Подготовка к ОГЭ 8-9кл

Пояснительная записка

Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена для обучающихся8-9-х классов, которые выбрали географию для сдачи
экзамена
Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к
сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии (знакомства
школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения
аттестационных документов и бланков ответов), повторить изученный материал за курсы географии 69 классы, закрепить умения работать с географическими картами, статистическими сведениями,
таблицами.
Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 час в неделю.
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания
географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса.
Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором
ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению.
Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с
учащимися, составляет основу курса.
Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору
наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и
Интернет-ресурсов.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс, является не
просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого
потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы
известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы
образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения
их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению
предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным
разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому
государственному экзамену.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Введение.(1ч)
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по
географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения
государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии, бланки государственной
итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии и иные сведения, связанные с данной
процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии,
структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации (4ч)
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и
элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
2. Природа Земли и человек (10ч)

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и
развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые,
зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их
виды и оценка.
Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей.
Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат.
Изучение элементов погоды.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв
разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные
комплексы: природные, природно-хозяйственные.
3. Материки, океаны, народы и страны:(14ч)
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши
и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.
Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки,
Северной Америки, Евразии
4. Природопользование и геоэкология:(2ч)
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования.
Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере
5. География России:
Особенности ГП России.(7 ч)
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административнотерриториальное устройство России.
Природа России.(8ч)
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов,
факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей.
Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на
территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы.
Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны.
Высотная поясность
Население России.(2ч
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение
населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии
России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России.(8ч)
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный
потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей
промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.
Региональная часть России(8ч)
Западный макрорегион- Европейская Россия (Север, Северо-Запад, Центральная Россия. Поволжье,
Юг Европейской части страны, Урал
Восточный макрорегион- Азиатская Россия(Сибирь и Дальний Восток). Россия в Современном мире
Рефлексивная часть курса. (4ч) Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или
компьютерной формах) и анализ его результативности.
Итоговый урок (1 ч)
Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется
на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений по географии

Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых
проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки
выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Выпускник научится:
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных
географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и
явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
- использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими
процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и
населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
- устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и
духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
- приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;
- оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и
ее отдельных регионов;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий России;
- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных
территорий России;
- использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных
территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий
России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления,
характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы,
определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения
населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне
жизни населения;
- использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной
структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе
населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного
характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или
закономерностей;
- различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и
территориальную структуру хозяйства России;
- использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей
экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной
структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и
отдельных предприятий по территории страны;
- и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
- сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни,
качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
- оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования
географических знаний в различных областях деятельности;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с
природными и социально-экономическими факторами;
- оценивать возможные в будущем изменения географического положения России,
обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими
изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении
численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
- оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
- объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России;
- выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об
изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
- обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
План работы по подготовке к ОГЭ по географии

Месяц

октябрь

ноябрь

декабрь
январь

Организационнометодическая
работа
Утверждение
плана работы по
подготовке к ОГЭ
по географии.
Организация
консультаций.
Подготовка
справочных,
информационных
и учебнотренировочных
материалов

Оформление
информационного
стенда.

Пополнение
материалов для
подготовки к ОГЭ
(демоверсии,
задания).
Подготовка,

Работа с
нормативными
документами

Работа с
учащимися

Знакомство с
нормативноправовыми
документами по
ОГЭ в 20242025году
Изучение
нормативноправовых
документов

Консультации
еженедельно.
Информирование
учащихся по
вопросам
подготовки к ОГЭ.
Знакомство с
демоверсиями.
Знакомство с
регламентом.
Индивидуальные
консультации
еженедельно.

Отслеживание
изменений в
демоверсиях.
Анализ
результатов ОГЭ
по географии за
2023-2024г.

Знакомство с
изменениями в
демоверсиях.
Консультации
еженедельно.
Работа по
заполнению
бланков.
Индивидуальные
консультации.
Тренировочные

Работа с
родителями
Информирование и
консультирование
родителей по
вопросам ОГЭ.
Нацеливание
родителей на
приобретение
КИМов по
географии.

Выступление на
родительском
собрании «Важные
моменты при
подготовке ОГЭ по
географии»
Ознакомление
родителей с
результатами
пробного ОГЭ.
Информирование и

февраль

обновление,
пополнение
справочных,
информационных
и учебнотренировочных
материалов.
Размещение на
информационном
стенде расписания
экзамена по
географии 2025
года.

март

Подбор заданий
различной
сложности.

Апрель май

Подбор заданий
различной
сложности для
устранения
пробелов у
слабоуспевающих
учащихся.

Изучение
нормативноправовых
документов

Изучение
нормативноправовых
документов

Изучение
нормативноправовых
документов

занятия по
заполнению
бланков.

консультирование
родителей по
вопросам ОГЭ по
географии.

Консультации.
Подготовка к
пробному
экзамену.

Информирование и
консультирование
родителей по
вопросам ГИА.

Участие в пробном
экзамене.
Итоги проведения
пробного
экзамена.
Работа по КИМам.
Консультации.
Тренировочные
занятия по
заполнению
бланков и
исправлению
ошибок.

Информирование
родителей о
результатах
пробного экзамена.
Консультации для
родителей по
режиму дня
выпускника для
успешной сдачи
ОГЭ.

проведений консультаций по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ по географии
Цели: повторить изученный материал за курсы географии 6-9 классы, закрепить умения работать с
географическими картами, статистическими сведениями, таблицами, научить заполнению бланков,
подготовить учащихся к сдаче ОГЭ.

Тематическое планирование

Количество
Название темы

часов

6 класс
Раздел 1 Введение(1ч)
. Источники географической информации(4ч)
Раздел 2. Природа Земли и человек

5
10

7 класс
Раздел 1.Материки,океаны.народы и страны

14

8 класс
Раздел1.География России. Особенности географического
положения России

7

Раздел 2. Природа России
8
9 класс
Раздел 1. Население и хозяйство России

10

Региональная часть России
Западный макрорегион- Европейская Россия (Север, Северо-Запад,
Центральная Россия. Поволжье, Юг Европейской части страны,
Урал

8

Восточный макрорегион- Азиатская Россия(Сибирь и Дальний
Восток). Россия в Современном мире
Пробное ОГЭ

3

Анализ пробного ОГЭ

1

Разбор сложных заданий ФИПИ

2
Итого 68 часов

Календарно-тематическое планирование
№п/п

Кол-во
чвсов

Тема занятия

Виды
деятельности

Дата
по плану

по факту

6 класс
Введение(1ч)-

03.09
Раздел 1. Источники географической информации.(4 ч)

2-3

2

4-5

2

6-7

8-9

2

2

Географические модели; глобус, Выполнение
географическая
карта,
план заданий
из
местности, их основные параметры и сборника КИМов.
элементы (масштаб, условные знаки, Работа
с
способы
картографического топографической
изображения, градусная сеть).
картой
Выдающиеся географические
исследования, открытия и
Работа с картой
путешествия.
Раздел 2. Природа Земли и человек.(10 ч)
Земля и её внутреннее строение.
Выполнение
Породы, слагающие земную кору.
заданий
из
Движения земной коры.
сборника КИМов.
Землетрясения. Основные формы
Работа
с
рельефа суши. Рельеф дна Мирового
тектонической
океана. Полезные ископаемые.
картой.
Минеральные ресурсы.
Гидросфера, ее состав и строение. Выполнение
Мировой океан и его части. Водные заданий
из

10.09
10.09

17.09
17.09

24.09
24.09

01.10
01.10

ресурсы Земли.

10-11

2

12-13

2

14-15

2

16-17

2

18-19

2

20-21

22-23

24-25

сборника КИМов.
Работа с картами
Выполнение
заданий
из
Атмосфера.
Состав,
строение,
сборника КИМов.
циркуляция. Распределение тепла и
08.10
Работа
с
влаги на Земле. Погода и климат.
08.10
климатическими
Изучение элементов погоды.
картами,
климатогрммами
Биосфера, ее взаимосвязи с другими
геосферами. Разнообразие растений Работа с карой
15.10
и
животных,
особенности
их растительности и
15.10
распространения.
Почвенный животного мира
покров.
Географическая оболочка Земли.
Широтная зональность и высотная
Работа с картой 22.10
поясность.
Территориальные
природных зон
22.10
комплексы: природные, природнохозяйственные.
7 класс
Раздел 1. Материки, океаны народы и страны.(14 ч)
Современный облик планеты Земля.
Выполнение
Происхождение материков и
05.11
заданий
из
океанов. Соотношение суши и
05.11
сборника КИМов
океанов на Земле.
Особенности географического
Работа
с
положения южных материков.
Географическое положение Африки. географическими
картами.
12.11
Рельеф и полезные ископаемые.
Выполнение
12.11
Климат.Внутренние воды Африки.
заданий
из
Природные зоны.
сборника КИМов
Население Африки.

2

Географическое
положении Австралии, история
исследования, рельеф и полезные
ископаемые. Климат, внутренние
воды. Природные зоны.Население и
хозяйство.

2

Географическое положение
Ю.Америки. Рельеф и полезные
ископаемые. Климат и внутренние
воды. Природные зоны. Население.

2

Общие особенности природы
северных материков. Географическое
положение С.Америки. Рельеф.
Полезные ископаемые. Климат и
внутренние воды. Природные зоны.
Население материка.

Работа
с
географическими
картами.
Выполнение
заданий
из
сборника КИМов
Работа
с
географическими
картами.
Выполнение
заданий
из
сборника КИМов
Работа
с
географическими
картами.
Выполнение
заданий
из
сборника КИМов

19.11
19.11

26.11
26.11

03.12
03.12

26-27

28-29

30-31

32-33
34-3536

2

Географическое положение. Рельеф
и полезные ископаемые Евразии.
Климат. Внутренние воды.
Природные зоны. Народы Евразии.

Работа
с
географическими
картами.
10.12
Выполнение
10.12
заданий
из
сборника КИМов

Природопользование и геоэкология.
Влияние хозяйственной
деятельности людей на природу.
Выполнение
17.12
2
Основные типы
заданий
из
17.12
природопользования. Стихийные
сборника КИМов
явления в литосфере, гидросфере,
атмосфере.
8 класс
Раздел 1. География России. Особенности географического положения России.(7ч)
Выполнение
заданий
из
Территория и акватория. Морские и сборника
24.12
2
сухопутные границы.
КИМов. Работа с 24.12
географическими
картами.
Работа с карто
Часовые пояса.
14.01
2
часовы
поясов.
14.01
Решение задач
3
Пробное ОГЭ
21.01
21.01
21.01

37-38

2

39-40

2

41-42

2

43-44

2

Раздел 2. Природа России (8 ч)
Работа
геологической
Особенности геологического
картой.
строения и распространения крупных
Выполнение
форм рельефа.
заданий
из
сборника КИМов.
Типы климатов, факторы их
формирования, климатические пояса.
Климат и хозяйственная
деятельность людей.
Работа с картами
Внутренние воды и водные ресурсы.
Выполнение
Природно-хозяйственные различия
заданий
из
морей России.
сборника КИМов
Почвы. Растительный и животный
Работа
с
мир. Природные зоны Земли.
почвенной картой
Высотная поясность.
9 класс
Раздел 1. Население и хозяйство России.(10ч)

28.01
28.01

04.02
04.02

11.02
11.02
18.02
18.02

Численность и естественный прирост
населения. Национальный состав
населения России. Миграции
населения. Городское и сельское
население. Расселение населения.

45-46

2

47-48

2

49-50

2

51-52

2

География
промышленности.

2

География сельского хозяйства и
транспорта России.

53-54

55-62

8

63-6465

3

66

1

67-68

2

Работа с картой 25.02
народов России
25.02

Хозяйство России. Особенности Выполнение
04.03
отраслевой
и
территориальной заданий
из
04.03
структуры хозяйства России.
сборника КИМов
Природно-ресурсный потенциал и
Работа с картами 11.03
важнейшие
территориальные
регионов России
11.03
сочетания природных ресурсов.
отраслей Работа с картой 18.03
промышленности 18.03
Работа с картой
Выполнение
08.04
заданий
из 08.04
сборника КИМов

II. Региональная часть курса(8ч)
Западный макрорегион –
Европейская Россия (Север, СевероРабота с картами
Запад, Центральная
регионов России.
Россия. Поволжье, Юг Европейской
15.04
Выполнение
части страны, Урал) Восточный
15.04
заданий
из
макрорегион – Азиатская Россия
сборника КИМов
(Сибирь и Дальний Восток). Россия в
современном мире.
22.04
Пробное ОГЭ
тест
22.04
22.04
Анализ пробного ОГЭ
29.05
13-05
Решение заданий ФИПИ
20.05

Перечень учебно - методического обеспечения
1.Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюдова «География начальный курс» 6 класс изд. «Дрофа» 2013г.
2.Атлас География 6 класс изд. «Дрофа»
3.В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев, География материков и океанов,7 класс – М.: Дрофа,
2012г..
4.Атлас. География материков и океанов. 7 класс.-М.: Дрофа
5.И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
6.И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География
России. Природа.“8 класс М.: Дрофа, 2008.
7. В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2007.
8.Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы:
Репетиционная сессия1, Москва ,изд.центр«Вентана- Граф», 2010
9.Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Рабочие программы

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».