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и содержание деятельности, методы воспитательного
взаимодействия:
Инвариантные модули
1. «Классное руководство»
2. «Школьный урок»
3. «Курсы внеурочной деятельности»
4. «Самоуправление»
5. «Работа с родителями»
6. «Профориентация»
Вариативные модули
1. «Ключевые общешкольные дела»
2. «Организация предметно-эстетической среды»
3. «Каникулярный досуг»

4. «Экскурсии,экспедиции,походы.»
5. «Детские общественные объединения»
Структура инвариантного модуля включает:
- Направления содержательной работы.
- Формы организации детской деятельности.
- Виды мероприятий и событий.
Структура вариативного модуля представлена через личностно-значимое содержание развития младших школьников и виды
деятельности:
- Содержание деятельности
- Виды мероприятий и событий

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белоусенко, М.И. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006.
2. Венгрус, Л. А. Начальное интенсивное хоровое пение. – СПб: Музыка, 2000. – 280 с.
3. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. — М., 2003.
4. Огороднов, Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей:Метод. пособие. — Л., 2000.
5. Рачина, Б. С. Распевание в детском хоре. 210 упражнений [Ноты]: учебно-методическое пособие. — СПб.: Композитор, 2016. — 104 с.
6. Рачина, Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. — СПб: «Композитор — Санкт-Петербург, 2007.
— С. 103.
7. Соболев, А.С. Речевые упражнения на уроках пения. Пособие для учителей пения. – Москва, 2016.
8. Стулова, Г.П. Теория и практика вокальной работы в детском хоре. – М.: Владос, 2002. – 176 с.
9. Стулова, Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором. Учебное пособие. / Г. П. Стулова. — М: Планета музыки, 2014. — 176
с.
10. Школяр Л.В, Красильникова М. Критская Е. и др.: Музыкальное искусство. 1 класс: Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2005. 176 с.
11. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М.,
2000.
12.http://burskytest.narod.ru/main.htm- обучающие программы и игры в основном по музыке
13. http://school-collection.edu.ru– образовательный ресурс по разным предметам в разделе музыка
14.http://www.it-n.ru/ - сеть творческих учителей.
15.https://learningapps.org/my.php - LearningApps/org – создание мультимедийных интерактивных заданий

16.http://www.soft32.ru/literature.shtml?topic=multimedia - литература по мультимедиа
17. http://www.midiworkshop.com/whats.htm – новости музыкальных технологий (обновляется ежемесячно)
18.http://www.morozovp.boom.ru/Data/Sib/Sibelius.htm – методическое пособие по работе с нотным редактором Sibelius 2.11
Печатные пособия:
Таблицы к основным разделам материала по музыке, содержащегося в стандарте начального образования.
Интернет-ресурсы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru
Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school
Газета «1 сентября»: www.1september.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Рабочие программы

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».