Содержание.
1.Пояснительная записка.....................................................................................
2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности… ....
3.Содержание курса внеурочной деятельности ...............................................
4.Тематическое планирование ...........................................................................
Пояснительная записка
Назначение программы
Данная программа психологических занятий в начальной школе направлена на
формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, так как
способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит
находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению
атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению
распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе
повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и
создает условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и
является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих
исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и
средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка
является его успешная адаптация к социуму.
Актуальность и перспективность курса
Как помочь ребёнку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые
сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях:
чтении, письме и счете. Забывают, что ребёнок в школе не только читает, пишет и
считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей и взрослых. И
помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной
жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов,
утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных
трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого
себя.
Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад.
Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него
сформировался образ хорошего ученика.
В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное
представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных
достоинствах и недостатках.
Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок,
побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то
есть развивает познавательную рефлексию. По-прежнему сохраняется острое желание
быть успешным в учебе, «быть хорошим, любимым», у некоторых детей появляется
тенденция к снижению самооценки. Она может закрепляться, если ребенок считает, что
родителей сильно огорчают его неуспехи. Поэтому особое значение приобретает тема
«Качества», в процессе освоения которой учащиеся получают возможность исследовать
себя, узнают, что все люди имеют те или иные недостатки.
Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижаются
творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, в
занятия включено много творческих заданий.
Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной
деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями,
сверстниками. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно формированию
взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только
принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути
взросления, который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и
отдавать.
К началу третьего класса у ребенка уже четко сформирован отчетливый образ
хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать
этому образу, однако в результате в какой-то степени утрачивается детская
непосредственность, индивидуальные особенности ребенка несколько стираются,
снижаются творческие возможности.
Взрослые в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную
способность детей выполнять стандартные задания, умение действовать по образцу. Но,
как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в ребенке за счет обеднения
фантазии, снижения изобретательности, оригинальности восприятия. Родители, педагоги
и психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская
из виду упадок воображения, снижение креативных способностей. Однако это - явление
временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих
способностей детей. Поэтому важнейшей темой психологических занятий в третьем
классе становится тема «Я-фантазер», в ходе проработки которой можно «реанимировать
фантазию», утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых.
Другая важная особенность этого возраста – качественные изменения во
взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми – учителем и родителями. К этому
времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети
начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может
полностью разрушиться, уступив место пренебрежительному отношению, своеобразному
«нигилизму». Внутренне отдаление от авторитета учителя может вызвать страх перед ним
либо злость и обиду. Поэтому усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы
поддержать в ребенке реальный образ учителя, не снижая при этом его ценности.
Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться
воспринимать их как живых людей со своими достоинствами и недостатками, не
переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право
иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно
обидеть, быть невнимательным. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в
благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя простить ребенка и
сами попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать
шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью
установившихся привязанностей.
Важной темой остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и
сотрудничества в классе. Отношения с друзьями в этот период становятся более
значимыми, нежели в первые два школьные года, меньше зависят от оценок учителя и
школьных успехов. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на
отношениях с друзьями. Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у
третьеклассников живой интерес и воодушевление.
К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль ведущего в
знакомых психологических играх и упражнениях, быть внимательным к остальным
участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции,
контролировать ход выполнения заданий. Взрослый ведущий старается провести через
лидерские роли как можно больше детей группы, чтобы каждый ощутил психологическую
разницу между положениями лидера и исполнителя на самом себе.
Главная особенность четвероклассников – появление глубокого интереса к своему
внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются
анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и
возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание
окружающими их внутренней ценности и уникальности.
Самое важное свойство этого возраста- особая открытость души. Дети не только
легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами
приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной
период, когда ребенок настолько открыт.
Развивающие занятия по программе «Тропинка к своему» способствуют развитию
личности младших школьников и формированию общей психологической культуры.
Развитие данных показателей способствует раскрытию внутреннего потенциала
личности каждого ребенка и умению пользоваться своими внутренними ресурсами всегда,
когда это необходимо.
Проведение занятий по программе «Тропинка к своему Я» позволит детям успешно
функционировать и развиваться в школьной среде.
Упражнения, описанные в данной программе, могут использовать классные
руководители при организации воспитательной работы в классе, а также воспитатели
группы продленного дня для организации внеурочной деятельности первоклассников.
Возрастная группа обучающихся
Программа предназначена для обучающихся 2, 3 и 4 классов в возрасте от 7,5 до 11
лет.
Объем часов, отпущенных на занятия
Программа для обучающихся 2- 4 классов рассчитана на 34 учебных часа в год.
Продолжительность одного занятия составляет 40 минут.
Цели программы:
1. Помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со
сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.
2. Формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников
через создание условий для их успешной адаптации к социуму.
Задачи:
Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей.
Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам,
голосу, понимать чувства другого человека.
Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей –
установку преодоления.
Познакомить с приёмами целеполагания и планирования деятельности.
Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для
установления межличностных отношений друг с другом, учителями и
окружающими.
Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
Расширять пассивный и активный словарь обучающихся, формировать связную
и последовательную речь.
Способствовать повышению уровня психологической культуры младших
школьников.
Формировать позитивную «Я-концепцию».
Формы и методы работы
В программе используются ролевые и подвижные игры и упражнения,
психологические этюды; элементы сказкотерапии, обсуждение, дискуссии, парная и
групповая работа. Данные методы и формы работы направленны на формирование
навыков общения, способов разрешения трудных ситуаций, необходимых детям в их
повседневном общении со сверстниками.
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской
программы Хулаева О.В. «Тропинка к своему Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»:
уроки психологии в начальной школе (1-4 классы) - М.:» Генезис», 2014).
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
1.1. Личностные результаты:
развитие коммуникативной сферы у младших школьников;
формирование положительного настроя детей друг к другу, взрослым в школе;
минимизация конфликтных проявлений среди младших школьников;
способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям;
развитие познавательной активности у младших школьников;
уверенность в собственных силах, формирование устойчивой самооценки;
1.2. Метапредметными результатами обучающихся являются:
повышение уровня учебной мотивации младших школьников;
снижение уровня агрессивности, тревожности, адекватная устойчивая самооценка
младших школьников;
повышение уровня сформированности коммуникативных навыков младших
школьников;
становление произвольности у обучающихся 1-х классов;
оценка эмоционального состояния учеников в начале и конце занятия: выбрать
цветную карточку (свое настроение). Выбор красного цвета свидетельствует о
восторженном настроении, оранжевого – о радостном, зеленого – о спокойном,
уравновешенном состоянии, фиолетового – о тревожности, напряженности,
черного – об унынии, разочаровании. Сравнение результатов этого задания,
полученных в начале и конце занятия, изменения цветовой гаммы на протяжении
некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального
состояния каждого ученика.
1.3. Предметными результатами обучающихся являются показатели освоения курса
программы по уровням:
1 уровень - низкий (школьная дезадаптация и низкая степень адаптации, низкое,
слабое или неравномерное развитие диагностируемых УДД).
2 уровень – средний уровень, средняя норма (средняя адаптация, развитие
диагностируемых УДД в пределах нормы).
3 уровень – высокий уровень (хорошая адаптация, незначительное присутствие
факторов дезадаптации, высокое развитие диагностируемых УДД).
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Срок реализации программы – 4 года (1, 2, 3, 4 класс).
Программа реализуется педагогом-психологом во внеурочное время.
Форма проведения – групповые занятия длительностью 40 минут.
Количество участников группы –10 - 20 человек.
Средства реализации программы:
психолого-педагогические игры и упражнения;
элементы психогимнастики;
продуктивные виды деятельности (рисование, апликация);
релаксационные упражнения;
беседа.
Структура занятия.
По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и
заключительную.
Вводная часть – приветствие, формирование положительного настроя на занятие
(2-3 минуты).
Основная часть - игры, направленные на формирование доброжелательного
отношения к сверстникам, повышение сплоченности группы, развитие произвольности,
навыков общения и способности к децентрации, повышение самооценки, коррекцию
тревожности и т.п. (каждая игра по 5-10 минут).
Заключительная часть – упражнения на релаксацию, снятие напряжения, элементы
рефлексии и ритуал прощания (10 минут).
Принципы проведения занятий:
1. Безопасность.
Создание атмосферы доброжелательности, психологического комфорта, принятия
каждого ребенка.
2. Возрастное соответствие.
Предлагаемые упражнения учитывают возрастные особенности детей младшего
школьного возраста.
3. Деятельностный принцип.
Задачи развития коммуникативных навыков достигаются через использование различных
видов деятельности.
4. Дифференцированный подход.
Учет индивидуальных особенностей учащихся.
5. Рефлексия.
Совместное обсуждение понятного, почувствованного на занятии и краткое резюме
педагога в конце занятия.
Тематическое планирование.
1
2
3
4
5
7
8
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
Количество часов
Наименование разделов,
теория
практика
блоков, тем
Первый класс (33 часа)
Первичная диагностика
2
Раздел 1. Я-школьник
2
8
Раздел 2. Мои чувства.
2
11
Раздел 3. Какой Я - какой Ты
1
1
Раздел 4. Трудности
1
2
первоклассника
Итоговое занятие
1
Итоговая диагностика
2
Всего
6
27
Второй класс (34 часа)
Раздел 1. Вспомним чувства
1
4
Раздел 2. Качества людей
4
12
Раздел 3. Какой Я – какой Ты
2
8
Итоговое занятие
1
Итоговая диагностика
2
Всего
7
27
Третий класс (34 часа)
Раздел 1. Я-фантазер
3
9
Раздел 2. Я и моя школа
2
5
Раздел 3. Я и мои родители
1
3
Раздел 4. Я и мои друзья
1
3
Раздел 5. Что такое
1
4
сотрудничество
Итоговое занятие
1
Итоговая диагностика
1
Всего
8
26
Четвертый класс (34 часа)
Раздел 1. Кто я? Мои
2
10
особенности и возможности
Раздел 2. Я расту, я изменяюсь
1
2
Раздел 3. Мое будущее. Каким
1
2
бы я хотел стать в будущем?
1
3
Раздел 4. Хочу вырасти
интеллигентным человеком: что
для этого нужно?
2
9
Раздел 5. Хочу вырасти
свободным человеком: что для
этого нужно?
Итоговое занятие.
1
Всего
7
27
Всего часов
2
10
13
2
3
1
2
33
5
16
10
1
2
34
12
7
4
4
5
1
1
34
12
3
3
4
11
1
34
3. Тематическое планирование
Календарно-тематический план
Первый класс (33 часа)
Дата
Наименование
разделов, блоков, тем
Раздел 1. Я-школьник
Занятие №1. Знакомство
1
с понятием «Кто такой
школьник?»
2
3
4
Диагностика первичная
Занятие №2.Как зовут
ребят моего класса
Занятие №3. Зачем мне
нужно ходить в школу
Всего
часов
Результаты
планируем
ая
предметные
метапредметные
личностные
12
1
05.09.2024
2
12.09.2024
19.09.2024
1
26.09.2024
1
03.10.2024
1
10.10.2024
Занятие №4. Мой класс
5
фактическ
ая
6
Занятие
№5.
Какие
ребята в моем классе
1
17.10.2024
7
Занятие №6.Мои друзья
в классе
1
24.10.2024
8
Занятие №7.Мои друзья
1
07.11.2024
Знакомство с понятием Развитие
в
«Кто такой школьник?»
уверенности
себе
Оценка УДД
Предупреждение
Изучение адаптации по и
преодоление
проективной
методике школьных
«Школа зверей», «Лесенка» факторов риска
Знакомство с понятием Формирование
«Кто такой школьник?»
дружеских
отношений
Осознание
различий
в Развитие
в
позициях «дошкольник» и уверенности
своих
учебных
«школьник»
возможностях
Действие по правилу
Формирование
дружеских
отношений
Расширение знаний друг о Формирование
друге. Развитие навыков дружеских
общения.
отношений
Расширение знаний друг о Формирование
друге. Развитие навыков дружеских
общения.
отношений
Расширение знаний друг о Формирование
Содействие
осознанию позиции
школьника
Успешная адаптация
обучающихся
к
обучению в школе.
Содействие
осознанию позиции
школьника
Содействие
осознанию позиции
школьника
Коммуникативные
навыки
Коммуникативные
навыки
Коммуникативные
навыки
Коммуникативные
в классе
9
Занятие №8. Мои успехи
в школе
1
14.11.2024
Занятие №9. Мои успехи
в школе
10
1
Занятие
№10.
«учебная сила»
Моя
11
12
13
21.11.2024
Формирование
мотивации
1
Раздел 2. Мои чувства.
Занятие №11. Радость.
Что такое мимика?
Занятие 12. Радость. Как
её доставить другому
человеку?
28.11.2024
15
Занятие
14.
Радость
можно
передать
прикосновением
дружеских
отношений
Формирование
дружеских
отношений
Развитие
уверенности
в
себе и в своих
учебных
возможностях
учебной Развитие
уверенности
в
себе и в своих
учебных
возможностях
навыки
Коммуникативные
навыки
Повышение
самооценки,
ситуация успеха
Повышение
самооценки,
ситуация успеха
14
1
05.12.2024
1
12.12.2024
1
19.12.2024
1
26.12.2024
Занятие №13. Жесты
14
друге. Развитие навыков
общения.
Расширение знаний друг о
друге. Развитие навыков
общения.
Сплочение
коллектива.
Адекватная
самооценка,
формирование
учебной
мотивации
Знакомство с понятием Навыки
«чувство», «мимика».
самоконтроля
общении
Умение описывать
в свои
чувства
и
чувства
других
людей.
Знакомство с понятием Умение
Умение
«радость»,
добрыми доверительно
и распознавать
свои
словами.
открыто говорить чувства и чувства
о себе и своих других людей.
чувствах.
Знакомство с понятием Развитие
Умение
«жесты»
сплоченности,
распознавать
свои
навыков общения, чувства и чувства
групповой
других людей.
доброжелательнос
ти.
Понятие «Радость»
Развитие
Снижение
уровня
сплоченности,
тревожности
навыков общения,
16
Занятие
можно
взглядом
15.
Радость
подарить
1
09.01.2025
Занятие №16. Грусть.
17
1
16.01.2025
Занятие №17. Страх.
18
1
23.01.2025
Занятие №18. Страх, его
относительность.
19
1
30.01.2025
Занятие
№19.
Как
справиться со страхом
20
21
Занятие №20. Страх и
1
06.02.2025
1
20.02.2025
групповой
доброжелательнос
ти.
Понятие «Радость»
Развитие
сплоченности,
навыков общения,
групповой
доброжелательнос
ти.
Знакомство с понятием Умение
«грусть»,
обсуждение доверительно
и
грустных ситуаций.
открыто говорить
о себе и своих
чувствах, эмпатия
по отношению к
другим людям.
Знакомство с понятием Умение различать
«страх»
эмоции радости,
страха и т.п.,
рефлексия
собственных
чувств.
Способы
преодоления Умение различать
страха.
эмоции радости,
страха и т.п.,
рефлексия
собственных
чувств.
Способы
преодоления Умение различать
страха.
эмоции радости,
страха и т.п.,
рефлексия
собственных
чувств.
Способы
преодоления Умение различать
Снижение
уровня
тревожности
Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.
Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.
Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.
Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.
Умение
описывать
22
как его преодолеть
страха.
Занятие №21. Гнев. С
какими чувствами он
дружит?
Знакомство с понятием
«гнев»,
способы
преодоления гнева.
1
27.02.2025
Польза и вред гнева
Занятие №22. Может ли
гнев принести пользу?
23
1
05.03.2025
Занятие №23. Обида
24
1
Занятие №24.
чувства?
Разновидности чувств
Разные
25
1
Раздел 3. Какой Я - какой Ты
Занятие №25. Какой Я?
26
27
12.03.2025
Занятие №26. Какой Ты?
Знакомство с понятием
«обида»,
способы
преодоления гнева
19.03.2025
эмоции радости,
страха и т.п.,
рефлексия
собственных
чувств.
Умение различать
эмоции радости,
гнева
и
т.п.,
рефлексия
собственных
чувств.
Умение различать
эмоции радости,
гнева
и
т.п.,
рефлексия
собственных
чувств.
Умение различать
эмоции
грусти,
обиды и т.п.,
рефлексия
собственных
чувств.
Умение различать
эмоции,
рефлексия
собственных
чувств.
свои
чувства
и
чувства
других
людей.
Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.
Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.
Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.
Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.
2
Положительные качества
1
09.04.2025
1
16.04.2025
Повышение
Осознание наличия
самооценки,
разнообразных
уверенности
в положительных
себе
качеств
Положительные качества в КоммуникативУмение
находить
других людях
ные навыки
разнообразные
положительные
качества в других
людях
Раздел 4. Трудности
первоклассника
Занятие №27. Трудности
первоклассника в
28 школе, дома, на улице
5
Трудности первоклассника
1
23.04.2025
Занятие №28. Школьные
трудности
29
Трудности первоклассника
в школе
1
30.04.2025
Занятие №29. Домашние
трудности
30
Трудности первоклассника
в дома
1
07.05.2025
Викторина.
31
Итоговое занятие.
1
14.05.2025
Итоговая диагностика
32
Всего:
1
33
21.05.2025
Оценка УДД «Что
нравится в школе»
Умение
преодолевать
трудности, решать
конфликты,
договариваться
Умение
преодолевать
трудности, решать
конфликты,
договариваться
Умение
преодолевать
трудности,
договариваться,
контролировать
себя
Навыки
самоконтроля
в
общении
со
сверстниками.
Определение
трудностей
Определение
школьных
трудностей
Определение
домашних
трудностей
Навыки
общения,
умение
осмыслять
свое поведение и
поведение
других,
самоконтроль.
мне Предупреждение
Успешная адаптация
и
преодоление обучающихся
к
школьных
обучению в школе
факторов риска
Календарно-тематический план
Второй класс (34 часа)
Дата
Наименование
разделов, блоков, тем
Раздел 1. Вспомним чувства
1
Мы рады встрече
Всего
часов
Результаты
планируем
ая
Понимаем
другого
3
Мы испытываем разные
чувства
Раздел 2. Качества людей
Люди отличаются друг
от
друга
своими
4
качествами
1
05.09.2024
2
12.09.2024
19.09.2024
2
26.09.2024
03.10.2024
2
10.10.2024
17.10.2024
2
24.10.2024
07.11.2024
Самое важное хорошее
качество
6
метапредметные
личностные
Знания
эмоциональной
человека
об Умение
строить
сфере речевое
высказывание
в
устной форме.
Внутренний мир другого Эмпатия,
человека, его чувства.
толерантность
Чувства людей
Эмпатия,
толерантность
Актуализация у детей
знания
об
эмоциональной сфере
человека
к
Способность
сочувствию,
сопереживанию
к
Способность
сочувствию,
сопереживанию
16
Хорошие качества людей
5
предметные
5
чувства
2
фактическ
ая
1
14.11.2024
Знакомство с понятием
«Качества людей»
Расширение знаний друг
о друге.
Умение
находить
положительные
качества во всех
людях, толерантное
отношение к другим.
Продолжение
Умение
находить
знакомства с понятием положительные
«Качества людей»
качества во всех
Расширение знаний друг людях, толерантное
о друге.
отношение к другим.
Продолжение
Умение
находить
знакомства с понятием положительные
«Качества людей»
качества во всех
Расширение знаний друг людях, толерантное
о друге.
отношение к другим.
Исследование своих
качеств,
изучение
своих особенностей.
Исследование своих
качеств,
изучение
своих особенностей.
Исследование своих
качеств,
изучение
своих особенностей,
осознание
детьми
наличия у других
людей разнообразных
Кто такой
человек?
сердечный
7
21.11.2024
8
Кого
называют
«доброжелательным
человеком»?
1
28.11.2024
9
Трудно
ли
быть
доброжелательным
человеком?
1
05.12.2024
10
Я желаю добра ребятам в
классе
1
12.12.2024
2
19.12.2024
26.12.2024
2
09.01.2025
16.01.2025
1
23.01.2025
1
30.01.2025
Очищаем свое сердце
11
12
13
14
Какие
качества
нам
нравятся друг в друге
Какими качествами мы
похожи,
а
какими
различаемся?
Каждый
уникален
«сердечного Умение
находить
положительные
качества во всех
людях, толерантное
отношение к другим.
Качества
и
Развитие
доброжелательного
формирование
человека, зачем нужны конструктивных
качества,
правила способов общения.
хорошего поведения.
Качества
и
Развитие
доброжелательного
формирование
человека, зачем нужны конструктивных
качества,
правила способов общения.
хорошего поведения.
чувства
Понятие
«добро», Развитие
способы
проявления эмпатии
доброты.
Сопереживание
Эмпатия
к Понимание
(эмпатия), толерантность окружающим.
собственного
к другим людям.
внутреннего
мира другого.
Сопереживание
Эмпатия
к Понимание
(эмпатия), толерантность окружающим.
собственного
к другим людям.
внутреннего
мира другого.
Понятие
Эмпатия
к Понимание
«индивидуальность»,
окружающим.
собственного
различия людей
внутреннего
мира другого.
к Понимание
Уникальность каждого Эмпатия
собственного
человека, толерантность. окружающим,
толерантное
внутреннего
Качества
человека»
1
человек
положительных
качеств.
Осознание
детьми
наличия у других
людей разнообразных
положительных
качеств.
Осознание
своих
положительных
качеств,
коммуникативные
навыки.
Осознание
своих
положительных
качеств,
коммуникативные
навыки.
к
Сопереживание
другим людям.
мира и
мира и
мира и
мира и
15
В каждом человеке есть
темные
и
светлые
качества
Раздел 3. Какой Я – какой Ты
Какой Я?
16
1
06.02.2025
18
19
Какой
ты?
Учимся
договариваться.
Трудности
второклассника в школе,
дома, на улице
1
13.02.2025
1
20.02.2025
2
27.02.2025
2
05.03.2025
12.03.2025
2
19.03.2025
09.04.2025
2
16.04.2025
23.04.2025
Школьные трудности
20
Домашние трудности
21
22
Что нового ты узнал о
себе?
Итоговая
диагностика
мира другого.
в Оптимизация
с самооценки
обучающихся,
понимание
собственного
внутреннего мира.
10
Какой ты?
17
поведение.
Положительные
и Толерантность
отрицательные качества отношениях
окружающими.
человека
2
30.04.2025
07.05.2025
Умение
определять Эмпатия,
собственные
толерантность.
положительные качества
Осознание
наличия
разнообразных
положительных
качеств
Положительные качества Позитивное
Осознание
наличия
отношение
к разнообразных
в других людях
окружающим
положительных
качеств
в
других
людях
Дружба, бесконфликтное Коммуникативные
Умение
определять
поведение
навыки
качества настоящего
друга,
Проблемы, возникающие Рефлексия
Умение
собственного
в учебе, во внешкольной
прогнозировать
поведения
деятельности
последствия
своих
обучающихся
поступков
Проблемы, возникающие Ответственность.
Умение
в учебе, в школе
Рефлексия
прогнозировать
собственного
последствия
своих
поведения
поступков
Проблемы, возникающие Ответственность.
Умение
Рефлексия
дома, вне учебы
прогнозировать
собственного
последствия
своих
поведения
поступков
Анализ собственных
Рефлексия собственных Рефлексия
собственного
переживаний,
качеств и чувств
поведения
внутреннего мира
23
Итоговое занятие
Всего:
1
34
14.05.2025
Оценка УДД
Оценка УДД
Оценка УДД
Календарно-тематический план
Третий класс (34 часа)
Дата
Наименование
разделов, блоков, тем
Раздел 1. Я-фантазер
2
3
Я-третьеклассник
Кого можно
фантазером?
5
Я умею фантазировать
(продолжение)
Я умею сочинять!
Мои мечты
Результаты
планируем
ая
1
04.09.2024
1
11.09.2024
1
18.09.2024
1
1
1
25.09.2024
02.10.2024
09.10.2024
Мои мечты
6
1
Мои сны
7
1
Фантазии и ложь
8
9
Я и моя школа
фактическ
ая
предметные
метапредметные
личностные
12
назвать
Я умею фантазировать
4
Всего
часов
16.10.2024
23.10.2024
2
06.11.2024
13.11.2024
2
20.11.2024
в Умение
строить Актуализация у детей
речевое высказывание в знания
об
устной форме.
эмоциональной сфере
человека
Понятие «фантазия», Развитие
креативных Осознание ценности
«воображение»
способностей у детей
учения фантазировать
Речевое развитие
устной форме
Понятие «фантазия»,
«воображение»
Понятие «фантазия»,
«воображение»
Понятие «фантазия»,
«воображение»
Понятие
«сон»,
«сновидение»
Успешность
деятельности
Развитие
креативных
способностей у детей
Развитие
креативных
способностей у детей
Развитие
креативных
способностей у детей
Развитие
креативных
способностей у детей
Умение
добиваться
положительного
результата
в
деятельности
строить
Речевое развитие в Умение
речевое
высказывание
в
устной форме
устной форме.
Понятие «мечта»
Умение двигаться к
намеченной
цели,
доводить начатое до
конца
Различие
понятий Умение определять у
Осознание ценности
учения фантазировать
Осознание ценности
умения фантазировать
Осознание ценности
умения фантазировать
Осознание ценности
умения фантазировать
Уверенность
в
собственных
силах,
мотивация
на
достижение успеха
проводить
Умение
ассоциации
Развитие
целеустремленности
Анализ
хороших
и
27.11.2024
Раздел 2. Я и моя школа
Что такое лень?
2
04.12.2024
11.12.2024
2
18.12.2024
25.12.2024
2
08.01.2025
15.01.2025
Я и мой учитель
14
16
человека
положительные
отрицательные
качества
плохих качеств
и
7
13
15
«фантазия» и «ложь»
Как
справляться
немогучками?
с
Мой верный попутчик –
стремление все делать на
отлично
Раздел 3. Я и мои родители
Я и мои родители
16
1
22.01.2025
Школьная
жизнь Осознание особенности
ученика 3-го класса
позиции
ученика.
Правила
поведения
школьника.
Понятие «лень»
Осознание особенности
позиции ученика.
Формирование
позиции школьника.
Исследование своих
личностных
особенностей
поведения.
Чувства
по Осознание особенности Формирование
отношению к учителю позиции
ученика. позиции школьника.
Правила
поведения
школьника.
Понятие
Осознание
своей Уверенность
в
«Уверенности в себе» успешности
собственных
силах,
мотивация
на
достижение
успеха.
Адекватная
самооценка.
4
29.01.2025
1
17
Я
умею
прощения
просить
18
Почему
родители
наказывают детей?
1
19
Я взрослею
1
1
05.02.2025
12.02.2025
19.02.2025
Роль родителей
жизни ребенка
в Уважительное
отношение к родителям
Осознание роли и
значимости родителя
в жизни
каждого
человека
Способы понимания и Умение
понимать Анализ последствий
прощения
ошибки и прощать
поступков
других
людей (рефлексия)
Причины наказаний Умение прогнозировать Анализ последствий
детей родителями
последствия
плохих поступков
других
поступков
людей (рефлексия)
Возрастные
Умение
Исследование
особенности
классников
Раздел 4. Я и мои друзья
Настоящий друг
20
1
21
1
Трудности в отношениях
с друзьями
1
Ссора и драка
23
1
Раздел
5.
Что
сотрудничество?
Что
24 сотрудничество?
25
26
27
28
Я
умею
другого
возрастных
особенностей
4
Умею ли я дружить?
22
3-
такое
Что такое коллективная
работа
11.03.2025
18.03.2025
Дружба
Умение
дружить,
общаться, налаживать
контакты
Причины трудностей Умение
понимать
в
отношениях
с эмоции и поступки
друзьями
другого
Ссора,
драка. Навыки толерантного
Причины.
поведения.
08.04.2025
Понятие
«сотрудничество».
15.04.2025
Расширение
представления
понятии
«сотрудничество»
Расширение
представления
понятии
«сотрудничество»
Расширение
представления
понятии
«сотрудничество»
Расширение
представления
понятии
1
понимать
Мы умеем действовать
сообща
04.03.2025
Понятие
«друзья», Коммуникативные
«настоящий друг»
навыки
Умение определять и
осознавать
качества
настоящего друга,
Осознание
собственного умения
дружить
Учиться
понимать
эмоции и поступки
других людей
Учиться
понимать
эмоции и поступки
других людей
5
такое
Я умею договариваться с
людьми
26.02.2025
1
22.04.2025
1
29.04.2025
1
06.05.2025
1
Навыки
коммуникативного
общения
Умение договариваться
о и приходить к общему
решению
Определение
и
формулирование цели
в совместной работе
Анализ
поступков
действий
других
людей
Навыки
о коммуникативного
общения
Правила общения
Умение договариваться Определение
и
о и приходить к общему формулирование цели
решению
в совместной работе
Навыки
о коммуникативного
взаимодействия
Определение
и
формулирование цели
в совместной работе
31
32
Итоговая диагностика
Итоговое занятие
1
Всего
34
1
13.05.2025
20.05.2025
«сотрудничество»
Оценка УДД
Подведение итогов.
Рефлексия
Оценка УДД
Оценка УДД
Календарно-тематический план
Четвертый класс (34 часа)
Дата
Наименование
разделов, блоков, тем
Раздел 1. Кто я? Мои силы, мои
возможности.
2
Мое лето.
Всего
часов
Результаты
планируем
ая
4
Какой я – большой или
маленький?
1
05.09.2024
1
12.09.2024
1
19.09.2024
Мои способности
6
26.09.2024
03.10.2024
2
Мой выбор, мой путь.
7
1
10.10.2024
Мой внутренний мир
8
предметные
метапредметные
личностные
12
Кто я?
3
фактическ
ая
2
17.10.2024
24.10.2024
Знания
эмоциональной
человека
об Умение
строить
сфере речевое
высказывание
в
устной форме.
Внутренний мир другого Эмпатия,
человека, его чувства.
толерантность
Актуализация у детей
знания
об
эмоциональной сфере
человека
Способность
к
сочувствию,
сопереживанию
Чувства людей
Эмпатия,
Способность
к
толерантность
сочувствию,
сопереживанию
Знакомство с понятием Умение
находить Исследование своих
«Качества людей»
положительные
качеств,
изучение
Расширение знаний друг качества во всех своих особенностей.
о друге.
людях, толерантное
отношение к другим.
Продолжение
Умение
находить Исследование своих
знакомства с понятием положительные
качеств,
изучение
«Качества людей»
качества во всех своих особенностей.
Расширение знаний друг людях, толерантное
о друге.
отношение к другим.
Продолжение
Умение
находить Исследование своих
знакомства с понятием положительные
качеств,
изучение
«Качества людей»
качества во всех своих особенностей,
Расширение знаний друг людях, толерантное осознание
детьми
о друге.
отношение к другим. наличия у других
людей разнообразных
9
Уникальность
моего
внутреннего
мира,
уникальность
твоего
внутреннего мира.
2
07.11.2024
14.11.2024
1
21.11.2024
1
28.11.2024
Кого я могу впустить в
свой внутренний мир.
10
Что значит верить?
11
Раздел 2. Я расту, я изменяюсь
Мое детство.
12
1
2
Раздел 3. Мое будущее. Каким
бы я хотел стать в будущем?
Моё будущее
14
15
Понятие
«добро»,
способы
проявления
доброты.
Сопереживание
(эмпатия), толерантность
к другим людям.
Развитие
эмпатии
Эмпатия
окружающим.
к Понимание
собственного
внутреннего мира и
мира другого.
09.01.2025
16.01.2025
Сопереживание
(эмпатия), толерантность
к другим людям.
Эмпатия
окружающим.
26.12.2024
Понятие
«индивидуальность»,
различия людей
Эмпатия
окружающим.
к Понимание
собственного
внутреннего мира и
мира другого.
к Понимание
собственного
внутреннего мира и
мира другого.
05.12.2024
12.12.2024
19.12.2024
чувства Сопереживание
другим людям.
к
3
2
Хочу вырасти здоровым
человеком!
«сердечного Умение
находить
положительные
качества во всех
людях, толерантное
отношение к другим.
Качества
Развитие
и
доброжелательного
формирование
человека, зачем нужны конструктивных
качества,
правила способов общения.
хорошего поведения.
Качества
Развитие
и
доброжелательного
формирование
человека, зачем нужны конструктивных
качества,
правила способов общения.
хорошего поведения.
3
Я изменяюсь.
13
Качества
человека»
положительных
качеств.
Осознание
детьми
наличия у других
людей разнообразных
положительных
качеств.
Осознание
своих
положительных
качеств,
коммуникативные
навыки.
Осознание
своих
положительных
качеств,
коммуникативные
навыки.
1
Раздел
4.
Хочу
вырасти
интеллигентным человеком: что
для этого нужно?
Кто
такой
интеллигентный
16
человек?
17
18
Хочу
вырасти
интеллигентным
человеком: что для этого
нужно?
Что такое идеальное Я?
Раздел
5.
Хочу
вырасти
свободным человеком: что для
этого нужно?
Кто такой свободный
человек?
19
20
21
Права и обязанности
школьника.
Что такое
уважение»
«право
4
23.01.2025
1
1
2
30.01.2025
11
2
27.02.2025
20.02.2025
2
05.03.2025
12.03.2025
2
19.03.2025
09.04.2025
Права и обязанности
23
Нарушение прав других
к Понимание
собственного
внутреннего мира и
мира другого.
в Оптимизация
с самооценки
обучающихся,
понимание
собственного
внутреннего мира.
06.02.2025
13.02.2025
на
22
Уникальность каждого Эмпатия
человека, толерантность. окружающим,
толерантное
поведение.
Положительные
и Толерантность
отрицательные качества отношениях
окружающими.
человека
2
16.04.2025
23.04.2025
2
30.04.2025
Положительные качества
в других людях
Позитивное
отношение
окружающим
Осознание
наличия
к разнообразных
положительных
качеств
в
других
людях
Дружба, бесконфликтное Коммуникативные
Умение
определять
поведение
навыки
качества настоящего
друга,
Проблемы, возникающие Рефлексия
Умение
в учебе, во внешкольной собственного
прогнозировать
поведения
деятельности
последствия
своих
обучающихся
поступков
Проблемы, возникающие Ответственность.
Умение
Рефлексия
в учебе, в школе
прогнозировать
собственного
последствия
своих
поведения
поступков
Проблемы, возникающие Ответственность.
Умение
24
25
людей может привести к
конфликтам
07.05.2025
дома, вне учебы
Рефлексия
собственного
поведения
прогнозировать
последствия
своих
поступков
Как
разрешать
конфликты
мирным
путем
Итоговое занятие
Всего:
14.05.2025
Рефлексия собственных Рефлексия
собственного
качеств и чувств
поведения
Анализ собственных
переживаний,
внутреннего мира
1
1
21.05.2025
34
Мониторинг в рамках данной программы предполагает изучение:
коммуникативной сферы у младших школьников (социометрическая методика Морено);
познавательной активности, мотивации младших школьников (анкета Лускановой);
уверенность в собственных силах, самооценка (методика «Лесенка»);
уровня агрессивности, тревожности (тест на изучение тревожности Тэмпл – Дорки, проективная методика «Кактус»);
оценка эмоционального состояния учеников в начале и конце занятия: выбрать цветную карточку (свое настроение). Сравнение
результатов этого задания, полученных в начале и конце занятия, изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит
сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого ученика.
Данная программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья
младших школьников, так как способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы
преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать
и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным
факторам реальности и создает условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое
здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между
индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к
социуму. Считаем необходимым продолжение занятий по данной программе в соответствии с возрастом в среднем звене.