СОДЕРЖАНИЕ
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ .............................. 3
1.1.
Пояснительная записка (основные характеристики программы) ......................... 3
1.2.
Цель и задачи программы............................................................................................... 4
1.3.
Содержание программы .................................................................................................. 5
Учебный план ..........................................................................Error! Bookmark not defined.
Содержание учебного плана ................................................................................................. 78
1.4.
Планируемые результаты ............................................................................................. 78
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ .................. 99
2.1.
Календарный учебный график .................................................................................... 99
2.2.
Условия реализации программы ............................................................................... 110
2.3.
Методическое обеспечение
2.4.
Формы аттестации........................................................................................................ 121
2.5.
Диагностический инструментарий (оценочные материалы)............................... 121
2.6.
Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы121
11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: ........................................................................................................ 164
ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................................................... 1715
Приложение ...............................................................................Error! Bookmark not defined.15
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы)
Нормативно-правовая база - рабочая программа социально-педагогического
направления разработана на основе:
1. Конституция
Российской
Федерации
(принята
всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
4. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в
социальной
сфере».
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный протоколом заседания
проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 № 3.
6.
Приоритетный
проект
«Доступное
дополнительное
образование
для детей», утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте
Российской
Федерации
от
30.11.2016
№
11.
7.
Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации
от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года».
8. Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации
от 31.03.2022 № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
10.
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
и
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных
программ».
11.
Приказ
Министерства
труда
и
социального
развития
Российской
Федерации
от
22.09.2021
№
652н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного
образования
детей
и
взрослых».
12.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам».
13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 №
АК-2563/05 «О методических рекомендациях» направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием
сетевых
форм
реализации
образовательных
программ»).
14.
Письмо
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
15. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 №
ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей).
16.
Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
30.12.2022
№
АБ-3924/06
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
детей-инвалидов
на
базе
образовательных
организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».
17.
Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
29.09.2023
№
АБ-3935/06
«О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
формированию
механизмов
обновления
содержания,
методов
и
технологий
обучения
в
системе
дополнительного
образования
детей,
направленных
на
повышение
качества
дополнительного
образования
детей,
в
том
числе
включение
компонентов,
обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для
вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования, для реализации приоритетных направлений научно- технологического и
культурного
развития
страны»).
18.
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и
обучения,
отдыха
и
оздоровления
детей
и
молодежи».
19.
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от
28.01.2021
№
2
«Об
утверждении
санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
20. - авторской программы факультатива «Безопасная дорога детства» для внеурочной
деятельности младших школьников (1-4 классы)/ (Сборник программ внеурочной деятельности:
1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2015. – 192 с. – (Начальная школа
XXI века).
1.2.
Цель и задачи программы
Цель курса – целенаправленная и систематическая работа по формированию у младших
школьников приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации,
аналогии и обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей; формирование
экономического мышления и воспитание культуры поведения в условиях рыночного общества.
Задачи курса:
•
дать доступное, ясное и системное представление о деятельности мышления, научить
способам мыслительной деятельности;
•
формирование учебной мотивации и математических знаний, универсальных учебных
действий;
•
формирование основ экономических знаний; объяснение некоторых доступных для этого
возраста экономических связей, складывающихся в непосредственном окружении детей (в семье,
в городе, в стране), мотивов и ограничений экономической деятельности людей, основных
экономических принципов и законов; освоение первоначальных практических навыков
грамотного потребителя в рыночном обществе; создание основы для дальнейшего, более
глубокого изучения экономики в старших классах;
•
формирование умения выполнять проектные работы;
•
развитие интеллекта, обучение приёмам исследовательской и творческой деятельности;
•
развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с
восприятием, вниманием, памятью и кончая оперированием логического и творческого
мышления;
•
развитие любознательности, эмоционально – познавательного начала в процессе
овладения азами математики;
•
развитие личности ученика, его творческого потенциала;
•
воспитание у учащихся личностных качеств, необходимых для организации эффективного
межличностного общения в группе; учить слушать мнение других, аргументировано доказывать
свою точку зрения, самостоятельно делать выводы и умозаключения, применять свои знания на
практике;
При решении задач обучения, развития и воспитания ключевым концептуальным содержанием
всего курса является саморазвитие личности учащихся.
1.3.
Содержание программы
Учебный план
«Занимательная математика»
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/п
Дата
Тема занятия
Количество
часов
Раздел «Математическое справочное бюро»
1
Для чего изучают математику. Как считали в
Древней Руси.
1
2
Арабские цифры. Числовые ребусы.
1
3
Мы живем в мире больших чисел. Сведения
из истории математики: возникновение
линейки.
1
4
Числа-великаны.
1
Раздел «В мире логики»
5
Секреты умножения .Задачи на поиск
закономерностей.
1
6
Числовые головоломки. Лабиринты.
1
7
Числовые головоломки. История первых
головоломок.
1
план
факт
Дата
№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
8
Числовые ребусы. Загадки.
1
9
Числовые последовательности.
1
Раздел «Мир величин»
10
История создания часов. Задачи с часами.
Работа с часами.
1
11
История создания циферблата. Задачи
с циферблатом.
1
12
Задачи про песочные часы.
1
13
История создания календаря. Виды
календарей. Задачи про календарь.
1
14–15 Задачи на определение возраста.
2
Раздел «Мир занимательных задач»
16
Нестандартные задачи.
1
17
Задачи на части.
1
18
Задачи на определение количества
разломов.
1
19–20 Задачи про стоимость.
21
2
Задачи про расстановку стульев.
22–23 Комбинаторные задачи.
24
1
2
Задачи на вероятность. Блиц - турнир по
решению задач.
1
Раздел «Геометрическая мозаика»
25
Плоские и объемные фигуры.
1
26
Объемные фигуры. Куб. Развёртка куба.
Задания с развёрткой куба.
1
27
Игры с кубиками. Изготовление модели куба
с осью вращения.
1
Раздел «Мир величин»
28
Старинные единицы длины. Игры на
развитие глазомера.
1
план
факт
Дата
№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
29
Старинные единицы массы. Как измеряли
массу на Руси.
1
30
Старинные меры площади.
1
31
Старинные меры объема.
1
план
факт
Раздел «Математические игры»
32–33 Математические фокусы. Интересные
приёмы устного счёта. Числовые
головоломки, кроссворды, отгадывание
задуманных чисел.
34
2
Математическое путешествие «По сказкам А.
С. Пушкина».
1
Итого
34
Содержание учебного плана
Программа Занимательная математика» реализуется в рамках программы социального
развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Согласно
учебному плану МБОУ СОШ № 84 на 2024-2025 уч. г. всего на изучение курса «Занимательная
математика» в начальной школе выделяется 34 часа в первый год и 34 часа во второй год
обучения.
1.4.
Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающихся будут формироваться:
•
внутренняя позиция школьника;
•
личностная мотивация учебной деятельности;
•
ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся получат возможность научиться:
•
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя или самостоятельно;
•
проговаривать последовательность действий, учиться работать по плану;
•
учиться высказывать своё предположение на основе иллюстрации или проделанной
работы;
•
учиться делать выводы;
•
учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности и
товарищей.
Познавательные УУД
Обучающиеся получат возможность научиться:
•
ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного материала;
•
делать предварительный отбор источников информации, добывать новые знания, находить
ответы на вопросы;
•
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические
объекты, понятия;
•
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
задачи, находить и формулировать их решение на основе математических моделей.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся получат возможность научиться:
•
учиться слушать и понимать речь других, грамотно доносить свою позицию до слушателя,
уважительно относиться к чужому мнению;
учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
•
использование начальных математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и
пространственных отношений;
•
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного
воображения и математической речи, измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного
представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
•
приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач;
•
умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и
строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические
фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями,
представлять, анализировать и интерпретировать данные;
•
приобретение первоначальных представлений о компьютерной и экономической
грамотности.
II.
№
п/п
Дата
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Тема занятия
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график
«Занимательная математика»
на 2024-2025 уч год
Кол-во
Время
Форма
Место
часов проведения
занятия
проведезанятия
ния
1
Для чего изучают
математику. Как
считали в Древней
Руси.
1
2
Арабские цифры.
Числовые ребусы.
1
3
Мы живем в мире
больших чисел.
Сведения из истории
математики:
возникновение
линейки.
04.09.
беседа
11.09.
5
6
7
8
Числа-великаны
Секреты умножения
.Задачи на поиск
закономерностей.
Числовые
головоломки.
Лабиринты.
Числовые
головоломки.
История первых
головоломок
Числовые ребусы.
Загадки..
10
11
Числовые
последовательности
История создания
часов. Задачи с
часами. Работа с
часами.
История создания
циферблата. Задачи
с циферблатом.
1
02.10.
1
09.10.
1
16.10.
1
23.10.
1
1
13.11.
1
Беседа
класс
Беседа ,тест
класс
Беседа,
роле-вые
игры
беседа,
игры ролевые
беседа,
роле-вые
игры
беседа,
роле-вые
игры
беседа,
роле-вые
игры
Составление
памятки,
игры
Тест,
дидактическая игра
20.11.
1
класс
беседа,
игры ролевые
1
06.11.
9
беседа,
роле-вые
игры
18.09.
25.09.
4
Форма
контроля
беседа
класс
класс
Беседа, тест
класс
Беседа -тест
класс
Беседа -тест
класс
Беседа- тест
класс
Беседа -тест
класс
Беседа- тест
класс
тест
Класс,
спортивная
Беседа -тест
площадка
12
13
14-15
Задачи про песочные
часы.
История создания
календаря. Виды
календарей. Задачи
про календарь.
Задачи на
определение
возраста.
1
27.11.
04.12.
1
2
11.12.
18.12.
Беседа и
разыгрывание
ситуаций
Беседа,сюжетные
игры
Нестандартные
задачи.
17
Задачи на части.
18
Задачи на
определение
количества
разломов.
1
19
Задачи про
стоимость.
1
класс
Задачи про
расстановку стульев.
2
Комбинаторные
задачи.
1
22
23-24
Задачи на
вероятность. Блиц турнир по решению
задач.
25
Плоские и объёмные
фигуры.
26
Объемные фигуры.
Куб. Развёртка куба.
Задания с развёрткой
куба
Беседа- тест
класс
беседа
1
Беседа тест
класс
22.01.
беседа
29.01.
05.02.
12.02.
19.02.
беседа
беседа
беседа
мероприятие
класс
класс
класс
беседа,
игры
2
12.03.
1
Беседа
Беседа, тест
Беседа
класс
26.02.
05.03.
беседа
Беседа
класс
Беседа
класс
19.03.
1
Беседа- тест
класс
15.01.
20-21
Беседа -тест
беседа
1
Беседа
,разыгрывание ситуации
класс
Ролевые
игры
25.12.
16
класс
беседа
Беседа
27
Игры с кубиками.
Изготовление
модели куба с осью
вращения.
28
Старинные единицы
длины. Игры и
развитие глазомера.
29
Старинные единицы
массы. Как измеряли
массу на Руси.
30
Старинные меры
площади.
31
Старинные меры
объема.
09.04.
1
Беседа
класс
беседа,
игры
Беседа, тест
класс
16.04.
беседа
1
23.04.
1
30.04.
1
Беседа, тест
класс
беседа
класс
беседа
2
беседа,
игры
21.05.
1
Итого
беседа,
роле-вые
игры
класс
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение …
Контрольные карточки по математике.
Компьютер, компьютерные программы поматематике
Мультимедийный проектор, экран
Компакт диски по математике.
Раздаточный материал.
Кадровое обеспечение - руководитель кружка Круц Т.Ю,
2.3.
Беседа
Беседа, тест
34
2.2.
Беседа
класс
07.05.
14.05.
Математическое
путешествие «По
сказкам А. С.
Пушкина».
34
беседа,
игры
1
Математические
фокусы Интересные
приёмы устного
счёта. Числовые
головоломки,
кроссворды,
отгадывание
задуманных чисел.
32-33
класс
02.04.
Методическое обеспечение
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);
Беседа, тест
— мероприятия (спектакли, викторины, КВН).
При реализации общеобразовательной программы используются различные методы и приемы,
направленные на развитие индивидуальных способностей и расширение общего кругозора
обучающихся в области творчества и освоения учебного материала каждого этапа обучения:
- учебные занятия в группах и индивидуально;
- совместный просмотр презентаций, видеоматериалов их обсуждение с анализом увиденногосоздание методического и дидактического материалов;
- создание видеоматериала о выступлении;
- посещение концертов и спектаклей;
- участие в конкурсах.
Организация занятий осуществляется по принципу освоения учебного материала от простого
к сложному, постепенного углубления знаний, усложняя задания и упражнения по модулям, но
в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Формы
воспитания и обучения в образовательном процессе модулей теснейшим образом сплетаются в
единый комплекс, способствующий эстетическому и творческому развитию учащихся. Учебные
темы включают в себя теоретическую и практическую части. Темы занятий переплетаются и
дополняют друг друга из разных разделов на протяжении всего учебного года. С первого года
обучения по программе вводятся выступления детей. Важнейшим конечным результатом
является эстетическое воспитание и формирование общей культуры личности. Дети
совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут
участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать
разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные,
групповые и коллективные и т. д.)
2.4.
Формы аттестации
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть
организованы следующие мероприятия:
•
выставки творческих работ учащихся;
•
мини – конференции по защите исследовательских проектов;
•
практические занятия
•
создание социальных проектов.
2.5.
Диагностический инструментарий (оценочные материалы):
Дневник наблюдений, игровые методики, включение обучающихся в различные виды
деятельности, индивидуальные беседы, тестирование, конкурсы, викторины, игры
2.6.
Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы
Цель воспитательного процесса
- развитие личности школьника, его творческих способностей;
-воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного
позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;
-формирование системы работы по приобретению опыта коллективной творческой
деятельности, опыта организации праздников
Задачи воспитательного процесса
--формировать у учащихся умения ориентироваться в новой социальной среде
- учить умению общаться и сотрудничать
-развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности
-воспитывать духовно–нравственную личность
Планируемые результаты:
- приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел, жизненного
самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути посредствам реальный практический
опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе, в то числе:
• опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
• трудовой опыт при реализации проектов, направленных на улучшение школьной жизни;
• опыт управления образовательной организацией, планирования, принятия решений и
достижения личных и коллективных целей в рамках ключевых компетенций самоуправления;
• опыт дел, направленных на пользу своей школе, своему родному поселку, стране в целом,
опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
• опыт природоохранных дел;
• опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций;
• опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,
опыт проектной деятельности;
• опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
• опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
• опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
• опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Приоритетные
направления
воспитания
–
ЛИЧНОСТНОЕ
РАЗВИТИЕ
ШКОЛЬНИКОВ.
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и содержание
деятельности, методы воспитательного взаимодействия:
Инвариантные модули
1. «Классное руководство»
2. «Школьный урок»
3. «Курсы внеурочной деятельности»
4. «Самоуправление»
5. «Работа с родителями»
6. «Профориентация»
Вариативные модули
1. «Ключевые общешкольные дела»
2. «Организация предметно-эстетической среды»
3. «Каникулярный досуг»
4. «Экскурсии, экспедиции, походы.»
5. «Детские общественные объединения»
Структура инвариантного модуля включает:
- Направления содержательной работы.
- Формы организации детской деятельности.
- Виды мероприятий и событий.
Структура вариативного модуля представлена через личностно-значимое содержание
развития младших школьников и виды деятельности:
- Содержание деятельности
- Виды мероприятий и событий
Календарный план воспитательной работы
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Название
мероприятия,
события
Оформление
стенда «Наша
классная
жизнь»
Цель
Краткое
Форма
Сроки
Ответственные
содержани проведения проведения
е
Воспитывать желание
творческая сентябрь
Классный
проявлять творческую
руководитель
инициативу ,уважение к
(руководитель
товарищам, правилам
кружка)
общения в коллективе.
Выставка
Воспитывать у детей
творческая
октябрь
Руководитель
композиций из любовь к родной природе,
кружка
природных
чувство прекрасного,
материалов
развивать творческие
«Лесная школа»
способности.
Украшение
Сохранение традиций
творческая
декабрь
Руководитель
классного
празднования Нового года,
кружка
кабинета и организация творческого и
рекреации
содержа-тельного досуга
школы к
детей.
новому году
Фото-выставка
Способствовать
творческая
февраль
Руководитель
«Мой папа –
нравственнокружка
Защитник
патриотическому
Отечества»
воспитанию учащихся.
Час общения
Воспитывать у ребят
Познаватель
апрель
Руководитель
«День Земли». бережное и ответственное
ная,
кружка
Викторина
отношение к природе,
творческая
«Птицы нашего
Родине
края»
Урок мужества
Воспитывать
творческая
май
Руководитель
«Памяти
патриотические чувства к
кружка
павших будьте
своей Родине.
достойны!»
Однодневный
Воспитывать желание
Познаватель
июнь
Руководитель
поход по
проявлять творческую
но- игровая
кружка
экологической инициативу, формировать
тропе (в
у детей понятие «Право на
школьный сад) отдых», прививать любовь
к своей Родине, к природе
родного края.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Программа факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой.
2. Программа интегрированного курса «Математика и конструирование» С. И. Волковой, О.
Л. Пчелкиной.
3. Программы факультативных курсов «Наглядная геометрия» А. В. Белошистой и
«Элементы геометрии в начальных классах» И. В. Шадриной.
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»:
Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса
«Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы
ПРИЛОЖЕНИЯ