СОДЕРЖАНИЕ
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ ............................. 4
1.1.
Пояснительная записка (основные характеристики программы)......................... 4
1.2.
Цель и задачи программы ........................................................................................... 5
1.3.
Содержание программы............................................................................................... 6
Учебный план ....................................................................... Error! Bookmark not defined.
Содержание учебного плана ........................................................................................... 158
1.4.
Планируемые результаты.......................................... Error! Bookmark not defined.8
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ................ 199
2.1.
Календарный учебный график ................................. Error! Bookmark not defined.9
2.2.
Условия реализации программы ............................................................................ 200
2.3. Методическое обеспечение
11
2.4.
Формы аттестации .................................................................................................... 211
2.5.
Диагностический инструментарий (оценочные материалы) ............................. 211
2.6.
Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы221
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: .................................................................................................... 254
ПРИЛОЖЕНИЯ ...................................................................... Error! Bookmark not defined.15
Приложение ........................................................................... Error! Bookmark not defined.15
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы)
Нормативно-правовая база - рабочая программа социально-педагогического направления разработана на основе:
1. Конституция
Российской
Федерации
(принята
всенародным
голосованием
12.12.1993
с
изменениями,
одобренными
в
ходе
общероссийского
голосования
01.07.2020).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
3.
Федеральный
закон
от
29.12.2012
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации.
4.
Федеральный
закон
от
13.07.2020
№
189-ФЗ
«О
государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных)
услуг в социальной сфере».
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному
проекту
«Образование»
от
07.12.2018
№
3.
6.
Приоритетный
проект
«Доступное
дополнительное
образование
для детей», утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации от 30.11.2016 № 11.
7.
Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации
от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
8. Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации
от
31.03.2022
№
678-р
«Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
до
2030
года».
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных
систем
дополнительного
образования
детей».
10.
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
и
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
05.08.2020
№
882/391
«Об
организации
и
осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных
программ».
11.
Приказ
Министерства
труда
и
социального
развития
Российской
Федерации
от
22.09.2021
№
652н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного
образования
детей
и
взрослых».
12.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным
программам».
13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях»
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием
сетевых
форм
реализации
образовательных
программ»).
14.
Письмо
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
15. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей).
16.
Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
30.12.2022
№
АБ-3924/06
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
детей-инвалидов
на
базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные
программы
в
субъектах
Российской
Федерации».
17.
Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
29.09.2023
№
АБ-3935/06
«О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
формированию
механизмов
обновления
содержания,
методов
и
технологий
обучения
в
системе
дополнительного
образования
детей,
направленных
на
повышение
качества
дополнительного
образования
детей,
в
том
числе
включение
компонентов,
обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по
качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно- технологического и культурного развития страны»).
18.
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от
28.09.2020
№
28
«Об
утверждении
санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
19.
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от
28.01.2021
№
2
«Об
утверждении
санитарных
правил
и
норм
СанПиН
1.2.368521
«Гигиенические
нормативы
и
требования
к
обеспечению
безопасности
и
(или)
безвредности
для
человека
факторов
среды
обитания».
Цель и задачи программы
* формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;
* формирование инструментальных знаний – о способах деятельности;
* формирование понятийного аппарата, его отбора и интерпретации;
* развитие познавательных интересов, мышления, пространственного воображения;
* интеллектуальных, творческих, организаторских способностей.
2.
Основные задачи уроков риторики
3.
* обучение умелой, искусной и эффективной речи;* развитие дара речи;
* научение свободному владению речью, свободой слова для самовыражения;
* воспитание творческой личности;
* воспитание внимания, уважения доброго отношения к людям;
* воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости и ответственности за результаты своей
деятельности.
3.1.
Содержание программы
II. Календарно-тематический поурочный план
учебного предмета «Риторика» в 3 классе
№ п/п
(общий)
№
п/п
(по
разд
елам
)
Планируемая
дата
(понедельно)
Тема урока
Оборудов
ание
Виды деятельности обучающихся.
Формы контроля
(к разделу)
Требования к уровню
подготовки обучащихся
по ФГОС (УУД)
(к разделу)
Раздел I. ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)
1
1.1
06.09.
Проверь себя.
Учебниктетрадь.
Рассказывать о науке риторике, её Личностными УУД:
задачах, значении в жизни людей и т.д.
2
3
4
1.2
1.3
1.4
13.09.
20.09.
27.09.
Что мы помним
о речевой
ситуации
Учебниктетрадь.
Твои речевые
роли.
(Повторение.)
Учебниктетрадь.
С какой целью?
Зачем?
Учебниктетрадь.
(Задачи
общения.)
5
1.5
04.10.
Неподготовленн
ая речь.
Учебниктетрадь.
Называть свои речевые роли в разных – осознавать разнообразие
речевых ситуаций в жизни
ситуациях общения.
человека, условий общения;
Приводить
примеры
успешного
общения в жизни людей и в - оценивать свои и чужие
высказывания с точки зрения их
литературных произведениях .
эффективности,
соответствия
Анализировать свою и чужую речь (в
речевой
роли
в
данной
летний период) с помощью анкеты.
ситуации;
Называть задачи общения.
– осознавать свои речевые роли
Называть некоторые коммуникативные в различных коммуникативных
ситуациях
профессии .
Анализировать высказывание с точки Регулятивные УУД:
зрения его соответствия речевой задаче.
- определять и формулировать
Реализовывать высказывание с учётом цель деятельности на занятии с
помощью учителя;
коммуникативной задачи.
Различать
подготовленную
неподготовленную речь.
Анализировать
неподготовленной речи.
6
1.6
11.10.
Подготовленная
речь.
Учебниктетрадь.
- учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с материалом
и учебника
примеры Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике
Называть приёмы подготовки устного (на развороте, в оглавлении, в
высказывания.
условных обозначениях);
7
1.7
18.10.
Приёмы
подготовки.
Учебниктетрадь,
памятка.
8
1.8
25.10.
Говорим
подробно.
Учебниктетрадь.
9
1.9
08.11.
Говорим кратко.
Учебниктетрадь.
Демонстрировать
уместное – находить ответы на вопросы в
использование приёмов подготовки, тексте, иллюстрациях;
которые важны с точки зрения
- планировать адекватный для
достижения задачи высказывания.
данной ситуации вид речевой
Приводить примеры ситуаций, когда деятельности;
следует говорить подробно, а когда –
- самостоятельно работать с
кратко.
некоторыми
заданиями
учебника,
осознавать
недостаток
информации,
Формы контроля:
использовать
школьные
толковые
словари
- устный ответ;
- творческие работы.
Коммуникативные УУД:
- тестовые работы;
- ориентироваться в своей
системе знаний: приводить
примеры удачного и неудачного
общения в своей жизни и жизни
окружающих.
- слушать и понимать речь
других;
10
1.10
15.11.
Похвала
(комплимент).
Учебниктетрадь.
Оценивать похвалу с точки зрения её -учиться работать в паре,
правдивости и отобранных средств группе; выполнять различные
выражения.
роли (лидера, исполнителя);
Выразить похвалу и ответить на неё в учиться договариваться о
соответствии
с
коммуникативной распределении ролей в игре,
ситуацией.
работы
в
совместной
деятельности
11
1.11
22.11.
Слушаем,
вдумываемся.
Учебниктетрадь
Всего в I триместре: 11 часов
12
1.12
29.11.
Слушаем поразному
Учебниктетрадь.
Называть задачи слушания.
Предметные УУД:
Формулировать свою задачу как - Знать задачи науки риторики и
слушателя в конкретной ситуации .
её значение в жизни людей.
Демонстрировать
уместное - Уметь анализировать свою и
использование сигналов внимательного чужую
речь,различать
подготовленную
и
слушателя.
неподготовленную
речь,
Демонстрировать
использование
оценивать похвалу с точки
приёмов слушания, эффективных в
зрения её правдивости и
предложенных риторических задачах.
отобранных средств выражения
Оценивать свои особенности как , анализировать свою и чужую
степень вежливости (вежливо–
слушателя.
невежливо–грубо) в разных
ситуациях.
Личностные УУД:
13
1.13
06.12.
Читаем учебные
тексты.
Учебниктетрадь.
14
1.14
13.12.
Учимся писать,
редактировать.
Учебниктетрадь.
15
1.15
20.12.
Как исправить
текст?
Учебниктетрадь.
– объяснять правила вежливого
поведения, опирающиеся на
учёт
особенностей
разных
Анализировать
роль
различных коммуникантов.
выделений в учебных текстах.
Контроль
результатов
Перерабатывать прочитанный учебный деятельности
текст, определяя его тему, основную
-оценивать свои и чужие
мысль, составляя план.
высказывания с точки зрения их
Объяснять, зачем нужно исправлять эффективности,
соответствия
текст.
речевой
роли
в
данной
ситуации;
Называть
некоторые
приёмы
редактирования (вставка; замена слова,
словосочетания и т.д.; исключение - Способность к самооценке на
основе критериев успешности
ненужного и т.д.).
учебной деятельности
Вносить правку в свой и чужой текст,
пользуясь изученными приёмами.
Регулятивные УУД:
(Правка текста.)
16
1.16
27.12.
Что такое
вежливость.
Учебниктетрадь.
.
17
1.17
10.01.
Добрые дела –
добрые слова
Учебниктетрадь.
- давать оценку невежливому
речевому поведению.
Давать определение вежливости.
-определять,
формулировать
Анализировать свою и чужую степень
учебную задачу на уроке в
вежливости
(вежливо–невежливо–
диалоге
с
учителем,
грубо) в разных ситуациях.
одноклассниками
и
самостоятельно.
Оценивать соответствие вежливых слов
добрым делам.
-планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей
и
условиями
её
реализации.
-учитывать
выделенные
учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем
Раздел II. ТЕКСТ (2 часть - 18 часов)
18
2.1
17.01.
Проверь себя.
Тексты разные
нужны.
Учебниктетрадь.
Называть
текстов.
признаки
текста,
типы
Познавательные УУД:
Объяснять, чем отличаются устные и
– при выполнении некоторых
письменные тексты.
заданий учебника осознавать
19
2.2
24.01.
Диалог и
монолог
Учебниктетрадь.
20
2.3
31.01.
Пиши
правильно!
Учебниктетрадь,
орфограф
ические
словари.
21
2.4
07.02.
Произноси
правильно!
Учебниктетрадь,
орфоэпич
еский
словарь.
2.5
14.02.
Употребляй
слова
правильно!
Учебниктетрадь,
памятка
со
словами.
22
Всего во II триместре: 11 часов
23
2.6
21.02.
Пересказ.
Учебниктетрадь.
Характеризовать разные тексты с точки недостаток
информации,
зрения их коммуникативных задач, использовать дополнительные
сферы употребления.
сведения из словарей;
Использовать
знаковосимволические средства для
Анализировать диалог и монолог с
решения задач.
точки зрения речевого поведения
-определять тему, основную
коммуникантов.
мысль несложного текста;
Объяснять, как нарушение норм
мешает взаимопониманию, успешному –
определять
структурнообщению.
смысловые части текста.
Различать диалог и монолог.
Определять, как нарушение
характеризует
говорящего
пишущего.
норм - Находить основы смыслового
или восприятия художественных и
познавательных
текстов,
выделять
существенную
Демонстрировать умение пользоваться
информацию из сообщений
орфографическим, орфоэпическим и
разных видов
толковым словарём.
Определять способы сжатия текста при
сравнении
с
исходным:
способ
исключения подробностей и способ
обобщённого
изложения
текста.
Реализовывать сжатый текст, пользуясь
способом исключения подробностей и
способом обобщения.
Коммуникативные УУД:
- соблюдать некоторые правила
вежливого общения в урочной и
внеурочной деятельности;
Выделять в исходном тексте материал, - Договариваться и приходить к
относящийся к теме выборочного общему решению в совместной
пересказа.
деятельности, в том числе в
Реализовывать
выборочный
24
2.7
28.02.
Выбери нужное.
(Выборочный
пересказ.)
Учебниктетрадь.
25
2.8
07.03.
Цитата в
пересказе.
Учебниктетрадь,
карточки
с
примерам
Определять в аннотации те части, в
и цитат
которых сжато говорится об авторе,
известных
событиях, героях книги.
людей.
Анализировать структуру поздравления
– устного и письменного.
УчебникОценить поздравление с точки зрения
тетрадь,
его соответствия речевой ситуации.
выставка
Реализовывать поздравление в устной и
различны
письменной форме с праздником (с
х книг.
днём рождения, успехом и т.д.) и
отвечать на устное поздравление.
26
2.9
14.03.
Кратко о книге
(аннотация).
27
2.10
21.03.
Поздравляю
кого?
С чем? Как?
Желаю кому?
Чего? Как?
Учебниктетрадь,
карточки
с
поздравле
ниями
(подробный и сжатый) пересказ на ситуациях
столкновения
основе произведённой выборки частей интересов.
текста.
-Адекватно
использовать
Определять
необходимость
и речевые средства для решения
уместность использования цитаты в различных коммуникативных
задач, строить монологическое
пересказе.
высказывание.
Вводить в пересказ эффективные
цитаты.
Анализировать известные структуры
рассуждений, в том числе рассуждение
с выводом.
Объяснять роль правила и цитаты в
рассуждении.
Предметные УУД:
-Знать признаки текста, типы
текстов.
- Уметь характеризовать разные
тексты,
различать диалог и
монолог,
пользоваться
орфографическим,
орфоэпическим и толковым
словарём, вводить в пересказ
эффективные цитаты.
28
2.11
04.04.
С днём
рождения!
С Новым годом!
С праздником 8
Марта!
29
2.12
11.04.
Рассуждение,
вывод в
рассуждении.
Учебниктетрадь,
поздравит
ельные
открытки.
Моделировать рассуждения, пользуясь
правилами
и
цитатами
как
доказательствами.
Учебниктетрадь.
30
2.13
18.04.
Правило и
цитата в
доказательстве.
Учебниктетрадь.
31
2.14
25.04.
Сравни и скажи.
Учебниктетрадь.
Анализировать
сравнительные
описания, их структуру.
Называть правила сравнения.
32
2.15
16.05.
Правила
сравнения.
Учебниктетрадь.
Реализовывать
сравнительные
описания сходных предметов, понятий
с учётом задачи сравнения.
33
34
2.16
2.17
23.05.
Как строятся
сравнительные
тексты.
Повторение по
теме: «Текст»
ИТОГО: 33 ЧАСА
Учебниктетрадь.
Учебниктетрадь.
Определять
способ
построения
сравнительного
описания:
последовательное или параллельное
сравнение.
Реализовывать сравнительное описание
разными способами.
Содержание учебного плана
Программа «Риторика» реализуется в рамках программы социального развития и воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования. Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 84 на 2024-2025 уч. г. всего на изучение курса «Риторика» в начальной школе
выделяется 34 часа.
3.2. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Риторика»
Требования к уровню подготовки учащихся
3 - в класс
Предметные
Уметь:
-приводить
примеры задач
общения
и
речевых ролей
коммуникантов
;
-отличать
подготовленну
ю
и
неподготовленн
ую речь;
-знать
особенности
Личностные
УУД
Регулятивные
УУД
Познавательные
УУД
Коммуникатив
1.Оцениватьсво
ю вежливость;
2.Определять
степень
вежливости при
общении людей
(вежливо
–
невежливо
–
грубо);
3.Осознавать
важность
соблюдения
правил речевого
этикета
для
успешного
общения,
1.Самостоятельн
о
организовывать
свое
рабочее
место.
2.
Следовать
режиму
организации
учебной
и
внеурочной
деятельности.
3.
Определять
цель
учебной
деятельности с
помощью
1.
Ориентироваться
в
учебнике:
определять
умения, которые
будут
сформированы на
основе изучения
данного раздела;
определять круг
своего незнания.
2. Отвечать на
простые
и
сложные вопросы
учителя,
самим
задавать вопросы,
1.
Оформлять
свои мысли в
устной
и
письменной
форме
(на
уровне
предложения
или небольшого
текста);
ные УУД
2. Слушать и
понимать речь
других;
– выразительно
читать
и
неподготовленн установления
добрых,
ой речи;
уважительных
-осознавать
взаимоотношени
важность
й;
соблюдения
4.Осознавать
норм
свою
(орфоэпических ответственность
, лексических, за
грамматически произнесённое
х)
для или написанное
слово;
успешного
5.Понимать
общения;
необходимость
-знать
добрых
дел,
подтверждающи
особенности
х добрые слова.
этикетных
жанров
комплимента,
поздравления;
-реализовывать
жанры
комплимента,
поздравления с
учётом
коммуникативн
ой ситуации;
-знать
особенности
диалога
монолога;
и
учителя
и
самостоятельно.
4.
Определять
план
выполнения
заданий
на
уроках,
внеурочной
деятельности,
жизненных
ситуациях под
руководством
учителя.
5.
Соотносить
выполненное
задание
с
образцом,
предложенным
учителем.
6.Корректироват
ь
выполнение
задания
в
дальнейшем.
7. Оценка своего
задания
по
следующим
параметрам:
легко
выполнять,
возникли
сложности при
выполнении.
находить нужную
информацию
в
учебнике.
3. Сравнивать и
группировать
предметы,
объекты
по
нескольким
основаниям;
находить
закономерности;
самостоятельно
продолжать их по
установленном
правилу.
4.
Подробно
пересказывать
прочитанное или
прослушанное;
составлять
простой план .
5. Определять, в
каких источниках
можно
найти
необходимую
информацию для
выполнения
задания.
6.
Находить
необходимую
информацию, как
в учебнике, так и в
пересказывать
текст;
3.
Договариваться
с
одноклассникам
и совместно с
учителем
о
правилах
поведения
и
общения
и
следовать им;
4.
Учиться
работать в паре,
группе;
выполнять
различные роли
(лидера,
исполнителя);
5.
Учиться
договариваться
о распределении
ролей в игре,
работы
в
совместной
деятельности;
6.Соблюдать
некоторые
правила
вежливого
-анализировать
абзацные
отступы,
шрифтовые и
цветовые
выделения
в
учебных
текстах;
-использовать
различные
выделения
в
продуцируемых
письменных
текстах;
-знать
основные
способы правки
текста (замена
слов,
словосочетани,
предложений;
исключение
ненужного,
вставка и т.д.);
-пользоваться
основными
способами
правки текста.
словарях
учебнике.
в общения
в
урочной
и
7. Наблюдать и внеурочной
деятельности;
делать
самостоятельные
7.Ориентироват
простые выводы
ься в своей
системе знаний:
приводить
примеры
удачного
и
неудачного
общения в своей
жизни и жизни
окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для
решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия),
последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова,
план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые
средства.
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими
школьниками системы ценностей.
Ценность жизни человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья;
ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих
элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на
признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так,
как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих
корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая
доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к
другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь
к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1.4 Организация внеурочной деятельности учащихся
№
Содержание работы
Количество часов
Сроки
Выполнение заданий по риторике для 3кл
конкурса «Перспектива»
4
сентябрь
5
Проект «Добрые дела - добрые слова»
Старт
1
ноябрь
6-9
Работа над проектом «Добрые дела добрые слова»
4
ноябрь
п\п
1-4
октябрь
декабрь
январь
10-11
Завершение работы над проектом
«Добрые дела - добрые слова».
2
12-13
Оформление стенгазеты по риторике.
2
февраль
март
апрель
14-15
Конкурс чтецов.
2
апрель
16-17
Сбор и анализ своих достижений в
портфолио
2
май
Итого за год: 17 часов
2.1.
Условия реализации программы
a. Материально-техническое оснащение
b. Методическое обеспечение:
Контрольные карточки
Компьютер.
Мультимедийный проектор, экран
Компакт диски по Риторике
Компакт диски по основам медицинских знаний
Кадровое обеспечение - руководитель Якушенко Т.В..
2.2.
Методическое обеспечение
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);
— мероприятия (спектакли, агитбригады, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
При реализации общеобразовательной программы используются различные методы и приемы, направленные на развитие индивидуальных
способностей и расширение общего кругозора обучающихся в области творчества и освоения учебного материала каждого этапа обучения:
- учебные занятия в группах и индивидуально;
- совместный просмотр презентаций, видеоматериалов их обсуждение с анализом увиденного;
- создание методического и дидактического
материалов;
- создание видеоматериала о выступлении;
- посещение концертов и спектаклей;
- участие в конкурсах.
Организация занятий осуществляется по принципу освоения учебного материала от простого к сложному, постепенного углубления знаний,
усложняя задания и упражнения по модулям, но в соответствии с возрастными и психологическими особенностями
учащихся.
Формы воспитания и обучения в образовательном процессе модулей теснейшим образом сплетаются в
единый комплекс, способствующий эстетическому и творческому развитию учащихся. Учебные темы включают в себя теоретическую и
практическую части. Темы занятий переплетаются и дополняют друг друга из разных разделов на протяжении всего учебного года. С первого
года обучения по программе вводятся выступления детей. Важнейшим конечным результатом является эстетическое воспитание и
формирование общей культуры личности.
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных
учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим
характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.)
2.3.
Формы аттестации
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть
•
выставки творческих работ учащихся;
•
мини – конференции по защите исследовательских проектов;
•
практические занятия
•
создание социальных проектов.
2.4.
организованы следующие мероприятия:
Диагностический инструментарий (оценочные материалы):
Дневник наблюдений, игровые методики, включение обучающихся в различные виды деятельности, индивидуальные беседы,
тестирование, конкурсы, викторины, игры
2.5.
Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы
Цель воспитательного процесса
- развитие личности школьника, его творческих способностей;
-воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса
к учению;
-формирование системы работы по приобретению опыта коллективной творческой деятельности, опыта организации праздников
Задачи воспитательного процесса
--формировать у учащихся умения ориентироваться в новой социальной среде
- учить умению общаться и сотрудничать
-развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности
-воспитывать духовно–нравственную личность
Планируемые результаты:
- приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел, жизненного самоопределения, выбора дальнейшего
жизненного пути посредствам реальный практический опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе, в то числе:
• опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
• трудовой опыт при реализации проектов, направленных на улучшение школьной жизни;
• опыт управления образовательной организацией, планирования, принятия решений и достижения личных и коллективных целей в
рамках ключевых компетенций самоуправления;
• опыт дел, направленных на пользу своей школе, своему родному поселку, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной
гражданской позиции;
• опыт природоохранных дел;
• опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций;
• опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
• опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
• опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
• опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
• опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Приоритетные направления воспитания – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ.
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и содержание деятельности, методы воспитательного
взаимодействия:
Инвариантные модули
1. «Классное руководство»
2. «Школьный урок»
3. «Курсы внеурочной деятельности»
4. «Самоуправление»
5. «Работа с родителями»
6. «Профориентация»
Вариативные модули
1. «Ключевые общешкольные дела»
2. «Организация предметно-эстетической среды»
3. «Каникулярный досуг»
4. «Экскурсии,экспедиции,походы.»
5. «Детские общественные объединения»
Структура инвариантного модуля включает:
- Направления содержательной работы.
- Формы организации детской деятельности.
- Виды мероприятий и событий.
Структура вариативного модуля представлена через личностно-значимое содержание развития младших школьников и виды
деятельности:
- Содержание деятельности
- Виды мероприятий и событий
Календарный план воспитательной работы
№ п/п
1.
Название
Цель
Краткое
Форма
Сроки
Ответственные
мероприятия,
содержани проведения проведения
события
е
Оформление стенда Воспиты-вать желание
творческая
сентябрь
Классный
«Наша классная
проявлять творчес-кую
руководитель
жизнь»
инициа-тиву,ува-жение к
(руководитель
товари-щам, правилам
кружка)
общения в коллек-тиве.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Выставка
Воспиты-вать у детей
композиций из
любовь к родной природе,
природных
чувство прекрасного,
материалов «Лесная
развивать творчекие
школа»
способности.
Украшение классного Сохране-ние традиций
кабинета и рекреации празднования Нового
школы к новому году
года, организа-ция
творчес-кого и содержательного досуга детей.
Фото-выставка «Мой
Способст-вовать
папа – Защитник
нравственно-патриотиОтечества»
ческому воспита-нию
учащихся.
Час общения «День
Воспиты-вать у ребят
Земли». Викторина бережное и ответственное
«Птицы нашего края» отноше-ние к природе,
Родине
Урок мужества
Воспитывать
«Памяти павших патриотические чувства к
будьте достойны!»
своей Родине.
Однодневный поход Воспитывать желание
по экологической
проявлять творческую
тропе (в школьный инициативу, формировать
сад)
у детей понятие «Право
на отдых», прививать
любовь к своей Родине, к
природе родного края.
творческая
октябрь
Руководитель
кружка
творческая
декабрь
Руководитель
кружка
творческая
февраль
Руководитель
кружка
Познавател
ь-ная,
творческая
апрель
Руководитель
кружка
творческая
май
Руководитель
кружка
Познавательноигровая
июнь
Руководитель
кружка
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.3 Перечень учебно-методических средств обучения
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н. В., Никольская Р. И.,
Сорокина Г. И.Методические рекомендации к учебнику для 3 класса.
2. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н. В. Книга для учителя. Уроки риторики в школе.-М –Баласс 2004
3. Перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников, обучающих, справочно-информационнных, контролирующих
компьютерных программ:
- сайт: http://www.school2100.ru
Министерство образования и науки Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ
http://fsu.edu.ru/p1.html
Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных
проектов и демографической политике
http://www.rost.ru
Федеральный портал "Российское образование"
http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru
Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
http://www.ict.edu.ru
Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования
http://ndce.edu.ru
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
http://www.rostobr.ru
Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области
http://www.rostobrnadzor.ru
Учительская газета
http://www.ug.ru
Газета "Первое сентября"
http://ps.1september.ru
Газета "Начальная школа"
http://nsc.1september.ru
Журнал "Вестник образования России"
http://www.vestniknews.ru
Школьная пресса: информационный портал
http://portal.lgo.ru
Издательство «Баласс»
www.school2100.ru
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»
www.lbz.ru
Издательский центр "Владос"
www.vlados.ru
Издательский центр "Мой учебник"
www.my-tbook.ru
Издательство Московского государственного университета
www.msu.ru/depts/MSUPubl2005
Педагогический университет «Первое сентября» (взаимодействует с факультетом педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова
и Московским институтом открытого образования)
http://edu.1september.ru/courses/distance/?info=2
Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
http://roipkpro.ru/index.php/do-progr
edu.ru - ресурсы портала для общего образования
school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее
образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.
ПРИЛОЖЕНИЯ